Линия Права → Изменения в порядке налогообложения финансовых инструментов и деривативов
28 декабря 2013 г. Президентом РФ был подписан Закон № 420-ФЗ, который призван гармонизировать новые положения НК РФ о трансфертном ценообразовании с существующим порядком налогообложения финансовых инструментов и деривативов, а также направлен на дальнейшее совершенствование порядка налогообложения операций, совершаемых на рынках капитала.
Среди наиболее значимых изменений следует выделить следующие.
1. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 календарных дней не признаются контролируемыми сделками вне зависимости от соблюдения соответствующих критериев.
2. Уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и освобождаемых от НДС операций, на основании которой «входной» НДС принимается к вычету или учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), которые одновременно используются как для осуществления облагаемых, так и освобождаемых от НДС операций (п. 4, 4.1. ст. 170 НК РФ).
В частности, уточняется, что при расчете пропорции в облагаемый (льготируемый) оборот включаются проценты, начисленные по долговым обязательствам (включая займы ценными бумагами и сделки РЕПО), а также финансовый результат от реализации ценных бумаг.
Новая редакция п. 4 и п. 4.1. ст. 170 НК РФ вступает в силу с 01.04.2014.
3. Перечень внереализационных расходов дополнен расходами эмитента на погашение эмиссионных долговых ценных бумаг в сумме разницы между стоимостью их погашения и их номинальной стоимостью.
Ранее Минфин РФ высказывал противоположную точку зрения по поводу возможности учета подобных расходов (см., к примеру, письмо от 15.05.08 № 03-03-06/2/55).
Дополнения вступают в силу с 01.01.2015.
4. С 01.01.2015 банкам предоставлено право включать в состав сомнительных долгов задолженность по уплате процентов в случае, если они не уплачены в установленные договором сроки вне зависимости от наличия обеспечения.
5. Изменяется порядок учета процентов по долговым обязательствам (п. 1 ст. 269 НК РФ).
Ограничение по учету процентов применяется только в отношении долговых обязательств, подпадающих под контролируемые сделки. По иным долговым обязательствам доходы (расходы) в виде процентов учитываются исходя из условий договора.
Если одной из сторон долгового обязательства, которое признается контролируемой сделкой, является банк, налогоплательщик вправе признать доход (расход) в виде процентов исходя из фактической ставки при условии, что она находится в интервале предельных значений процентных ставок, предусмотренных НК РФ, либо находится в интервале рыночных процентных ставок, рассчитанных на основе методов трансфертного ценообразования.
Новая редакция статьи предусматривает 6 различных интервалов предельных значений процентных ставок в зависимости от валюты долгового обязательства.
Новая редакция вступает в силу с 01.01.2015. Правила о недостаточной капитализации (ч. 2 ст. 269 НК РФ) остаются без изменений.
6. Уточняется дата признания доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам. Доход (расход) в виде процентов признается на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных долговыми обязательствами.
Данная поправка изменяет правоприменительную практику, существовавшую после принятия Постановления ВАС РФ по делу «СаНиВа» (от 21.11.2009 №11200/09), в котором ВАС РФ была сформулирована правовая позиция о возможности учета в расходах процентов не ранее срока их выплаты, предусмотренного долговым обязательством.
Новая редакция также уточняет, что по тем долговым обязательствам, по которым доходы (расходы) рассчитываются в зависимости от стоимости (или иного показателя) базового актива, а также на основе фиксированной процентной ставки, на конец каждого месяца отчетного (налогового) периода признаются только доходы (расходы), исчисленные на основе фиксированной ставки, а доходы (расходы), исчисленные на основе сложившейся стоимости (или иного показателя) базового актива, учитываются на дату исполнения обязательства.
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2014.
7. В новой редакции изложен порядок определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом. Уточняется, что когда учредитель доверительного управления является выгодоприобретателем, доходы (расходы) по операциям с ценными бумагами и деривативами включаются в состав его доходов (расходов) по операциям с соответствующими категориями ценных бумаг или деривативов.
При наличии нескольких выгодоприобретателей доходы и расходы учитываются у них пропорционально причитающейся им доле (пп. 4 п. 3).
Новая редакция вступает в силу с 01.01.2015.
