Capital Legal Services ЮК → Статистика ВАС
Оксана Ковалева, руководитель налоговой практики Capital Legal Services
Статистика вещь упрямая — цифры свидетельствуют о том, что количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, связанных с применением налогового законодательства, с 2007 года устойчиво снижается.
Принимая во внимание, что статистика демонстрирует устойчивое снижение количества налоговых споров уже с 2005 года, вряд ли стоит напрямую связывать общее уменьшение таких споров (в пять раз относительно показателей 2005 года) с обязательным с 01 января 2009 года досудебным (апелляционным) обжалованием решений налоговых органов. Напротив, незначительный, но все-таки имеющий место рост числа споров в 2010 году относительно уровня 2009 года свидетельствует о том, что не досудебное обжалование причина общего снижения.
Вероятнее всего, мы можем говорить о том, что в вопросах применения налогового законодательства появилась некоторая унифицированность его понимания как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Такое становится возможным в условиях хотя бы относительной стабильности законодательства. Собственно, радикальным изменениям НК РФ не подвергался уже давно, и это, наверное, неплохо. Представляется, что ключевым источником споров с налоговыми органами, как ни странно это звучит, может быть нестабильная судебная практика, иногда радикально меняющая сложившиеся подходы к пониманию положений НК РФ, в том числе ею и сформированные. Типичными примерами тому, являются Постановления ВАС РФ по делу «СаНиВа» (порядок учета процентов по долгосрочным долговым обязательствам) и Дирол Кэдбери» (налоговые последствия предоставления ретро-скидок покупателям).
Возвращаясь к вопросу о стабильности налогового законодательства как причине снижения общего количества споров с налоговыми органами, необходимо отметить, что новая волна споров может возникнуть в связи с вступлением в силу изменений в НК РФ, внесенных изменением порядка применения нулевой ставки НДС в отношении работ (услуг), сопровождающих экспорт/импорт товаров (поправки внесены Федеральным законом № 309-ФЗ от 27.11.2010 года). Несмотря на то, что идея поправок была изначально мотивирована необходимостью снижения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросам применения нулевой ставки НДС, фактическое воплощение такой идеи путем закрепления исчерпывающего перечня работ (услуг) в отношении которых такая ставка может применяться, вероятнее всего, будет иметь обратный эффект. Ни одна идея закрытого перечня в налоговых правоотношениях никогда себя не оправдывала: гражданский оборот настолько разнообразен, что не терпит прокрустова ложа таких перечней, отсюда и многочисленные споры.
Хотелось бы также надеяться, что статистика, свидетельствующая о снижении споров с налоговыми органами, означает также улучшение качества их работы. По крайней мере, именно таким оптимистичным обстоятельством, а не «фискальноориентированным подходом» хотелось бы объяснять устойчивое снижение количества удовлетворяемых требований налогоплательщиков в общем количестве обращений в суд. Так, процент удовлетворения требований налогоплательщиков об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов, хотя и остается высоким (64 % в 2010 году), но в сравнении с 2007 году снизился на 12 %.
Гораздо меньше налогоплательщики преуспевают в спорах об обжаловании нормативно-правовых актов. Процент удовлетворения таких требований в 2010 году составляет всего 35,5 % от общего количества заявленных требований. Однако необходимо отметить, что данный процент сопоставим с относительными показателями 2007 года (35, 6 %), в то время как абсолютное количество обжалованных налогоплательщиками нормативных актов существенно снизилось (со 177 в 2007 году до 107 в 2010). Причиной такого снижения, мы полагаем, является как собственно уменьшение количества подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых в сфере налогообложения, так и особый подход ВАС РФ к тому, какие акты собственно являются правовыми и могут быть оспорены в судебном порядке. Наибольшие неудобства налогоплательщикам доставляют Письма Минфина РФ. Некоторые из них налогоплательщики бы с удовольствием оспаривали, но такие письма нормативными правовыми актами не являются и в ВАС РФ оспорены быть не могут как непрепятствующие руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в соответствующем письме Минфина РФ.
Существенное суммарное снижение с 01 января 2007 года сумм взыскиваемых налоговыми органами в судебном порядке обязательных платежей и санкций имеет вполне объективное обоснование: с указанной даты налоговые органы банально освобождены от обязанности взыскивать штрафные санкции в судебном порядке. Обладая широкими полномочиями по взысканию обязательных платежей и санкций во внесудебном порядке, обращаться в суд за соответствующим взысканием налоговым органам необходимо в достаточно редких случаях, которые определены в п. 2 ст. 45 НК РФ, а также в случае пропуска сроков для принятия мер к принудительному исполнению обязанности по уплате налогов во внесудебном порядке.
