Анна Тарасова →  МИР, НЕПРИГОДНЫЙ ДЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ!

О детях и ценности их жизни, как будущего земли одинаково говорят на разных языках:

Дети – это одна треть населения нашей страны, и все наше будущее. Благодаря детям хочется жить.
Мухаммед Али

Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной.
Уильям Шекспир


Дайте детству созреть в детях.
Жан Жак Руссо

Все дети мира плачут на одном языке.
Леонид Леонов


Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка
Федор Достоевский


Международному Дню защиты детей посвящается.

1 июня отмечается международный день защиты детей, который был учрежден в 1949 году в Париже на специальной сессии Международной демократической федерации женщин, на которой прозвучала клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочного мира, как единственной гарантии счастья детей. С 1950 года международный день защиты детей проводится регулярно. Основанию данного праздника послужили уроки Второй мировой войны, когда вопросы мира, сохранения здоровья и благополучия детей были чрезвычайно актуальны.

Эти вопросы не утратили своей актуальности до конца всего 20 века, а в 21 веке стоят еще острее.

Международный день защиты детей совпадает еще с одной датой. Практически 1 июня, а точнее первый понедельник июня, каждый год официально отмечается как день памяти Саманты Смит — американской школьницы из штата Мэн, ставшей всемирно известной благодаря письму, которое она написала генеральному секретарю ЦК КПСС В. Андропову в самый разгар холодной войны, и стала первым ребенком — послом доброй воли.
Сегодня в мире принято и ратифицировано многими странами серьезное количество международных актов в области защита прав детей, Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года среди которых занимает особое место. И именно эти акты международного уровня должны стоять на защите Мира, мира, пригодного для жизни детей.

В Декларации «Мир, пригодный для жизни детей», принятой на 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г., провозглашается построение Мира, пригодного для жизни детей на основе приверженности к таким принципам и целям, как дети — прежде всего; не забывать ни одного ребенка; положить конец эксплуатации и жестокому обращению с детьми; защитить детей от войны; прислушиваться к детям; сохранить землю для детей.

Однако механизмы реализации Конвенции о правах ребенка, Протоколов, деклараций и специальных резолюций ГА ООН, принятых в развитие положений Конвенции, демонстрируют свою несостоятельность как Акты международного действия, в частности в ситуациях вооруженных конфликтов, либо конфликтов, которые вследствие несовершенства процедуры разрешения межгосударственных разногласий в рамках ООН и норм международного права могут с легкостью оказаться вооруженными (с применением военной силы), причем с односторонним их рассмотрением.

Cам механизм разрешения разногласий, предусмотренный Уставом ООН (главы VI, VII, VIII) является несовершенным и не вполне соответствующим принципам Конвенции о правах ребенка.

Принципы Конвенции о правах ребенка основаны, прежде всего, на праве детей на жизнь, недопустимости какой-либо дискриминации, в т.ч. по языковому или национальному признаку, и отказе от войны (ст. 2, 6 конвенции, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 г.). Данный факультативный протокол принят государствами — участниками будучи обеспокоенными пагубным и широкомасштабным воздействием вооруженных конфликтов на детей, а также их долгосрочными последствиями для прочного мира, безопасности и развития, осуждая посягательства на детей в условиях вооруженного конфликта, а также непосредственные нападения на объекты, охраняемые в соответствии с международным правом, в том числе на места, в которых обычно присутствует большое количество детей, такие, как школы и больницы.

Для обеспечения исполнения государствами — участниками положений Конвенции в самой Конвенции предусмотрены процедуры, которые не являются оперативными, своевременными и эффективными для защиты от угроз вооруженного нападения на детей и военного насилия, в частности, это такие процедуры, как представление докладов и выработка рекомендаций по результатам рассмотрения таких докладов уполномоченными органами. Ответственности за неиспользование мирных средств урегулирования ситуации, когда в нее вовлекается мирное населения, включая детей, Конвенция о правах ребенка не предусматривает. Этого не предусматривает и Устав ООН.

