Дмитрий Литвинский (Адвокат, Париж) → Франция. Требование гендерного равенства в органах управления акционерными обществами
Французское право компаний дополнено новыми положениями, в соответствии с которыми при формировании органов управления акционерными обществами предписывается обеспечить равномерное представительство мужчин и женщин.
Новый французский закон № 2011-103 от 27 января 2011 г. «О равномерном представительстве женщин и мужчин в советах директоров и наблюдательных советах и о равенстве в профессиональной сфере»
(см. текст закона от 27 января 2011 на французском: www.legifrance.org/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000023487662&fastPos=1&fastReqId=2119231534&categorieLien=cid&oldAction=rechTexte)
включил во французский Торговый кодекс ряд новых статей
(смотри редакцию положений статьей L225-17 – L225-56 на французском: www.legifrance.org/affichCode.do;jsessionid=2C32B808BF296A03E1AF0CED34C723B1.tpdjo06v_2?idSectionTA=LEGISCTA000006178759&cidTexte=LEGITEXT000005634379&dateTexte=20170101).
В соответствии с введенной законом в Торговый кодекс новой статьей L225-18-1,
«Доля членов правления каждого пола не может составлять менее 40% в тех обществах, акции которых допущены к обороту на фондовой бирже, а также, после того как будет проведено ближайшее общее собрание, на котором принимается решение об избрании в совет директоров, и в тех обществах, которые в течение трех последовательных финансовых лет насчитывают в среднем не менее пятисот постоянных работников и чистый объем торгового оборота или балансовый итог которых составляет не менее 50 миллионов евро. Применительно к тем же самым обществам, в тех случаях, когда совет директоров насчитывает не менее 8 членов, разница в количестве членов правления каждого пола не может быть больше двух.
Любое назначение, при котором были нарушены положения первого абзаца и которое не направлено на устранение нарушений в составе совета, является недействительным. Такая недействительность не влечет за собой недействительности решений, в принятии которых участвовал избранный с нарушениями член правления».
Сразу оговоримся, что оставаясь в правовом поле, установленном французским Законодателем, мы не обсуждаем здесь возможное мнение, что установление законом различного рода квот по гендерному признаку, в ущерб принципу отбора по способностям и профессиональной компетенции, само по себе в значительной степени способно являться признаком или даже источником дискриминации, прямой или обратной не суть важно. Жизнь показывает, насколько порой бывает трудно четко провести ту линию, за которой борьба с дискриминацией незаметно начинает сама приобретать отдельные ее черты.
Область применения
Новые правила касаются:
1) акционерных обществ, акции которых допущены к биржевым котировкам,
2) акционерных обществ, акции которых не допущены к обороту на фондовой бирже, но которые при этом в течение трех последовательных отчетных периодов отвечают одновременно двум требованиям:
а) количество постоянных наемных работников не менее пятисот, и
в) чистая выручка от реализации (или раздел итого баланса) составляет не менее 50 миллионов евро.
Таким образом, изменениями затрагивается значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса. По предварительным прогнозам, речь может идти более чем о ста тысячах акционерных обществ классического типа. Одним из результатов вступления в действие новых требований может быть кооптация в самом ближайшем будущем в советы директоров или наблюдательные советы компаний примерно 6 000 новых лиц мужского или женского пола.
Установленные квоты
Формулировка закона четко увязывает характер гендерного распределения состава советов директоров или наблюдательных советов с общим числом членов правления. Статьей L225-17 Торгового кодекса установлено, что число членов совета директоров не может быть меньше 3, при этом число членов совета директоров, закрепленное в уставе общества, не может быть больше 18. Как было сказано выше, закон прямо определяет, что в тех случаях, когда совет директоров насчитывает не менее 8 членов, разница в количестве членов правления каждого пола не может быть больше двух.
