mihailcherkasof@gmail.com № 830893 → Михаил Черкасов: Хаос и стандарты
В строительной отрасли современной России сложилась уникальная ситуация с нормативами, считает глава строительной компании УК «Развитие», эксперт строительного рынка Михаил Анатольевич Черкасов. «Единого комплекса требований, который был бы аналогичен советским СНиПам, не существует». «Сейчас на рынке действует некий набор пожеланий — своеобразная смесь запросов потребителей и СНиПов, который каждый строитель трактует как хочет», — констатирует Черкасов текущее положение дел. Тем не менее, при всем том потребность в своде правил, общих для всех игроков рынка, имеется.
Критика Черкасовым плачевной картины в современном строительстве России совершенно обоснована. «Действующие нормативы не учитывают новых технологий, любое использование современных методик требует долгих согласований», — называет эксперт одну из причин проблемы со строительными стандартами. Речь не о том, что стандартов как таковых в России нет вовсе. Разумеется, это не так. Но те, что имеются, считает Черкасов Михаил, зачастую противоречат друг другу, а иногда и здравому смыслу.
Он приводит один пример: «По требованию ФСБ, чтобы обезопасить трубопроводы, в техрегламенты внесли изменение: линейные объекты нужно обнести колючей проволокой. О том, что к линейным объектам относятся элементы улично-дорожной сети, никто не подумал. И если строить строго по требованиям, то получается, что улицы наших городов должны быть обнесены «колючкой».
Это можно было бы счесть дурной шуткой, если бы не реалии современного строительства в России, с которыми Черкасов имеет дело ежедневно. Причем если в региональной России зачастую на соответствие строительства некоторым, особенно безумным, стандартам, можно закрыть глаза, то ведь в Москве любое отклонение от норм приводит к немедленному расторжению инвестконтрактов.
При всем том, отмечает Черкасов Михаил Анатольевич, у этой палки есть два конца. Конечно, можно было бы ввести «еврокоды». Но это означало бы либерализацию строительства. Соответствует ли такая свобода действий укоренившейся в России культуре производства, риторически вопрошает Черкасов Михаил. «На Западе любой проект проходит ровно два согласования — в самом начале и перед вводом в эксплуатацию. Но если у нас при всех наших многочисленных утверждениях документов на всех этапах все равно умудряются строить с нарушениями, то что будет при либеральной системе?», — доводит Черкасов свою мысль до логического завершения.
Вот другие мои публикации на эту тему:
Михаил Черкасов: Нормативы и нормировщики
Публикация Михаила Черкасова от 8 июля 2011г.
До конца этого года должен решиться вопрос с переводом строительной отрасли на европейские нормативы. Шаг необходимый. Если он не будет сделан, то современные технологи мы использовать не сможем.
Сейчас в строительстве по-прежнему используются советские СНиПы. Они гарантируют надежность, поскольку были рассчитаны на максимальные нагрузки, но в масштабах всей страны. Поэтому по закону на широте Краснодара надо строить дома, способные выдержать температуру до -50C (норматив рассчитывался с учетом якутских морозов). Явно избыточны требования по пожарной безопасности. Если говорить о санитарных нормах, то они зачастую противоречат строительным. Это признает и Роспотребнадзор. Все массивы существующих сегодня регламентов надо наконец привести к единому знаменателю.
Вдобавок, поскольку действующие нормативы не учитывают новых технологий, любое использование современных методик требует долгих согласований. Сейчас Министерство регионального развития видит для себя возможность получить полномочия выпускать подзаконные акты и, как следствие, упростить внесение изменений в нормативы. И что очень приятно, это ведомство впервые привлекло к работе над документацией практикующих строителей и девелоперов.
Как проходил процесс нормотворчества до недавнего времени? Министерство обращалось к подведомственным проектным институтам, в которых трудятся главным образом проектировщики крупных промышленных объектов, атомных станций, объектов энергетики. Они прекрасные специалисты, но мыслят категориями, неприемлемыми в массовом строительстве. В итоге получился абсурд.
Вот один из самых недавних примеров: по требованию ФСБ, чтобы обезопасить трубопроводы, в техрегламенты внесли изменение: линейные объекты нужно обнести колючей проволокой. О том, что к линейным объектам относятся элементы улично-дорожной сети, никто не подумал. И если строить строго по требованиям, то получается, что улицы наших городов должны быть обнесены «колючкой». Поэтому инициативу Минрегиона учитывать пожелания тех, кто работает на рынке, можно только приветствовать.
На сегодняшний день основное изменение, которое предлагают строители, — перенять европейский опыт. Мы могли бы строить прекрасные здания по качественным западным проектам, но у нас и у Запада слишком разные требования. Поэтому любой европейский проект приходится долго адаптировать к нашим нормативам, и очень часто он в итоге меняется почти до неузнаваемости.
Правда, здесь кроется одна опасность: еврокоды — это либерализация проектирования. На Западе любой проект проходит ровно два согласования — в самом начале и перед вводом в эксплуатацию. Но если у нас при всех наших многочисленных утверждениях документов на всех этапах все равно умудряются строить с нарушениями, то что будет при либеральной системе? В Европе и в мире очень высока профессиональная ответственность проектировщика и девелопера, кроме того, разработана система саморегулирования: действует положение о том, что компания, которая занимается проектированием, должна иметь страховку, во много раз покрывающую возможный ущерб от ошибок. У нас разработка такой схемы только начинается. Но без повышения уровня ответственности делать свободные нормы опасно, поэтому стремление чиновников ужесточать нормативы вполне объяснимо.
К сожалению, период становления государства привел к не очень хорошим результатам — первые десять постсоветских лет архитекторы не шли в профессию. Они учились, институты их выпускали, но не было работы. И сегодня мы пожинаем плоды: уходит последний слой специалистов, которые понимают стройку от начала до конца. А ведь качество проектов во многом зависит именно от понимания процесса строительства.
Очень сильно упал общий уровень и архитекторов, и проектировщиков. Они выходят из вузов практически неподготовленными и сразу же начинают вести проекты. А ведь в Европе для того, чтобы работать самостоятельно, нужно лет 10-15 отработать в проектном бюро рядовым работником. Возможно, строительному сектору надо взять какое-то шефство над вузами, чтобы молодые специалисты были более подкованы практически? Но, вероятно, эту ситуацию поможет выправить переход отрасли на саморегулирование при условии, что СРО будут жестко оценивать своих членов.
