Вячеслав Феоктистов →  Опричники нашего времени

С 1 января 2011 года налоговые преступления стали расследоваться Следственным комитетом РФ

Государство в очередной раз показало свой исключительно поверхностный и утилитарный подход к решению вопроса налоговой преступности, подтвердив, что в России институт налоговых расследований выполняет лишь функцию контроля государства над бизнесом.

В 2000 году я поступил на службу в органы налоговой полиции. На тот момент эта служба существовала уже шесть лет. Методом проб и ошибок создавалась практика, разрабатывались следственные методики. Работа следователя казалась мне очень важной. А ощущение сопричастности большим свершениям у меня молодого и глупого вызывало восторг.
Все закончилось довольно прозаично. 11 марта 2003 года я и пятьдесят тысяч моих коллег по всей России узнали, что президент упраздняет нашу службу. Годами наработанный опыт – был отправлен коту под известное место.

И вот уже следователи милиции стали, путаясь и спотыкаясь, разбираться в нюансах этой работы. Поработали милиционеры на ниве налоговых преступлений тоже недолго, передав эстафетную палочку следователям Следственного комитета РФ. Сегодня уже я провожу с ними занятия, рассказываю, как правильно расследовать налоговые дела.

Интересно получается. В разные периоды времени функцию обеспечения налоговой безопасности государство передавало трем разным службам. При этом, совершенно не заботясь о преемственности наработанных опыта и знаний. Семнадцать лет практики растворились в пыли бюрократических кабинетов.

В связи с этим невольно напрашивается следующий вывод.

Институт налоговых расследований в России важен и интересен лишь как возможность прижать неугодного. Это силовой механизм, реализуемый тогда, когда цивилизованные аргументы уже исчерпаны и не возымели желаемого впечатления на оппонента. А для этого не нужен штат следователей, разбирающихся в нюансах экономической деятельности и понимающих специфику налогового законодательства.
У государства другие цели, и их решают другие люди.

«Опера», в чьи задачи входит выявление налоговых преступлений, являют собой образ новых опричников. Получив команду сверху, они начинают «кошмарить» попавшего в опалу. Параллельно не забывая пользоваться возможностями своего положения.
«Опричники» вольны с вами делать все, что захотят. Им абсолютно наплевать на ваш бизнес и потраченные на его создание годы. В течение нескольких дней они могут нарушить все тонкие настройки ваших отношений с партнерами. Попав в поле их псевдопрофессиональной деятельности, вы становитесь для окружающих прокаженным. И только сильные духом не сдаются и начинают обороняться. Большинство же пасует.
Все тарифы «решения вопроса» известны. При этом за взятки их сажают очень редко. Видимо, от них государству польза очень большая.

В 13-16 веках в России существовала практика обеспечения должностных лиц государства, именовавшаяся «кормление». Власть даровала служилым людям право получать мзду с населения. За счет этих сборов они жили и содержали свою челядь. Для большинства из них «кормление» было единственным мотивом поступления на государственную службу. Приходится признаться, но современная Россия вернулась в те далекие времена.

И бизнес принимает эти правила. Зачастую клиенту вместо того, чтобы доказывать свою невиновность цивилизованным способом, проще откупиться. А лучшим адвокатом по этой категории дел является открытый «Шенген» или билет до Хитроу.

По общему правилу, концовке подобных статей следует придать мажорную тональность. Хотя бы одну ноту – я, дескать, все равно верю, вот еще немного и все изменится в лучшую сторону. В сегодняшнем случае такого не будет. Грустно это все. Ох, как грустно.

Адвокат Вячеслав Феоктистов
www.fvlaw.ru

Нет комментариев