В итоге, в соответствии с новым законом:
1) совет директоров, представленный 3 или 4 членами, должен включать как минимум одного представителя, пол которого отличается от пола остальных двух или трех членов;
2) в совете директоров, насчитывающем 5 или 6 членов, пол как минимум двоих членов должен отличаться от пола остальных трех или, соответственно, четырех членов;
3) если же совет директоров состоит из 7 или 8 членов, то как минимум трое из них должны быть другого пола, чем остальные четверо или, соответственно, пятеро.
При этом, закон принимает во внимание и достаточно часто встречающуюся на практике, — чаще всего в объединениях акционерных обществ, — ситуацию, когда в качестве члена совета директоров акционерного общества выступает третье юридическое лицо.
Когда изменения в редакцию статьи L225-20 Торгового кодекса вступят в силу, она будет выглядеть следующим образом:
«Юридическое лицо может быть избрано членом совета директоров. В момент его избрания оно обязано указать постоянного представителя, в отношении которого будет действовать те же условия и обязательства и который несет ту же самую гражданскую и уголовную ответственность, как если бы он выступал членом правления от своего собственного имени, все это независимо от солидарной ответственности представляемого им юридического лица.
Постоянный представитель принимается во внимание при оценке соответствия состава совета директоров первому абзацу статьи L225-18-1. Любое избрание, которое имело место с нарушением настоящего абзаца и которое не направлено на устранение нарушения в составе совета директоров является недействительным. Такая недействительность не влечет за собой недействительности решений, в принятии которых принимал участие избранный с нарушениями постоянный представитель.
В тех случаях, когда юридическое лицо лишает полномочий своего представителя, оно обязано одновременно позаботиться о его замене».
Однако при этом, статья L225-27 Торгового кодекса указывает, что в тех случаях, когда уставом общества предусмотрена возможность избрания в совет директоров представителей трудового коллектива, то представляющие трудовой коллектив члены правления не принимаются во внимание при подсчете равномерности распределения состава совета директоров по гендерному признаку.
Наконец, для случаев досрочного выхода из состава совета директоров (например, в случае смерти или добровольного сложения полномочий) сделаны специальные уточнения.
В соответствии с третьим и четвертым абзацами статьи L225-24,
«В тех случаях, когда количество членов совета директоров стало меньше минимального числа предусмотренного в Уставе, не выходя при этом за пределы минимального количества, установленного в законе, совет директоров должен в течение трех месяцев со дня образования вакансии, произвести соответствующие временные назначения для восполнения численности своего состава.
В том случае, когда его состав больше не отвечает установленному в первом абзаце статьи L225-18-1, совет директоров должен в трехмесячный срок со дня образования вакансии произвести временные назначения для исправления создавшейся ситуации».
Таким образом, новый закон прямо вменяет в обязанность совету директоров привести свой состав в соответствие с установленным законом. Отметим при этом, что обязанность предпринять соответствующие действия в трехмесячный срок установлена только если численность совета директоров снижается ниже предусмотренного в уставе. В то же самое время, в случае ее снижения ниже предела установленного в законе, совет директоров имеет в своем распоряжении шесть месяцев.
Санкции
В случае нарушения нового закона предусматриваются санкции двух видов:
1) Недействительность избрания члена совета директоров или постоянного представителя, избранных с нарушением принципа равного представительства, установленного в приведенных выше статьях L225-18-1 и L225-20 Торгового кодекса. Специально подчеркнем указание в законе на то, что недействительность избрания члена совета директоров (постоянного представителя) не распространяется на принятые советом решения.
Следует оговориться, что сложности могут возникнуть в достаточно распространенной на практике ситуации, когда совет директоров состоит из трех человек, т.е. когда речь идет об установленном законом минимуме. Если избрание третьего члена совета директоров недействительно, поскольку его пол совпадает с полом других двух, возникает ситуация, в которой два других члена совета директоров больше не имеют возможности кооптировать третьего члена и тогда их полномочия ограничиваются лишь правом созвать общее собрание акционеров, которое и должно будет сформировать новый совет директоров.
Действительно, в соответствии со вторым абзацем статьи L225-24:
«В том случае, когда число членов совета директоров становится ниже установленного законом минимума, остающиеся директора должны незамедлительно созвать общее собрание с целью восполнить состав совета».
