Онлайн Патент Сервис ЭДВАКС →  Кто должен управлять службой по интеллектуальным правам!?

Эдуард Китаев,
ЭДВАКС Онлайн Патент Сервис

Интеллектуальная собственность, результаты интеллектуальной деятельности – это, в первую очередь, информация, которая и является объектом собственности. Значит, специализация менеджмента службы по интеллектуальным правам в первую очередь должна быть в области информационных технологий.
В современном мире информационно-цифровых технологий эффективное управление информацией – это не просто сбор и хранение данных, но и структура хранилища, алгоритмы обработки информации, интеграция информации из разных хранилищ, автоматизация процессов сборов и обработки.

Современные информационные технологии позволяют добиться высокой эффективности управления информацией только при умелом их пользовании.

Что происходит сегодня на рубеже 2013/2014 годов?

Во главе РОСПАТЕНТа и ФИПС стоят люди, которые являются специалистами в области интеллектуальной собственности в рамках действующего законодательства (проверить правильность оформления документов, регистрация прав и т.д.), но при этом не являются специалистами по информационным технологиям и тем более по архитектуре информационных систем.

Что в результате?

В результате служба по интеллектуальной собственности превратилась в бюрократического монстра, который отпугивает своими бюрократическими правилами изобретателей, а промышленности не дает возможности эффективно применять новые изобретения отсутствием логичной структуры и алгоритмов доступа.

В результате штат службы уже превышает 2500 человек, при объеме новых заявок на изобретения в среднем 50 в день, а товарных знаков 150 в день. Не сложно посчитать, что на каждую заявку приходиться по 12,5 человек. Но при этом сроки регистрации изобретения и товарных знаков составляют годы. Объясняется это тем, что реальных специалистов, выполняющих экспертизу, единицы. Кто же тогда составляет остальную армию? И зачем она нужна в современном мире без бумажного документооборота!

В результате служба заказывает разработку программного обеспечения, которое не дает положительного эффекта, хотя стоимость заказов составляет сотни миллионов рублей.

Инертность процесса регистрации результатов интеллектуальной деятельности и отсутствие четких алгоритмов экспертизы, порождает рынок нелегальных услуг по ускорению процессов регистрации и продажу легитимных решений на несоответствующие законодательству РИД. В результате создается удобная среда для коррупции.

Количество регистрируемых изобретений в РФ, а, следовательно, и желание граждан что-то изобретать, очень маленькое по сравнению с США, Китаем и Европой.

Информационные технологии – это такая же наука и отдельная отрасль, как и машиностроение, физика и т.д. Представьте, что будет с самолетом, если за штурвал посадить чиновника высшего ранга, а не пилота! Конечно, он разобьется, а, в лучшем случае, не сдвинется с места.

Так же как и здания, информационные системы проектирует архитектор, который знает все технические возможности в области ИТ. Попросите каменщика построить дом без проекта. Получиться то, что он уже создавал ранее, либо простая коробка. Каменщику не важно, что вы будете делать со зданием, ему важно построить согласно проекту, а проект делают согласно архитектуре.

Если во главу новой службы поставить выдающегося чиновника, то получится то же самое, что сейчас, только с другим именем.

Знание законов в области интеллектуальной собственности – доступно любому человеку. Достаточно для этого изучать законы и судебную практику. Способность создавать новые эффективные информационные системы и структуры доступна единицам. Ведь при их создании архитектор заглядывает далеко в будущее и, создавая виртуальную систему, открывает новые возможности. Благодаря этому разработка инструмента выполняется с учетом развития, оптимизации и автоматизации процессов управления данными.

За последнее десятилетие в России были потрачены миллиарды бюджетных рублей на разработку различных программных инструментов по управлению информацией (сайты администраций, организаций и различных органов власти, локальные системы автоматизированных учетов и обработки данных). Десятки тысяч различных, не структурных инструментов. В результате, интеграция данных из разных баз данных невозможна по причине несовпадения структур и алгоритмов управления и, конечно же, бесчисленного их количества.

Например, есть реестры ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) по товарным знакам, где храниться информация по зарегистрированным и заявленным на регистрацию товарным знакам. Данной базой управляет ФИПС, но при регистрации товарного знака ФИПС не выполняет проверку на сходство с фирменным наименованием по базе ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), так как базой ЕГРЮЛ управляет УФНС (Управление федеральной налоговой службы). В результате, возникают ситуации, когда ФИПС выдает свидетельство о регистрации товарного знака, который тождественен и схож до степени смешения с фирменным наименованием. А УФНС выдает свидетельство о регистрации юридического лица, а значит и фирменного наименования схожего или тождественного с товарным знаком, у которого более ранняя дата приоритета и однородные виды деятельности.

