Саркис Дарбинян → Запрет анонимности. Всеобщая онлайн слежка. Регистрация блогеров.
Какие еще новшества вносит 97-ФЗ в жизнь российского Рунета с 01 августа? Очевидно, закон откроет новую веху в истории цензуры в российском пространстве самый рассвет цифровой эпохи. Не так давно мир потрясли разоблачения Сноудена о тайной слежке за пользователями глобальной сети. И по иронии судьбы, страна, которая предоставила защиту человеку, рассказавшему о грязной работе американских спецслужб, стала одной из основоположниц легализации поголовной внесудебной слежки за пользователями Интернета.
В плане защиты прав на приватность и анонимость, которые несомненно являются гарантами в digital era фундаментальных прав человека и гражданина на тайну личной жизни и частной переписки, России идет по совершенно иному, так называемому «азиатскому пути». И пока ООН принимает резолюцию «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век», а Европейский суд принимает решение, устанавливающее «право пользователя быть забытым» в сети, в России вводится механизм для всеобщей слежки и сбора данных за пользователями. При этом вызывает серьезные опасения вопрос того, как и кем будут использоваться эти данные? Ведь многим известна достаточно плохое правоприменение закона о защите персональных данных в стране.
Тем не менее, закон был принят Государственной думой 22 апреля 2014 г., одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014г., подписан Президентом 05 мая 2014 г. и опубликован в РГ 07 мая 2014 г.
Свое правовое заключение на законопроект я делал недавно для МХГ в рамках правозащитного мониторинга законов, нарушающих права человека. (+ Заключение на английском языке).
В том, что 97-ФЗ не выдерживает никакой критики с точки зрения провозглашенных Всеобщей делкарацией прав человека принципов, довольно очевидно.
Закон вступает в силу в полной мере без каких-либо переходных положений. При этом, была совершена очевидная спешка вступления закона в силу при той огромной сложности надлежащего правового регулирования тех отношений, которое заложено в идею закона. В целях реализации законов надлежит разработать не менее 13 подзаконных актов. 02 июня 2014 г. РосКомСвободой были опубликованы первые четыре документа, кулуарно разработанные на скорую руку и полученные от источника из рабочей группы по принятому закону.
Выбранный юридический стиль написания закона, пробельность и размытые формулировки в самом тексте 97-ФЗ позволяют принять еще более жесткие по характеру правового регулирования отношений в области коммуникаций подзаконных актов на уровне Постановлений Правительства и Приказов Роскомнадзора.
Так, например утвержденная версия Регламента Роскомнадзора «по хранению информации и порядку ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности Российской Федерации, организаторами распространения информации в сети «Интернет» содержит положение, по которому необходимо собирать данные об:
— идентификаторе пользователя
— всех его контактов адресной книги и электронной почты-
— количестве и объеме сообщений
— обо всех авторизациях через сторонние сервисы
— способах лично переписки внутри интернет-ресурса
— точное время посещений
— список DNS-серверов, используемых пользователем,
— способах ведения переписки с провайдерами хостинга и регистраторами доменных имен,
а также:
— информацию, внесенной при регистрации пользователя на интернет-ресурсе;
— информация об используемом пользователем оборудовании и ПО
— все факты авторизации с точным временем
— все факты изменения пользователем своих данных
— факты прекращения пользователем использования интернет-сайта
— факты о произведенных денежных операциях пользователем с указанием информации о корреспонденте — идентификаторе платежной системы, валюты и суммы, осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы («электронного кошелька»), сумм прихода либо расхода и ряд других не менее казалось бы конфиденциальных данных, о которых должен знать только инициатор и получатель.
pic_64f8279478ab4e62cefa686436833255Вместе с тем регламент предусматривает случаи, когда организаторы (владельцы сайтов) распространения информации могут заключить соглашение с регулятором, по которому он сможет самостоятельно обеспечить доступ к такой информации о пользователях в полном объеме на постоянной основе и без каких-либо запросов. В таком случае он освобождается от обязанности хранить такую информацию.
Подзаконный акт также пытается определить территориальные границы и круг субъектов в Интернете, которые подпадают под установленное Законом правовое регулирование. Вместе с тем, предпринимаются попытки определить список лиц, в отношении которых будет применим закон.
А в полночь 10 июня Роскомнадзор выложил на общественное обсуждение ряд интересных подзаконных актов, к которым предлагается дать общественную оценку:
— «Проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в сутки в целях реализации положений статьи 10.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
— «Проект приказа Роскомнадзора «Об утверждении Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
По указанному проекту Роскомнадзор разъясняет, как блогеры-трехтысячники будут ставиться на счетчик. При этом подзаконный акт устанавливает, что за правильностью подсчета пользователей инспекторами Роскомнадзора будет следить специальная комиссия при все том же Роскомнадзоре.
Второй же документ устанавливает обязанность операторов связи после первого уведомления Роскомнадзора за свой счет устанавливать оборудование на узлах связи для контроле личных средств коммуникаций пользователей.
