Евгений Булгаков → РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.И.Булгаков*
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ
.
Гражданское общество. Правовая культура. Школьное образование.
В сегодняшнем обществе, которое стремительно развивается, очень важно быть конкурентоспособным.
Быть конкурентоспособным важно не только человеку (личности, индивидууму) конкурентным необходимо быть всему обществу, государству.
Государства конкурируют, предлагая жизненные стандарты, социальные гарантии, культурные ценности, экономические и политические модели.
Но государство состоит из его граждан, из людей, и, в конечном счете, их уровень определяет и все остальное, в общей совокупности, влияет на все сферы жизни общества.
Новое время требует от человека нового уровня развития, постоянно усложняющиеся общественные процессы, происходящие не только в нашей стране, но и во всем мире, оказывают влияние на личность человека, требуя от него постоянного развития.
В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на проблему, которая, на наш взгляд, остро стоит в нашем обществе. Это проблема образования.
Среди экспертов и специалистов идут ожесточенные споры о том, как повысить эффективность образовательного процесса и одновременно оптимизировать его.
Вот несколько мнений характеризующих состояние системы образования в нашей стране:
Член-корреспондент РАО Александр Абрамов — «Образовательная система деградирует. Знания сегодня не являются в России абсолютной пропагандируемой ценностью. Государство демонстрирует свое наплевательское отношение к культуре тем, что поддерживает те источники массовой информации, прежде всего на ТВ, которые не содействуют развитию просвещения в стране, а пропагандируют антикультуру…»1
_________________________________________________________________
* Аспирант кафедры Теории и истории государства и права. Санкт-Петербургский Университет Управления и Экономики.
1 Колебакина Е. Образовательная система России деградирует. URL: www.km.ru/ (дата обращения: 24.03.214)
Вот мнение известного публициста, председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова: — «Как бы парадоксально это ни прозвучало, но, безусловно, антиобразовательной у нас является сама концепция модернизации образования. Мы полностью деградировали в сфере образования, потеряли все свои предыдущие мировые завоевания»2.
Мы бы хотели обратить внимание коллег вот на какой аспект этой проблемы.
Общее обязательное образование гарантированно Конституцией, Статья 43.3
В то же время о качестве этого образования из смысла закона понять можно следующие —
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: 4 гласит:
Статья 2. п.1. «образование — является общественно значимым благом, в интересах человека, семьи, общества и государства»
Статья 3. п.3. «приоритет прав и свобод личности, ответственности, правовой культуры».
Мы бы хотели обратить внимание вот на что, современный мир, в который из школы выходят наши дети, как мы уже говорили выше, предъявляет к личности высокие требования и выпускники (молодые люди) должны быть готовы к этим вызовам. Вступая во взрослую жизнь им необходимо заручиться достаточным количеством знаний для того, чтобы быть конкурентными, независимыми и самостоятельными.
Дает ли сегодня школьное образование такую возможность?
На наш взгляд нет. И основной проблемой тут является отсутствие правового образования. А это в сегодняшнем мире делает бесплодными все попытки быть успешным.
Школу наши дети заканчивают на пороге своего восемнадцатилетия.
И с какими же знаниями в области права они выходят во взрослую жизнь?
При подготовке нашей статьи мы обратились к демонстрационному проекту единого государственного экзамена за 2014,2013,2012 годы по обществознанию5.
Проект этот за эти три года не изменился.
Вот какие вопросы мы в нем нашли в области права.
__________________________________________________________________
2 Там же.
3 Ст. 43. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993г // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
4 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ// Российская газета. – 2012. -31 декабря.
5 URL: www.ege.edu.ru/ru/main/demovers/ (дата обращения: 24.03.214)
А13 — Республика это?
А14 — Как характеризуется демократическая процедура выборов?
А16 — Что есть государственная власть?
А18 — С какого возраста допускается заключение трудового договора?
А20 — Гражданские отношения это?
В1 — Судопроизводство, виды процессов.
И это за период с пятого по одиннадцатый класс?!
Коллеги, сегодня для жизни в современном обществе этих знаний, на наш взгляд, абсолютно недостаточно.
А небезызвестная формула, ставшая уже давно крылатым выражением -«Незнание законов не освобождает от ответственности» как нельзя лучше характеризует важность этого знания и негативность последствий этого
незнания.
Так где же эти знания получать, как не в рамках общего школьного образования?
Самообразование в этой области вряд возможно из-за сложности предмета и большого объема информации.
Мы не говорим о том, что по окончании школы молодые люди должны разбираться в тонкостях гражданского и уголовного права, мы настаиваем только на том, что совершенно необходимо знание своих прав, определенных в Конституции Российской Федерации и других законах, действующих в нашей стране.