2) Приостановление выплаты компенсационного вознаграждения всем членам совета директоров или членам наблюдательного совета.
Второй абзац статьи L225-45 Торгового кодекса, измененный новым законом, предусматривает приостановление выплаты вознаграждения в следующих терминах:
«В том случае, когда состав совета директоров не соответствует первому абзацу статьи L225-18-1, выплата вознаграждения, предусмотренного первым абзацем настоящей статьи, приостанавливается. Выплата возобновляется, когда состав совет директоров приведен в соответствие с правилами, включая при этом и выплату образовавшейся за время приостановления задолженности».
Сроки вступления новых правил в действие
1. Фактически уже вступили в действие.
Новым законом от 27 января 2011 г. внесены изменения в действующую редакцию статьи L225-17 Торгового кодекса. Действующая редакция ее второго абзаца выглядит следующим образом:
«Формирование состава совета директоров происходит с учетом необходимости обеспечения равного представительства женщин и мужчин».
Таким образом, использование в приведенной формулировке глагола настоящего времени позволяет предположить, что требование обеспечить равное представительство мужчин и женщин действует непосредственно с момента вступления нового закона в действие. То есть, уже сегодня новые правила действуют в отношении всех следующих за их принятием назначений в советы директоров всех акционерных обществ вне зависимости от числа их работников или размера оборота. Такие назначения должны осуществляться с соблюдением обязанности обеспечить гендерное равноправие.
Вместе с тем, по всей видимости, следуя установившейся во французском обязательственном праве классификации, речь идет не об обязанности достижения результата, а лишь об обязанности совершения действий. Акционерное общество должно быть в состоянии подтвердить, что при выборе претендента предпринято все разумно необходимое для соблюдения установленного новым законом принципа «равномерного представительства женщин и мужчин».
2. С 2014 года.
В отношении акционерных обществ, чьи акции допущены к обороту на фондовой бирже, часть II статьи 5 нового закона предусматривает, что
«[…] соотношение между членами совета директоров или наблюдательного совета каждого пола не может быть менее 20% после проведения очередного общего собрания, следующего за 1 январем третьего года после опубликования настоящего закона. В тех случаях, когда на момент опубликования настоящего закона какой-либо из полов не представлен в совете директоров или в наблюдательном совете, как минимум один представитель этого пола должен быть избран на следующем очередном общем собрании, принимающем решение об избрании членов совета директоров или наблюдательного совета […]».
При этом при подсчете соотношения представителей полов во внимание принимается постоянный представитель юридического лица – члена совета директоров или наблюдательного совета.
Статья 5 нового закона от 27 января 2011 г. прямо предусматривает недействительность любого назначения, имевшего место с нарушением приведенного выше положения и не направленного на устранение нарушений в составе совета директоров или наблюдательного совета. При этом, такая недействительность не влечет за собой недействительности решений, в принятии которых принимал участие член совета директоров или наблюдательного совета, избранный с нарушениями.
Таким образом, после проведения обществом общего собрания в 2014 г., предписывается соблюдение минимальной 20% квоты для представителей каждого из полов. А прямо сейчас начинают применяться и санкции недействительности в отношении всех назначений в составе совета директоров и наблюдательного совета, произведенных с нарушением двух указанных выше требований.
3. С 2017 года.
В соответствии с частью I статьи 5 нового закона, большая часть установленных в нем правил начинает применяться на практике ко всем указанным в законе акционерным обществам, начиная с 1 января шестого года после его принятия, т.е. с января 2017. Собственно речь идет о:
— статье L225-18-1 Торгового кодекса, предусматривающей 40% квоту членов совета директоров одного пола и максимально возможную разницу в два члена для советов директоров, состоящих из 8 и более членов, а также недействительность назначений, произведенных с ее нарушением.
— статье L225-20, относящейся к постоянному представителю, действующему от имени директора – юридического лица.
— статье L225-24, относящейся к кооптации в шестимесячный срок в случае несоблюдения баланса распределения между полами.