Имеется и еще один тонкий момент — сложности переходного периода. Как быть с теми проектами, которые были начаты по старым нормативам, а закончат их, когда в силу вступят уже новые? Наверное, заранее определить время на адаптацию, чтобы десятки построенных зданий не оказались незаконными. Пока с этим вопросом ясности нет.
Но при всех существующих вопросах и сложностях переход на новые нормативы необходим, иначе наша строительная отрасль отстанет от всего мира не на 10-20 лет, как сейчас, а навсегда.
Михаил Черкасов: СРО готова к автономному «плаванию»
Публикация Михаила Черкасова от 1 июня 2011г.
Саморегулируемая организация (СРО) — вид объединения не новый, работает в России уже почти десяток лет. Удалось ли его создателям сделать институт СРО жизнеспособным? Зачем его вообще придумали и кому он нужен? Попробуем разобраться.
От цеха к некоммерческому партнерству
Закон «О саморегулируемых организациях» был окончательно доработан в 2007 году. Его задача заключалась в том, чтобы переложить часть надзорных функций с государства на участников рынка в определенных сферах. То есть, с госорганов снимались избыточные (по мнению авторов закона) функции, соответственно, уменьшались бюджетные расходы. Власти оставляли себе надзор только за итогами работы новых объединений. Планировалось, что отменят лицензирование очень многих видов деятельности.
Схема простая, известная еще со времен средневековых европейских цехов — объединений мастеров: участник платит взнос, получает «добро» на работу, защиту своих интересов и некий контроль за качеством продукта. Сейчас у нас все то же: вместо лицензии — членство в саморегулируемой организации, вместо госнадзора — третейский суд, СРО — посредник между властями и предприятиями.
Расскажу об очень интересном аналоге СРО в рекламной отрасли США. Там так и не было принято законодательство, регулирующее эту сферу. Просто потому, что этим занимается негосударственная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. Они называются комитетами (Better Business Bureau), которые работают настолько эффективно, что законы просто не понадобились. Почти весь средний и малый бизнес в европейских странах, а также США и Канаде, объединен по отраслевому признаку — всем выгодна защита их интересов.
У нас же на сегодняшний день считается, что полноценно модель СРО реализована только в двух отраслях: в деятельности арбитражных управляющих и оценочной деятельности. В этих сферах лицензирование полностью заменено участием в СРО. А с января прошлого года саморегулируемые организации стали обязательными для игроков аудиторского и строительного рынков.
Саморегулирование регулируют
Посмотрим, как это работает на примере строительных компаний. В саморегулируемую организацию строителей могут входить юрлица и ИП, занимающиеся непосредственно возведением объектов, реконструкцией, капремонтом и так далее. В СРО должно быть не менее ста участников, нужен немалый вступительный взнос в компенсационный фонд, либо страхование ответственности. Все это, по сути, призвано отсечь мелких и несостоятельных игроков рынка. Именно из-за этого несколько лет назад разразился скандал в строительных кругах: Минрегионразвития запретил проводить ряд субподрядных работ, которые традиционно доставались малому бизнесу.
Тогда за небольшие предприятия вступилась ФАС — ведь в некоторых регионах даже разрешение на подряды по внутренней отделке помещений и установке окон нужно было получать в СРО. Теперь перечень работ, на которые нужно обязательное разрешение СРО, сокращен почти вдвое. Но тут остались недовольны крупные участники рынка: их более мелкие конкуренты не могут гарантировать высокой безопасности на стройке, ведь это стоит немалых денег — доказывают они. Как же выглядит институт саморегулируемых организаций сегодня?
О разности и позитиве
По некоторым данным, на сегодняшний день зарегистрировано 371 СРО этого профиля, 30 страховых организаций, 12 третейских судов и 39 образовательных учреждений. Развиваемся.
В строительные СРО попадают компании, занимающиеся теми видами деятельности, которые Минрегионразвития посчитало строительством. Подчеркну, разброс очень велик. Это и те, кто занимается кровельными работами, и вентиляцией, и возведением железнодорожных путей, и монтажом оборудования для ТЭЦ. Сложность здесь такая: у этих организаций и слишком разные виды деятельности, и разные сроки работ, и оборот компаний тоже, соответственно, разный. Это мешает унифицировать документацию, которую разрабатывает для них СРО. И еще: для больших компаний вход в СРО финансово необременителен, а для маленьких организаций — практически неподъемен. А раз неподъемен — то и разрешения на работу не видать. Выйти же из СРО малому бизнесу затруднительно — взнос в компенсационный фонд не возвращается, его придется платить еще раз в новом месте. Малым предприятиям выживать сложнее, но тут есть свой плюс — повышается конкуренция. Сейчас предлагают взнос сделать прогрессивным, привязать к обороту компании. Есть предложения возвращать его желающим уйти в другое СРО. Эти инициативы уже доведены до депутатов, и, надеюсь, очень скоро будут узаконены.
Существуют и цифры, которые говорят о позитивных изменениях в очень непростом направлении. Национальное объединение строителей подсчитало, что в 2010 году смертность на стройках благодаря СРО упала на 15%. Замечу, что сыграла роль более внимательная работа с кадрами и повышение их квалификации, а также система выездных проверок экспертов СРО.
Система СРО показала количество реально существующих строительных компаний и вытеснила с рынка тех, у кого дела были совсем плохи. Налицо оздоровление отрасли.
Первое дело было рассмотрено в третейском суде НП «МОД «Союздорстрой» в этом году. Спор между участниками партнерства был на немалую сумму — несколько десятков миллионов рублей. Спорщики воспользовались правом на конфиденциальность, так что о них не знает никто, кроме судейской коллегии. Появился свой суд и у петербуржцев. Пока количество рассмотренных исков в третейских судах СРО исчисляется единицами, самое большое их количество у НП «Западуралстрой» — четыре дела.
В марте вступили в силу новые требования к допускам для работ на особо опасных объектах. Ранее там могли работать только очень крупные компании. Теперь же такие стройки открыты для средних и малых предприятий, снижены требования к количеству сотрудников предприятия. Эксперты говорят, что теперь на выполнение таких работ сможет претендовать в три раза больше организаций.