Пока Мир взрослых постоянно доказывает, что он не пригоден для жизни детей. Мирные средства разрешения споров, разногласий между государствами не применяются, международное право может молчать и никаких механизмов и санкций за это не предусмотрено. В то время как в праве действует незыблемый принцип: молчание не означает согласие. В ситуации молчания международного права отсутствие согласия приобретает буквальный смыл, когда международный механизм, направленный, прежде всего, на прекращение какого-либо насилия и вооруженного воздействия, т.е. мирное решение оказывается не работающим и молчаливо оправдывающим насилие.

Второе противоречие заключается, в возможности всегда использовать принудительный вариант разрешения разногласий, который в свою очередь, подразумевает вооруженный способ урегулирования на основании глава VII и VIII Устава ООН. И хотя он предусмотрен в случае, если мирные способы и иные санкции воздействия на сторону, применяющую насилие и вооруженные средства против мирного населения не действуют, сам вооруженный способ борьбы с нарушением норм международного права противоречит принципам, сути актов в области защиты прав детей, которая должна быть прежде всего. При этом не установлен тот обязательный перечень мирных средств, которые должны быть использованы с учетом международных актов в интересах детей, только после которых можно принимать более жесткие меры. Примером несоразмерных и односторонних способов решения конфликтов является Косово.

На Украине могут проявиться оба противоречия, но пока мы видим первое из них — игнорирование улик, молчание международного права в виде необходимых мирных процедур и санкций против стороны, применяющей прямое оружие против детей, семей и всего мирного населения.

На использование стандартных методов (вытекающих из Устава ООН) урегулирования конфликтных ситуаций, в которые вовлекается мирное население, включая детей, указано в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, принятого резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи от 16 сентября 2005 года (глава IV п. 139).

Из книги Саманты Смит «Путешествие в Советский Союз»

whitepageshistory.ru/blog/43855286829/Golubka-mira-Samanta-Smit?tmd=1

Эта книга посвящается всем детям Земли. Они должны быть уверены в том, что на нашей планете всегда будет мир.

«Они такие же, как мы».

Все началось, собственно говоря, когда я спросила у мамы, будет ли война. По телевидению всегда бывает что-нибудь о ракетах и атомных бомбах. В тот день я смотрела научно-популярную программу, в которой ученые говорили о том, что ядерная война погубит Землю и что никто не сможет выиграть такую войну. Я вспомнила, как проснулась однажды утром и подумала: а что если это последний день Жизни на Земле?

Я спросила маму, кто начнет войну и почему. Она показала мне журнал, в котором рассказывалось об отношениях между США и СССР. На обложке был портрет нового советского руководителя Ю.В. Андропова.

Мы прочитали журнал вместе. Оказалось, что люди и в СССР, и в США обеспокоены, не начнет ли другая сторона ядерную войну. Все это показалось мне просто бессмысленным. Я уже знала об ужасах, которые принесла Вторая мировая война, и подумала, что никто никогда не захочет, чтобы случилось нечто подобное.

Я попросила маму написать господину Андропову письмо. Ведь нужно же узнать, почему в мире так неспокойно. А мама сказала: «Почему бы тебе самой не написать ему?» Так я и сделала.

Письмо:

«Уважаемый господин Андропов! Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашим новым назначением. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Вы за войну или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь не допустить войну?

Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела 6ы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы все вместе могли жить в мире и не воевали.

Искренне Ваша, Саманта Смит».

Прошло четыре или пять месяцев…

Дорогая Саманта! Получил твое письмо, как и многие другие, поступающие ко мне в эти дни из твоей страны, из других стран мира. Мне кажется – я сужу по письму, – что ты смелая и честная девочка, похожая на Бэкки, подружку Тома Сойера из знаменитой книги твоего соотечественника Марка Твена. Эту книгу знают и очень любят в нашей стране все мальчишки и девчонки.

Ты пишешь, что очень обеспокоена, не случится ли ядерная война между двумя нашими странами. И спрашиваешь, делаем ли мы что-нибудь, чтобы не дать вспыхнуть войне.

Твой вопрос – самый главный из тех, которые волнуют каждого человека.

Отвечу тебе на него серьезно и честно.

Да, Саманта, мы в Советском Союзе стараемся делать и делаем все для того, чтобы не было войны между нашими странами, чтобы вообще не было войны на земле. Так хочет каждый советский человек. Так учил нас великий основатель нашего государства Владимир Ленин.

