Ильдар Резепов → Распитие пива в общественных местах
В последнее время в России ведется пропаганда здорового образа жизни граждан, снижения роста алкоголизма и численности лиц, потребляющих, а точнее, злоупотребляющих алкогольными напитками. Многие из «противоалкогольных» мер направлены на исключение информированности несовершеннолетних в вопросах потребления алкоголя. Например, установлен запрет на рекламу алкогольной продукции в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, на телевизионную рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени (См. ст. 21-22 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе») и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени, на распитие пива в детских организациях (ст. 20.20 КоАП РФ) и т.д. Однако применение указанных норм вызывает определенные трудности. В частности, затруднено применение ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
В соответствие с ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ ответственность устанавливается за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
Таким образом, законодатель установил исчерпывающий перечень мест, где распитие пива запрещено. Основная проблема ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – отсутствие единого определения тем понятиям, которые используются в ее тексте (причем не только в КоАП РФ, но и в законодательстве РФ в целом). Поэтому существует возможность неоднозначного толкования указанных понятий, а, следовательно, и для злоупотребления в применении данной нормы.
Для начала разберемся с понятиями детские, образовательные и медицинские организации, а также организации культуры. С первого взгляда ничего сложного в данных понятиях не существует. Детские организации – оздоровительные лагеря, клубы, кружки, секции для детей и т.д. Образовательными являются детские сады, школы, колледжи, училища, вузы и др. К медицинским организациям относятся поликлиники, больницы, санатории и др. И, наконец, организациями культуры следует признавать театры, кинотеатры, концертные залы и др. Однако при более глубоком анализе указанных понятий возникает масса вопросов. В частности, что считать организацией: помещение, территорию, или все вместе?
Для ответа на этот вопрос возьмем для примера организацию культуры. Исходя из смысла понятия «организация» можно сделать вывод, что организация культуры – это, прежде всего юридическое лицо. Правомерность сделанного вывода подтверждается положениями различных нормативных актов. В частности, ст. 41 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее – Основы законодательства РФ о культуре), регулирующая общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры, как раз употребляет это понятие как юридическое лицо. Подтверждением сказанного служит также понятие юридического лица, согласно которому таковым признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
Как известно, юридическое лицо – не что иное, как правовая фикция. То есть, юридическое лицо не существует как объект материального мира, его нельзя потрогать. Это и не позволяет точно определить, какую территорию считать организацией.
Законодателю целесообразнее было бы дать определение понятию «организация культуры». В подзаконных нормативных актах существует определение указанного понятия. В соответствии с Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 609) под организацией культуры понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления. Однако для целей применения ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ предлагается определить организацию культуры как юридическое лицо, осуществляющее культурную деятельность в специально предназначенных для этого помещениях и на соответствующей территории. Понятие культурной деятельности раскрывается в ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре и характеризуется как деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Таким образом, можно определить, где распитие пива будет запрещено, а где нет. Кстати, в ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ не дается перечень организаций культуры. Поэтому при применении указанной нормы следует руководствоваться, например, упомянутым ранее Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Указанное Положение определяет примерный перечень организаций культуры, среди которых:
1) профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и другие), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;
2) библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально-культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно-методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно-досуговый и (или) научно-методический и информационный характер;
3) иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, представление культурных благ населению.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что место, где распитие пива запрещено, ограничено территорией, где организация культуры осуществляет свою непосредственную деятельность. Например, для театра – это непосредственно помещение театра и прилегающая территория (парадная, подъезды), где люди собираются в ожидании театрального действия. Остальные территории, хотя и расположенные в непосредственной близости, вряд ли можно признавать для целей применения ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ организацией культуры, поскольку по своей сути они не выполняют культурно-просветительной функции.
По такому же принципу можно определить и детские, образовательные и медицинские организации. Детской организацией следует считать юридическое лицо, деятельность которого направлена на осуществление информативной и воспитательной функции для детей в определенных помещениях и на соответствующей территории. Для детской организации, например, для лагеря, местом, где запрещено употребление пива будут являться не только помещения, но и вся территории лагеря, огороженная забором. Здесь вся территория предназначена для осуществления оздоровительным лагерем своих функций.