Инициатор закона «О саморегулируемых организациях» — Виктор Плескачевский, возглавляющий комитет Госдумы по собственности, и сейчас работает над развитием института СРО. Интересно, как он оценивает свое детище. Приведу цитату из одного его интервью, где идет речь о том, что строительные СРО на практике далеки от идеала. «Фактически в действующем механизме регулирования строительной деятельности воспроизведено все худшее, что было в процессе лицензирования строительных организаций. Например, раньше продавались «пустые» компании со строительными лицензиями. И теперь торгуют «пустышками» — членами СРО с допусками. Раньше давались взятки государственным чиновникам, облегчавшим процесс получения лицензии». И Плескачевский, и другие эксперты говорят о том, что реформирование отрасли только началось, что еще многое предстоит исправить, настроить и отрегулировать. На полное реформирование строительной сферы Плескачевский предполагает потратить не менее пяти лет.
Михаил Анатольевич Черкасов: Единого комплекса правил и требований в строительстве до сих пор нет
Публикация Михаила Черкасова от 20 мая 2011г.
Ситуацию на рынке недвижимости сейчас определяет покупатель, а не продавец: времена дефицита жилья прошли, хочется надеяться, навсегда. Люди, приобретающие недвижимость, ориентируются уже не столько на метраж будущей квартиры, сколько на качество нового жилья. Риэлторы отреагировали на изменившийся спрос оперативно — в каждом третьем объявлении обязательно сообщается, что дом отвечает «современным стандартам домостроения». Но что это за стандарты?
Ситуацию на рынке недвижимости сейчас определяет покупатель, а не продавец: времена дефицита жилья прошли, хочется надеяться, навсегда. Люди, приобретающие недвижимость, ориентируются уже не столько на метраж будущей квартиры, сколько на качество нового жилья. Риэлторы отреагировали на изменившийся спрос оперативно — в каждом третьем объявлении обязательно сообщается, что дом отвечает «современным стандартам домостроения». Но что это за стандарты?
Единого комплекса требований, который был бы аналогичен советским СНиПам, не существует. Участники рынка уже несколько лет говорят, что надо создать свод нормативов, но пока безрезультатно. Сейчас на рынке действует некий набор пожеланий — своеобразная смесь запросов потребителей и СНиПов, который каждый строитель трактует как хочет. В итоге понятие «современные стандарты строительства» все больше напоминает понятие «евроремонт», бывшее в ходу в 1990-х годах и означавшее все что угодно.
Впрочем, некоторые общие характеристики современных стандартов выделить можно. Это набор представлений потребителей о качественном жилье. Проще всего с пожеланиями покупателей, которые относятся к планировке территории. Самое главное (и обычно трудновыполнимое) — транспортная доступность. Следующее требование — достаточное количество парковочных мест, подземный гараж. Хорошо, если дом находится в районе с развитой инфраструктурой, в благополучном по экологии районе. В условиях современного города это требование выполнить сложно, отсюда различные варианты совмещений: крышу паркинга используют для создания зеленой зоны или детской площадки, транспортной доступностью приходится жертвовать во имя развитой инфраструктуры.
Следующая группа требований относится к качеству строительства. Здесь сложно выделить единые оптимальные характеристики. Общие правила: в доме должна быть качественная тепло-, гидро- и шумоизоляция. Но для этой группы требований главное не используемые технологии, а качество строительства.
Желательна и модная сегодня энергоэффективность. Но без фанатизма: достаточно надежной теплоизоляции, приборов индивидуального учета тепла, электричества и воды.
Еще один блок требований относится к инженерной «начинке». Сегодняшнее жилье немыслимо без хорошо работающих вентиляционных систем, отопления (не обязательно центрального), лифтов. Климат-контроль и «теплые полы» желательны, но не обязательны. Почти повсеместно востребован интернет. Как правило, оптоволоконный кабель провайдеры прокладывают в первый же месяц после заселения дома. Но далеко не везде есть возможность оперативно создать сети.
Европейские нормативы требуют учитывать и потребности маломобильных групп населения: пандусы, особые лифты, лестничные площадки и прихожие, подходящие для разворота инвалидной коляски. Но в России, к сожалению, подобные меры пока полностью оставлены на усмотрение застройщика. Безусловно, необходимы современные системы сигнализации.
Свести воедино все эти требования практически нереально. Но пока нет новых нормативов, учитывающих сегодняшние технологии и материалы, невозможно обеспечить надлежащий контроль за компаниями, ведущими строительство современными методами. Есть надежда, что в ближайшее время эта ситуация изменится: до конца года Минрегион должен утвердить переход российской строительной отрасли на европейские нормативы. Тогда можно будет говорить о существующих стандартах современного домостроения.
Михаил Черкасов: Строительство и СРО
Публикация Михаила Черкасова от 20 июля 2011г.
СРО (саморегулируемые организации) уже прочно вошли в российскую экономику. За прошедшие 10 лет с момента своего появления они заняли свое место в отношениях государства и бизнеса. Познакомимся с работой СРО в строительной сфере, которая в последний год стала набирать тенденцию к развитию. Поговорим по теме с экспертом по недвижимости Черкасовым Михаилом Анатольевичем.
Сначала приведем общие цифры: сегодня в России действуют саморегулируемые организации в разных сферах – 39 в области образования, 30 в страховании, 12 в третейских судах и т.д. Строительный бизнес зарегистрировал 371 СРО, доложил Михаил Черкасов.
В СРО строительной отрасли попадают компании, деятельность которых Минрегионразвитие определило как строительство. На самом деле здесь наблюдается большой разброс по видам деятельности, срокам работ, оборотам средств и т.д. В строительную СРО объединились компании, проводящие кровельные работы, вентиляцию, возведение железнодорожных путей и проведением монтажных работ для ТЭЦ. Это задерживает оформление документации, заметил Михаил Анатольевич Черкасов.
Саморегулируемые организации более выгодны и приемлемы для крупного и среднего бизнеса. Для них вход в СРО и выход из нее не составляет никаких проблем. Малый бизнес фактически не может войти в СРО из-за высокого взноса в компенсационный фонд. Если малый предприниматель захочет выйти из местной СРО, деньги из компенсационного фонда ему никто не вернет. На новом месте снова потребуется уплат данного взноса. Конечно, это довольно накладно. Для малых предприятий нахождение в СРО, безусловно, выгодно, потому что в борьбе с конкурентами им уже гораздо проще.
На сегодняшний день идет большая работа по внесению изменений в закон о СРО, которые бы учитывали моменты, появившиеся в последние годы. Есть предложение сделать взнос в компенсационный взнос пропорциональным обороту компании. Можно сделать данный взнос возвратным, если компания хочет перейти в другую СРО. Данные замечания и предложения, как поведал Черкасов Михаил, являются необходимыми.
Михаил Черкасов о первых успехах СРО
Публикация Михаила Черкасова от 22 июля 2011г.