— статье L225-45, относящейся к временному приостановлению выплаты вознаграждения директорам.
Выводы
Таким образом, уже на следующем очередном общем собрании акционеров французских акционерных обществ, принимающем решения об избрании в совет директоров, во внимание должен будет также приниматься и пол будущих членов правления.
Срок полномочий членов совета директоров определяется уставом, но в случае если директора избираются общим собранием, срок их избрания не может превышать шести лет, с возможностью последующего переизбрания, если уставом не предусмотрено иного. То есть, если полномочия членов совета директоров заканчиваются в 2011 г., значительная часть акционерных обществ, органы управления подавляющей части которых на сегодняшний день представлены исключительно мужчинами, будет вынуждена, под страхом недействительности последующих избраний, уже сегодня в срочном порядке «искать женщину».
В итоге, в органах управления большинства французских акционерных обществ, соответственно с 2014 г. (для обществ, акции которых допущены к обороту на фондовой бирже) или с 2017 г. (для всех остальных акционерных обществ), если к тому времени не истечет срок полномочий ни одного из членов совета директоров или ни один из них не согласиться отказаться от своих полномочий раньше срока, существенно увеличится количество т.н. «катапультируемых мест». Вряд ли такая перспектива будет благоприятно сказываться на их работе.
Одновременно, сложившаяся ситуация создает серьезный риск и с точки зрения публичного образа компании. Действительно, шестой абзац статьи L225-37 Торгового кодекса в ее новой редакции предусматривают, что
«В обществах, чьи ценные бумаги допущены к обороту на регулируемом рынке, председатель совета директоров отражает сведения в отчете, прилагаемом к отчету, указанному в статьях L.225-100, L225-102, L225-102-1 и L233-26, о составе совета и о применении принципа равномерного представительства женщин и мужчин в его составе […].
А десятый абзац той же статьи уточняет, что
«отчет, о котором говорится в настоящей статье, утверждается советом директоров и публикуется для общего ознакомления».
Таким образом, возможные нарушения закона будут по определению официализированы и доступны широкой публике. Такая известность, в свою очередь, может повлечь за собой создание негативного образа «компании, исповедующей мачистские принципы», способного иметь далеко идущие финансовые последствия.
Следует отметить, что закон оставляет открытым целый ряд вопросов. Так, без ответа остается вопрос о юридическом характере недействительности решений тех советов директоров, состав которых не соответствует принципу равного представительства. Речь может идти как о недействительности относительной, так и о ничтожности. Сам закон никаких уточнений по этому поводу не дает.
Во французском праве компаний, целью относительной недействительности является защита интересов соответствующей компании, и круг лиц обладающих правом в судебном порядке поднять вопрос о ней ограничивается лишь членами ее совета директоров и наблюдательного совета или ее акционерами. Для компаний семейного бизнеса или тех компаний, в которых распределение контроля не приводит к появлению блоков по интересам, такое требование, в целом, не представляет из себя большой угрозы. Однако, применительно к акционерным обществам, допущенным к биржевому обороту, понимание ничтожности как относительной означает, что требование о признании недействительности решения об избрании может быть заявлено любым миноритарным акционером, хотя бы и владеющим одной единственной акцией. Все это несет в себе потенциальный риск увеличения числа соответствующих судебных споров.
Последствия гораздо серьезнее, если допустить, что закон говорит о ничтожности. Правила ничтожности направлены на защиту общего интереса, и соответствующее требование может быть заявлено любым заинтересованным лицом, например ассоциацией защиты прав женщин, наемным работником компании, профсоюзом или комитетом рабочего представительства.
Только появление судебной практики по этому вопросу способно дать определенный ответ о характере недействительности. Как было показано выше, его практические последствия могут быть самыми серьезными.
Новый закон так же ничего не говорит о своей применимости в отношении акционерных обществ упрощенного типа (SAS), число которых, в силу ряда причин, — прежде всего, гораздо большей гибкости в управлении, — сегодня во Франции превышает число акционерных обществ классического типа. Распространит ли судебная практика приведенные выше правила четко и недвусмысленно и на компании этой получающей все большее распространение организационно-правовой формы? Ответ на этот вопрос также может иметь далеко идущие последствия.