Справедливости ради следует заметить, что, не вдаваясь в подробности в понятийный аппарат для указанных выше организаций, законодателю можно было бы упростить задачу. В тексте ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ следовало бы указать, что распитие пива запрещено не в организациях культуры, а в помещениях и на территории организаций культуры. Однако здесь необходимо сделать поправку: территории организаций культуры следует иметь в виду те, которые непосредственно используются для осуществления культурной деятельности.
В ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ понятия «общественный транспорт» и «транспорт общего пользования» рассматриваются как тождественные. Данные понятия в тексте статьи не раскрываются. Мы привыкли, что общественным транспортом являются автобусы, трамваи, троллейбусы, электрички и т.д. Однако однозначного ответа на вопрос, является ли такси общественным транспортом, мы дать не можем. В законодательстве нет единого определения указанному понятию. Его можно вывести из определения договора перевозки транспортом общего пользования. Согласно ч. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Таким образом, такси можно признать общественным транспортом, поскольку коммерческие организации, осуществляющие перевозку таким способом, обязаны перевезти любого обратившегося к ним гражданина. Соответственно, распитие пива в такси является административным правонарушением, квалифицируемым по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
Далее рассмотрим загадочную пару понятий «физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения». Сразу возникает вопрос: чем они друг от друга отличаются? Разница между этими понятиями не очевидна, но существует. Легальное определение понятию «спортивное сооружение» дано в ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно указанному нормативному акту спортивным сооружением признается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. Спортивными мероприятиями являются спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов. Физкультурными мероприятиями признаются организованные занятия граждан физической культурой. Таким образом, спортивным сооружением является определенные территория и (или) помещение, где расположены объекты спорта (турники, беговые дорожки, песочницы для прыжков в длину, брусья, площадки для игры в баскетбол и т.д.), целью которого являются спортивные соревнования и организованные занятия физкультурой. Под такое определение подпадают стадионы, ледовые дворцы, спортивные залы, теннисные корты, футбольные, баскетбольные, хоккейные и другие площадки и т.д.
Сложнее обстоит дело с понятием «физкультурно-оздоровительные сооружения». Ранее действовавший Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отождествлял данное понятие с понятием «спортивные сооружения» и определял его как объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий. Данное определение не такое подробное, однако, его простота позволяла отнести к физкультурно-оздоровительным сооружениям даже турник во дворе многоэтажки. Анализ нормативных актов субъектов РФ (См., например: Закон Саратовской области от 27 июля 2007 г. № 123-ЗСО «Об областной целевой программе «Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2015 годы») позволяет сделать вывод, что к физкультурно-оздоровительным сооружениям следует отнести физкультурно-оздоровительные комплексы (которые включают в себя спортивные сооружения – спортивные залы, бассейны, катки и др.), центры спортивной подготовки. То есть понятие «физкультурно-оздоровительные сооружения» более широкое по отношению к понятию «спортивные сооружения». Поэтому распитие пива, например, на площадке с турником и брусьями во дворе многоэтажки не будет являться правонарушением по смыслу ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
Еще одной проблемой ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ (как, в принципе, и всех подобных норм КоАП РФ) является проблема доказывания. Кто определяет, распивается пиво или другой напиток, как определить какой напиток употребляется, существует ли различие между пивом, содержащим определенную процентную долю этилового спирта и так называемым безалкогольным пивом – вот неполный перечень вопросов, возникающих при применении ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.20 КоАП РФ уполномочены рассматривать органы внутренних дел (милиции). Соответственно определять, пиво пьет гражданин или другой напиток будет сотрудник милиции. При таком раскладе существует почва для злоупотребления как со стороны сотрудника милиции, который может признать пивом любой другой напиток (даже по ошибке, например, когда гражданин налил в бутылку из по пива объемом 1,5 литра квас и его распивает), так и со стороны распивающего пиво гражданина, который может обжаловать действия сотрудника милиции и утверждать, что вместо пива был квас. К тому же возникает резонный вопрос: кто наделил сотрудника милиции, не обладающего специальными знаниями, правом определять пиво пил человек или не пиво. Как он это будет определять – пробовать, нюхать, или поверит этикетке? В данной ситуации выходом стало бы снабжение сотрудников милиции специальными средствами по типу тест-систем для индикации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе (алкотестеров). Переносные приборы небольших размеров, позволяющих за несколько секунд определить пиво это или другой напиток, а точнее процентное содержание этилового спирта объема готовой продукции, решили бы данный вопрос раз и навсегда. Доказательством станет отчет о проведенном анализе напитка, который (отчет) будет прилагаться к протоколу об административном правонарушении.