Термин «саморегулируемая организация» и сегодня не особо известен дилетантам, а 10 лет назад, когда только появлялись первые СРО, и специалисты относились к нововведению весьма настороженно. Что это за организационная форма и зачем нужна?
Основные моменты деятельности закреплены в законе «О саморегулируемых организациях», окончательно доработанном в 2007-м. Он возложил на участников рынка часть государственных надзорных функций. Власть оставляла за собой в основном лишь роль контролера за итогами работы СРО.
Авторитетный эксперт Михаил Анатольевич Черкасов и сам является участником рынка недвижимости, знает ситуацию изнутри. Считает некоммерческое партнерство взаимовыгодным, при соблюдении определенного паритета интересов.
СРО становится посредником между предпринимателями и государством, а также в решении споров в своей среде (в форме третейского суда). Членство в саморегулируемой организации по теории должно заменить лицензирование во многих сферах, но эта система пока обкатывается.
Наблюдатели отмечают, что успешным можно считать опыт СРО лишь в оценочной деятельности да в практике арбитражных управляющих. Начало положено. Теперь на повестке дня стало обязательное членство в СРО и для игроков строительного рынка, и аудиторов (с января 2010-го).
ЧЕРКАСОВ МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ отмечает ряд позитивных моментов в наработанном практическом опыте этих объединений. Так, заметно лучше стали показатели травматизма на стройке. Постепенно решаются конкретные вопросы, тормозившие развитие малого бизнеса ранее. Для него в последнее время вдвое сокращен перечень работ, для которых требуется разрешение СРО.
Остаются проблематичными другие нюансы. Например, размер вступительного взноса, он чрезмерно велик для малых предприятий. Требует решения и предложение разрешить фирмам при выходе из саморегулируемой организации забирать этот взнос, дабы иметь возможность скооперироваться с другой СРО.
Неудобства доставляет, считает Михаил Черкасов и ряд других руководителей, слишком широкий разброс специализаций потенциальных членов организации. К строителям теоретики отнесли и ремонтников, и тех, кто занимается дорожным бизнесом, и спецов по вентиляционным системам и др. Такая вариативность мешает унификации требований, в том числе и в вопросах безопасности.
Тем не менее, сотни СРО уже работают, обкатывается конкретика применения третейского суда, и здесь появились первые результаты.
Черкасов Михаил: Саморегулируемые организации ab ovo
Публикация Михаила Черкасова от 17 июля 2011г.
Почти десять лет тому назад в России появился новый вид объединений – саморегулируемая организация (СРО). Что это за структура? Зачем она нужна? Поговорим об этом с признанным экспертом на рынке недвижимости Михаилом Анатольевичем Черкасовым.
Окончательное законодательное оформление закона «О саморегулируемых организациях» произошло только в 2007 году. Основная задача закона состояла в том, чтобы переложить с государства часть надзорных функций на участников определенного сегмента рынка. Таким образом, государство снимало с себя некоторые задачи, чтобы уменьшить бюджетные расходы. По мнению Михаила Черкасова, государственные структуры оставляли себе лишь общий надзор над ситуацией.
Как основную положительную сторону закона для бизнеса планировали, что само собой отпадет лицензирование многочисленных видов деятельности. Это касалось тех вопросов, которые могла самостоятельно решить СРО.
Закон позаимствовал давно известную схему из средневековья, когда мастера одной профессии объединялись в цех для совместного решения многих экономических вопросов. Получалось, что при вступлении в цех мастер платил взнос, получал разрешение на работу и защиту своего интереса на рынке. К тому же цех регулировал качество произведенного мастером товара.
В России 21 века, отмечает Черкасов Михаил, картина довольно похожая – чтобы работать на рынке, нужно быть членом в саморегулируемой организации. Государственный надзор сменился третейским судом. Сама СРО стала посредником между предприятиями и государством.
Черкасов Михаил Анатольевич приводит аналогичные факты в экономике других стран. Так в США в рекламной отрасли за соблюдением этики в рекламе следит негосударственная система контроля, именуемая комитет. В Канаде и США уже давно весь малый и средний бизнес объединился по отраслям, чтобы защищать свои интересы.
В России, к сожалению, СРО смогла полностью себя проявить в областях оценочной деятельности и в деятельности арбитражных управляющих. Здесь все лицензии отменены членством в СРО. С начала прошлого года СРО стали обязательными для строительного и аудиторского рынков.
Черкасов Михаил Анатольевич о саморегулировании в строительстве
Публикация Михаила Черкасова от 11 июля 2011г.
Термин СРО вошел в обиход недавно. Он и предпринимателям-то не всем известен, а уж обывателю и вообще мало что говорит. Что это за явление и насколько новый вид объединения производителей товаров и услуг оказался жизнеспособным?
Саморегулируемые организации функционируют в нашей стране уже около десятка лет. Законодательство, регулирующее их деятельность, за это время несколько усовершенствовалось, последние коррективы внесены в 2007-м.
Как видится Михаилу Анатольевичу Черкасову — эксперту по недвижимости, СРО в идеале может оказать влияние на отлаживание цивилизованных отношений в самом бизнес-сообществе и отрегулировать их взаимодействие с государственными структурами. А формально задачей этих объединений является передача части надзорных функций участникам рынка, соответственно, освобождение государства от оных. Последнему остается «общее руководство», что вообще-то немало, включая контроль самих СРО по итогам их деятельности.
Черкасов Михаил Анатольевич сам руководит успешной строительной организацией, и проблемы отрасли знает изнутри. В принципе, это осуществление «голубой мечты» предпринимателей: ведь они постоянно говорят о том, что и помощи властей не надо, лишь бы не мешали. Хотя, на практике нередко приходится натыкаться «на овраги».
Третейский суд вместо госнадзора — это хорошо, только вот критерии «судейства» установить четко пока что проблематично. С января 2010 года СРО образованы в обязательном порядке в сфере аудита и строительном деле. Входить в строительную саморегулируемую организацию могут и ремонтные организации, и те, что ведут общестроительные работы, и дорожники, и представители других специализаций, к собственно стройке имеющих лишь опосредованное отношение.
Выработать общие критерии требований для них непросто. Другая сложность: наличие солидного вступительного взноса, непосильного для ряда малых предприятий. К тому же, если ЧП удалось такой взнос «наскрести», а потом решить выйти из СРО, то забрать его с собой сегодня невозможно. Этот вопрос, по мнению Михаила Черкасова и его единомышленников, нуждается в доработке.
