LAWYERS ASTAPOV → Новый порядок защиты прав и интересов Украины при рассмотрении споров в международных юрисдикционных органах
Указом Президента Украины № 261/2011 утвержден новый порядок защиты прав и интересов Украины при урегулировании и рассмотрении споров в международных юрисдикционных органах.
Укрепление правовой определенности в вопросе порядка защиты прав и интересов Украины и представительства ее интересов при рассмотрении споров с иностранными субъектами — событие которого долго ожидало международное юридическое сообщество. Не секрет что в каждый момент времени Украина участвует в двух десятках споров в различных юрисдикционных органах таких как инвестиционный арбитраж ICSID в Вашингтоне и Стокгольмский коммерческий арбитраж. Истцами в таких процедурах выступают чаще всего иностранные инвесторы или субъекты которые себя такими считают.
В свете этого очень важно понимать какой именно орган государственной власти и каким образом уполномочен, например, привлекать юридических советников для представления интересов Украины, а также осуществлять иные действия необходимые для защиты ее интересов в иностранном юрисдикционном органе.
Главным достижением нового режима регулирования является выбор органа, который однозначно отвечает за весь процесс — это Министерство юстиции, а не «ответственный орган» как по ранее действующему законодательству. То есть преодолена ситуация когда одним делом занимаются 5 министерств, что вызывает конфликты и снижение уровня представительства интересов Украины по принципу «у семи нянек дитя без глаза».
Некоторые из важных нововведений приведены ниже:
1. Внесена определенность в вопрос, какой именно центральный орган государственной власти отвечает за процесс представительства интересов государства — это Министерство юстиции Украины. Другие органы государственной власти (например, как часто случается, отраслевые министерства) играют в этом процессе вспомогательную роль. Таким образом, снята проблема «ответственного органа» по каждому конкретному делу.
2. Межведомственную рабочую группу возглавляет исключительно министр или зам министра юстиции. Раньше это мог быть отраслевой министр.
3. Введен единый орган, который выполняет контрольные функции в процессе — Кабинет Министров. Его надлежит ежемесячно информировать о ходе процесса.
4. Юридических советников и иные категории внешних советников по новому Порядку назначает Министерство Юстиции Украины.
Какой бы положительной не являлась новая процедура, остается нерешенным вопрос, какой правительственный орган назначает внешнего советников для представления многочисленных государственных компаний, которые все чаще становятся участниками иностранных судебных и арбитражных разбирательств.
Излишне говорить, что самой процедуре, к сожалению, не хватает прозрачности, как того ожидает международное юридическое сообщество.
Автор — Андрей Астапов, управляющий партнер AstapovLawyers и руководитель практики по разрешению споров
Укрепление правовой определенности в вопросе порядка защиты прав и интересов Украины и представительства ее интересов при рассмотрении споров с иностранными субъектами — событие которого долго ожидало международное юридическое сообщество. Не секрет что в каждый момент времени Украина участвует в двух десятках споров в различных юрисдикционных органах таких как инвестиционный арбитраж ICSID в Вашингтоне и Стокгольмский коммерческий арбитраж. Истцами в таких процедурах выступают чаще всего иностранные инвесторы или субъекты которые себя такими считают.
В свете этого очень важно понимать какой именно орган государственной власти и каким образом уполномочен, например, привлекать юридических советников для представления интересов Украины, а также осуществлять иные действия необходимые для защиты ее интересов в иностранном юрисдикционном органе.
Главным достижением нового режима регулирования является выбор органа, который однозначно отвечает за весь процесс — это Министерство юстиции, а не «ответственный орган» как по ранее действующему законодательству. То есть преодолена ситуация когда одним делом занимаются 5 министерств, что вызывает конфликты и снижение уровня представительства интересов Украины по принципу «у семи нянек дитя без глаза».
Некоторые из важных нововведений приведены ниже:
1. Внесена определенность в вопрос, какой именно центральный орган государственной власти отвечает за процесс представительства интересов государства — это Министерство юстиции Украины. Другие органы государственной власти (например, как часто случается, отраслевые министерства) играют в этом процессе вспомогательную роль. Таким образом, снята проблема «ответственного органа» по каждому конкретному делу.
2. Межведомственную рабочую группу возглавляет исключительно министр или зам министра юстиции. Раньше это мог быть отраслевой министр.
3. Введен единый орган, который выполняет контрольные функции в процессе — Кабинет Министров. Его надлежит ежемесячно информировать о ходе процесса.
4. Юридических советников и иные категории внешних советников по новому Порядку назначает Министерство Юстиции Украины.
Какой бы положительной не являлась новая процедура, остается нерешенным вопрос, какой правительственный орган назначает внешнего советников для представления многочисленных государственных компаний, которые все чаще становятся участниками иностранных судебных и арбитражных разбирательств.
Излишне говорить, что самой процедуре, к сожалению, не хватает прозрачности, как того ожидает международное юридическое сообщество.
Автор — Андрей Астапов, управляющий партнер AstapovLawyers и руководитель практики по разрешению споров
«событие которого долго ожидало международное юридическое сообщество»- Ну, это вы, пожалуй, преувеличиваете)