8. Уточняется порядок расчета убытка при реализации прав требования долга до наступления срока платежа. Размер убытка в этом случае не должен превышать ставку процента по долговому обязательству, равному доходу от уступки за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренной договором. При этом ставка процентов определяется по правилам ст. 269 НК РФ.
В тех случаях, когда уступается право требования с наступившим сроком платежа, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если такая сделка не является контролируемой. По контролируемым сделкам цена принимается для целей налогообложения в пределах интервала цен, рассчитанных с применением методов трансфертного ценообразования.
Указанные положения вступают в силу с 01.01.15.
9. С 01.01.2015 существенно изменятся порядок налогообложения доходов от реализации ценных бумаг.
Согласно новой редакции ст. 280 НК РФ доходы (расходы) по операциям с обращающимися ценными бумагами учитываются налогоплательщиками при исчислении общей налоговой базы в общеустановленном порядке.
Налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися деривативми определяется совокупно и отдельно от общей налоговой базы. При этом убыток, полученный при исчислении общей налоговой базы, может быть направлен на уменьшение налогооблагаемого дохода по операциям с необращающимися ценными бумагами и деривативами.
Профучастники рынка ценных бумаг, организаторы торговли, биржи, а также управляющие компании и клиринговые организации вправе уменьшать общую налоговую базу на сумму убытка, полученного по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися деривативами.
Фактическая цена сделок с ценными бумагами принимается для целей налогообложения при условии, что такие сделки не являются контролируемыми (данное положение вступает в силу с 01.01.2016).
В отношении контролируемых сделок с обращающимися ценными бумагами (а также неконтролируемых сделок, заключенных в 2015 г.) фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения при условии, что сделка совершена на организованном рынке ценных бумаг. Если сделка с обращающейся ценной бумагой была совершена вне организованного рынка, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения при условии, что она находится в интервале между максимальной и минимальной ценами сделок с такой ценной бумагой, зарегистрированными организатором торговли в сопоставимый период. Если организатором торговли зарегистрирована только одна такая сделка, то ее цена признается одновременно максимальной и минимальной ценой сделки, зарегистрированной на организованном рынке.
Налогоплательщику предоставлено право применять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую на основе методов трансфертного ценообразования, при соблюдении определенных условий.
Для целей налогообложения также принимается фактическая цена сделки при условии приобретения обращающихся эмиссионных ценных бумаг при их размещении, а также при первом после размещения предложении этих ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе у брокера.
Что касается контролируемых сделок с необращающимися ценными бумагами (а также неконтролируемых сделок, заключенных в 2015 г.) фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения при условии, что она не отклоняется более чем на 20% от расчетной цены необращающейся ценной бумаги. Порядок определения расчетной цены определяется ЦБ РФ по согласованию Минфином РФ.
Уточняется, что расходы на приобретение ценных бумаг, условиями выпуска которых предусмотрено частичное погашение номинальной стоимости в период их обращения, признаются на дату фактического получения налогоплательщиком частичного погашения номинальной стоимости пропорционально доле выплат, фактически полученных при частичном погашении номинальной стоимости, в общей сумме выплат номинальной стоимости, подлежащих погашению по условиям выпуска ценной бумаги.
Ранее аналогичные разъяснения по порядку учета затрат на приобретение указанных ценных бумаг были даны в ряде писем Минфина РФ (см., к примеру, письмо от 04.03.13 № 03-03-06/2/6367).
Предусматривается, что не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг погашение депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг, а равно передача представляемых ценных бумаг при размещении соответствующих депозитарных расписок.
10. Уточнен порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО.
Законодательно закреплены основания переквалификации операций РЕПО:
— при несоблюдении требований, предъявляемых к договорам РЕПО Законом «О рынке ценных бумаг», и (или) требований, предъявляемых ст. 282 НК РФ к операции РЕПО;
— при расторжении операции РЕПО;
— при ненадлежащем исполнении второй части РЕПО.
При переквалификации операции РЕПО налогоплательщик должен произвести восстановление ранее признанных доходов и расходов по операции РЕПО и признать реализацию (приобретение) соответствующих ценных бумаг по правилам ст. 280 НК РФ.
Изменения вступили в силу с 01.01.2014.