Проблема определения, является ли административным правонарушением распитие безалкогольного пива – еще одно несовершенство ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Несмотря на то, что статья направлена на устранение пропаганды потребления алкогольной продукции, в ее тексте не говорится об исключении безалкогольного пива из состава административного правонарушения. Возникает двоякая ситуация: с одной стороны нет смысла привлекать к ответственности за распитие безалкогольного пива, поскольку не реализуются цели законодательного установления; с другой стороны безалкогольное пиво не перестает быть пивом, никто ведь из прохожих не читает какое содержание этилового спирта в данном напитке.
Для устранения данного недочета в текст статьи требуется внести уточнение: либо исключить безалкогольное пиво из состава административного правонарушения, либо его туда включить.
Интересным представляется вопрос правомерности привлечения к ответственности за распитие пива при установлении иного состава административного правонарушения в законе субъекта РФ, нежели в ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении. КоАП РФ в ст. 1.1 устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Сказанное позволяет сделать правомерный вывод, что законодательные (представительные) органы субъекта РФ вправе скорректировать состав административного правонарушения, установленный КоАП РФ. Однако из данного правила существует исключение: в соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Поскольку запрет на распитие пива установлен Федеральным законом от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», следовательно, установление ответственности за нарушение данного запрета прерогатива федерального законодателя. За распитие пива наступает ответственность в соответствии с КоАП РФ, а не законом субъекта РФ (См., например: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2005 г. № 88-Г05-8).
В соответствие с ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ ответственность устанавливается за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
Таким образом, законодатель установил исчерпывающий перечень мест, где распитие пива запрещено. Основная проблема ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ – отсутствие единого определения тем понятиям, которые используются в ее тексте (причем не только в КоАП РФ, но и в законодательстве РФ в целом). Поэтому существует возможность неоднозначного толкования указанных понятий, а, следовательно, и для злоупотребления в применении данной нормы.
Для начала разберемся с понятиями детские, образовательные и медицинские организации, а также организации культуры. С первого взгляда ничего сложного в данных понятиях не существует. Детские организации – оздоровительные лагеря, клубы, кружки, секции для детей и т.д. Образовательными являются детские сады, школы, колледжи, училища, вузы и др. К медицинским организациям относятся поликлиники, больницы, санатории и др. И, наконец, организациями культуры следует признавать театры, кинотеатры, концертные залы и др. Однако при более глубоком анализе указанных понятий возникает масса вопросов. В частности, что считать организацией: помещение, территорию, или все вместе?
Для ответа на этот вопрос возьмем для примера организацию культуры. Исходя из смысла понятия «организация» можно сделать вывод, что организация культуры – это, прежде всего юридическое лицо. Правомерность сделанного вывода подтверждается положениями различных нормативных актов. В частности, ст. 41 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее – Основы законодательства РФ о культуре), регулирующая общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры, как раз употребляет это понятие как юридическое лицо. Подтверждением сказанного служит также понятие юридического лица, согласно которому таковым признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
Как известно, юридическое лицо – не что иное, как правовая фикция. То есть, юридическое лицо не существует как объект материального мира, его нельзя потрогать. Это и не позволяет точно определить, какую территорию считать организацией.
