Евгений Булгаков →  КОНСТИТУЦИЯ – СРОК ГОДНОСТИ.Часть 2. Правовое государство.

КОНСТИТУЦИЯ – СРОК ГОДНОСТИ.
Часть 2. Правовое государство.
Для того что бы наше государство считалось правовым, а Российская Федерация согласно Гл.1. Статья 1.Конституции — правовое государство, одного наличия сформированного законодательного поля и правоохранительных органов недостаточно.
Правовое государство это государство, где соблюдается действующие законодательство, все происходит в соответствии с законом, правосудие осуществляется независимым судом. А основными принципами являются – неотвратимость наказания и равенство всех перед законом.
Не будем проводить по этому поводу дополнительного исследования – не думаю что кто- то может возразить по поводу того, что не первый ни второй принцип, на сегодняшний день, в нашей стране не соблюдается.
Конечно, можно указать множество причин, по которым наше государство не является на сегодня правовым. Это и уровень правовой культуры граждан, и правовой нигилизм и низкое качество работы правоохранительных органов и пресловутая коррупция.
Но давайте посмотрим на это шире, не в Конституции ли дело?
Конституция выделяет два органа, как наиболее важные для правового государства — Прокуратура и Суд.
Мы умышленно указали эти органы в такой последовательности, важность роли прокуратуры трудно переоценить. На наш взгляд — это основной инструмент, это тот самый орган, который и является самым главным для поддержания законности в стране.
Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» В Статье 1. прямо указывает на особую роль Прокуратуры — «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства и от того как осуществляется эта функции во многом зависит состояние законности в стране.
В Конституции о Прокуратуре говорится в Гл.7.Ст. 129. Судебная власть.
Это, на наш взгляд, является существенным упущением. Во-первых, функциями своими она ничего общего с судебной властью не имеет, так же как, впрочем, и судебная власть с Прокуратурой – это разные институты. Во- вторых снижает роль Прокуратуры на наш взгляд.
По смыслу, скорее, Прокуратура большее отношения имеет к Гл. 4. Президент Российской Федерации. Ст. 80 п.2. «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».
По смыслу этой статьи именно на Президента возложена функция контроля за исполнение законов в Российской Федерации, так как именно Президент является гарантом Конституции, а как следствие, законности в стране. И подчинение ему таких структур как ФСБ, МВД, МО и прочих, связанны именно с этой целью.
Но это только часть проблемы. От того в какую главу помещена статья о Прокуратуре никак не должна зависеть эффективность ее работы, но на сегодня мы не можем сказать, что Прокуратура действует эффективно. Все мы знаем о том, как сегодня в нашей стране исполняются законы, не только гражданами, но и должностными лицами. Прокуратура явно должна повысить свою роль в поддержании правопорядка и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» все необходимые инструменты ей предоставляет.
Изменить, на наш взгляд, нужно самую малость, реализовать главную функцию президентской власти, гаранта Конституции и главную функцию Прокуратуры как надзорного органа, а именно передать ее в прямое подчинение Президента. В конце концов, подчиняется же Президенту МВД, ФСБ, МО, и другие влиятельные структуры.
Тогда у Президента появится реальный инструмент для реализации, закрепленной за ним обязанности гаранта Конституции, если понимать эту функцию как обязывающую Президента следить (осуществлять контроль) за исполнением Конституции в Российской Федерации, а, следовательно, и всего законодательства. Как следствие — роль Прокуратуры значительно увеличится.
Но Прокуратура не эффективна не только по вышеперечисленным причинам. На наш взгляд, так же не реализуется принцип ее независимости, а при подчинении Прокуратуры Президенту этот принцип и вовсе будет нарушен.
Единственной возможностью, через которую принцип независимости Прокуратуры может быть реализован в полной мере, так это через процедуру выборов прокуроров.
То есть, на наш взгляд, необходимо прокуроров выбирать. И здесь есть множество вариантов. Но любой вариант, кроме выборов, представляется невозможным для того, чтобы реализовать принцип независимости Прокуратуры.
Это в полной мере касается и суда. Необходимо избирать судей всеобщим голосованием, например, как это было в СССР.
В Конституции СССР 1977 г., Глава 20 ст. 152 говорилось — «Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Наша позиция состоит в том, что опыт выборности судей, ранее существовавший в нашей стране был позитивным и было бы правильно вернутся к выборной системе расширив ее на прокуроров. Это позволит сделать Прокуратуру и Суд реально независимыми институтами.
На уровне структуры Конституции это может выглядеть так, необходимо изменить Гл.7.Конституции, Судебная власть. Изменив ее в части выборности судей и изъяв от туда. Ст.129.
Прокуратуру выделить в отдельную Главу в Конституции, которая могла бы называется, например, «Законность и правопорядок», где можно было бы в ст.1 указать на особую роль прокуратуры в государстве, а так же перечислить все основные структуры, отвечающие за правопорядок в нашей стране. Четко и кратко сформулировать их функции, порядок подчинения и взаимодействия, что позволило бы в будущем удержать слишком энергичных политиков от проведения излишних реформ и увеличения количества структур, дублирующих функции друг друга. А так же позволило бы гражданам четко понимать какая структура, какие полномочия осуществляет.
При написании статьи использовались материалы опубликованные:
1.http://constitution.ru/
2.http://www.alldocs.ru/zakons/
4.http://www.yurkonsultacia.ru/
Аспирант кафедры Теории и истории государства и права «Санкт-Петербургский Университет Управления и Экономики»
Булгаков Е.И.
20.11.2013 г.

Нет комментариев