Илья Александров →  Экономические санкции – обстоятельство действия непреодолимой силы, освобождающее от ответственности?



События вокруг Украины уже с февраля 2014 года заставляют российский бизнес обратить внимание на вопрос надлежащего исполнения обязанностей в рамках действующих договоров с контрагентами в странах Европейского Союза и США (далее – «Ограничители»).

Рассмотрим возможные ситуации нежелательного свойства, а также принципиально проанализируем цивилизованные способы решения возникающих проблем.

1. Ограничения на поставку отдельных видов товаров.
Ограничения платежей. Критерии для освобождения от ответственности в связи с неисполнением договорных обязательств


Последствия ввода экономических санкций

В случае ввода санкций в отношении экспорта российских товаров и услуг, очевидно, что исполнение обязательств по договорам, которые были заключены и действовали на момент принятия такого решения, будет затруднено. В зависимости от периода действия экономических санкций данное обстоятельство может являться форс-мажорным, то есть влечь за собой освобождение контрагентов от дальнейшего исполнения принятых на себя обязательств – если это предусмотрено договором, или если, например, к заключенному договору применяются положения Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров».

Ограничение платежей из Российской Федерации в страны Европейского Союза или США на данный момент представляется малореальной ситуаций – впрочем, такой же малореальной, как представлялся возврат Крыма в состав Российской Федерации еще в январе 2014 года. В случае введения ограничений на осуществление платежей в страны ЕС и США необходимо будет прорабатывать схемы вовлечения юридических лиц из третьих стран, не присоединившихся к санкциям, для осуществления платежей транзитом через расчетные счета данных компаний в банках, не находящихся на территории Ограничителей.

Освобождение от ответственности за неисполнение обязательств

Внешнеторговый контракт составлен качественно, если в нем подробно урегулированы вопросы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств. Применимое национальное право и международные конвенции также содержат нормы, на которые можно ссылаться.

Согласно ст. 79 п. 1 Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г. (далее – «Конвенция ООН»), сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля, и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий. Таким образом, три важнейших критерия, которые относят определенные обстоятельства к категории уважительных, являются:

— непреодолимость,
— невозможность предвидеть,
— невозможность контролировать наступление обстоятельства.

В этой связи важно учитывать, что ведущиеся переговоры о заключении договоров, в период, когда введение экономических санкций активно дискутируется в деловой прессе, уже представляют собой фактор «возможности предвидения» ввода экономических санкций и, как следствие, при определенных условиях невозможность для сторон ссылаться на санкции как на основание для освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по договору.

2. Незаконный захват. Правомерный арест и конфискация товара

Незаконные действия третьих лиц – захват имущества

Факты – упрямая вещь. На территории Украины уже имеют место случаи незаконного вооруженного захвата имущества российских юридических лиц – как это, например, произошло с автомобилями «КАМАЗ» в Черниговской области. Риски гибели или порчи имущества есть смысл страховать на весь период следования товара от поставщика (производителя) к покупателю, в том числе в рамках внутренних поставок между предприятием производителя и торговым домом, либо между торговыми домами в различных регионах или странах.

Сложно сделать долгосрочный прогноз относительно дальнейшей перспективы развития российско-украинских экономических отношений, однако правовой нигилизм и безнаказанность вооруженных отрядов самообороны надолго снизят деловую активность в 2014 году. Транзит грузов через территорию Украины из стран Европейского Союза в Российскую Федерацию и в обратном направлении также будет резко снижаться. Возможно перенаправление логистических маршрутов через территорию Беларуси, а также морским путем – через Балтийское или через Черное море.

Обращение взыскания на имущество должника и исполнение судебных решений

Как правило, для законного ареста и обращения взыскания на имущество должника на территории другого государства требуется прохождение процедуры признания и обращения к исполнению судебного решения, а также выдача исполнительного листа или аналогичного иностранного документа. В странах Европейского Союза национальное законодательство серьезно отличается от российского и имеет свою специфику – как с точки зрения порядка возбуждения исполнительного производства, так и с точки зрения сроков для осуществления исполнительных действий, то есть поиска, наложения ареста и реализации имущества должника, предъявления исполнительного листа в коммерческий банк, в котором открыт расчетный и другие счета должника.

3. Смена юрисдикции контрагента. Третьи юрисдикции.
Уступка прав требований, перевод долга


Смена юрисдикции контрагента, в рамках изменения государства, в котором зарегистрировано юридическое лицо, представляется невозможной. Однако смена лиц в обязательстве, в целом, допускается.

В режиме действующих экономических санкций появляется возможность организовывать поставки товаров и оказание услуг через третьи страны, которые не вводили режим санкций и соответствующие ограничения.

Уступка прав требования и перевод долга в ряде случае возможны как мера экстренного реагирования на изменяющийся формат экономических взаимоотношений. Однако все такие действия должны сопровождаться анализом последствий для российского импортера или экспортера, с точки зрения применимых норм налогового и таможенного законодательства и экономических последствий в виде временно заблокированных денежных средств, уплаченных авансом в счет ввозных таможенных пошлин, ввозного налога на добавленную стоимость и т.д.

4. Долгосрочные поставки и международные кредитные продукты

Особые риски таит в себе ввод экономических санкций применительно к долгосрочным договорам поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. В зону повышенного риска необходимо включить заключенные кредитные договоры, например, в рамках схем экспортного финансирования поставок оборудования из Германии покупателю в России или в рамках схем проектного финансирования.

Объявление банком-кредитором случая дефолта, который может также спровоцировать кросс-дефолт по корпоративным обязательствам заемщика, также следует учитывать как фактор риска в период экономических санкций. Подготовка заемщика к предотвращению такой ситуации должна быть осуществлена заранее.

Такого рода договорные отношения и принятые сторонами обязательства нуждаются в тщательном анализе в каждом конкретном случае. Переговоры между сторонами в досудебном формате с участием опытных юристов-международников могут принести удовлетворительные для сторон результаты в виде подписанных дополнительных соглашений или новых договоров, меняющих схемы, сроки и финансовые условия взаимоотношений.

5. Рекомендации для компаний-участников ВЭД

Обращение в государственные суды и в международный коммерческий арбитраж можно рассматривать как крайний способ урегулирования разногласий.

Доводы и обоснование нарушения обязательств по договорам уважительными причинами, которые к примеру, перечислены в уже цитировавшейся ч. 1 ст. 79 Конвенции ООН, могут служить инструментом защиты для каждой из сторон.

Илья Александров, Dr. iur., MBA (Finance)
Управляющий партнер «Александров и Партнеры»
www.alexandrow.biz

Нет комментариев