Александр Арутюнов → К вопросу о возможности отставки председателя ЦИК России Владимира Чурова
На митингах, прошедших 10 и 24 декабря 2011 года по всей стране, настойчиво звучали призывы отправить в отставку председателя ЦИК России Владимира Чурова. И даже президентский совет по правам человека выразил главе ЦИК России недоверие и предложил ему уйти в отставку.
В ответ председатель ЦИК России пообещал через четыре года, как только истекут его полномочия (об уходе и речи нет?!), ответить всем, кто требует его отставки.
При этом глава ЦИК России в своем интервью заявил, что «извращенная фантазия мелких людишек, которые сомневаются в нашей честности, меня мало интересует».
Несомненно, такое заявление не делает чести господину Чурову, но оставим это высказывание на его совести. Нас интересует юридическая сторона вопроса.
Возможна ли отставка главы ЦИК России по действующему законодательству?
Согласно п. 4 ст. 21 федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов: 5 членов назначается Государственной Думой РФ, 5 членов – Советом Федерации РФ и 5 членов назначаются Президентом РФ.
Особо отметим, что закон не наделяет Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ или Президента РФ правом отправить в отставку (отозвать) назначенного ими члена Центральной избирательной комиссии РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 21 комментируемого закона члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Надо полагать, что члены ЦИК РФ вправе не только избрать, но и переизбрать своего председателя, хотя в законе об этом четко не сказано. Впрочем, митинговавших такой вариант развития событий, скорее всего, не устроит, да и вопрос о переизбрании председателя ЦИК РФ членами комиссии не поставлен.
Указанным законом установлено (п. 5 ст. 29), что срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.
Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства…; б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора…; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности; е) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии… (п. 8 ст. 29 указанного закона).
Расформирование комиссии возможно судом в случае нарушения избирательных прав граждан, но… с заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 31 комментируемого закона). Очевидно, что надежды на такую инициативу со стороны наших законодателей иллюзорны.
В то же время, как стало известно, глава ЦИК России приглашен в Государственную Думу Российской Федерации 27 января текущего года, а три фракции Государственной думы РФ (КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») внесут на рассмотрение парламента проект постановления о недоверии главе Центризбиркома Владимиру Чурову.
Повторяем, Государственная Дума РФ не наделена правом отправить в отставку (отозвать) назначенного ею члена Центральной избирательной комиссии РФ. Следовательно, указанный проект постановления даже в случае его принятия никакой юридической силы иметь не будет.
Однако освобождение члена комиссии от обязанностей члена комиссии до истечения срока его полномочий возможно по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий и в некоторых других случаях (п. 6, 1, 4 ст. 29 комментируемого закона).
Кстати, 19 января 2012 года появились сообщения, что глава ЦИК России предложил на заседании комиссии внести в повестку дня вопрос о его отставке, но членами комиссии предложение не было поддержано. Нельзя в этой связи исключать, что 27 января 2012 года Владимир Чуров уже в Государственной Думе РФ подаст заявление о сложении своих полномочий. В этом случае Государственная Дума РФ может освободить члена ЦИК России Владимира Чурова от обязанностей члена комиссии до истечения срока его полномочий.
Посмотрим, как будут развиваться события – ждать осталось недолго…
В ответ председатель ЦИК России пообещал через четыре года, как только истекут его полномочия (об уходе и речи нет?!), ответить всем, кто требует его отставки.
При этом глава ЦИК России в своем интервью заявил, что «извращенная фантазия мелких людишек, которые сомневаются в нашей честности, меня мало интересует».
Несомненно, такое заявление не делает чести господину Чурову, но оставим это высказывание на его совести. Нас интересует юридическая сторона вопроса.
Возможна ли отставка главы ЦИК России по действующему законодательству?
Согласно п. 4 ст. 21 федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов: 5 членов назначается Государственной Думой РФ, 5 членов – Советом Федерации РФ и 5 членов назначаются Президентом РФ.
Особо отметим, что закон не наделяет Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ или Президента РФ правом отправить в отставку (отозвать) назначенного ими члена Центральной избирательной комиссии РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 21 комментируемого закона члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Надо полагать, что члены ЦИК РФ вправе не только избрать, но и переизбрать своего председателя, хотя в законе об этом четко не сказано. Впрочем, митинговавших такой вариант развития событий, скорее всего, не устроит, да и вопрос о переизбрании председателя ЦИК РФ членами комиссии не поставлен.
Указанным законом установлено (п. 5 ст. 29), что срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.
Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства…; б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора…; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности; е) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии… (п. 8 ст. 29 указанного закона).
Расформирование комиссии возможно судом в случае нарушения избирательных прав граждан, но… с заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 31 комментируемого закона). Очевидно, что надежды на такую инициативу со стороны наших законодателей иллюзорны.
В то же время, как стало известно, глава ЦИК России приглашен в Государственную Думу Российской Федерации 27 января текущего года, а три фракции Государственной думы РФ (КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») внесут на рассмотрение парламента проект постановления о недоверии главе Центризбиркома Владимиру Чурову.
Повторяем, Государственная Дума РФ не наделена правом отправить в отставку (отозвать) назначенного ею члена Центральной избирательной комиссии РФ. Следовательно, указанный проект постановления даже в случае его принятия никакой юридической силы иметь не будет.
Однако освобождение члена комиссии от обязанностей члена комиссии до истечения срока его полномочий возможно по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий и в некоторых других случаях (п. 6, 1, 4 ст. 29 комментируемого закона).
Кстати, 19 января 2012 года появились сообщения, что глава ЦИК России предложил на заседании комиссии внести в повестку дня вопрос о его отставке, но членами комиссии предложение не было поддержано. Нельзя в этой связи исключать, что 27 января 2012 года Владимир Чуров уже в Государственной Думе РФ подаст заявление о сложении своих полномочий. В этом случае Государственная Дума РФ может освободить члена ЦИК России Владимира Чурова от обязанностей члена комиссии до истечения срока его полномочий.
Посмотрим, как будут развиваться события – ждать осталось недолго…
Нет комментариев