Сергей Литвиненко → Последствия землетрясения в Японии для мирового автопрома
Специалисты отмечают растущий спрос на японские автомобили во многих странах, поэтому заявления правлений японских автомобильных компаний Toyota, Nissan, Subaru и Honda о приостановлении работы сборочных конвейеров автозаводов из-за последствий землетрясений и цунами, обрушившихся на Японию, могут негативно сказаться не только на японской экономике, но и экономике всего мира.
Пока что речь идет как минимум о 40 тысячах новых автомобилей, однако этим производители могут не ограничиться — неопределенность вокруг безопасности энергетических объектов усугубляется каждый час. Перебои в энергоснабжение автомобильной промышленности — это одна из главных проблем, препятствующих выходу на рынок вновь собранных машин. Сейчас концерны только оценивают перспективы возобновления производства, а также последствия, перебоев в поставках автомобилей (в том числе юридические).
Внешнеторговые контракты на поставку японских автомобилей в третьи страны в соответствии с правилами Инкотермс предусматривают выплату неустоек за срыв поставок. Но в данном случае последствия землетрясений и цунами для японских поставщиков будут считаться обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), что позволит избежать санкций со стороны заказчиков за задержку поставок.
Сроки форс-мажорных обстоятельств будет устанавливать правительство Японии. Однако в договорах с конкретными производителями автомобилей может быть прописан предельный срок существования таких обстоятельств, по истечении которого покупатель может разорвать отношения с производителями в одностороннем порядке — это условие встречается в контрактах довольно часто. В настоящее время трудно даже прогнозировать срок прекращения действия обстоятельств непреодолимой силы, поскольку энергетическая отрасль островного государства поставлена в жесткие условия.
Однако внутри России дела с поставщиками могут обстоять не так просто. В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса РФ лицо может быть освобождено от ответственности за неисполнение своих обязательств вследствие непреодолимой силы. И если действие этой непреодолимой силы в отношении японских поставщиков очевидно, то российские компании, которые, возможно, имеют обязательства по продаже своим клиентам японских авто, могут оказаться в накладе. Ведь согласно заключенным договорам дилеры должны предоставить своим покупателям автомобиль, при этом не имеет значения, когда он должен быть доставлен из Японии и должен ли вообще оттуда быть доставлен. Вероятно, нашим дилерам предстоит еще доказывать то, что свои обязанности они не могли исполнить из иных источников (например, из имеющихся автомобилей в России или других странах). Действующее законодательство РФ не имеет на этот счет каких-то особых предписаний, да и судебная практика в направлении форс-мажорных обстоятельств не является типичной и не до конца проработана. Каждый такой случай может разрешаться судом отдельно, и у дилеров есть некоторые шансы не нести дополнительной ответственности перед своими клиентами.
Аварии на японских атомных станциях надолго создадут дефицит электроэнергии для многих энергоемких производств. Обещанное увеличение поставок энергоресурсов из России не уменьшит этот дефицит. Впрочем, опасаться того, что японские автомобили перестанут поступать на российский рынок не стоит. Конъюнктуру российского рынка формируют японские автомобили, производимые на заводах в Европе, Мексике, да и самой России.
Япония постепенно сокращает производства автомобилей на своей территории, перенося его в другие страны. Поэтому опасаться повышения цен на автомобили не стоит, если конечно они не будут раздуты искусственно информационными методами. Как и в случае с завышением цен на продукты питания, за ценами на автомобили может следить Федеральная антимонопольная служба. Однако не стоит рассчитывать на ее серьезную реакцию. В настоящий момент не все ритейлеры, замеченные в завышении цен на гречневую крупу, понесли за это реальное наказание. Японские автомобили не являются предметом первой необходимости, как продовольствие. Поэтому от продавцов автомобилей можно ожидать самых смелых ценовых предложений, а внимание органов исполнительной власти к таким фактам можно и не наблюдать в обозримой перспективе.
Последствия стихийных бедствий в Японии могут подстегнуть производство автомобилей в других странах и прежде всего в самой России. Сейчас, из-за роста цен на рынке на металлы промышленной группы отечественные автозаводы не могут удовлетворить нарастающий спрос на автомобили. Японский же рынок всегда потребляет очень много промышленных металлов, а остановка многочисленных производств в разы сократит его потребление. Такая ситуация позволит остановить рост мировых цен на металлы и удовлетворить спрос на него автосборочных производств других стран.