Но уже есть некоторые результаты от соединения усилий: например, заметное снижение количества травм на рабочем месте и смертельных случаев на стройке. Наметились и другие позитивные сдвиги. Не обходится без конфликтов, спорных ситуаций. Но СРО для того и созданы, чтобы стать посредниками и между разными участниками рынка, а также отстаивать их общие интересы во взаимодействии с государством и потребителем.
Критика Черкасовым плачевной картины в современном строительстве России совершенно обоснована. «Действующие нормативы не учитывают новых технологий, любое использование современных методик требует долгих согласований», — называет эксперт одну из причин проблемы со строительными стандартами. Речь не о том, что стандартов как таковых в России нет вовсе. Разумеется, это не так. Но те, что имеются, считает Черкасов Михаил, зачастую противоречат друг другу, а иногда и здравому смыслу.
Он приводит один пример: «По требованию ФСБ, чтобы обезопасить трубопроводы, в техрегламенты внесли изменение: линейные объекты нужно обнести колючей проволокой. О том, что к линейным объектам относятся элементы улично-дорожной сети, никто не подумал. И если строить строго по требованиям, то получается, что улицы наших городов должны быть обнесены «колючкой».
Это можно было бы счесть дурной шуткой, если бы не реалии современного строительства в России, с которыми Черкасов имеет дело ежедневно. Причем если в региональной России зачастую на соответствие строительства некоторым, особенно безумным, стандартам, можно закрыть глаза, то ведь в Москве любое отклонение от норм приводит к немедленному расторжению инвестконтрактов.
При всем том, отмечает Черкасов Михаил Анатольевич, у этой палки есть два конца. Конечно, можно было бы ввести «еврокоды». Но это означало бы либерализацию строительства. Соответствует ли такая свобода действий укоренившейся в России культуре производства, риторически вопрошает Черкасов Михаил. «На Западе любой проект проходит ровно два согласования — в самом начале и перед вводом в эксплуатацию. Но если у нас при всех наших многочисленных утверждениях документов на всех этапах все равно умудряются строить с нарушениями, то что будет при либеральной системе?», — доводит Черкасов свою мысль до логического завершения.
Вот другие мои публикации на эту тему:
Михаил Черкасов: Нормативы и нормировщики
Публикация Михаила Черкасова от 8 июля 2011г.
До конца этого года должен решиться вопрос с переводом строительной отрасли на европейские нормативы. Шаг необходимый. Если он не будет сделан, то современные технологи мы использовать не сможем.
Сейчас в строительстве по-прежнему используются советские СНиПы. Они гарантируют надежность, поскольку были рассчитаны на максимальные нагрузки, но в масштабах всей страны. Поэтому по закону на широте Краснодара надо строить дома, способные выдержать температуру до -50C (норматив рассчитывался с учетом якутских морозов). Явно избыточны требования по пожарной безопасности. Если говорить о санитарных нормах, то они зачастую противоречат строительным. Это признает и Роспотребнадзор. Все массивы существующих сегодня регламентов надо наконец привести к единому знаменателю.
Вдобавок, поскольку действующие нормативы не учитывают новых технологий, любое использование современных методик требует долгих согласований. Сейчас Министерство регионального развития видит для себя возможность получить полномочия выпускать подзаконные акты и, как следствие, упростить внесение изменений в нормативы. И что очень приятно, это ведомство впервые привлекло к работе над документацией практикующих строителей и девелоперов.
Как проходил процесс нормотворчества до недавнего времени? Министерство обращалось к подведомственным проектным институтам, в которых трудятся главным образом проектировщики крупных промышленных объектов, атомных станций, объектов энергетики. Они прекрасные специалисты, но мыслят категориями, неприемлемыми в массовом строительстве. В итоге получился абсурд.
Вот один из самых недавних примеров: по требованию ФСБ, чтобы обезопасить трубопроводы, в техрегламенты внесли изменение: линейные объекты нужно обнести колючей проволокой. О том, что к линейным объектам относятся элементы улично-дорожной сети, никто не подумал. И если строить строго по требованиям, то получается, что улицы наших городов должны быть обнесены «колючкой». Поэтому инициативу Минрегиона учитывать пожелания тех, кто работает на рынке, можно только приветствовать.
На сегодняшний день основное изменение, которое предлагают строители, — перенять европейский опыт. Мы могли бы строить прекрасные здания по качественным западным проектам, но у нас и у Запада слишком разные требования. Поэтому любой европейский проект приходится долго адаптировать к нашим нормативам, и очень часто он в итоге меняется почти до неузнаваемости.
Правда, здесь кроется одна опасность: еврокоды — это либерализация проектирования. На Западе любой проект проходит ровно два согласования — в самом начале и перед вводом в эксплуатацию. Но если у нас при всех наших многочисленных утверждениях документов на всех этапах все равно умудряются строить с нарушениями, то что будет при либеральной системе? В Европе и в мире очень высока профессиональная ответственность проектировщика и девелопера, кроме того, разработана система саморегулирования: действует положение о том, что компания, которая занимается проектированием, должна иметь страховку, во много раз покрывающую возможный ущерб от ошибок. У нас разработка такой схемы только начинается. Но без повышения уровня ответственности делать свободные нормы опасно, поэтому стремление чиновников ужесточать нормативы вполне объяснимо.
К сожалению, период становления государства привел к не очень хорошим результатам — первые десять постсоветских лет архитекторы не шли в профессию. Они учились, институты их выпускали, но не было работы. И сегодня мы пожинаем плоды: уходит последний слой специалистов, которые понимают стройку от начала до конца. А ведь качество проектов во многом зависит именно от понимания процесса строительства.
Очень сильно упал общий уровень и архитекторов, и проектировщиков. Они выходят из вузов практически неподготовленными и сразу же начинают вести проекты. А ведь в Европе для того, чтобы работать самостоятельно, нужно лет 10-15 отработать в проектном бюро рядовым работником. Возможно, строительному сектору надо взять какое-то шефство над вузами, чтобы молодые специалисты были более подкованы практически? Но, вероятно, эту ситуацию поможет выправить переход отрасли на саморегулирование при условии, что СРО будут жестко оценивать своих членов.
Имеется и еще один тонкий момент — сложности переходного периода. Как быть с теми проектами, которые были начаты по старым нормативам, а закончат их, когда в силу вступят уже новые? Наверное, заранее определить время на адаптацию, чтобы десятки построенных зданий не оказались незаконными. Пока с этим вопросом ясности нет.
Но при всех существующих вопросах и сложностях переход на новые нормативы необходим, иначе наша строительная отрасль отстанет от всего мира не на 10-20 лет, как сейчас, а навсегда.