Советские люди хорошо знают, сколь ужасна и разрушительна война. 42 года тому назад нацистская Германия, которая стремилась к господству над всем миром, напала на нашу страну, сожгла и разорила многие тысячи наших городов и сел, убила миллионы советских мужчин, женщин и детей.

В той войне, которая закончилась нашей победой, мы были в союзе с Соединенными Штатами, вместе боролись за освобождение от нацистских захватчиков многих народов. Я надеюсь, что ты это знаешь по урокам истории в школе. И сегодня мы очень хотим жить в мире, торговать и сотрудничать со всеми своими соседями по земному шару – и с далекими, и с близкими. И конечно, с такой великой страной, как Соединенные Штаты Америки.

И у Америки, и у нас есть ядерное оружие, страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход. Именно поэтому Советский Союз торжественно на весь мир объявил, что никогда – никогда! – не применит ядерное оружие первым ни против какой страны, и вообще мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.

Мне кажется, что это достаточный ответ на твой второй вопрос: «Почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, Соединенные Штаты?» Ничего подобного мы не хотим. Никто в нашей огромной и прекрасной стране – ни рабочие и крестьяне, ни писатели и врачи, ни взрослые и дети, ни члены правительства – не хотят ни большой, ни малой войны.

Мы хотим мира – нам есть чем заняться: выращивать хлеб, строить и изобретать, писать книги и летать в космос. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта.

Я приглашаю тебя, если твои родители разрешат, приехать в нашу страну, лучше всего было бы летом. Ты познакомишься с нашей страной, встретишься со своими сверстниками, посетишь международный детский лагерь «Артек» на берегу моря. И убедишься сама: в Советском Союзе все за мир и дружбу между народами.

Спасибо за письмо. Желаю тебе всего самого лучшего.

Ю. Андропов

Мы решили отправиться в Россию в июле и провести там две недели. Мама и папа были уверены, что это поможет нам понять, о чем наши две страны ведут спор.

В аэропорту нас встретили гиды – Геннадий Федосов и Наташа Семенихина, которые потом сопровождали нас во время всей поездки… Они отвезли нас в гостиницу «Советская», очень красивую, прямо-таки похожую на дворец. На следующее утро мы встретились с Зинаидой Кругловой, которая рассказала нам о том, что мы увидим в Москве. Она возглавляет Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, является членом ЦК КПСС. Мы были в кабинете Зинаиды Кругловой, когда позвонила Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт (советские люди употребляют слово «космонавт» вместо «астронавт»). Она несколько раз повторила: «Целую тебя, Саманта! Целую тебя, Саманта!» и пригласила нас к себе на чай. Валентина Терешкова побывала в космосе почти двадцать лет тому назад, а сейчас она – председатель Комитета советских женщин.

Днем мы поехали на Красную площадь. В сопровождении милицейских машин мы неслись по улицам с такой скоростью, что несколько раз мне казалось, что мы вот-вот разобьемся.

Днем мы поехали на Красную площадь… Красная площадь – большая и необыкновенно красивая… Затем мы возложили цветы к месту погребения Юрия Гагарина и к Могиле Неизвестного Солдата… Юрий Гагарин был первым человеком, побывавшим в космосе. Он похоронен у Кремлевской стены, неподалеку от того места, где похоронен Джон Рид, американец, рассказавший об Октябрьской революции 1917 года в книге «Десять дней, которые потрясли мир»… а следующий день мы вылетели на юг, за сотни километров от Москвы, в город Симферополь, где было тепло и солнечно. Когда я сошла с трапа, ко мне подбежали пионеры с букетами цветов. Они скандировали: «Саманта! Саманта!» и при этом произносили мое имя на свой лад. С ними было весело, смех не утихал ни на секунду. И я тоже поддалась этому веселому настроению. По дороге в «Артек» ребята вместе с аккордеонистом спели для меня несколько популярных советских песен, в том числе и знаменитую «Пусть всегда будет солнце!» (мы ее пели на английском языке):

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!