Новый французский закон № 2011-103 от 27 января 2011 г. «О равномерном представительстве женщин и мужчин в советах директоров и наблюдательных советах и о равенстве в профессиональной сфере»
(см. текст закона от 27 января 2011 на французском: www.legifrance.org/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000023487662&fastPos=1&fastReqId=2119231534&categorieLien=cid&oldAction=rechTexte)
включил во французский Торговый кодекс ряд новых статей
(смотри редакцию положений статьей L225-17 – L225-56 на французском: www.legifrance.org/affichCode.do;jsessionid=2C32B808BF296A03E1AF0CED34C723B1.tpdjo06v_2?idSectionTA=LEGISCTA000006178759&cidTexte=LEGITEXT000005634379&dateTexte=20170101).
В соответствии с введенной законом в Торговый кодекс новой статьей L225-18-1,
«Доля членов правления каждого пола не может составлять менее 40% в тех обществах, акции которых допущены к обороту на фондовой бирже, а также, после того как будет проведено ближайшее общее собрание, на котором принимается решение об избрании в совет директоров, и в тех обществах, которые в течение трех последовательных финансовых лет насчитывают в среднем не менее пятисот постоянных работников и чистый объем торгового оборота или балансовый итог которых составляет не менее 50 миллионов евро. Применительно к тем же самым обществам, в тех случаях, когда совет директоров насчитывает не менее 8 членов, разница в количестве членов правления каждого пола не может быть больше двух.
Любое назначение, при котором были нарушены положения первого абзаца и которое не направлено на устранение нарушений в составе совета, является недействительным. Такая недействительность не влечет за собой недействительности решений, в принятии которых участвовал избранный с нарушениями член правления».
Сразу оговоримся, что оставаясь в правовом поле, установленном французским Законодателем, мы не обсуждаем здесь возможное мнение, что установление законом различного рода квот по гендерному признаку, в ущерб принципу отбора по способностям и профессиональной компетенции, само по себе в значительной степени способно являться признаком или даже источником дискриминации, прямой или обратной не суть важно. Жизнь показывает, насколько порой бывает трудно четко провести ту линию, за которой борьба с дискриминацией незаметно начинает сама приобретать отдельные ее черты.
Область применения
Новые правила касаются:
1) акционерных обществ, акции которых допущены к биржевым котировкам,
2) акционерных обществ, акции которых не допущены к обороту на фондовой бирже, но которые при этом в течение трех последовательных отчетных периодов отвечают одновременно двум требованиям:
а) количество постоянных наемных работников не менее пятисот, и
в) чистая выручка от реализации (или раздел итого баланса) составляет не менее 50 миллионов евро.
Таким образом, изменениями затрагивается значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса. По предварительным прогнозам, речь может идти более чем о ста тысячах акционерных обществ классического типа. Одним из результатов вступления в действие новых требований может быть кооптация в самом ближайшем будущем в советы директоров или наблюдательные советы компаний примерно 6 000 новых лиц мужского или женского пола.
Установленные квоты
Формулировка закона четко увязывает характер гендерного распределения состава советов директоров или наблюдательных советов с общим числом членов правления. Статьей L225-17 Торгового кодекса установлено, что число членов совета директоров не может быть меньше 3, при этом число членов совета директоров, закрепленное в уставе общества, не может быть больше 18. Как было сказано выше, закон прямо определяет, что в тех случаях, когда совет директоров насчитывает не менее 8 членов, разница в количестве членов правления каждого пола не может быть больше двух.
В итоге, в соответствии с новым законом:
1) совет директоров, представленный 3 или 4 членами, должен включать как минимум одного представителя, пол которого отличается от пола остальных двух или трех членов;
2) в совете директоров, насчитывающем 5 или 6 членов, пол как минимум двоих членов должен отличаться от пола остальных трех или, соответственно, четырех членов;
3) если же совет директоров состоит из 7 или 8 членов, то как минимум трое из них должны быть другого пола, чем остальные четверо или, соответственно, пятеро.
