Вера Васильева →  Европейский суд – о задержаниях участников мирного протеста

21 и 24 февраля у здания Замоскворецкого суда Москвы и на Манежной площади было задержано более шестисот человек. В их числе и рядовые граждане, не довольные "болотным" приговором, и не имевшие к их собраниям никакого отношения прохожие, и известные политики, включая депутатов, и журналисты. О том, как оценивает такие действия полиции Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассказала адвокат, руководитель проектов Центра содействия международной защите, комиссар и член исполнительного комитета Международной комиссии юристов Каринна Москаленко.
"Прежде всего необходимо сделать оговорку, что некоторые наши заявители, задержанные полицией на том или ином массовом мероприятии, говорили: я вообще случайно оказался на этом митинге, я просто заглянул в "Макдоналдс" попить чайку и согреться. Например, у нас был заявитель, который вышел из бюро ремонта сотовых телефонов, куда его отправила мама, и попал в руки полиции. В этом случае вас незаконно задержали. Но ваши права на свободу ассоциаций и мирных шествий не нарушены, потому что в данном случае вы не пользовались этими правами. У вас нарушена совершенно другая группа прав.
Но что делать тем, кто действительно пользовался этими правами, был из-за этого задержан, избит и арестован? Тем, кого, если обратиться к "болотному делу", сажают очень надолго?
В этом случае Европейский суд, как правило, присуждает потерпевшему довольно крупную денежную сумму в качестве компенсации. Почему? Во-первых, потому что заявитель был подвергнут репрессии за свое право пользоваться свободой участия в мирных мероприятиях, которую ЕСПЧ считает очень важной свободой.
А во-вторых, Суд уловил, как плохо, неправильно, искаженно российские власти понимают это право и обстоятельства, его сопровождающие. Какое огромное значение они придают тому, что люди были задержаны на так называемом "неразрешенном мероприятии".
О каком разрешении идет речь? Разве нет Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на мирные собрания? Забудем даже о Конвенции. Разве нет Конституции Российской Федерации, согласно которой, максимум, что должны сделать организаторы такого мероприятия, это подать уведомление?"
В качестве примера, иллюстрирующего позицию ЕСПЧ относительно права граждан на мирные собрания, Каринна Москаленко привела постановление Суда по жалобе "Каспаров и другие против России", принятое в конце прошлого года.
Дело касалось участия группы российских граждан в "Марше несогласных" в Москве в апреле 2007 года, во время которого было арестовано и оштрафовано восемь заявителей, включая шахматиста и оппозиционера Гарри Каспарова. По итогам административного разбирательства российский суд взыскал с него 1000 тысячу рублей.
Рассмотрев жалобу, ЕСПЧ присудил заявителям выплату 60,5 тысячи евро компенсации, из них 10 тысяч евро – непосредственно Гарри Каспарову.
"Россия может быть без Путина, в этом нет святотатства, кощунства", – заметила Каринна Москаленко, комментируя "антиправительственные лозунги", которые, как утверждал суд в РФ, выкрикивали протестующие.
При этом, по выражению адвоката, наши власти продолжают нарушать конституционное право граждан на мирный протест "грубо, жутко, безобразно". Это, напомнила Каринна Москаленко, выразилось не только в последних событиях у Замоскворецкого суда и на Манежной площади, но и в аресте гражданского активиста Сергея Мохнаткина, участвующего в "болотном деле" в качестве общественного защитника одного из подсудимых – Сергея Кривова. 31 декабря прошлого года Мохнаткин был взят под стражу на Триумфальной площади, где находился как наблюдатель за акцией "Стратегии-31", обвинен в нападении на полицейского и в настоящее время удерживается в СИЗО.
"Мохнаткина задержали за то, что он подошел к полковнику, представившись как правозащитник и наблюдатель за мероприятием, и обратился к этому полицейскому с вопросом. Его скрутили и загрузили в автозак. Все это можно видеть, мы к жалобе в ЕСПЧ прилагаем свои материалы – и фотографии, и видеозаписи, как задерживают", – сказала руководитель проектов Центра содействия международной защите.
По оценке Каринны Москаленко, все это – "грубое попрание права", и такого "не должно быть".

Нет комментариев