Линия Права → Специальный обзор "Введение в РФ правил контролируемых иностранных компаний (КИК)"
18 марта 2014 года Минфин России опубликовал законопроект, который предусматривает введение в РФ правил контролируемых иностранных компаний (КИК), направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций.
Появление такого законопроекта является ожидаемой мерой со стороны Минфина России. О необходимости его разработки и введении данных правил говорилось в послании Президента РФ и его появление является одним из этапов реализации плана по деофшоризации российской экономики.
КИК признается иностранная организация или «структура» (фонд, партнерство и иные формы осуществления коллективных инвестиций[1]), которая подконтрольна российскому налоговому резиденту РФ (физическому или юридическому лицу) и создана по законодательству государства с льготным режимом налогообложения прибыли (доходов). Перечень соответствующих государств должен быть утвержден Минфином; по-видимому, речь идет о новом «черном» списке Минфина.
Под осуществлением контроля понимается возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые КИК в отношении распределения прибыли в силу как прямого, так и косвенного участия в КИК или иным способом. Законопроект предусматривает 10% порог участия в КИК как частный случай признания российского резидента контролирующим лицом.
Правила КИК предусматривают включение в налоговую базу контролирующего лица — налогового резидента РФ нераспределенной прибыли подконтрольных ему иностранной организации или структуры, которая соответствует его доле участия в капитале, за вычетом выплаченных из нее дивидендов. При невозможности определения доли участия в капитале (например, при осуществлении контроля иными способами), прибыль КИК включается в доходы контролирующего лица в полном объеме.
Прибыль КИК должна быть пересчитана по правилам 25 главы НК РФ. Законопроект предполагает учет как активных, так и пассивных доходов КИК для целей налогообложения контролирующего лица. Вычеты, а равно расходы (убытки) не уменьшают налоговую базу контролирующего лица в виде прибыли КИК. Налоговая база в виде прибыли КИК не уменьшается на сумму налога, подлежащего уплате с этой прибыли, т.е. облагается прибыль до налогообложения. Прибыль КИК может уменьшаться пропорционально прибыли, учтенной нижестоящими контролирующими лицами. При фактической выплате КИК дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, такие дивиденды повторно не облагаются.
Прибыль КИК облагается у контролирующего лица по стандартным ставкам: 13 – для физических лиц и 20% — для юридических лиц; 0% ставка налога в отношении подразумеваемых дивидендов не применяется.
На налогоплательщиков возлагается обязанность самостоятельно уведомлять налоговые органы об участии в КИК, а также представлять финансовую отчетность КИК. В частности, налогоплательщик должен уведомить налоговые органы об участии:
Штраф за неуведомление или уведомление, содержащее недостоверные сведения, составляет 100 тысяч рублей. Также законопроект предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату налога на прибыль КИК в размере 20 % от суммы прибыли КИК.
Законопроект также вводит понятие налогового резидента РФ в отношении юридических лиц. Иностранные организации должны признаваться налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором или в связи с осуществлением фактического управления такими организациями из РФ. При этом Россия признается местом фактического управления, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
Кроме того, законопроект предполагает внесение изменений в порядок налогообложения акций иностранных компаний, которые прямо или косвенно владеют недвижимостью в РФ. Так, если доля такой недвижимости (косвенного участия в компании, владеющей российской недвижимостью) превышает 50% активов иностранной компании, доход от реализации акций такой компании признается доходом, полученным из источников в РФ, и подлежит обложению российским налогом на прибыль.
Следует отметить, что учитывая опыт зарубежных стран, предложенные законопроект является заведомо жестким вариантом (10% порог участия, включение в доходы прибыли от активной деятельности КИК и т.д.) и, вероятно, будет смягчен в ходе предстоящих обсуждений с профессиональным и бизнес сообществами. Вместе с тем, мы рекомендуем уже сейчас провести анализ структур владения активами с использованием зарубежных компаний на предмет влияния на них новых правил КИК.
[1] Отметим, что остается неясным, подпадает ли траст под понятие «структура»
Появление такого законопроекта является ожидаемой мерой со стороны Минфина России. О необходимости его разработки и введении данных правил говорилось в послании Президента РФ и его появление является одним из этапов реализации плана по деофшоризации российской экономики.