Пока что речь идет как минимум о 40 тысячах новых автомобилей, однако этим производители могут не ограничиться — неопределенность вокруг безопасности энергетических объектов усугубляется каждый час. Перебои в энергоснабжение автомобильной промышленности — это одна из главных проблем, препятствующих выходу на рынок вновь собранных машин. Сейчас концерны только оценивают перспективы возобновления производства, а также последствия, перебоев в поставках автомобилей (в том числе юридические).
Внешнеторговые контракты на поставку японских автомобилей в третьи страны в соответствии с правилами Инкотермс предусматривают выплату неустоек за срыв поставок. Но в данном случае последствия землетрясений и цунами для японских поставщиков будут считаться обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), что позволит избежать санкций со стороны заказчиков за задержку поставок.
Сроки форс-мажорных обстоятельств будет устанавливать правительство Японии. Однако в договорах с конкретными производителями автомобилей может быть прописан предельный срок существования таких обстоятельств, по истечении которого покупатель может разорвать отношения с производителями в одностороннем порядке — это условие встречается в контрактах довольно часто. В настоящее время трудно даже прогнозировать срок прекращения действия обстоятельств непреодолимой силы, поскольку энергетическая отрасль островного государства поставлена в жесткие условия.
Однако внутри России дела с поставщиками могут обстоять не так просто. В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса РФ лицо может быть освобождено от ответственности за неисполнение своих обязательств вследствие непреодолимой силы. И если действие этой непреодолимой силы в отношении японских поставщиков очевидно, то российские компании, которые, возможно, имеют обязательства по продаже своим клиентам японских авто, могут оказаться в накладе. Ведь согласно заключенным договорам дилеры должны предоставить своим покупателям автомобиль, при этом не имеет значения, когда он должен быть доставлен из Японии и должен ли вообще оттуда быть доставлен. Вероятно, нашим дилерам предстоит еще доказывать то, что свои обязанности они не могли исполнить из иных источников (например, из имеющихся автомобилей в России или других странах). Действующее законодательство РФ не имеет на этот счет каких-то особых предписаний, да и судебная практика в направлении форс-мажорных обстоятельств не является типичной и не до конца проработана. Каждый такой случай может разрешаться судом отдельно, и у дилеров есть некоторые шансы не нести дополнительной ответственности перед своими клиентами.
Аварии на японских атомных станциях надолго создадут дефицит электроэнергии для многих энергоемких производств. Обещанное увеличение поставок энергоресурсов из России не уменьшит этот дефицит. Впрочем, опасаться того, что японские автомобили перестанут поступать на российский рынок не стоит. Конъюнктуру российского рынка формируют японские автомобили, производимые на заводах в Европе, Мексике, да и самой России.
Япония постепенно сокращает производства автомобилей на своей территории, перенося его в другие страны. Поэтому опасаться повышения цен на автомобили не стоит, если конечно они не будут раздуты искусственно информационными методами. Как и в случае с завышением цен на продукты питания, за ценами на автомобили может следить Федеральная антимонопольная служба. Однако не стоит рассчитывать на ее серьезную реакцию. В настоящий момент не все ритейлеры, замеченные в завышении цен на гречневую крупу, понесли за это реальное наказание. Японские автомобили не являются предметом первой необходимости, как продовольствие. Поэтому от продавцов автомобилей можно ожидать самых смелых ценовых предложений, а внимание органов исполнительной власти к таким фактам можно и не наблюдать в обозримой перспективе.
Последствия стихийных бедствий в Японии могут подстегнуть производство автомобилей в других странах и прежде всего в самой России. Сейчас, из-за роста цен на рынке на металлы промышленной группы отечественные автозаводы не могут удовлетворить нарастающий спрос на автомобили. Японский же рынок всегда потребляет очень много промышленных металлов, а остановка многочисленных производств в разы сократит его потребление. Такая ситуация позволит остановить рост мировых цен на металлы и удовлетворить спрос на него автосборочных производств других стран.
Нет комментариев