При этом, закон принимает во внимание и достаточно часто встречающуюся на практике, — чаще всего в объединениях акционерных обществ, — ситуацию, когда в качестве члена совета директоров акционерного общества выступает третье юридическое лицо.
Когда изменения в редакцию статьи L225-20 Торгового кодекса вступят в силу, она будет выглядеть следующим образом:
«Юридическое лицо может быть избрано членом совета директоров. В момент его избрания оно обязано указать постоянного представителя, в отношении которого будет действовать те же условия и обязательства и который несет ту же самую гражданскую и уголовную ответственность, как если бы он выступал членом правления от своего собственного имени, все это независимо от солидарной ответственности представляемого им юридического лица.
Постоянный представитель принимается во внимание при оценке соответствия состава совета директоров первому абзацу статьи L225-18-1. Любое избрание, которое имело место с нарушением настоящего абзаца и которое не направлено на устранение нарушения в составе совета директоров является недействительным. Такая недействительность не влечет за собой недействительности решений, в принятии которых принимал участие избранный с нарушениями постоянный представитель.
В тех случаях, когда юридическое лицо лишает полномочий своего представителя, оно обязано одновременно позаботиться о его замене».
Однако при этом, статья L225-27 Торгового кодекса указывает, что в тех случаях, когда уставом общества предусмотрена возможность избрания в совет директоров представителей трудового коллектива, то представляющие трудовой коллектив члены правления не принимаются во внимание при подсчете равномерности распределения состава совета директоров по гендерному признаку.
Наконец, для случаев досрочного выхода из состава совета директоров (например, в случае смерти или добровольного сложения полномочий) сделаны специальные уточнения.
В соответствии с третьим и четвертым абзацами статьи L225-24,
«В тех случаях, когда количество членов совета директоров стало меньше минимального числа предусмотренного в Уставе, не выходя при этом за пределы минимального количества, установленного в законе, совет директоров должен в течение трех месяцев со дня образования вакансии, произвести соответствующие временные назначения для восполнения численности своего состава.
В том случае, когда его состав больше не отвечает установленному в первом абзаце статьи L225-18-1, совет директоров должен в трехмесячный срок со дня образования вакансии произвести временные назначения для исправления создавшейся ситуации».
Таким образом, новый закон прямо вменяет в обязанность совету директоров привести свой состав в соответствие с установленным законом. Отметим при этом, что обязанность предпринять соответствующие действия в трехмесячный срок установлена только если численность совета директоров снижается ниже предусмотренного в уставе. В то же самое время, в случае ее снижения ниже предела установленного в законе, совет директоров имеет в своем распоряжении шесть месяцев.
Санкции
В случае нарушения нового закона предусматриваются санкции двух видов:
1) Недействительность избрания члена совета директоров или постоянного представителя, избранных с нарушением принципа равного представительства, установленного в приведенных выше статьях L225-18-1 и L225-20 Торгового кодекса. Специально подчеркнем указание в законе на то, что недействительность избрания члена совета директоров (постоянного представителя) не распространяется на принятые советом решения.
Следует оговориться, что сложности могут возникнуть в достаточно распространенной на практике ситуации, когда совет директоров состоит из трех человек, т.е. когда речь идет об установленном законом минимуме. Если избрание третьего члена совета директоров недействительно, поскольку его пол совпадает с полом других двух, возникает ситуация, в которой два других члена совета директоров больше не имеют возможности кооптировать третьего члена и тогда их полномочия ограничиваются лишь правом созвать общее собрание акционеров, которое и должно будет сформировать новый совет директоров.
Действительно, в соответствии со вторым абзацем статьи L225-24:
«В том случае, когда число членов совета директоров становится ниже установленного законом минимума, остающиеся директора должны незамедлительно созвать общее собрание с целью восполнить состав совета».
2) Приостановление выплаты компенсационного вознаграждения всем членам совета директоров или членам наблюдательного совета.