Михаил Черкасов: СРО готова к автономному «плаванию»
Публикация Михаила Черкасова от 1 июня 2011г.
Саморегулируемая организация (СРО) — вид объединения не новый, работает в России уже почти десяток лет. Удалось ли его создателям сделать институт СРО жизнеспособным? Зачем его вообще придумали и кому он нужен? Попробуем разобраться.
От цеха к некоммерческому партнерству
Закон «О саморегулируемых организациях» был окончательно доработан в 2007 году. Его задача заключалась в том, чтобы переложить часть надзорных функций с государства на участников рынка в определенных сферах. То есть, с госорганов снимались избыточные (по мнению авторов закона) функции, соответственно, уменьшались бюджетные расходы. Власти оставляли себе надзор только за итогами работы новых объединений. Планировалось, что отменят лицензирование очень многих видов деятельности.
Схема простая, известная еще со времен средневековых европейских цехов — объединений мастеров: участник платит взнос, получает «добро» на работу, защиту своих интересов и некий контроль за качеством продукта. Сейчас у нас все то же: вместо лицензии — членство в саморегулируемой организации, вместо госнадзора — третейский суд, СРО — посредник между властями и предприятиями.
Расскажу об очень интересном аналоге СРО в рекламной отрасли США. Там так и не было принято законодательство, регулирующее эту сферу. Просто потому, что этим занимается негосударственная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. Они называются комитетами (Better Business Bureau), которые работают настолько эффективно, что законы просто не понадобились. Почти весь средний и малый бизнес в европейских странах, а также США и Канаде, объединен по отраслевому признаку — всем выгодна защита их интересов.
У нас же на сегодняшний день считается, что полноценно модель СРО реализована только в двух отраслях: в деятельности арбитражных управляющих и оценочной деятельности. В этих сферах лицензирование полностью заменено участием в СРО. А с января прошлого года саморегулируемые организации стали обязательными для игроков аудиторского и строительного рынков.
Саморегулирование регулируют
Посмотрим, как это работает на примере строительных компаний. В саморегулируемую организацию строителей могут входить юрлица и ИП, занимающиеся непосредственно возведением объектов, реконструкцией, капремонтом и так далее. В СРО должно быть не менее ста участников, нужен немалый вступительный взнос в компенсационный фонд, либо страхование ответственности. Все это, по сути, призвано отсечь мелких и несостоятельных игроков рынка. Именно из-за этого несколько лет назад разразился скандал в строительных кругах: Минрегионразвития запретил проводить ряд субподрядных работ, которые традиционно доставались малому бизнесу.
Тогда за небольшие предприятия вступилась ФАС — ведь в некоторых регионах даже разрешение на подряды по внутренней отделке помещений и установке окон нужно было получать в СРО. Теперь перечень работ, на которые нужно обязательное разрешение СРО, сокращен почти вдвое. Но тут остались недовольны крупные участники рынка: их более мелкие конкуренты не могут гарантировать высокой безопасности на стройке, ведь это стоит немалых денег — доказывают они. Как же выглядит институт саморегулируемых организаций сегодня?
О разности и позитиве
По некоторым данным, на сегодняшний день зарегистрировано 371 СРО этого профиля, 30 страховых организаций, 12 третейских судов и 39 образовательных учреждений. Развиваемся.
В строительные СРО попадают компании, занимающиеся теми видами деятельности, которые Минрегионразвития посчитало строительством. Подчеркну, разброс очень велик. Это и те, кто занимается кровельными работами, и вентиляцией, и возведением железнодорожных путей, и монтажом оборудования для ТЭЦ. Сложность здесь такая: у этих организаций и слишком разные виды деятельности, и разные сроки работ, и оборот компаний тоже, соответственно, разный. Это мешает унифицировать документацию, которую разрабатывает для них СРО. И еще: для больших компаний вход в СРО финансово необременителен, а для маленьких организаций — практически неподъемен. А раз неподъемен — то и разрешения на работу не видать. Выйти же из СРО малому бизнесу затруднительно — взнос в компенсационный фонд не возвращается, его придется платить еще раз в новом месте. Малым предприятиям выживать сложнее, но тут есть свой плюс — повышается конкуренция. Сейчас предлагают взнос сделать прогрессивным, привязать к обороту компании. Есть предложения возвращать его желающим уйти в другое СРО. Эти инициативы уже доведены до депутатов, и, надеюсь, очень скоро будут узаконены.
Существуют и цифры, которые говорят о позитивных изменениях в очень непростом направлении. Национальное объединение строителей подсчитало, что в 2010 году смертность на стройках благодаря СРО упала на 15%. Замечу, что сыграла роль более внимательная работа с кадрами и повышение их квалификации, а также система выездных проверок экспертов СРО.
Система СРО показала количество реально существующих строительных компаний и вытеснила с рынка тех, у кого дела были совсем плохи. Налицо оздоровление отрасли.
Первое дело было рассмотрено в третейском суде НП «МОД «Союздорстрой» в этом году. Спор между участниками партнерства был на немалую сумму — несколько десятков миллионов рублей. Спорщики воспользовались правом на конфиденциальность, так что о них не знает никто, кроме судейской коллегии. Появился свой суд и у петербуржцев. Пока количество рассмотренных исков в третейских судах СРО исчисляется единицами, самое большое их количество у НП «Западуралстрой» — четыре дела.
В марте вступили в силу новые требования к допускам для работ на особо опасных объектах. Ранее там могли работать только очень крупные компании. Теперь же такие стройки открыты для средних и малых предприятий, снижены требования к количеству сотрудников предприятия. Эксперты говорят, что теперь на выполнение таких работ сможет претендовать в три раза больше организаций.
Инициатор закона «О саморегулируемых организациях» — Виктор Плескачевский, возглавляющий комитет Госдумы по собственности, и сейчас работает над развитием института СРО. Интересно, как он оценивает свое детище. Приведу цитату из одного его интервью, где идет речь о том, что строительные СРО на практике далеки от идеала. «Фактически в действующем механизме регулирования строительной деятельности воспроизведено все худшее, что было в процессе лицензирования строительных организаций. Например, раньше продавались «пустые» компании со строительными лицензиями. И теперь торгуют «пустышками» — членами СРО с допусками. Раньше давались взятки государственным чиновникам, облегчавшим процесс получения лицензии». И Плескачевский, и другие эксперты говорят о том, что реформирование отрасли только началось, что еще многое предстоит исправить, настроить и отрегулировать. На полное реформирование строительной сферы Плескачевский предполагает потратить не менее пяти лет.
