Александр Тобак →  Александр Тобак: Долгая дорога в Думе

Глобализация наконец захватила Россию целиком. С вступлением в ВТО в нашей стране заговорили и о присущих открытости недостатках. Одним из таких недостатков является широкое заимствование западных болезней не слишком привычными к ним российскими бизнес-кругами. Эффект порой оказывается потрясающе разрушительным.
Одним из таких «подарков» стало инсайдерское распространение деловой информации. Инсайд, то есть, попросту говоря, слив информации, который способен, как выразился эксперт-юрист Александр Тобак, «влиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров», получает в России все большее распространение.
Объектом инсайда, по Тобаку, «становится в первую очередь служебная, банковская, коммерческая тайна». Урон, наносимый инсайдом очень трудно переоценить. Недаром почти 90 стран мира приняли антиинсайдерское законодательство. Правда, активно применяют его всего 38 государств. Теперь в списке стран, противостоящих этому злу, оказалась и Россия.
В январе 2013 года принят принципиально новый закон, который относит к инсайдерам всех, кто имеет доступ к внутренней информации компании. В свое время А. Тобак уже перечислил эти категории лиц. Это, прежде всего, участники рынка ценных бумаг, члены советов директоров, владельцы более чем 25% акций компаний, госслужащие, аудиторы. Более того, к потенциальным инсайдерам отнесли руководство ЦБ, членов Национального банковского совета, руководство всех гослужб и ведомств.
Это – очень значительный список. Явления подобного рода до сих пор Россия не знала. К тому же, наказания за подобное преступление предусмотрено весьма строгое. За умышленное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком полагается штраф до 1 млн. руб., а тюремное заключение — от двух до семи лет.
Однако Александр Тобак тут же отмечает, что в первую очередь закон принимался чрезвычайно медленно. Далее, закон вышел сырым. Ни одно дело об утечке инсайдерской информации до логического завершения не доведено. В качестве примера вот вам недавний случай на одной из бирж Москвы. Котировки за пять минут упали на 5%, а через час были восстановлены. ФСФР запросила информацию на бирже обо всех сделках, совершенных за этот период, но этим дело и закончилось.
Причина фальстарта нового закона, по мнению А. Тобака, проста: факт инсайдерской манипуляции на рынке доказать очень сложно, подчас просто невозможно. В России этот вопрос еще совершенно не отрегулирован и однозначно требует соответствующего мониторинга правоприменения.

Вот другие мои публикации на эту тему:

Юрист Александр Тобак о скороспелом законе против инсайда
Публикация Александра Тобака от 17 июня 2011г.

Согласно документу, инсайдерская информация определяется как точная, неизвестная ранее. Ее обнародование может влиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. Имеется в виду, в частности, служебная, банковская, коммерческая тайна.
В январе вступил в силу закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Бизнесмены ждали его ровно десять лет — все это время вокруг документа шли бурные дискуссии.

Казалось бы, за десять лет текст закона можно было довести до совершенства. Тем более что законодатели опирались на опыт западных стран, где он давно и успешно работает. Однако закон оказался нужный, но сырой.

К инсайдерам относятся участники рынка ценных бумаг, члены советов директоров, владельцы более чем 25% акций компаний, госслужащие, аудиторы, в общем, все, кто имеет доступ к внутренней информации компании. К потенциальным инсайдерам отнесли руководство ЦБ, членов Национального банковского совета, руководство всех гослужб и ведомств. За умышленное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком полагается штраф от 0,3 до 1 млн руб., а тюремное заключение — от двух до семи лет (положения об административной ответственности заработают с 27 июля).

До вступления закона в силу были лишь подозрения о манипулировании на финансовом и товарном рынке.

Еще в прошлом году ФСФР внедрила систему электронного мониторинга и за четыре месяца выявила более 20 тыс. потенциально подозрительных сделок на фондовом рынке. Впрочем, поскольку все это происходило до вступления в силу закона, ответственности никто не понесет.