11. С 01.01.2015 НК РФ будет дополнен ст. 299.5 НК РФ, которая регламентирует особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок.
12. Изменяется порядок налогообложения доходов по сделкам с деривативами (ФИСС).
В частности, с 01.01.2015 доходы (расходы) по операциям с обращающимися ФИСС учитываются при исчислении общей налоговой базы. В общей налоговой базе также могут быть учтены доходы (расходы) по своп-контрактам и опционным контрактам, не обращающимся на организованном рынке, при условии, что стороной по ним выступает центральный контрагент, который осуществляет свои функции в соответствии с законодательством о клиринговой деятельности.
С 01.01.2014 фактическая цена обращающихся ФИСС признается рыночной и принимается для целей налогообложения.
Фактическая цена необращающихся ФИСС принимается для целей налогообложения при условии, что такие сделки не являются контролируемыми (данное положение вступает в силу с 01.01.2016).
Что касается контролируемых сделок с необращающимися ФИСС (а также неконтролируемых сделок, заключенных в периоде с 01.01.14 по 31.01.15), фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения при условии, что она не отклоняется более чем на 20% от расчетной цены необращающегося ФИСС. Порядок определения расчетной цены определяется ЦБ РФ по согласованию Минфином РФ.
При этом фактическая цена своп-контрактов и опционных контрактов, как обращающихся, так и не обращающихся, признается рыночной и принимается для целей налогообложения при условии, что стороной по ним выступает центральный контрагент, который осуществляет свои функции в соответствии с законодательством о клиринговой деятельности.
13. Статья 309 НК РФ дополняется п. 2.2., согласно которому выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок, не признаются доходами от источников в РФ (данное положение вступает в силу с 01.01.2015).
14. Законом также вносится ряд изменений в гл. НДФЛ.
Среди наиболее значимых можно выделить появление новой ст. 219.1 НК РФ, которая регламентирует порядок предоставления инвестиционных налоговых вычетов.
Вычет предоставляется в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, приобретенных после 01.01.2014 и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. Предельный размер вычета составляет произведение 3 000 000 руб. и коэффициента, определяемого, главным образом, исходя из количества полных лет нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика.
Также вычет предоставляется в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 000 руб., а также в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на таком счете; в последнем случае — при условии истечения не менее трех лет с даты заключения налогоплательщиком соответствующего договора.
Среди наиболее значимых изменений следует выделить следующие.
1. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 календарных дней не признаются контролируемыми сделками вне зависимости от соблюдения соответствующих критериев.
2. Уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и освобождаемых от НДС операций, на основании которой «входной» НДС принимается к вычету или учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), которые одновременно используются как для осуществления облагаемых, так и освобождаемых от НДС операций (п. 4, 4.1. ст. 170 НК РФ).
В частности, уточняется, что при расчете пропорции в облагаемый (льготируемый) оборот включаются проценты, начисленные по долговым обязательствам (включая займы ценными бумагами и сделки РЕПО), а также финансовый результат от реализации ценных бумаг.
Новая редакция п. 4 и п. 4.1. ст. 170 НК РФ вступает в силу с 01.04.2014.
3. Перечень внереализационных расходов дополнен расходами эмитента на погашение эмиссионных долговых ценных бумаг в сумме разницы между стоимостью их погашения и их номинальной стоимостью.
Ранее Минфин РФ высказывал противоположную точку зрения по поводу возможности учета подобных расходов (см., к примеру, письмо от 15.05.08 № 03-03-06/2/55).
Дополнения вступают в силу с 01.01.2015.
4. С 01.01.2015 банкам предоставлено право включать в состав сомнительных долгов задолженность по уплате процентов в случае, если они не уплачены в установленные договором сроки вне зависимости от наличия обеспечения.
5. Изменяется порядок учета процентов по долговым обязательствам (п. 1 ст. 269 НК РФ).
Ограничение по учету процентов применяется только в отношении долговых обязательств, подпадающих под контролируемые сделки. По иным долговым обязательствам доходы (расходы) в виде процентов учитываются исходя из условий договора.
Если одной из сторон долгового обязательства, которое признается контролируемой сделкой, является банк, налогоплательщик вправе признать доход (расход) в виде процентов исходя из фактической ставки при условии, что она находится в интервале предельных значений процентных ставок, предусмотренных НК РФ, либо находится в интервале рыночных процентных ставок, рассчитанных на основе методов трансфертного ценообразования.