Законодателю целесообразнее было бы дать определение понятию «организация культуры». В подзаконных нормативных актах существует определение указанного понятия. В соответствии с Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 609) под организацией культуры понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления. Однако для целей применения ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ предлагается определить организацию культуры как юридическое лицо, осуществляющее культурную деятельность в специально предназначенных для этого помещениях и на соответствующей территории. Понятие культурной деятельности раскрывается в ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре и характеризуется как деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Таким образом, можно определить, где распитие пива будет запрещено, а где нет. Кстати, в ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ не дается перечень организаций культуры. Поэтому при применении указанной нормы следует руководствоваться, например, упомянутым ранее Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Указанное Положение определяет примерный перечень организаций культуры, среди которых:
1) профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и другие), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;
2) библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально-культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно-методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно-досуговый и (или) научно-методический и информационный характер;
3) иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, представление культурных благ населению.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что место, где распитие пива запрещено, ограничено территорией, где организация культуры осуществляет свою непосредственную деятельность. Например, для театра – это непосредственно помещение театра и прилегающая территория (парадная, подъезды), где люди собираются в ожидании театрального действия. Остальные территории, хотя и расположенные в непосредственной близости, вряд ли можно признавать для целей применения ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ организацией культуры, поскольку по своей сути они не выполняют культурно-просветительной функции.
По такому же принципу можно определить и детские, образовательные и медицинские организации. Детской организацией следует считать юридическое лицо, деятельность которого направлена на осуществление информативной и воспитательной функции для детей в определенных помещениях и на соответствующей территории. Для детской организации, например, для лагеря, местом, где запрещено употребление пива будут являться не только помещения, но и вся территории лагеря, огороженная забором. Здесь вся территория предназначена для осуществления оздоровительным лагерем своих функций.
Справедливости ради следует заметить, что, не вдаваясь в подробности в понятийный аппарат для указанных выше организаций, законодателю можно было бы упростить задачу. В тексте ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ следовало бы указать, что распитие пива запрещено не в организациях культуры, а в помещениях и на территории организаций культуры. Однако здесь необходимо сделать поправку: территории организаций культуры следует иметь в виду те, которые непосредственно используются для осуществления культурной деятельности.
В ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ понятия «общественный транспорт» и «транспорт общего пользования» рассматриваются как тождественные. Данные понятия в тексте статьи не раскрываются. Мы привыкли, что общественным транспортом являются автобусы, трамваи, троллейбусы, электрички и т.д. Однако однозначного ответа на вопрос, является ли такси общественным транспортом, мы дать не можем. В законодательстве нет единого определения указанному понятию. Его можно вывести из определения договора перевозки транспортом общего пользования. Согласно ч. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Таким образом, такси можно признать общественным транспортом, поскольку коммерческие организации, осуществляющие перевозку таким способом, обязаны перевезти любого обратившегося к ним гражданина. Соответственно, распитие пива в такси является административным правонарушением, квалифицируемым по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
Далее рассмотрим загадочную пару понятий «физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения». Сразу возникает вопрос: чем они друг от друга отличаются? Разница между этими понятиями не очевидна, но существует. Легальное определение понятию «спортивное сооружение» дано в ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно указанному нормативному акту спортивным сооружением признается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. Спортивными мероприятиями являются спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов. Физкультурными мероприятиями признаются организованные занятия граждан физической культурой. Таким образом, спортивным сооружением является определенные территория и (или) помещение, где расположены объекты спорта (турники, беговые дорожки, песочницы для прыжков в длину, брусья, площадки для игры в баскетбол и т.д.), целью которого являются спортивные соревнования и организованные занятия физкультурой. Под такое определение подпадают стадионы, ледовые дворцы, спортивные залы, теннисные корты, футбольные, баскетбольные, хоккейные и другие площадки и т.д.