Почти 90 стран мира приняли антиинсайдерское законодательство, но активно применяют его только 38. В США первые подобные законы появились в 1934 году, а первый судебный процесс состоялся 12 лет спустя. И только с конца 1970-х годов дела о незаконном использовании инсайдерской информации стали более-менее регулярно появляться в судах.

Не исключено, что закон об инсайде изменит ситуацию на рынке. Однако пока он работает не на 100%. Ни одно дело об утечке инсайдерской информации до логического завершения не доведено. Неоднократно участники рынка были свидетелями манипулирования ценными бумагами, когда одна новость сменялась другой в течение нескольких часов, причем обе имели разнонаправленный характер.

Если первая приводила к обвалу котировок, то другая сразу же возвращала котировки на место. Характерным примером может послужить событие, которое произошло в ходе IPO одного из крупнейших российских банков. Котировки за пять минут упали на 5%, а через час были восстановлены. ФСФР запросила информацию на бирже о всех сделках, совершенных за этот период, но этим дело и закончилось.

Дело вовсе не в том, что инсайдерская информация редко используется для манипуляции рынком, а в том, что это довольно сложно доказать. Возможно, проблема в том, что совершенно не прописаны требования и механизмы работы в условиях нового законодательства. По словам предправления Сбербанка Беллы Златкис, правительство не спешит принимать подзаконные акты: их либо нет, либо они«потрясающе сырые». А под категорию инсайдеров попадают тысячи сотрудников, поэтому для соответствия закону банкам придется задействовать огромные IT-проекты.

Александр Тобак о необходимости открытого развития
Публикация Александра Тобака от 12 июля 2011г.

Те, кто не в ладах с законом, чаще всего находят для этого одно оправдание. Закон-де несовершенен. Во-первых, идеал — понятие красивое, но недостижимое в принципе. И правовая система тут абсолютно не исключение. Во-вторых, современное законодательство разительно отличается от того, что существовало в ранний период «капитализации» страны.
И вместо того чтобы по старинке «кивать на зеркало», давно пора начать меняться самим. Как справедливо замечает известный эксперт в области права Александр Яковлевич Тобак, современное право предоставляет бизнесу массу легальных возможностей роста. И собственно в законодательстве, и налоговой системе положительные тенденции давно наметились и стабильно углубляются в течение последнего десятилетия. Прозрачными быть и проще, спокойнее, и дешевле, выгоднее. К этой простой мысли уже пришли многие, и число таких адекватных представителей бизнес-сообщества имеет тенденцию поступательного роста.
Кому как не практикующему адвокату Тобаку Александру Яковлевичу знать все о тонкостях экономического, налогового, семейного права. И здесь, и там люди стремятся к упорядочению, к большей стабильности. А она невозможна без элементарного порядка в делах, документах. Иные бизнесмены так старались путать следы и прятать концы в воду, что сами попадали в собственные ловушки.
Благо, гораздо больше оказалось других людей, которые приходили в адвокатское бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак» за советом, поддержкой. Вносили правки в уставные и иные документы, упорядочивали систему ведения дел, налаживали более открытые отношения с партнерами и инвесторами. Что в итоге работало на пользу предприятию, фирме, привлекало инвесторов, открывало путь к зарубежным контактам и контрактам. Оказалось, что прямые пути все же короче обходных, и уж точно они менее затратны: и чисто по деньгам, и по нервной энергии.
То же самое наблюдает Тобак Александр в области регулирования семейных отношений. К нему обращаются уже дети первых клиентов, и заключают брачные контракты. Как гарантийные письма в будущее.
Сложных коллизий в жизни хватает. Но есть и профессионалы, которые всегда придут на помощь в решении этих проблем.
Необходимо создание так называемых досье законов, в которых будет описана история их принятия, практика правоприменения. Если это региональные законы, то соседние регионы смогут опираться на чужой опыт, учитывать ошибки. Единая система мониторинга позволит свести воедино систему анализа и сбора информации о качестве законов и практике их применения.
Несмотря на то что сама по себе идея мониторинга хороша, в ней есть и недостатки.
Западный бизнес все еще опасается приходить со своими капиталами в Россию не в последнюю очередь из-за несовершенства законодательства, его постоянных изменений, пробелов и противоречий. Очевидно, что при улучшении законодательства многие споры могли бы быть решены в российских судах, а не европейских. Таким образом, мониторинг должен быть направлен не только на сбор информации и выявление недостатков, но и на их устранение.
Российское общество, считает Александр Яковлевич, для смягчения юридических нравов вполне созрело. Пройденный путь развития экономики подготовил эту благодатную почву, в которую пришла пора засевать семена новых правовых взаимоотношений. И соответствующий законопроект Министерство юстиции России уже подготовило.

