Арiстархъ Солнечный →  О некоторых вопросах применения статей 280 и 282 УК РФ


Сегодня на основании закона «о противодействии экстремистской деятельности» ведётся список запрещённой (так называемой экстремистской) литературы. И этот список уже приближается к 900 наименованиям. В этот список ещё не вошли книги «Время: начинаю про Сталина рассказ» и одна из лучших книг современности «Тайны управления человечеством», но против них уже ведется следствие в Новосибирске. Якобы в этих книгах есть признаки «экстремизма”, “разжигания” и “возбуждения” национальной розни, подпадающие под статьи 280 и 282 УК РФ.

За всё время мракобесия испанской инквизиции было запрещено всего 400 книг. Обратите внимание, как наши современники называют то явление — «мракобесие испанской инквизиции». Как назовут наше время?

При «желании» любую серьёзную книгу можно признать «экстремистской» и «разжигающей». Примеров можно привести великое множество.

Любую религиозную книгу легко признать «разжигающей» межнациональную или религиозную рознь, так как все религии только себя считают истиной в последней инстанции. А привычный анекдот про чукчу может быть истолкован против вас, если по разнарядке у правоохранительных органов нет результатов по «борьбе с проявлениями экстремизма». Чтение и распространение такого анекдота будет истолковано, как оскорбление на национальной почве. Ярким примером абсурдности применения этих статей на практике явилось решение Ленинского районного суда города Кирова о признании художника Васнецова Виктора Михайловича «художником-экстремистом». Посмертно. За его картину «Встреча Олега с кудесником», изготовленную мастером в 1899 году.

Читаем внимательно: «Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает ее ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу».

В конце января 2010 года решением суда в Ростовской области, от 11 сентября 2009 года, писатель Толстой Лев Николаевич, мужчина 1828 г. рождения, русский, женатый, место прописки: Ясная Поляна Щекинского р-на Тульской обл., был признан экстремистом. Экспертиза засвидетельствовала экстремистский характер мировоззрения Л.Н. Толстого, возбуждавшего религиозную вражду и ненависть по признакам статьи 282 УК РФ.
Отметим, что Толстой является не просто экстремистом, а экстремистом-рецедивистом.

Л.Н. Толстой уже был признан в России по суду экстремистом. 18 марта 2010 года в Кировском суде г. Екатеринбурга на одном из многочисленных антиэкстремистских процессов, которые сейчас происходят по всей России.

И эти решение органов «правосудия» можно рассматривать как святотатство, глумление над национальными ценностями России.

С таким успехом запретят и Пушкина (Сказка о попе и его работнике Балде), и Достоевского и других мыслителей, кто как то задевал конфессии и власть. Достоевский, «экстремистcки» пророчествовал: «Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов… Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным…». И Гоголь, с его главным возбудителем национальной и религиозной вражды – Тарасом Бульбой. А уж, сколько художников можно подвести под 282-ю статью, если приказать «правильным» экспертам! При таком рвении в России могут остаться две книги – главная конфессиональная (или Талмуд, или Библия, или Коран) и уголовный кодекс.

Во Всеобщей Декларации Прав Человека, утвержденной ООН, в статье 19 записано: “Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”.

Как видно, в статье отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения на распространение информации, и по международному праву вообще нет таких РЕПРЕССИВНЫХ понятий, как “экстремизм”, разжигание” и “возбуждение”. И это нормальное и естественное положение вещей. Любая оценка или критика религий и национальных особенностей кого-то может трактоваться, как “разжигание” или “экстремизм”. Люди имеют право оценивать и критиковать то, что им не нравится. Это законное право людей. Поэтому в этой статье нет ограничений на свободу слова.

Можно считать, что статьи 282-я и 280-я УК РФ ограничивают свободу слова, ограничивают права человека, перечисленные в 19 статье Всеобщей Декларации Прав Человека, и фактически являются репрессивными, и дальнейшее применение их в нашем обществе недопустимо.
Източник

5 комментариев

Герман Зубов
Аристарх, я во многом с Вами согласен. Запрещение книг это в т.ч. признание государством неспособности своих граждан отделить плохое от хорошего, защита от критики. И то и другое плохо.
Но, среди запрещенных есть статьи и книги, где именно такие идеи и декларируются: заткнуть рот или ограничить права оппонентов, потому что они: имеют другой цвет кожи, говорят на другом языке, исповедуют другую религию и т.д. Как быть с ними?
1
Арiстархъ Солнечный
Считаю что разумнее пояснить другим людям чем такие книги являются опасными (если они действительно таковыми являются), для кого они представляют угрозу и при каких условиях. Но нужно оставить возможность их изучать. Чтоб люди САМИ смогли разобраться в сути таких книг. Не зря есть поговорка «запретный плод сладок» — фактически список минюста — является для самостоятельно думающих людей Списком рекомендуемой для чтения литературы.
1
Герман Зубов
Другими словами, государству нужно больше думать об образовании и просвещении граждан, а не о запретах и ограничениях.
2
Арiстархъ Солнечный
Полностью солидарен с этим Вашим утверждением
1
Арiстархъ Солнечный
другой пример — Ветхий завет например не захотели вносить в список экстримисткой литературы, хотя это пожалуй сама ранняя и более сильная экстремисткая книга из существующих.
1