Полагаю, лето будет жарким, и скоро мы проснемся в другой он-лайн реальности, где каждый будет под колпаком «Большого Брата». И это уже не сюжет книги фантастов или сценарий голливудского фильма. Это наша реальность с 01 августа 2014 г.
В плане защиты прав на приватность и анонимость, которые несомненно являются гарантами в digital era фундаментальных прав человека и гражданина на тайну личной жизни и частной переписки, России идет по совершенно иному, так называемому «азиатскому пути». И пока ООН принимает резолюцию «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век», а Европейский суд принимает решение, устанавливающее «право пользователя быть забытым» в сети, в России вводится механизм для всеобщей слежки и сбора данных за пользователями. При этом вызывает серьезные опасения вопрос того, как и кем будут использоваться эти данные? Ведь многим известна достаточно плохое правоприменение закона о защите персональных данных в стране.
Тем не менее, закон был принят Государственной думой 22 апреля 2014 г., одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014г., подписан Президентом 05 мая 2014 г. и опубликован в РГ 07 мая 2014 г.
Свое правовое заключение на законопроект я делал недавно для МХГ в рамках правозащитного мониторинга законов, нарушающих права человека. (+ Заключение на английском языке).
В том, что 97-ФЗ не выдерживает никакой критики с точки зрения провозглашенных Всеобщей делкарацией прав человека принципов, довольно очевидно.
Закон вступает в силу в полной мере без каких-либо переходных положений. При этом, была совершена очевидная спешка вступления закона в силу при той огромной сложности надлежащего правового регулирования тех отношений, которое заложено в идею закона. В целях реализации законов надлежит разработать не менее 13 подзаконных актов. 02 июня 2014 г. РосКомСвободой были опубликованы первые четыре документа, кулуарно разработанные на скорую руку и полученные от источника из рабочей группы по принятому закону.
Выбранный юридический стиль написания закона, пробельность и размытые формулировки в самом тексте 97-ФЗ позволяют принять еще более жесткие по характеру правового регулирования отношений в области коммуникаций подзаконных актов на уровне Постановлений Правительства и Приказов Роскомнадзора.
Так, например утвержденная версия Регламента Роскомнадзора «по хранению информации и порядку ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности Российской Федерации, организаторами распространения информации в сети «Интернет» содержит положение, по которому необходимо собирать данные об:
— идентификаторе пользователя
— всех его контактов адресной книги и электронной почты-
— количестве и объеме сообщений
— обо всех авторизациях через сторонние сервисы
— способах лично переписки внутри интернет-ресурса
— точное время посещений
— список DNS-серверов, используемых пользователем,
— способах ведения переписки с провайдерами хостинга и регистраторами доменных имен,
а также:
— информацию, внесенной при регистрации пользователя на интернет-ресурсе;
— информация об используемом пользователем оборудовании и ПО
— все факты авторизации с точным временем
— все факты изменения пользователем своих данных
— факты прекращения пользователем использования интернет-сайта
— факты о произведенных денежных операциях пользователем с указанием информации о корреспонденте — идентификаторе платежной системы, валюты и суммы, осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы («электронного кошелька»), сумм прихода либо расхода и ряд других не менее казалось бы конфиденциальных данных, о которых должен знать только инициатор и получатель.
pic_64f8279478ab4e62cefa686436833255Вместе с тем регламент предусматривает случаи, когда организаторы (владельцы сайтов) распространения информации могут заключить соглашение с регулятором, по которому он сможет самостоятельно обеспечить доступ к такой информации о пользователях в полном объеме на постоянной основе и без каких-либо запросов. В таком случае он освобождается от обязанности хранить такую информацию.
Подзаконный акт также пытается определить территориальные границы и круг субъектов в Интернете, которые подпадают под установленное Законом правовое регулирование. Вместе с тем, предпринимаются попытки определить список лиц, в отношении которых будет применим закон.
А в полночь 10 июня Роскомнадзор выложил на общественное обсуждение ряд интересных подзаконных актов, к которым предлагается дать общественную оценку:
— «Проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в сутки в целях реализации положений статьи 10.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
— «Проект приказа Роскомнадзора «Об утверждении Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
По указанному проекту Роскомнадзор разъясняет, как блогеры-трехтысячники будут ставиться на счетчик. При этом подзаконный акт устанавливает, что за правильностью подсчета пользователей инспекторами Роскомнадзора будет следить специальная комиссия при все том же Роскомнадзоре.
Второй же документ устанавливает обязанность операторов связи после первого уведомления Роскомнадзора за свой счет устанавливать оборудование на узлах связи для контроле личных средств коммуникаций пользователей.
Полагаю, лето будет жарким, и скоро мы проснемся в другой он-лайн реальности, где каждый будет под колпаком «Большого Брата». И это уже не сюжет книги фантастов или сценарий голливудского фильма. Это наша реальность с 01 августа 2014 г.
Нет комментариев