Сложнее обстоит дело с понятием «физкультурно-оздоровительные сооружения». Ранее действовавший Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отождествлял данное понятие с понятием «спортивные сооружения» и определял его как объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий. Данное определение не такое подробное, однако, его простота позволяла отнести к физкультурно-оздоровительным сооружениям даже турник во дворе многоэтажки. Анализ нормативных актов субъектов РФ (См., например: Закон Саратовской области от 27 июля 2007 г. № 123-ЗСО «Об областной целевой программе «Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2015 годы») позволяет сделать вывод, что к физкультурно-оздоровительным сооружениям следует отнести физкультурно-оздоровительные комплексы (которые включают в себя спортивные сооружения – спортивные залы, бассейны, катки и др.), центры спортивной подготовки. То есть понятие «физкультурно-оздоровительные сооружения» более широкое по отношению к понятию «спортивные сооружения». Поэтому распитие пива, например, на площадке с турником и брусьями во дворе многоэтажки не будет являться правонарушением по смыслу ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
Еще одной проблемой ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ (как, в принципе, и всех подобных норм КоАП РФ) является проблема доказывания. Кто определяет, распивается пиво или другой напиток, как определить какой напиток употребляется, существует ли различие между пивом, содержащим определенную процентную долю этилового спирта и так называемым безалкогольным пивом – вот неполный перечень вопросов, возникающих при применении ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.20 КоАП РФ уполномочены рассматривать органы внутренних дел (милиции). Соответственно определять, пиво пьет гражданин или другой напиток будет сотрудник милиции. При таком раскладе существует почва для злоупотребления как со стороны сотрудника милиции, который может признать пивом любой другой напиток (даже по ошибке, например, когда гражданин налил в бутылку из по пива объемом 1,5 литра квас и его распивает), так и со стороны распивающего пиво гражданина, который может обжаловать действия сотрудника милиции и утверждать, что вместо пива был квас. К тому же возникает резонный вопрос: кто наделил сотрудника милиции, не обладающего специальными знаниями, правом определять пиво пил человек или не пиво. Как он это будет определять – пробовать, нюхать, или поверит этикетке? В данной ситуации выходом стало бы снабжение сотрудников милиции специальными средствами по типу тест-систем для индикации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе (алкотестеров). Переносные приборы небольших размеров, позволяющих за несколько секунд определить пиво это или другой напиток, а точнее процентное содержание этилового спирта объема готовой продукции, решили бы данный вопрос раз и навсегда. Доказательством станет отчет о проведенном анализе напитка, который (отчет) будет прилагаться к протоколу об административном правонарушении.
Проблема определения, является ли административным правонарушением распитие безалкогольного пива – еще одно несовершенство ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Несмотря на то, что статья направлена на устранение пропаганды потребления алкогольной продукции, в ее тексте не говорится об исключении безалкогольного пива из состава административного правонарушения. Возникает двоякая ситуация: с одной стороны нет смысла привлекать к ответственности за распитие безалкогольного пива, поскольку не реализуются цели законодательного установления; с другой стороны безалкогольное пиво не перестает быть пивом, никто ведь из прохожих не читает какое содержание этилового спирта в данном напитке.
Для устранения данного недочета в текст статьи требуется внести уточнение: либо исключить безалкогольное пиво из состава административного правонарушения, либо его туда включить.
Интересным представляется вопрос правомерности привлечения к ответственности за распитие пива при установлении иного состава административного правонарушения в законе субъекта РФ, нежели в ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении. КоАП РФ в ст. 1.1 устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Сказанное позволяет сделать правомерный вывод, что законодательные (представительные) органы субъекта РФ вправе скорректировать состав административного правонарушения, установленный КоАП РФ. Однако из данного правила существует исключение: в соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Поскольку запрет на распитие пива установлен Федеральным законом от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», следовательно, установление ответственности за нарушение данного запрета прерогатива федерального законодателя. За распитие пива наступает ответственность в соответствии с КоАП РФ, а не законом субъекта РФ (См., например: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2005 г. № 88-Г05-8).
Нет комментариев