Необходимо знание тех отраслей права, с которыми, в любом случае, молодым людям придется столкнуться — гражданского, семейного, трудового. Вероятно, есть необходимость знания основ административного и уголовного права, хотя бы в части того, что сегодня является правонарушением и какие деяния закон запрещает.
Это, на наш взгляд, положительно отразилось бы и на уровне подростковой преступности. А, как известно, уголовная ответственность, по некоторым составам преступлений, наступает с 14 лет.
Невозможно переоценить важность и необходимость правового образования и правового воспитания личности особенно в настоящий период. Воспитание уважения к нормам законодательства и суду, как к цивилизованной форме разрешения конфликтов.
Не знание своих прав и не умение их отстаивать в соответствии с законом, так как это происходит в правовом государстве и в странах, которые принято считать цивилизованными, не оставляет нам надежды на то, что в нашей стране когда либо сформируется полноценное гражданское общество.
Гражданское общество, на наш взгляд, это общество, в котором граждан знает свои права, осознает их, как абсолютную ценность, умеет и не боится их отстаивать. Видя в этом не только собственное право, но понимая это и как обязанность гражданина перед обществом.
Только при наличии гражданского общества возможно построение правового государства.
Предмет правоведение необходимо ввести в школьную программу и установить обязательный экзамен при получении аттестата об окончании общего среднего образования. Не знание своих прав сегодня граничит с неумением писать и читать.
Такое положение с уровнем правовых знаний и негативное отношение большинства граждан к закону и его представителям сформировало специфическое социокультурное пространство в нашем обществе.
Где индивидуум (человек, гражданин) претерпевает определенное искажение правовой реальности, окружающей его. В этой среде формируется и определенней тип правосознания, который влияет на нашу действительность, порождает трансформированные формы правопонимания и правоприменения.
В заключение хочется отметить, что единственный выход из сложившейся ситуации мы видим в том, чтобы ввести правоведение в рамки школьного обучения. Наравне с другими обязательными дисциплинами. Только это позволит изменить ситуацию с правовой культурой в нашей стране и даст надежду на формирования гражданского общества. Надежду на появление свободных, образованных граждан, воспринимающих свои права как объективную реальность, защиту их как естественную необходимость, а нарушение своих прав как оскорбление.
Е.И.Булгаков
ROLE OF SCHOOL EDUCATION IN DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ
.
Гражданское общество. Правовая культура. Школьное образование.
В сегодняшнем обществе, которое стремительно развивается, очень важно быть конкурентоспособным.
Быть конкурентоспособным важно не только человеку (личности, индивидууму) конкурентным необходимо быть всему обществу, государству.
Государства конкурируют, предлагая жизненные стандарты, социальные гарантии, культурные ценности, экономические и политические модели.
Но государство состоит из его граждан, из людей, и, в конечном счете, их уровень определяет и все остальное, в общей совокупности, влияет на все сферы жизни общества.
Новое время требует от человека нового уровня развития, постоянно усложняющиеся общественные процессы, происходящие не только в нашей стране, но и во всем мире, оказывают влияние на личность человека, требуя от него постоянного развития.
В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на проблему, которая, на наш взгляд, остро стоит в нашем обществе. Это проблема образования.
Среди экспертов и специалистов идут ожесточенные споры о том, как повысить эффективность образовательного процесса и одновременно оптимизировать его.
Вот несколько мнений характеризующих состояние системы образования в нашей стране:
Член-корреспондент РАО Александр Абрамов — «Образовательная система деградирует. Знания сегодня не являются в России абсолютной пропагандируемой ценностью. Государство демонстрирует свое наплевательское отношение к культуре тем, что поддерживает те источники массовой информации, прежде всего на ТВ, которые не содействуют развитию просвещения в стране, а пропагандируют антикультуру…»1
_________________________________________________________________
* Аспирант кафедры Теории и истории государства и права. Санкт-Петербургский Университет Управления и Экономики.
1 Колебакина Е. Образовательная система России деградирует. URL: www.km.ru/ (дата обращения: 24.03.214)
Вот мнение известного публициста, председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова: — «Как бы парадоксально это ни прозвучало, но, безусловно, антиобразовательной у нас является сама концепция модернизации образования. Мы полностью деградировали в сфере образования, потеряли все свои предыдущие мировые завоевания»2.
Мы бы хотели обратить внимание коллег вот на какой аспект этой проблемы.
Общее обязательное образование гарантированно Конституцией, Статья 43.3
В то же время о качестве этого образования из смысла закона понять можно следующие —
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: 4 гласит:
Статья 2. п.1. «образование — является общественно значимым благом, в интересах человека, семьи, общества и государства»
Статья 3. п.3. «приоритет прав и свобод личности, ответственности, правовой культуры».