Михаил Анатольевич Черкасов: Единого комплекса правил и требований в строительстве до сих пор нет
Публикация Михаила Черкасова от 20 мая 2011г.
Ситуацию на рынке недвижимости сейчас определяет покупатель, а не продавец: времена дефицита жилья прошли, хочется надеяться, навсегда. Люди, приобретающие недвижимость, ориентируются уже не столько на метраж будущей квартиры, сколько на качество нового жилья. Риэлторы отреагировали на изменившийся спрос оперативно — в каждом третьем объявлении обязательно сообщается, что дом отвечает «современным стандартам домостроения». Но что это за стандарты?
Ситуацию на рынке недвижимости сейчас определяет покупатель, а не продавец: времена дефицита жилья прошли, хочется надеяться, навсегда. Люди, приобретающие недвижимость, ориентируются уже не столько на метраж будущей квартиры, сколько на качество нового жилья. Риэлторы отреагировали на изменившийся спрос оперативно — в каждом третьем объявлении обязательно сообщается, что дом отвечает «современным стандартам домостроения». Но что это за стандарты?
Единого комплекса требований, который был бы аналогичен советским СНиПам, не существует. Участники рынка уже несколько лет говорят, что надо создать свод нормативов, но пока безрезультатно. Сейчас на рынке действует некий набор пожеланий — своеобразная смесь запросов потребителей и СНиПов, который каждый строитель трактует как хочет. В итоге понятие «современные стандарты строительства» все больше напоминает понятие «евроремонт», бывшее в ходу в 1990-х годах и означавшее все что угодно.
Впрочем, некоторые общие характеристики современных стандартов выделить можно. Это набор представлений потребителей о качественном жилье. Проще всего с пожеланиями покупателей, которые относятся к планировке территории. Самое главное (и обычно трудновыполнимое) — транспортная доступность. Следующее требование — достаточное количество парковочных мест, подземный гараж. Хорошо, если дом находится в районе с развитой инфраструктурой, в благополучном по экологии районе. В условиях современного города это требование выполнить сложно, отсюда различные варианты совмещений: крышу паркинга используют для создания зеленой зоны или детской площадки, транспортной доступностью приходится жертвовать во имя развитой инфраструктуры.
Следующая группа требований относится к качеству строительства. Здесь сложно выделить единые оптимальные характеристики. Общие правила: в доме должна быть качественная тепло-, гидро- и шумоизоляция. Но для этой группы требований главное не используемые технологии, а качество строительства.
Желательна и модная сегодня энергоэффективность. Но без фанатизма: достаточно надежной теплоизоляции, приборов индивидуального учета тепла, электричества и воды.
Еще один блок требований относится к инженерной «начинке». Сегодняшнее жилье немыслимо без хорошо работающих вентиляционных систем, отопления (не обязательно центрального), лифтов. Климат-контроль и «теплые полы» желательны, но не обязательны. Почти повсеместно востребован интернет. Как правило, оптоволоконный кабель провайдеры прокладывают в первый же месяц после заселения дома. Но далеко не везде есть возможность оперативно создать сети.
Европейские нормативы требуют учитывать и потребности маломобильных групп населения: пандусы, особые лифты, лестничные площадки и прихожие, подходящие для разворота инвалидной коляски. Но в России, к сожалению, подобные меры пока полностью оставлены на усмотрение застройщика. Безусловно, необходимы современные системы сигнализации.
Свести воедино все эти требования практически нереально. Но пока нет новых нормативов, учитывающих сегодняшние технологии и материалы, невозможно обеспечить надлежащий контроль за компаниями, ведущими строительство современными методами. Есть надежда, что в ближайшее время эта ситуация изменится: до конца года Минрегион должен утвердить переход российской строительной отрасли на европейские нормативы. Тогда можно будет говорить о существующих стандартах современного домостроения.
Михаил Черкасов: Строительство и СРО
Публикация Михаила Черкасова от 20 июля 2011г.
СРО (саморегулируемые организации) уже прочно вошли в российскую экономику. За прошедшие 10 лет с момента своего появления они заняли свое место в отношениях государства и бизнеса. Познакомимся с работой СРО в строительной сфере, которая в последний год стала набирать тенденцию к развитию. Поговорим по теме с экспертом по недвижимости Черкасовым Михаилом Анатольевичем.
Сначала приведем общие цифры: сегодня в России действуют саморегулируемые организации в разных сферах – 39 в области образования, 30 в страховании, 12 в третейских судах и т.д. Строительный бизнес зарегистрировал 371 СРО, доложил Михаил Черкасов.
В СРО строительной отрасли попадают компании, деятельность которых Минрегионразвитие определило как строительство. На самом деле здесь наблюдается большой разброс по видам деятельности, срокам работ, оборотам средств и т.д. В строительную СРО объединились компании, проводящие кровельные работы, вентиляцию, возведение железнодорожных путей и проведением монтажных работ для ТЭЦ. Это задерживает оформление документации, заметил Михаил Анатольевич Черкасов.
Саморегулируемые организации более выгодны и приемлемы для крупного и среднего бизнеса. Для них вход в СРО и выход из нее не составляет никаких проблем. Малый бизнес фактически не может войти в СРО из-за высокого взноса в компенсационный фонд. Если малый предприниматель захочет выйти из местной СРО, деньги из компенсационного фонда ему никто не вернет. На новом месте снова потребуется уплат данного взноса. Конечно, это довольно накладно. Для малых предприятий нахождение в СРО, безусловно, выгодно, потому что в борьбе с конкурентами им уже гораздо проще.
На сегодняшний день идет большая работа по внесению изменений в закон о СРО, которые бы учитывали моменты, появившиеся в последние годы. Есть предложение сделать взнос в компенсационный взнос пропорциональным обороту компании. Можно сделать данный взнос возвратным, если компания хочет перейти в другую СРО. Данные замечания и предложения, как поведал Черкасов Михаил, являются необходимыми.
Михаил Черкасов о первых успехах СРО
Публикация Михаила Черкасова от 22 июля 2011г.
Термин «саморегулируемая организация» и сегодня не особо известен дилетантам, а 10 лет назад, когда только появлялись первые СРО, и специалисты относились к нововведению весьма настороженно. Что это за организационная форма и зачем нужна?
Основные моменты деятельности закреплены в законе «О саморегулируемых организациях», окончательно доработанном в 2007-м. Он возложил на участников рынка часть государственных надзорных функций. Власть оставляла за собой в основном лишь роль контролера за итогами работы СРО.
