Михаил Безрук →  История одной арбитражной войны

Противостояние ЗАО «ЛИВИЗ» и ООО «Русский Стандарт водка» длится уже около трех лет. Все это время решается вопрос о закрытии некогда крупнейшего производителя крепкого алкоголя на рынке Северо-Запада. Все подробности войны, юридические маневры, схватка за водочные бренды, сопутствующие иски и уголовные дела, взаимное банкротство «ЛИВИЗа» и «Русского Стандарта», а также роль в процессе иностранных компаний. Полный текст здесь

Имена Александра Сабадаша и Рустама Тарико долгое время не сходили с полос прессы в связи с конфликтом вокруг банкротства одного из старейших ликеро-водочных заводов России ЗАО «ЛИВИЗ». Именно с этим заводом пресса неразрывно связывала имя Александра Сабадаша, несмотря на то, что владельцем завода он, кстати, официально уже не являлся. Развернулась нешуточная борьба за влияние на процесс банкротства. Крупнейший кредитор в лице ООО «Русский Стандарт водка» настаивал на конкурсном производстве, в ходе которого с аукциона должно было уйти несколько водочных брендов и здание на Синопской набережной. Несколько лет длилось уголовное дело в отношении топ-менеджмента предприятия.

Банкротство водочного завода в России – удар по стереотипам

Сектор крепкого алкоголя является одним из самых маржинальных на потребительском рынке, и банкротство ликеро-водочного завода казалось невозможным, тем более в России. Но в феврале 2008 года бывший производитель таких известных брендов, как «Русский Стандарт», «Гжелка», «Smirnoff» и иных менее известных торговых марок, вынужден был заявить о собственной несостоятельности. Для того, чтобы понять, как это случилось, стоит рассмотреть политику завода предбанкротных годов.
Надо полагать, что первый сбой в партнерских отношениях «ЛИВИЗа» возник еще в 2005 году, когда компания «Руст Инк.» начала активное финансирование проекта по строительству собственного завода для производства алкогольной продукции. Предполагалось, что на новом заводе будет производиться водка «Русский Стандарт» — бренд, эксклюзивными правами на который обладал холдинг Рустама Тарико. До сих пор эта водка разливалась ЗАО «ЛИВИЗ», что вполне устраивало обоих партнеров. Однако, теперь, ссылаясь на репутационные риски и недостаточную потенциальную мощность «ЛИВИЗа», «Руст Инк.» принял решение создать собственную линию производства. На тот момент бренд «Русский Стандарт» занимал около 4% алкогольного рынка Северо-Запада (что очень неплохо для одной торговой марки) и, соответственно, приносил многомиллионные прибыли.

Схватка за бренды

Налоги не давали спать спокойно

К прочим проблемам прибавились требования налоговых органов погасить задолженности за 2001-2005 годы, тогда как «ЛИВИЗ» этих долгов не признавал. В результате проверок ФНС пришла к выводу о занижении ЗАО «ЛИВИЗ» налогов в связи с приобретением тароупаковочной продукции у посредников, не являвшихся производителями данной продукции. Использование такой схемы, по мнению налоговиков, на протяжении ряда лет приводило к поступлению на счета посредников значительных денежных средств, которые они затем использовали в том числе для расчетов с фирмами, уклоняющимися от уплаты налогов. Формально ЗАО «ЛИВИЗ» не допускал нарушений налогового законодательства, поэтому налоговые органы обвинили его в недобросовестности и неосторожности при выборе контрагентов.
В общей сложности ФНС доначислила ЗАО «ЛИВИЗ» налоги и пени на общую сумму 736 061 076 рублей. Более того, было возбуждено уголовное дело в отношении директора и главного бухгалтера ЗАО «ЛИВИЗ». Главный бухгалтер была заключена под стражу, а директор оставлен под подпиской о невыезде.
«Решения налоговых органов о доначислении налогов сильно осложнили производственную деятельность ЗАО «ЛИВИЗ». – пояснил юрист ЗАО «ЛИВИЗ» Павел Воюшин. – Налоговые органы отказывались относить к расходам затраты на рекламу, приобретение бутылок и этикеток. Это делало производство нерентабельным. ЗАО «ЛИВИЗ» предпринял попытки исправить положение – у акционеров и в банках были взяты кредиты и займы, за счет которых гасились вновь доначисленные налоги. Но долго так продолжаться не могло».