Второй абзац статьи L225-45 Торгового кодекса, измененный новым законом, предусматривает приостановление выплаты вознаграждения в следующих терминах:
«В том случае, когда состав совета директоров не соответствует первому абзацу статьи L225-18-1, выплата вознаграждения, предусмотренного первым абзацем настоящей статьи, приостанавливается. Выплата возобновляется, когда состав совет директоров приведен в соответствие с правилами, включая при этом и выплату образовавшейся за время приостановления задолженности».
Сроки вступления новых правил в действие
1. Фактически уже вступили в действие.
Новым законом от 27 января 2011 г. внесены изменения в действующую редакцию статьи L225-17 Торгового кодекса. Действующая редакция ее второго абзаца выглядит следующим образом:
«Формирование состава совета директоров происходит с учетом необходимости обеспечения равного представительства женщин и мужчин».
Таким образом, использование в приведенной формулировке глагола настоящего времени позволяет предположить, что требование обеспечить равное представительство мужчин и женщин действует непосредственно с момента вступления нового закона в действие. То есть, уже сегодня новые правила действуют в отношении всех следующих за их принятием назначений в советы директоров всех акционерных обществ вне зависимости от числа их работников или размера оборота. Такие назначения должны осуществляться с соблюдением обязанности обеспечить гендерное равноправие.
Вместе с тем, по всей видимости, следуя установившейся во французском обязательственном праве классификации, речь идет не об обязанности достижения результата, а лишь об обязанности совершения действий. Акционерное общество должно быть в состоянии подтвердить, что при выборе претендента предпринято все разумно необходимое для соблюдения установленного новым законом принципа «равномерного представительства женщин и мужчин».
2. С 2014 года.
В отношении акционерных обществ, чьи акции допущены к обороту на фондовой бирже, часть II статьи 5 нового закона предусматривает, что
«[…] соотношение между членами совета директоров или наблюдательного совета каждого пола не может быть менее 20% после проведения очередного общего собрания, следующего за 1 январем третьего года после опубликования настоящего закона. В тех случаях, когда на момент опубликования настоящего закона какой-либо из полов не представлен в совете директоров или в наблюдательном совете, как минимум один представитель этого пола должен быть избран на следующем очередном общем собрании, принимающем решение об избрании членов совета директоров или наблюдательного совета […]».
При этом при подсчете соотношения представителей полов во внимание принимается постоянный представитель юридического лица – члена совета директоров или наблюдательного совета.
Статья 5 нового закона от 27 января 2011 г. прямо предусматривает недействительность любого назначения, имевшего место с нарушением приведенного выше положения и не направленного на устранение нарушений в составе совета директоров или наблюдательного совета. При этом, такая недействительность не влечет за собой недействительности решений, в принятии которых принимал участие член совета директоров или наблюдательного совета, избранный с нарушениями.
Таким образом, после проведения обществом общего собрания в 2014 г., предписывается соблюдение минимальной 20% квоты для представителей каждого из полов. А прямо сейчас начинают применяться и санкции недействительности в отношении всех назначений в составе совета директоров и наблюдательного совета, произведенных с нарушением двух указанных выше требований.
3. С 2017 года.
В соответствии с частью I статьи 5 нового закона, большая часть установленных в нем правил начинает применяться на практике ко всем указанным в законе акционерным обществам, начиная с 1 января шестого года после его принятия, т.е. с января 2017. Собственно речь идет о:
— статье L225-18-1 Торгового кодекса, предусматривающей 40% квоту членов совета директоров одного пола и максимально возможную разницу в два члена для советов директоров, состоящих из 8 и более членов, а также недействительность назначений, произведенных с ее нарушением.
— статье L225-20, относящейся к постоянному представителю, действующему от имени директора – юридического лица.
— статье L225-24, относящейся к кооптации в шестимесячный срок в случае несоблюдения баланса распределения между полами.
— статье L225-45, относящейся к временному приостановлению выплаты вознаграждения директорам.