Такие ситуации противоречат 4-й части ГК РФ (ст.1483). Сами того не подозревая, государственные органы выдают свидетельство «О регистрации нарушения закона».

Подобных примеров очень много и их количество постоянно растет!

Это результаты неэффективного управления информацией всего государства.

Поскольку качество и эффективность управления информацией оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и экономику страны, данная отрасль должна быть выделена в отдельную науку и министерство по управлению информацией.

Если создать министерство или службу по управлению информацией, то за счет единой государственной структуры базы данных можно не только сократить до минимума расходы государственных средств, которые сейчас легко тратят госорганы на разработку непонятных программных инструментов и сайтов, но и создать источники дохода в казну за счет централизованного управления информацией, а значит исключения многократного дублирования однотипных данных. Институт позволит радикально повысить эффективность использования результатов интеллектуальной деятельности, соответственно, позитивно влиять на экономику государства.

Единственное условие, это наличие компетентного управляющего (архитектора информационных систем).

Представьте, что появится государственный портал (социальная сеть). В разделе физических лиц каждому гражданину присваивается уникальный веб адрес (веб страничка), где храниться вся информация о гражданине: биологические данные организма, данные об образовании, трудовой деятельности, данные о родителях, данные об общественной деятельности, об имуществе, о результатах интеллектуальной деятельности, займах, заслугах и проступках перед обществом и т.д. Часть информации доступна всем гражданам, чтобы любой гражданин и юридическое лицо могли проверить информацию о гражданине, с которым планируют выстроить какие-либо взаимоотношения, к другим данным доступ имеют специализированные госорганы.

Пришел гражданин в госорган или поликлинику, сообщил адрес страницы, и специалист получил доступ к нужной информации. Не требуется никаких документов и заполнения различных анкет и т.д. Любая новая информация, которая в компетенции деятельности специалиста, вносится им в соответствующий раздел клиента. При этом в журнале доступа и изменений фиксируется кто, когда и где вносил изменения. Со страницы гражданина нельзя удалить никакую информацию. Новая записывается над старой. Все записи доступны для чтения соответствующим службам.

В разделе юридических лиц содержится информация об обществах, которые создаются физическими и юридическими лицами. Для указания членов общества достаточны ссылки на страницы участников.

Прозрачность и доступность информации пугает только тех граждан и обществ, которым есть что скрывать.

Прежде, чем заявлять о защите и конфиденциальности персональной информации, каждый современный человек должен понимать что:

Сейчас технически невозможно обеспечить конфиденциальность этой самой информации, так как ее сбор осуществляют, кто только может и как умеет. Только копию паспорта каждый гражданин легко выдает налево и направо по первому требованию. Граждане легко предоставляют свою персональную информацию.

Информация представляет ценность или угрозу гражданину, если ей можно воспользоваться в отсутствии владельца. В предлагаемой концепции вся информация о гражданине или обществе или госоргане фиксируется на государственном портале. Здесь и единая структура, и система безопасности хранения и контроля доступа к данным на должном уровне.

Социальные сети (одноклассники, Вконтакте и др.) уже приучили граждан к открытости и публичности. Люди легко выкладывают в сети информацию о себе и своих знакомых. Все это легко и бесконтрольно доступно! Возможность анонимного или вымышленного присутствия на интернет сайтах, благоприятная среда для преступности. В государственном портале такого не будет.

В разделе товары и услуги реестра будут находиться все товары и услуги, которые производят, продают или обслуживают общества и граждане. Это будет единый реестр товаров и услуг.

Каждый производитель регистрирует образцы своей продукции в реестре, предоставляя исчерпывающую информации о товаре или услуге для возможности ее идентификации и защите интеллектуальной собственности. По желанию производителя, ему будет предоставляться перечень уникальных номеров для зарегистрированных товаров и услуг. Данные номера генерируются в случайном порядке и привязываются именно к тому товару или услуге, которую регистрирует производитель. Данные номера производитель обязан разместить внутри упаковки товара, чтобы покупатель при вскрытии мог проверить оригинальность товара на госпортале в реестре товаров и услуг. Таким образом, решается проблема борьбы с контрафактными товарами. Любой продавец товаров оптовый или розничный обязан перед приобретением проверить оригинальность товаров через реестр товаров и услуг.