И все таки — банкрот

Отбив первые две попытки налоговых органов обанкротить предприятие в 2005 и 2006 годах, в феврале 2008 года ЗАО «ЛИВИЗ» само подало заявление о признании себя банкротом. Была ли плачевная ситуация завода стечением обстоятельств или преднамеренным прессингом на сильную конкурентоспособную компанию, не ясно до сих пор. Был ли это обычный спор хозяйствующих субъектов и государства, или действия были направлены конкретно против интересов владельца завода? Также в круг чьих-то интересов могли попасть привлекательные активы завода: это производственное оборудование, продаваемые торговые марки и здание завода на Синопской набережной. Сами кредиторы – ФНС и «Русский Стандарт водка», и вовсе настаивали на версии преднамеренного банкротства со стороны руководства предприятия.
Однако, и должник был не прост. Чтобы лучше понять позицию кредиторов предприятия, необходимо помнить, что:
1) одним из основных кредиторов выступал «Русский Стандарт водка», с которым у компании уже был неприятный спор из-за бренда «Русский стандарт», а также по взаимным долгам после прекращения партнерства;
2) как сообщал 26 мая 2009 года «Коммерсантъ», незадолго до инициации банкротства в Красное Село было переведено оборудование ЗАО «ЛИВИЗ». При этом, по данным «СПАРК-Интерфакса», само ООО «ЛИВИЗ» стало принадлежать американской «Максим Дистрибьюшн».
Этим подготовка к банкротству не ограничилась. В реестр кредиторов, помимо ФНС России (359 млн. руб.) и ООО «Русский Стандарт водка» (158 млн. руб.) были включены иностранные компании – акционеры ЗАО «ЛИВИЗ» с требованиями на общую сумму 535 млн. руб.
Таким образом, кредиторы являвшиеся акционерами ЗАО «ЛИВИЗ» обладали большинством голосов на собраниях кредиторов. Такое положение не устраивало ФНС и Русский стандарт.

«Русский стандарт» прогнал иностранцев

Диверсионные собрания и раздел конкурсной массы

ЗАО «ЛИВИЗ» банкротит «Русский Стандарт водка»

Противостояние достигло особого накала, когда в апреле 2009 года ЗАО «ЛИВИЗ» взыскал с ООО «Русский Стандарт водка» встречную задолженность. Поскольку «Русский Стандарт» решение суда в установленный срок не исполнил, ЗАО «ЛИВИЗ» само обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании соперника банкротом.
Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2009 года по делу А56-25467/2009 в отношении ООО «Русский Стандарт Водка» введена процедура наблюдения. Это вынудило «Русский Стандарт» погасить таки долг.
Данная победа улучшила финансовое положение ЗАО «ЛИВИЗ», позволив погасить текущие налоговые обязательства, и дала надежду на выход предприятия из кризиса.

Happy End

В апреле 2011 года арбитражный суд признал возможность ЗАО «ЛИВИЗ» восстановить свою платежеспособность. На предприятии было введено внешнее управление.
Уголовное дело об уклонении от уплаты налогов закончилось оправдательным приговором и было отменено. ЗАО «ЛИВИЗ» выиграл ряд дел, признав недействительными решения налоговых органов, которыми предприятию были доначислены налоги. Тем не менее, пересмотреть ранее вынесенные решения о доначислении так и не удалось.
В мае 2011 года ООО «Норфолк», выступавшее против банкротства завода, выкупило задолженность ЗАО «ЛИВИЗ» перед ФНС РФ и стало крупнейшим кредитором.
С этого момента началось возрождение предприятия. Была полностью погашена текущая задолженность по налогам, предприятие продлило лицензию на выпуск алкогольной продукции и 21 сентября состоялся запуск водочного производства.
Несмотря на замечания скептиков, сегодня компания намерена вернуть себе лидирующие позиции на рынке алкогольной продукции. ЗАО «ЛИВИЗ» уже представляет обновленную линейку известных марок водки.

Источник: Pravopress

Нет комментариев