Александр Тобак о мониторинге правоприменения в России
Публикация Александра Тобака от 12 июля 2011г.

Идея мониторинга законодательства и правоприменительной практики возникла еще в начале 2000-х годов и сейчас все признают необходимость его повсеместного внедрения.
За последние годы по вопросам мониторинга законодательства было проведено множество конференций, семинаров, создан центр мониторинга при Совете Федерации.
Показателен опыт других стран. Например, в Узбекистане Институт мониторинга действующего законодательства при парламенте страны был создан еще в 1996 году. В 2005 году его преобразовали в Институт при президенте Узбекистана. Специалисты Института занимаются изучением законодательства в различных сферах, участвуют в разработке законов, проводят правовую экспертизу, ведут активную научную работу. Закон о мониторинге законодательства существует в Белоруссии, а инициативы его принятия обсуждаются в таких странах, как Канада, Германия, Франция.
В России старт этому процессу дал в мае Дмитрий Медведев, подписав указ о мониторинге правоприменения. Как пояснил президент, «министерство юстиции будет контролировать исполнение постановлений Конституционного суда и Европейского суда по правам человека, без которых невозможно совершенствование законодательства». Итоги мониторинга ведомство будет ежегодно сводить в общий доклад. Ранее нормативные акты о мониторинге были приняты в ряде регионов России, а в Липецкой области и Ямало-Ненецком округе — даже специальные законы о нем.
Необходимость мониторинга назрела по ряду причин. Многие эксперты называют наше законодательство «заплаточным». Речь идет о пробелах и противоречиях в законодательстве, которые не могут устранить никакие правовые экспертизы. Поможет ли мониторинг выстроить стабильную, ясную и гармоничную правовую систему? Очевидно, что да.
Несмотря на огромное количество экспертиз, которые проходят все правовые акты и в первую очередь законы, без ляпов обойтись не удается. Любой закон, в том числе региональный, должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить федеральному законодательству. Большую роль играет фактор профессионализма местных юристов, но при налаженной работе системы мониторинга эффективность была бы в разы выше.
Важно отслеживать содержание законов еще до момента их принятия, чтобы не приходилось потом в авральном порядке править уже действующий закон. Но мониторинг должен включать в себя и анализ эффективности работы уже принятых правовых актов.
Например, эксперты утверждают, что, после того как право заключения под арест перешло от прокуроров к суду, оказалось, что санкции на арест стали выдаваться гораздо чаще. То есть норма, которая, казалось бы, призвана сделать процедуру более объективной и гуманной, привела к обратным последствиям.
Найденные пробелы и противоречия в законодательстве должны быть не просто обозначены, а скорректированы. Но как будет действовать этот механизм «обратной связи», пока неясно. Будет ли эффективна система мониторинга законодательства и что она изменит, как всегда, покажет только время.

Призрачность или прозрачность? Александр Тобак решает вопрос однозначно
Публикация Александра Тобака от 11 августа 2011г.