Новая редакция статьи предусматривает 6 различных интервалов предельных значений процентных ставок в зависимости от валюты долгового обязательства.
Новая редакция вступает в силу с 01.01.2015. Правила о недостаточной капитализации (ч. 2 ст. 269 НК РФ) остаются без изменений.
6. Уточняется дата признания доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам. Доход (расход) в виде процентов признается на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных долговыми обязательствами.
Данная поправка изменяет правоприменительную практику, существовавшую после принятия Постановления ВАС РФ по делу «СаНиВа» (от 21.11.2009 №11200/09), в котором ВАС РФ была сформулирована правовая позиция о возможности учета в расходах процентов не ранее срока их выплаты, предусмотренного долговым обязательством.
Новая редакция также уточняет, что по тем долговым обязательствам, по которым доходы (расходы) рассчитываются в зависимости от стоимости (или иного показателя) базового актива, а также на основе фиксированной процентной ставки, на конец каждого месяца отчетного (налогового) периода признаются только доходы (расходы), исчисленные на основе фиксированной ставки, а доходы (расходы), исчисленные на основе сложившейся стоимости (или иного показателя) базового актива, учитываются на дату исполнения обязательства.
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2014.
7. В новой редакции изложен порядок определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом. Уточняется, что когда учредитель доверительного управления является выгодоприобретателем, доходы (расходы) по операциям с ценными бумагами и деривативами включаются в состав его доходов (расходов) по операциям с соответствующими категориями ценных бумаг или деривативов.
При наличии нескольких выгодоприобретателей доходы и расходы учитываются у них пропорционально причитающейся им доле (пп. 4 п. 3).
Новая редакция вступает в силу с 01.01.2015.
8. Уточняется порядок расчета убытка при реализации прав требования долга до наступления срока платежа. Размер убытка в этом случае не должен превышать ставку процента по долговому обязательству, равному доходу от уступки за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренной договором. При этом ставка процентов определяется по правилам ст. 269 НК РФ.
В тех случаях, когда уступается право требования с наступившим сроком платежа, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если такая сделка не является контролируемой. По контролируемым сделкам цена принимается для целей налогообложения в пределах интервала цен, рассчитанных с применением методов трансфертного ценообразования.
Указанные положения вступают в силу с 01.01.15.
9. С 01.01.2015 существенно изменятся порядок налогообложения доходов от реализации ценных бумаг.
Согласно новой редакции ст. 280 НК РФ доходы (расходы) по операциям с обращающимися ценными бумагами учитываются налогоплательщиками при исчислении общей налоговой базы в общеустановленном порядке.
Налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися деривативми определяется совокупно и отдельно от общей налоговой базы. При этом убыток, полученный при исчислении общей налоговой базы, может быть направлен на уменьшение налогооблагаемого дохода по операциям с необращающимися ценными бумагами и деривативами.
Профучастники рынка ценных бумаг, организаторы торговли, биржи, а также управляющие компании и клиринговые организации вправе уменьшать общую налоговую базу на сумму убытка, полученного по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися деривативами.
Фактическая цена сделок с ценными бумагами принимается для целей налогообложения при условии, что такие сделки не являются контролируемыми (данное положение вступает в силу с 01.01.2016).
В отношении контролируемых сделок с обращающимися ценными бумагами (а также неконтролируемых сделок, заключенных в 2015 г.) фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения при условии, что сделка совершена на организованном рынке ценных бумаг. Если сделка с обращающейся ценной бумагой была совершена вне организованного рынка, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения при условии, что она находится в интервале между максимальной и минимальной ценами сделок с такой ценной бумагой, зарегистрированными организатором торговли в сопоставимый период. Если организатором торговли зарегистрирована только одна такая сделка, то ее цена признается одновременно максимальной и минимальной ценой сделки, зарегистрированной на организованном рынке.
Налогоплательщику предоставлено право применять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую на основе методов трансфертного ценообразования, при соблюдении определенных условий.
Для целей налогообложения также принимается фактическая цена сделки при условии приобретения обращающихся эмиссионных ценных бумаг при их размещении, а также при первом после размещения предложении этих ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе у брокера.
