Максим Петров →  Здоровье – это нематериальное благо или «не счесть алмазов пламенных в пещерах каменных»

Продолжение темы «О вреде здоровью и о том, как из него извлечь пользу»

В предыдущей публикации мы начали исследовать институт «здоровья человека» в контексте существующего правопорядка. После этого накал дискуссии резко пошел на убыль. Это бесспорный симптом того, что тяга участников сообщества к «жареному» пересиливает интерес к установлению истины в профессиональном споре. Тем не менее, я решил продолжить экзерсис и рассказать, что еще я думаю о «здоровье» как об объекте правовой охраны и о «причинении вреда» как о форме посягательства на охраняемое право.

Статья 150 ГК РФ причисляет «жизнь и здоровье» человека к личным неимущественным правам (нематериальным благам), «принадлежащим гражданину от рождения» и гарантирует их защиту. Пределы защиты права на жизнь и здоровье предусмотрены статьей 12 ГК РФ, и зависят от «существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения».

В юридической литературе встречается мнение, что право на здоровье может быть выражено только «в возможности реализовать право личности на обладание им и его охрану». Сказано красиво, только не ясно, что это право дает его обладателю. Видимо надо было что-то сказать, вот и сказали…

Чуть-чуть интереснее звучит тезис, что «жизнь и здоровье человека рассматриваются как критерий его физического и интеллектуального потенциала для создания и потребления материальных и духовных ценностей». Это уже хоть как-то приближает нас к ответу на поставленный вопрос. Дополняет его экс-председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, который пишет, «здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.)»

В этом месте я хочу обратиться, призвать, воззвать и всячески обратить внимание и молодых правоведов и маститых юристов-практиков на то, что при правильном и заинтересованном взгляде на данный предмет, тему можно сделать бесконечной как космос и бездонной как Марианская впадина. И вот почему.

Индустрия здоровья и все, что около нее – это безграничный океан возможностей. Последние годы государство выделяет триллионы рублей на сферу здравоохранения. Не так давно госпожа Министр здравоохранения сообщила, что государство запланировало на программу модернизации системы здравоохранения России 1 триллион 100 миллиардов рублей на период 2011-2012 годы. Огромные деньги вращаются на рынке частных медицинских услуг. Информагентство РосБизнесКонсалтинг недавно провело исследование, из которого следует что, платным сектором здравоохранения сегодня пользуется примерно половина россиян. А сколько денег в сфере добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев, социального страхования, ОМС, ОСАГО. Это означает, появляются огромные возможности у врачей, страховщиков, адвокатов, экспертов и представителей других профессий и специальностей. Где эти деньги? Пока – где надо! Но, согласитесь: деньги заработать можно только там, где они есть. Где их нет, вот это: – Увы! И, ах!

Что же происходит сейчас? С одной стороны мы слышим расхожие фразы о бесценности человеческой жизни и здоровья, с другой, даже очень весомые авторитеты в юриспруденции (например, П.В. Крашенинников) не утруждают себя тем, что бы чуть-чуть отойти тот стереотипа и заглянуть поглубже в суть проблемы. В итоге, обе позиции неверны по своей сути.

Жизнь и здоровье человека это сложный комплекс юридических, экономических, социальных, и проч. отношений. Простейший пример из области гражданского права: материальные блага, получаемые иждивенцами, легко исчисляются в денежном измерении и находятся в прямой зависимости от состояния жизни и здоровья кормильца. Равно для кормильца, — количество иждивенцев и их здоровье являются условными делителями размера его состояния и уровня благосостояния.

Менее явно в юридическом отношении, но фактически состояние здоровья обладателя капитала влияют на качество жизни наемного персонала, источником дохода которого является прибыль с этого капитала. Капитал же является производным результатом физической и психической активности его обладателя. Частный показатель состояния здоровья — это уровень физической и умственной работоспособности. Утрата здоровья выражается, в том числе, в изменениях адаптивных возможностей человека.

Призывник росчерком пера переводится в более низкую группу здоровья, и его уже не заботит «священный долг и почетная обязанность», а значит предназначенное ему вещевое и денежное довольствие достанется другому или не достанется никому. Далее, мы начинаем хворать, нам выдают листок временной нетрудоспособности, и размер нашего дохода уже определяется не работодателем, а Фондом социального страхования.

Инвалидность: рабочая-нерабочая, группа-степень – без комментариев.

Таким образом, мы видим, что очень часто состояние здоровья – является условием, нередко главным условием, определяющим как право на получение материальных благ, так и вполне себе исчисляемые количество и размер этих благ. А это ставит под сомнение тезис о неимущественном характере права на жизнь и здоровье.

Господа правоведы! Выскажитесь

Нет комментариев