Выводы
Таким образом, уже на следующем очередном общем собрании акционеров французских акционерных обществ, принимающем решения об избрании в совет директоров, во внимание должен будет также приниматься и пол будущих членов правления.
Срок полномочий членов совета директоров определяется уставом, но в случае если директора избираются общим собранием, срок их избрания не может превышать шести лет, с возможностью последующего переизбрания, если уставом не предусмотрено иного. То есть, если полномочия членов совета директоров заканчиваются в 2011 г., значительная часть акционерных обществ, органы управления подавляющей части которых на сегодняшний день представлены исключительно мужчинами, будет вынуждена, под страхом недействительности последующих избраний, уже сегодня в срочном порядке «искать женщину».
В итоге, в органах управления большинства французских акционерных обществ, соответственно с 2014 г. (для обществ, акции которых допущены к обороту на фондовой бирже) или с 2017 г. (для всех остальных акционерных обществ), если к тому времени не истечет срок полномочий ни одного из членов совета директоров или ни один из них не согласиться отказаться от своих полномочий раньше срока, существенно увеличится количество т.н. «катапультируемых мест». Вряд ли такая перспектива будет благоприятно сказываться на их работе.
Одновременно, сложившаяся ситуация создает серьезный риск и с точки зрения публичного образа компании. Действительно, шестой абзац статьи L225-37 Торгового кодекса в ее новой редакции предусматривают, что
«В обществах, чьи ценные бумаги допущены к обороту на регулируемом рынке, председатель совета директоров отражает сведения в отчете, прилагаемом к отчету, указанному в статьях L.225-100, L225-102, L225-102-1 и L233-26, о составе совета и о применении принципа равномерного представительства женщин и мужчин в его составе […].
А десятый абзац той же статьи уточняет, что
«отчет, о котором говорится в настоящей статье, утверждается советом директоров и публикуется для общего ознакомления».
Таким образом, возможные нарушения закона будут по определению официализированы и доступны широкой публике. Такая известность, в свою очередь, может повлечь за собой создание негативного образа «компании, исповедующей мачистские принципы», способного иметь далеко идущие финансовые последствия.
Следует отметить, что закон оставляет открытым целый ряд вопросов. Так, без ответа остается вопрос о юридическом характере недействительности решений тех советов директоров, состав которых не соответствует принципу равного представительства. Речь может идти как о недействительности относительной, так и о ничтожности. Сам закон никаких уточнений по этому поводу не дает.
Во французском праве компаний, целью относительной недействительности является защита интересов соответствующей компании, и круг лиц обладающих правом в судебном порядке поднять вопрос о ней ограничивается лишь членами ее совета директоров и наблюдательного совета или ее акционерами. Для компаний семейного бизнеса или тех компаний, в которых распределение контроля не приводит к появлению блоков по интересам, такое требование, в целом, не представляет из себя большой угрозы. Однако, применительно к акционерным обществам, допущенным к биржевому обороту, понимание ничтожности как относительной означает, что требование о признании недействительности решения об избрании может быть заявлено любым миноритарным акционером, хотя бы и владеющим одной единственной акцией. Все это несет в себе потенциальный риск увеличения числа соответствующих судебных споров.
Последствия гораздо серьезнее, если допустить, что закон говорит о ничтожности. Правила ничтожности направлены на защиту общего интереса, и соответствующее требование может быть заявлено любым заинтересованным лицом, например ассоциацией защиты прав женщин, наемным работником компании, профсоюзом или комитетом рабочего представительства.
Только появление судебной практики по этому вопросу способно дать определенный ответ о характере недействительности. Как было показано выше, его практические последствия могут быть самыми серьезными.
Новый закон так же ничего не говорит о своей применимости в отношении акционерных обществ упрощенного типа (SAS), число которых, в силу ряда причин, — прежде всего, гораздо большей гибкости в управлении, — сегодня во Франции превышает число акционерных обществ классического типа. Распространит ли судебная практика приведенные выше правила четко и недвусмысленно и на компании этой получающей все большее распространение организационно-правовой формы? Ответ на этот вопрос также может иметь далеко идущие последствия.
Нет комментариев