Что касается контролируемых сделок с необращающимися ценными бумагами (а также неконтролируемых сделок, заключенных в 2015 г.) фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения при условии, что она не отклоняется более чем на 20% от расчетной цены необращающейся ценной бумаги. Порядок определения расчетной цены определяется ЦБ РФ по согласованию Минфином РФ.
Уточняется, что расходы на приобретение ценных бумаг, условиями выпуска которых предусмотрено частичное погашение номинальной стоимости в период их обращения, признаются на дату фактического получения налогоплательщиком частичного погашения номинальной стоимости пропорционально доле выплат, фактически полученных при частичном погашении номинальной стоимости, в общей сумме выплат номинальной стоимости, подлежащих погашению по условиям выпуска ценной бумаги.
Ранее аналогичные разъяснения по порядку учета затрат на приобретение указанных ценных бумаг были даны в ряде писем Минфина РФ (см., к примеру, письмо от 04.03.13 № 03-03-06/2/6367).
Предусматривается, что не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг погашение депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг, а равно передача представляемых ценных бумаг при размещении соответствующих депозитарных расписок.
10. Уточнен порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО.
Законодательно закреплены основания переквалификации операций РЕПО:
— при несоблюдении требований, предъявляемых к договорам РЕПО Законом «О рынке ценных бумаг», и (или) требований, предъявляемых ст. 282 НК РФ к операции РЕПО;
— при расторжении операции РЕПО;
— при ненадлежащем исполнении второй части РЕПО.
При переквалификации операции РЕПО налогоплательщик должен произвести восстановление ранее признанных доходов и расходов по операции РЕПО и признать реализацию (приобретение) соответствующих ценных бумаг по правилам ст. 280 НК РФ.
Изменения вступили в силу с 01.01.2014.
11. С 01.01.2015 НК РФ будет дополнен ст. 299.5 НК РФ, которая регламентирует особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок.
12. Изменяется порядок налогообложения доходов по сделкам с деривативами (ФИСС).
В частности, с 01.01.2015 доходы (расходы) по операциям с обращающимися ФИСС учитываются при исчислении общей налоговой базы. В общей налоговой базе также могут быть учтены доходы (расходы) по своп-контрактам и опционным контрактам, не обращающимся на организованном рынке, при условии, что стороной по ним выступает центральный контрагент, который осуществляет свои функции в соответствии с законодательством о клиринговой деятельности.
С 01.01.2014 фактическая цена обращающихся ФИСС признается рыночной и принимается для целей налогообложения.
Фактическая цена необращающихся ФИСС принимается для целей налогообложения при условии, что такие сделки не являются контролируемыми (данное положение вступает в силу с 01.01.2016).
Что касается контролируемых сделок с необращающимися ФИСС (а также неконтролируемых сделок, заключенных в периоде с 01.01.14 по 31.01.15), фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения при условии, что она не отклоняется более чем на 20% от расчетной цены необращающегося ФИСС. Порядок определения расчетной цены определяется ЦБ РФ по согласованию Минфином РФ.
При этом фактическая цена своп-контрактов и опционных контрактов, как обращающихся, так и не обращающихся, признается рыночной и принимается для целей налогообложения при условии, что стороной по ним выступает центральный контрагент, который осуществляет свои функции в соответствии с законодательством о клиринговой деятельности.
13. Статья 309 НК РФ дополняется п. 2.2., согласно которому выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок, не признаются доходами от источников в РФ (данное положение вступает в силу с 01.01.2015).
14. Законом также вносится ряд изменений в гл. НДФЛ.
Среди наиболее значимых можно выделить появление новой ст. 219.1 НК РФ, которая регламентирует порядок предоставления инвестиционных налоговых вычетов.
Вычет предоставляется в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, приобретенных после 01.01.2014 и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. Предельный размер вычета составляет произведение 3 000 000 руб. и коэффициента, определяемого, главным образом, исходя из количества полных лет нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика.
Также вычет предоставляется в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 000 руб., а также в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на таком счете; в последнем случае — при условии истечения не менее трех лет с даты заключения налогоплательщиком соответствующего договора.
Нет комментариев