В наследство от прошлых десятилетий многим российским компаниям достался флер «таинственности» в документации и стиле работы. Отчасти это была мера вынужденная. Законодательство первых рыночных лет оказалось неподъемным, слишком запутанным, чтобы прямо следовать его букве.
Потому-то и «скелетов в шкафу», по образному выражению главы адвокатского бюро Тобака Александра Яковлевича, появилось немало. Так он именует многочисленные «ляпы» в документации и просчеты в стратегии и тактике ведения бизнеса. Со временем молодые компании превратились в зрелых участников рынка, которым очень стали мешать эти «мины замедленного действия», заложенные в былые времена. Пришлось заниматься наведением порядка.
Иначе и в собственной стране уже сложно вести цивилизованные товарно-денежные отношения, и тем более трудно выстраивать связи с иностранными инвесторами. У Александра Яковлевича Тобака немало клиентов в среде крупных предпринимателей, широко известных в мире экономики. Но и им рано или поздно приходилось обращаться за квалифицированной помощью юристов, дабы навести «глянец» в делах.
Собственные юридические отделы компаний в таком деле редко бывают большими помощниками. Штатные юристы зависимы от руководства, политики фирмы, больше стараются печься о призрачной чести мундира и о сиюминутной прибыли, чем о грамотной стратегии на перспективу.
Взгляд со стороны необходим, в этом у Тобака Александра сомнений нет. Приходят к аналогичной мысли и сами бизнесмены. Может, и приятно, когда тебе заглядывают в рот, угадывая желания и бросаясь их исполнять. Но иногда надо и возразить, и подсказать варианты, и постоять за собственную позицию. Не ради амбиций, а во благо общего дела.
Опытные адвокаты из бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак» неплохо разбираются в особенностях национальной «охоты за прибылью». Убедились сами, и сумели помочь постичь другим простую истину: быть открытым, честным в делах, прозрачным в отношениях с законом сегодня просто выгодно.
И люди стали это понимать. Сказывается возросший образовательный и культурный уровень элит. Бизнесом нынче занимаются бывшие ученые, педагоги, медики. Люди адекватные, умеющие слушать, готовые учиться.

Тобак Александр Яковлевич считает, что Кодекс надо улучшать
Публикация Александра Тобака от 7 июля 2011г.

В стране запущен механизм либерализации Уголовного кодекса. Эта «революция» началась сверху — по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева. Но успешными столь радикальные реформы бывают лишь в одном случае: когда есть встречное движение снизу. Похоже, что в этом случае все именно так и совпало.
Во всяком случае, глава адвокатского бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак» в этом ничуть не сомневается.
Как поясняет адвокат Александр Яковлевич Тобак, этот документ подразумевает возможность дифференцированно подходить к назначению наказаний в суде. По 11 составам преступлений теперь можно будет применять как основной вид наказания штрафы, по 12 составам исправительные работы выйдут на первый план. 118 составов вообще лишаются нижних пределов санкций. Вместо реального лишения свободы сейчас чаще рекомендуются условные сроки.
По мнению практикующих юристов, таких как Тобак Александр Яковлевич, планируемые новшества позволят учитывать особенности личности обвиняемых и детали совершенного деяния. Пока что суду приходится действовать в узких рамках, не предусматривающих индивидуального подхода. За решеткой оказываются люди, никакой реальной угрозы обществу не представляющие. Образно говоря, продолжаем сажать, как бывало, «за колоски».
А ведь не факт, что за решеткой к человеку придет озарение, и он исправится. Чаще, как свидетельствует опыт, происходит обратное. Осужденный наращивает «криминальные мускулы». И возвращаясь на свободу, продолжает нарушать закон, но уже хитрее. Теперь шансов на исправление без лишения свободы станет гораздо больше. И это справедливо: закон должен быть не столько суров, сколько адекватен.

Тобак Александр Яковлевич считает, что Кодекс надо улучшать
Публикация Александра Тобака от 7 июля 2011г.

Нет комментариев