Мы бы хотели обратить внимание вот на что, современный мир, в который из школы выходят наши дети, как мы уже говорили выше, предъявляет к личности высокие требования и выпускники (молодые люди) должны быть готовы к этим вызовам. Вступая во взрослую жизнь им необходимо заручиться достаточным количеством знаний для того, чтобы быть конкурентными, независимыми и самостоятельными.
Дает ли сегодня школьное образование такую возможность?
На наш взгляд нет. И основной проблемой тут является отсутствие правового образования. А это в сегодняшнем мире делает бесплодными все попытки быть успешным.
Школу наши дети заканчивают на пороге своего восемнадцатилетия.
И с какими же знаниями в области права они выходят во взрослую жизнь?
При подготовке нашей статьи мы обратились к демонстрационному проекту единого государственного экзамена за 2014,2013,2012 годы по обществознанию5.
Проект этот за эти три года не изменился.
Вот какие вопросы мы в нем нашли в области права.
__________________________________________________________________
2 Там же.
3 Ст. 43. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993г // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
4 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ// Российская газета. – 2012. -31 декабря.
5 URL: www.ege.edu.ru/ru/main/demovers/ (дата обращения: 24.03.214)
А13 — Республика это?
А14 — Как характеризуется демократическая процедура выборов?
А16 — Что есть государственная власть?
А18 — С какого возраста допускается заключение трудового договора?
А20 — Гражданские отношения это?
В1 — Судопроизводство, виды процессов.
И это за период с пятого по одиннадцатый класс?!
Коллеги, сегодня для жизни в современном обществе этих знаний, на наш взгляд, абсолютно недостаточно.
А небезызвестная формула, ставшая уже давно крылатым выражением -«Незнание законов не освобождает от ответственности» как нельзя лучше характеризует важность этого знания и негативность последствий этого
незнания.
Так где же эти знания получать, как не в рамках общего школьного образования?
Самообразование в этой области вряд возможно из-за сложности предмета и большого объема информации.
Мы не говорим о том, что по окончании школы молодые люди должны разбираться в тонкостях гражданского и уголовного права, мы настаиваем только на том, что совершенно необходимо знание своих прав, определенных в Конституции Российской Федерации и других законах, действующих в нашей стране.
Необходимо знание тех отраслей права, с которыми, в любом случае, молодым людям придется столкнуться — гражданского, семейного, трудового. Вероятно, есть необходимость знания основ административного и уголовного права, хотя бы в части того, что сегодня является правонарушением и какие деяния закон запрещает.
Это, на наш взгляд, положительно отразилось бы и на уровне подростковой преступности. А, как известно, уголовная ответственность, по некоторым составам преступлений, наступает с 14 лет.
Невозможно переоценить важность и необходимость правового образования и правового воспитания личности особенно в настоящий период. Воспитание уважения к нормам законодательства и суду, как к цивилизованной форме разрешения конфликтов.
Не знание своих прав и не умение их отстаивать в соответствии с законом, так как это происходит в правовом государстве и в странах, которые принято считать цивилизованными, не оставляет нам надежды на то, что в нашей стране когда либо сформируется полноценное гражданское общество.
Гражданское общество, на наш взгляд, это общество, в котором граждан знает свои права, осознает их, как абсолютную ценность, умеет и не боится их отстаивать. Видя в этом не только собственное право, но понимая это и как обязанность гражданина перед обществом.
Только при наличии гражданского общества возможно построение правового государства.
Предмет правоведение необходимо ввести в школьную программу и установить обязательный экзамен при получении аттестата об окончании общего среднего образования. Не знание своих прав сегодня граничит с неумением писать и читать.
Такое положение с уровнем правовых знаний и негативное отношение большинства граждан к закону и его представителям сформировало специфическое социокультурное пространство в нашем обществе.
Где индивидуум (человек, гражданин) претерпевает определенное искажение правовой реальности, окружающей его. В этой среде формируется и определенней тип правосознания, который влияет на нашу действительность, порождает трансформированные формы правопонимания и правоприменения.
В заключение хочется отметить, что единственный выход из сложившейся ситуации мы видим в том, чтобы ввести правоведение в рамки школьного обучения. Наравне с другими обязательными дисциплинами. Только это позволит изменить ситуацию с правовой культурой в нашей стране и даст надежду на формирования гражданского общества. Надежду на появление свободных, образованных граждан, воспринимающих свои права как объективную реальность, защиту их как естественную необходимость, а нарушение своих прав как оскорбление.
Е.И.Булгаков
ROLE OF SCHOOL EDUCATION IN DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE
Нет комментариев