В нашей палате был балкон с видом на море, и, лежа в кровати, я смотрела на прибрежные скалы и чувствовала соленое дыхание Черного моря. Вообще-то оно не черное, а такое же, как Атлантический океан, только волны не такие большие, а вода очень соленая. В такой воде легче плавать – чувствуешь себя почти как в спасательном жилете.

Я думала, что «Артек» будет похож на наши загородные лагеря скаутов, где все живут в палатках, но все оказалось по-другому. В «Артеке» повсюду красивые сады и извилистые дорожки, ведущие к морю, красивые светлые корпуса. Здесь одновременно отдыхают около четырех тысяч ребят со всего Советского Союза. Все они очень умные и талантливые…

Надолго мне запомнится веселый шумный праздник Нептуна. Здесь было все: соревнования по плаванию, театрализованное представление на воде, смех, шутки, а под конец пионеры бросали в море своих вожатых.

Ребята часто расспрашивали меня об Америке, особенно о том, как мы одеваемся и какая музыка нам нравится. Всем хотелось знать, как я живу, а иногда по вечерам мы говорили о войне и мире, но это казалось лишним, потому что все хорошо относились к Америке и уж, конечно, не хотели никакой войны.

Почти у всех ребят во Второй мировой войне погибли родные и близкие, и они очень надеялись, что новой войны никогда не будет. Да и вообще нелепо было даже говорить о войне, когда все так хорошо ладили друг с другом.

Собственно, я и приехала в Советский Союз, чтобы убедиться в этом. Раз мы смогли подружиться, стоило лишь нам лучше познакомиться, так почему же тогда соперничают наши страны? Если война может погубить все, самое главное – не воевать. Так я считаю.

На второй день моего пребывания в «Артеке» все ребята из «Морской» дружины написали на листочках бумаги свою заветную мечту. Мы вложили наши пожелания в пустые бутылки, заткнули их пробками и залепили воском.

Лагерный катер отвез нас подальше от берега, где мы бросили бутылки в воду. Черное море было вроде волшебного колодца. Я загадала, чтобы вечно были мир и дружба. На катере играл оркестр, мы пели советские песни: «Пусть всегда будет солнце!» и «Морская душа» (в этой песне поется о душе моряка). Держась за руки, мы покачивались из стороны в сторону и пели. Я тоже пела немножко по-русски.

На следующий день мы на автобусе отправились вдоль побережья в сторону Ялты. Побывали в Ливадийском дворце. В этом дворце в 1945 году встретились руководители Соединенных Штатов и Советского Союза, а также Англии и договорились вместе победить фашизм во Второй мировой войне…

Трудно поверить, что мне так повезло и что одно письмо так сильно изменило мою жизнь. Мир уже не кажется мне таким сложным, как это было, когда я рассматривала путеводители, взятые в библиотеке. И советские люди показались мне больше похожими на добрых соседей. Вероятно, это самое важное из того, что мне удалось понять и осмыслить. Иногда я все еще с беспокойством думаю, не станет ли следующий день послед­ним днем Жизни на Земле.

Но я уверена: чем больше людей будут задумываться о судьбах мира, тем скорее победит мир на планете.

22 июля 1983 года перед отлетом домой Саманта Смит произнесла «Будем жить!»

Саманта Смит погибла в авиакатастрофе 25 августа 1985 года, возвращаясь с отцом домой из Великобритании, ей было 13 лет.

Девочка, посол доброй воли — это яркий пример, использования дипломатического способа разрешения межгосударственных разногласий и сомнений, в котором в полной мере была реализована модель межгосударственного диалога посредством личного участия человека – ребенка, увидевшего Мир своими глазами и оценив его как Мир, пригодный для жизни детей.

Мир — это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение. Уильям Теккерей.

Примеру американской девочки сегодня могли бы последовать представители всех стран-участников Конвенции ООН о правах ребенка и не только.