КИК признается иностранная организация или «структура» (фонд, партнерство и иные формы осуществления коллективных инвестиций[1]), которая подконтрольна российскому налоговому резиденту РФ (физическому или юридическому лицу) и создана по законодательству государства с льготным режимом налогообложения прибыли (доходов). Перечень соответствующих государств должен быть утвержден Минфином; по-видимому, речь идет о новом «черном» списке Минфина.
Под осуществлением контроля понимается возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые КИК в отношении распределения прибыли в силу как прямого, так и косвенного участия в КИК или иным способом. Законопроект предусматривает 10% порог участия в КИК как частный случай признания российского резидента контролирующим лицом.
Правила КИК предусматривают включение в налоговую базу контролирующего лица — налогового резидента РФ нераспределенной прибыли подконтрольных ему иностранной организации или структуры, которая соответствует его доле участия в капитале, за вычетом выплаченных из нее дивидендов. При невозможности определения доли участия в капитале (например, при осуществлении контроля иными способами), прибыль КИК включается в доходы контролирующего лица в полном объеме.
Прибыль КИК должна быть пересчитана по правилам 25 главы НК РФ. Законопроект предполагает учет как активных, так и пассивных доходов КИК для целей налогообложения контролирующего лица. Вычеты, а равно расходы (убытки) не уменьшают налоговую базу контролирующего лица в виде прибыли КИК. Налоговая база в виде прибыли КИК не уменьшается на сумму налога, подлежащего уплате с этой прибыли, т.е. облагается прибыль до налогообложения. Прибыль КИК может уменьшаться пропорционально прибыли, учтенной нижестоящими контролирующими лицами. При фактической выплате КИК дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, такие дивиденды повторно не облагаются.
Прибыль КИК облагается у контролирующего лица по стандартным ставкам: 13 – для физических лиц и 20% — для юридических лиц; 0% ставка налога в отношении подразумеваемых дивидендов не применяется.
На налогоплательщиков возлагается обязанность самостоятельно уведомлять налоговые органы об участии в КИК, а также представлять финансовую отчетность КИК. В частности, налогоплательщик должен уведомить налоговые органы об участии:
- в иностранной организации, созданной по законодательству государства, входящего в «черный» список Минфина, если доля участия превышает 1%;
- в иностранной организации, если налогоплательщик признается контролирующим лицом в отношении такой организации;
- в структуре, созданной по законодательству государства, входящего в «черный» список Минфина, если налогоплательщик является бенефициаром дохода, распределяемого структурой, или признается контролирующим лицом этой структуры.
Штраф за неуведомление или уведомление, содержащее недостоверные сведения, составляет 100 тысяч рублей. Также законопроект предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату налога на прибыль КИК в размере 20 % от суммы прибыли КИК.
Законопроект также вводит понятие налогового резидента РФ в отношении юридических лиц. Иностранные организации должны признаваться налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором или в связи с осуществлением фактического управления такими организациями из РФ. При этом Россия признается местом фактического управления, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- заседания руководящего органа организации проводятся на территории РФ;
- руководящее управление организацией обычно осуществляется из РФ;
- руководящие должностные лица организации осуществляют свою деятельность в РФ;
- бухгалтерский учет организации ведется в РФ;
- архивы организации хранятся в РФ.
Кроме того, законопроект предполагает внесение изменений в порядок налогообложения акций иностранных компаний, которые прямо или косвенно владеют недвижимостью в РФ. Так, если доля такой недвижимости (косвенного участия в компании, владеющей российской недвижимостью) превышает 50% активов иностранной компании, доход от реализации акций такой компании признается доходом, полученным из источников в РФ, и подлежит обложению российским налогом на прибыль.
Следует отметить, что учитывая опыт зарубежных стран, предложенные законопроект является заведомо жестким вариантом (10% порог участия, включение в доходы прибыли от активной деятельности КИК и т.д.) и, вероятно, будет смягчен в ходе предстоящих обсуждений с профессиональным и бизнес сообществами. Вместе с тем, мы рекомендуем уже сейчас провести анализ структур владения активами с использованием зарубежных компаний на предмет влияния на них новых правил КИК.
[1] Отметим, что остается неясным, подпадает ли траст под понятие «структура»
Нет комментариев