Любые взаимоотношения между гражданами и/или обществами фиксируются на госпортале. Кто-то решил уступить право владения товаром на определенных условиях. Стороны декларируют намерения и согласие посредством видеозаписи и разделом Сделки. При отсрочке платежа, по условиям сделки сумма может быть автоматически списана со счета покупателя в час истечения срока расчета. Конфликты сторон разрешаются автоматически. Система контроля сделок автоматически выполняет принятые условия. Списание средств, отмена сделки и возврат прав на объект сделки, ограничение в отчуждении другого имущества и т.д.

Единый государственный портал позволит обходиться без физических денежных средств. Электронные кошельки пополняются при поступлениях на счет гражданина средств за выполненные работы или реализованные товары или поощрения. Списания производятся при покупках и взысканиях. Обязательные платежи списываются автоматически.

Один раз человек, при рождении сдает биологическую информацию и отпадает необходимость получения и ношения огромной кучи документов, подтверждающих то или иное.

Это перечень самых важных и очевидных процессов, которыми возможно максимально эффективно управлять, если умело организовать информационную инфраструктуру государства.

Что получим в результате:

Объем экономии средств, которые сейчас тратятся государством на управление, может составить более 90%.

Снижение преступности и коррупции более 90%.

Повышение качества жизни граждан.

Рост экономики.

Приведенные примеры организации современной информационной инфраструктуры государства, это лишь малая часть разработок концепций современных информационных систем, которые наша команда (ЭДВАКС Онлайн Патент Сервис, www.edwaks.ru) выработала в процессе многолетних трудов в области разработки информационных систем.

Мы считаем, что службу по интеллектуальным правам должен возглавить архитектор информационных систем. В нашей команде есть достойные кандидатуры. И мы готовы принять участие в конкурсе по выбору кандидата и концепции организации и развития службы по интеллектуальным правам, если такой будет организован, что было бы правильным эффективным решением!

Последнее достижение нашей команды ОПС-ЭДВАКС – это разработка онлайн инструмента, который позволяет любому человеку, не зависимо от его компетенции в области интеллектуальной собственности, самостоятельно выполнить экспертизу и регистрацию словесного и изобразительного товарного знака за считанные минуты. Все доступно на сайте www.edwaks.ru

Так же инструмент позволяет ставить на автоматизированную охрану исключительные права на товарные знаки и фирменные наименования.

По сути, наша система способна заменить ФИПС по управлению товарными знаками и налоговую службу по экспертизе фирменных наименований.

Данный инструмент уже взял на вооружение Суд по интеллектуальным правам!

РОСПАТЕНТ отказался использовать наш инструмент даже на безвозмездных условиях. Хотя последнее приобретение ФИПСом программного инструмента за 147 млн руб., не решило поставленных задач.

Мы разработали концепцию для системы автоматизированной экспертизы изобретений и готовы ее создать.

Мы разработали концепцию для системы автоматизированной экспертизы, регистрации, охраны звуковых и звуко-визуальных произведений и мы готовы ее сделать. При этом система сможет выявлять даже частичный плагиат, а не только одинаковые произведения.

При наличии достаточных финансовых ресурсов и государственной поддержки, мы способны создать современную автоматизированную систему управления результатами интеллектуальной деятельности, аналогов которой нет в мире. ВОИС (WIPO) и страны участники в настоящий момент остро нуждаются в таком инструменте.

1 комментарий

Сергей Зуйков
Эдуард, Вы к сожалению совершенно забыли про закон, из текста статьи можно понять, что руководитель Роспатента решает как ему регистрировать тот или иной объект ИС.
То, что кто то (СИП) подключился к вашей системе, обозначит, что для конкретного органа ваша система удобна, но это никак не влияет на суть принимаемых СИП решений. Они не пропишут в тексте постановления сходство или не сходство потому что Эдвакс так считает. По крайней мере пока это не будет закреплено в ГК.
Поэтому ваша статья – реклама системы Эдвакс, которая имеет свои плюсы, к которой наша компания в ближайшее время подключиться.
Но к теме кому управлять службой по интеллектуальным правам Ваша статья не имеет никакого отношения.
0