Сегодня же при всей очевидности силового способа разрешения конфликта, жестокости и прямого вооруженного воздействия на мирное население Юго-Востока Украины, гибели мирных граждан, детей, семей с детьми, детей, оставшихся без попечения родителей, иностранных журналистов, международные организации, призванные обеспечивать международный мир и согласие, а также все страны участники Конвенции о правах ребенка (за небольшими исключениями), и те, кто участниками Конвенции вовсе не являются делают вид, что ничего страшного не происходит, что вообще ничего не происходит. Тем самым существующие обязательные механизмы и процедуры мирного урегулирования разногласий, которые могли быть стать оперативными средствами для прекращения насилия и убийства детей и которые подлежат обязательному применению согласно Уставу ООН – не работают. Замалчивание ситуации и отсутствие должного независимого международного мониторинга, которое также может быть и региональным (от отдельных государств — участников) (глава VIII Устава ООН) представляет собой процесс уничтожения доказательств всего происходящего в международно-правовом плане, что, в свою очередь, является существенным подрывом всей системы международного публичного права и угрожает устойчивости мировой ситуации в целом. Поскольку способно вызвать цепную реакцию, если может быть незамеченным.

Хочешь мира — готовь его, готовь, не щадя своих сил. Каждый день твоей жизни. Каждый час твоих дней. Стефан Цвейг.

Какие меры можно применять при молчании международного права с тем, чтобы сохранить все его основные принципы Мира, достигнутые уроками предыдущих мировых войн и угроз:

— региональные соглашения (глава VIII Устава ООН);

— техническое сотрудничество и финансовая помощь в рамках ст. 7 Факультативного Протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах. Согласно ст. 7 Протокола Государства-участники сотрудничают в деле осуществления настоящего Протокола, в том числе в деле предупреждения любой деятельности, противоречащей Протоколу, и в деле реабилитации и социальной реинтеграции лиц, ставших жертвами действий, противоречащих настоящему Протоколу, в том числе посредством технического сотрудничества и финансовой помощи. Такие помощь и сотрудничество будут осуществляться в консультации с заинтересованными государствами-участниками и соответствующими международными организациями. При этом сотрудничество может быть осуществлено с частью государства — участника, которая подвергнута нападениям, противоречащим Конвенции о правах ребенка и Факультативному протоколу;

— вывоз детей с территории применения вооруженных силы или угрозы применения с приданием статуса беженцев согласно тому механизму, который раскрывается в Руководстве по международной защите №8 от 22.12.2009 г.: Обращения детей за предоставлением убежища согласно статьям 1(A)2 и 1(F) Конвенции 1951 года и/или Протоколу 1967 года, касающихся статуса беженца, принятому в соответствии со статьей 35 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и статьей II Протокола к ней 1967 г. В частности, исходя из данного документа обратиться за статусом беженца может как социальная группа (дети-сирот), так и индивидуальный ребенок, сопровождаемый и не сопровождаемый семьей; статус беженца у ребенка может быть производен статусу родителя, и наоборот, статус беженца родителя – производен статусу ребенка; несопровождаемому ребенку, социальной группе детей, не имеющих семьи или разлученных с семье назначать независимого квалифицированного опекуна;

— возбуждение уголовного преследования за преступления, совершенные на территории где применяется насилие и вооруженное нападение на мирных граждан. При этом уголовное преследование осуществляется с помощью правовых механизмов соседних государств, которые в силу участия в Конвенции о правах ребенка обязаны обеспечивать гуманитарные меры и могут как проводники международного права в части ратифицированных актов применять соответствующие нормам международного права нормы своего национального законодательства для преследования преступлений против мирного населения соседнего государства, на территории которого проживает и население в т.ч. страны, применяющей меры уголовного преследования;

— оказание юрисдикционной помощи соседними к территории, на которой применяется насилие, государствами опоредованным механизмом действия норм международного права, нарушенных на территории насилия. Оказание юрисдикционной помощи производится посредством юрисдикционных институтов помогающего государства, в котором эти нормы и стандарты международного права соблюдаются,

— самозащита с помощью юрисдикционных средств и необходимой обороны в целях спасения жизни людей на территории применения насилия, являющейся единственным местом жительства граждан, включая детей, к которым такое насилие применяется.

Данные способы решений не противоречат основным принципам международного права, направлены на защиту Мира и неотъемлемого права каждого человека на жизнь и сохранение Земли для детей, на которой они родились и живут.

Нет комментариев