Статистика вещь упрямая — цифры свидетельствуют о том, что количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, связанных с применением налогового законодательства, с 2007 года устойчиво снижается.
Принимая во внимание, что статистика демонстрирует устойчивое снижение количества налоговых споров уже с 2005 года, вряд ли стоит напрямую связывать общее уменьшение таких споров (в пять раз относительно показателей 2005 года) с обязательным с 01 января 2009 года досудебным (апелляционным) обжалованием решений налоговых органов. Напротив, незначительный, но все-таки имеющий место рост числа споров в 2010 году относительно уровня 2009 года свидетельствует о том, что не досудебное обжалование причина общего снижения.
Вероятнее всего, мы можем говорить о том, что в вопросах применения налогового законодательства появилась некоторая унифицированность его понимания как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Такое становится возможным в условиях хотя бы относительной стабильности законодательства. Собственно, радикальным изменениям НК РФ не подвергался уже давно, и это, наверное, неплохо. Представляется, что ключевым источником споров с налоговыми органами, как ни странно это звучит, может быть нестабильная судебная практика, иногда радикально меняющая сложившиеся подходы к пониманию положений НК РФ, в том числе ею и сформированные. Типичными примерами тому, являются Постановления ВАС РФ по делу «СаНиВа» (порядок учета процентов по долгосрочным долговым обязательствам) и Дирол Кэдбери» (налоговые последствия предоставления ретро-скидок покупателям).
Возвращаясь к вопросу о стабильности налогового законодательства как причине снижения общего количества споров с налоговыми органами, необходимо отметить, что новая волна споров может возникнуть в связи с вступлением в силу изменений в НК РФ, внесенных изменением порядка применения нулевой ставки НДС в отношении работ (услуг), сопровождающих экспорт/импорт товаров (поправки внесены Федеральным законом № 309-ФЗ от 27.11.2010 года). Несмотря на то, что идея поправок была изначально мотивирована необходимостью снижения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросам применения нулевой ставки НДС, фактическое воплощение такой идеи путем закрепления исчерпывающего перечня работ (услуг) в отношении которых такая ставка может применяться, вероятнее всего, будет иметь обратный эффект. Ни одна идея закрытого перечня в налоговых правоотношениях никогда себя не оправдывала: гражданский оборот настолько разнообразен, что не терпит прокрустова ложа таких перечней, отсюда и многочисленные споры.
Хотелось бы также надеяться, что статистика, свидетельствующая о снижении споров с налоговыми органами, означает также улучшение качества их работы. По крайней мере, именно таким оптимистичным обстоятельством, а не «фискальноориентированным подходом» хотелось бы объяснять устойчивое снижение количества удовлетворяемых требований налогоплательщиков в общем количестве обращений в суд. Так, процент удовлетворения требований налогоплательщиков об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов, хотя и остается высоким (64 % в 2010 году), но в сравнении с 2007 году снизился на 12 %.
Гораздо меньше налогоплательщики преуспевают в спорах об обжаловании нормативно-правовых актов. Процент удовлетворения таких требований в 2010 году составляет всего 35,5 % от общего количества заявленных требований. Однако необходимо отметить, что данный процент сопоставим с относительными показателями 2007 года (35, 6 %), в то время как абсолютное количество обжалованных налогоплательщиками нормативных актов существенно снизилось (со 177 в 2007 году до 107 в 2010). Причиной такого снижения, мы полагаем, является как собственно уменьшение количества подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых в сфере налогообложения, так и особый подход ВАС РФ к тому, какие акты собственно являются правовыми и могут быть оспорены в судебном порядке. Наибольшие неудобства налогоплательщикам доставляют Письма Минфина РФ. Некоторые из них налогоплательщики бы с удовольствием оспаривали, но такие письма нормативными правовыми актами не являются и в ВАС РФ оспорены быть не могут как непрепятствующие руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в соответствующем письме Минфина РФ.
Существенное суммарное снижение с 01 января 2007 года сумм взыскиваемых налоговыми органами в судебном порядке обязательных платежей и санкций имеет вполне объективное обоснование: с указанной даты налоговые органы банально освобождены от обязанности взыскивать штрафные санкции в судебном порядке. Обладая широкими полномочиями по взысканию обязательных платежей и санкций во внесудебном порядке, обращаться в суд за соответствующим взысканием налоговым органам необходимо в достаточно редких случаях, которые определены в п. 2 ст. 45 НК РФ, а также в случае пропуска сроков для принятия мер к принудительному исполнению обязанности по уплате налогов во внесудебном порядке.
Нет комментариев