Авторитетный эксперт Михаил Анатольевич Черкасов и сам является участником рынка недвижимости, знает ситуацию изнутри. Считает некоммерческое партнерство взаимовыгодным, при соблюдении определенного паритета интересов.
СРО становится посредником между предпринимателями и государством, а также в решении споров в своей среде (в форме третейского суда). Членство в саморегулируемой организации по теории должно заменить лицензирование во многих сферах, но эта система пока обкатывается.
Наблюдатели отмечают, что успешным можно считать опыт СРО лишь в оценочной деятельности да в практике арбитражных управляющих. Начало положено. Теперь на повестке дня стало обязательное членство в СРО и для игроков строительного рынка, и аудиторов (с января 2010-го).
ЧЕРКАСОВ МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ отмечает ряд позитивных моментов в наработанном практическом опыте этих объединений. Так, заметно лучше стали показатели травматизма на стройке. Постепенно решаются конкретные вопросы, тормозившие развитие малого бизнеса ранее. Для него в последнее время вдвое сокращен перечень работ, для которых требуется разрешение СРО.
Остаются проблематичными другие нюансы. Например, размер вступительного взноса, он чрезмерно велик для малых предприятий. Требует решения и предложение разрешить фирмам при выходе из саморегулируемой организации забирать этот взнос, дабы иметь возможность скооперироваться с другой СРО.
Неудобства доставляет, считает Михаил Черкасов и ряд других руководителей, слишком широкий разброс специализаций потенциальных членов организации. К строителям теоретики отнесли и ремонтников, и тех, кто занимается дорожным бизнесом, и спецов по вентиляционным системам и др. Такая вариативность мешает унификации требований, в том числе и в вопросах безопасности.
Тем не менее, сотни СРО уже работают, обкатывается конкретика применения третейского суда, и здесь появились первые результаты.
Черкасов Михаил: Саморегулируемые организации ab ovo
Публикация Михаила Черкасова от 17 июля 2011г.
Почти десять лет тому назад в России появился новый вид объединений – саморегулируемая организация (СРО). Что это за структура? Зачем она нужна? Поговорим об этом с признанным экспертом на рынке недвижимости Михаилом Анатольевичем Черкасовым.
Окончательное законодательное оформление закона «О саморегулируемых организациях» произошло только в 2007 году. Основная задача закона состояла в том, чтобы переложить с государства часть надзорных функций на участников определенного сегмента рынка. Таким образом, государство снимало с себя некоторые задачи, чтобы уменьшить бюджетные расходы. По мнению Михаила Черкасова, государственные структуры оставляли себе лишь общий надзор над ситуацией.
Как основную положительную сторону закона для бизнеса планировали, что само собой отпадет лицензирование многочисленных видов деятельности. Это касалось тех вопросов, которые могла самостоятельно решить СРО.
Закон позаимствовал давно известную схему из средневековья, когда мастера одной профессии объединялись в цех для совместного решения многих экономических вопросов. Получалось, что при вступлении в цех мастер платил взнос, получал разрешение на работу и защиту своего интереса на рынке. К тому же цех регулировал качество произведенного мастером товара.
В России 21 века, отмечает Черкасов Михаил, картина довольно похожая – чтобы работать на рынке, нужно быть членом в саморегулируемой организации. Государственный надзор сменился третейским судом. Сама СРО стала посредником между предприятиями и государством.
Черкасов Михаил Анатольевич приводит аналогичные факты в экономике других стран. Так в США в рекламной отрасли за соблюдением этики в рекламе следит негосударственная система контроля, именуемая комитет. В Канаде и США уже давно весь малый и средний бизнес объединился по отраслям, чтобы защищать свои интересы.
В России, к сожалению, СРО смогла полностью себя проявить в областях оценочной деятельности и в деятельности арбитражных управляющих. Здесь все лицензии отменены членством в СРО. С начала прошлого года СРО стали обязательными для строительного и аудиторского рынков.
Черкасов Михаил Анатольевич о саморегулировании в строительстве
Публикация Михаила Черкасова от 11 июля 2011г.
Термин СРО вошел в обиход недавно. Он и предпринимателям-то не всем известен, а уж обывателю и вообще мало что говорит. Что это за явление и насколько новый вид объединения производителей товаров и услуг оказался жизнеспособным?
Саморегулируемые организации функционируют в нашей стране уже около десятка лет. Законодательство, регулирующее их деятельность, за это время несколько усовершенствовалось, последние коррективы внесены в 2007-м.
Как видится Михаилу Анатольевичу Черкасову — эксперту по недвижимости, СРО в идеале может оказать влияние на отлаживание цивилизованных отношений в самом бизнес-сообществе и отрегулировать их взаимодействие с государственными структурами. А формально задачей этих объединений является передача части надзорных функций участникам рынка, соответственно, освобождение государства от оных. Последнему остается «общее руководство», что вообще-то немало, включая контроль самих СРО по итогам их деятельности.
Черкасов Михаил Анатольевич сам руководит успешной строительной организацией, и проблемы отрасли знает изнутри. В принципе, это осуществление «голубой мечты» предпринимателей: ведь они постоянно говорят о том, что и помощи властей не надо, лишь бы не мешали. Хотя, на практике нередко приходится натыкаться «на овраги».
Третейский суд вместо госнадзора — это хорошо, только вот критерии «судейства» установить четко пока что проблематично. С января 2010 года СРО образованы в обязательном порядке в сфере аудита и строительном деле. Входить в строительную саморегулируемую организацию могут и ремонтные организации, и те, что ведут общестроительные работы, и дорожники, и представители других специализаций, к собственно стройке имеющих лишь опосредованное отношение.
Выработать общие критерии требований для них непросто. Другая сложность: наличие солидного вступительного взноса, непосильного для ряда малых предприятий. К тому же, если ЧП удалось такой взнос «наскрести», а потом решить выйти из СРО, то забрать его с собой сегодня невозможно. Этот вопрос, по мнению Михаила Черкасова и его единомышленников, нуждается в доработке.
Но уже есть некоторые результаты от соединения усилий: например, заметное снижение количества травм на рабочем месте и смертельных случаев на стройке. Наметились и другие позитивные сдвиги. Не обходится без конфликтов, спорных ситуаций. Но СРО для того и созданы, чтобы стать посредниками и между разными участниками рынка, а также отстаивать их общие интересы во взаимодействии с государством и потребителем.
Нет комментариев