Наука, теория, государство, право
  • Дата создания
    11 января 2011

Антон Михайлов →  Филологическая (элегантная) школа юристов и континентальная юридическая догматика

Следовавшая за глоссаторами и комментаторами «элегантная» школа гуманистов XVI столетия в силу восприятия права как исторически развивающегося и вписанного в культуру явления эпохой Возрождения, поставила перед юристами задачу реконструкции подлинного римского права через историческое толкование первоисточников – в противовес формально-догматическому отношению к глоссам средневековых doctores juris.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Истоки континетальной юридической техники: глоссаторы и комментаторы (попытка изложения)

Исследовательским инструментом у глоссаторов в построении систематики позитивного права выступали экзегетический (от греч. ex?g?sis — толкование) и диалектический (греч. ?????????? — искусство вести рассуждение) методы.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Континентальное право и общее право: система vs. процесс

Традиционное для континентальной догмы права представление о логической законченности позитивного права и соответствующих инструментах правоприменительной техники, по сути, всеми возможными средствами исключает активную правотворческую роль официального субъекта, разрешающего дело: отраслевые и общие принципы права, выведенные из системы права, а не судья определяют официальное «решение» ситуации.
Читать дальше

Антон Михайлов →  История общей теории права в континентальной правовой культуре

История общей теории права не написана. Существующие в современной учебной литературе попытки неудовлетворительны. Происходит подмена этого вопроса либо историей юридической профессии, либо историей юридического образования в России. Опираться на энциклопедию и философию права тоже не стоит: оба направления на протяжении двух-трех веков были и методологически, и предметно разнородны. Если редуцировать и отталкиваться от второй половины XIX столетия, то с их помощью можно весьма условно выделить «возвышенное» и «практическое» в предмете, но не более того.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Англо-американская юриспруденция и континентальная юридическая догматика

В отличие от законодательно фундированных систем романо-германского права, в прецедентной англо-американской традиции действующее право не сводится к нормам писаного законодательства.

Существенное, а во многих частноправовых институтах и решающее значение имеет право, созданное судьями, в котором уже несколько веков господствует понимание того, что каждая новая ситуация, имеющая «разумные отличия» от ранее разрешенных судьями, должна породить новый, креативный прецедент; судья не должен «замыкать» действующее содержание права в его позитивированных формах, поскольку в основе осуществления правосудия лежит идея социальной справедливости, а не механического правоприменения, основанного исключительно на правилах формальной логики.
Читать дальше

Антон Михайлов →  "Основное разделение права" и его современные мифы

МИФ ПЕРВЫЙ: ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Несмотря на то, что некоторыми авторами высказывается мнение, что деление права на частное и публичное имеет первостепенное значение для юридической практики, доктринальное происхождение данной проблематики, ее исключительная распространенность в рамках континентальной, романо-германской правовой семьи говорит в пользу точки зрения, что разделение системы права на частное и публичное культурно-исторически обусловлено и имеет лишь весьма опосредованное и ограниченное значение для судейской, адвокатской, нотариальной, правоохранительной и иных юридических практик.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Вклад философского идеализма и философского позитивизма в развитие юридической догматики

Важное методологическое влияние на развитие систематизаторской тенденции в ученой юриспруденции континентальной традиции оказала идеалистическая философия органицизма Ф. Шеллинга.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Школа естественного права и юридическая догматика в континентальном праве

В современной науке гражданского права, благодаря трудам О.С. Иоффе и некоторым утверждениям Р. Давида утвердилось устойчивое представление, что школа естественного права второй половины XVII — XVIII столетий ничего существенного не внесла в догматику гражданского права на континенте. Эти представления уходят своими корнями в мысли немецких ученых-юристов — Рудольфа Зома, Карла Бергбома и Эрнста Ландсберга, не питавших симпатий к естественно-правовым представлениям. Вместе с тем считаю, что нет оснований для такой точки зрения.
Читать дальше

Антон Михайлов →  К вопросу о правовом нигилизме (размышления)

«Человечество должно сохранять веру, что есть нечто высшее, чем формально обязательное право; не следует только думать, чтобы это высшее также было правом» — писал известный немецкий правовед позитивистского направления К.-М. Бергбом.

Проблема правового нигилизма нуждается в более широком и глубоком изучении по сравнению с уровнем ее разработанности в современном российском правоведении. Дело в том, что право, являясь многомерным феноменом, формирует и соответствующую «многомерность» такого феномена как правовой нигилизм. Все его «грани» требуют одинаково качественного исследования.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Ratio decidendi прецедентов английских судов

По юридической силе любое решение английского суда принято делить на две части – ratio decidendi (обязательная часть судебного решения) и obiter dicta (рекомендательная, убеждающая часть судебного решения). Ratio decidendi образуют лишь те правовые положения, сформулированные судьей, которые либо он, либо судьи, впоследствии толковавшие судебное дело, им разрешенное, считают непосредственно необходимыми для принятия именно того решения, которое в действительности было вынесено судьей по делу. Иными словами, ratio decidendi является таким правовым основанием решения, без которого такое решение не было бы вынесено.
Читать дальше