СОЮЗ ТРЕТЕЙСК. СУДОВ Алексей Кравцов → Кремль забраковал «зарегулированный» вариант реформы третейских судов (РБК-Daily)
Правительство не уложилось в сроки, установленные президентом для реформирования третейских судов в России, пишет РБК-Daily. Законопроект отправлен на доработку из-за замечаний администрации президента. В варианте Минюста третейские суды слишком зависимы от государства, посчитали в Кремле.
Лучший способ сделать бизнес патриотичным — обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, говорил Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2012 года. Амбициозную задачу по улучшению делового климата была призвана решить среди прочего реформа третейского законодательства. «Необходимо подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России, причем на качественно новом уровне», — отметил он. В итоге правительству поручили до 15 июля 2014 года внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства. Соисполнителями президент назначил РСПП и Торгово-промышленную палату.
Ведущие отечественные третейские суды рассматривают чуть более 500 споров в год, в то время как через государственные суды проходит несколько миллионов гражданско-правовых споров, говорит член правления Российского центра содействия третейскому разбирательству Глеб Севостьянов. «Законопроект нацелен на то, чтобы изменить эту ситуацию и разгрузить государственные суды по примеру США и Великобритании, где большинство коммерческих споров рассматривается в третейских судах», — отмечает партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Ращевский.
В понедельник комиссия правительства по законопроектной деятельности должна была рассмотреть два проекта законов, подготовленных Минюстом в рамках третейской реформы (копия повестки заседания есть у РБК). Однако их сняли с рассмотрения из-за замечаний государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента, рассказал источник в одной из деловых организаций и подтвердили два источника в правительстве (копия отзыва ГПУ за подписью помощника президента Ларисы Брычевой есть у РБК).
По текущей версии законопроекта, чтобы начать работу, каждый третейский суд должен получить разрешение в Минюсте. В Кремле такую процедуру посчитали «сложной» и «недостаточно четко урегулированной». Выдача разрешения повлечет обязанность Минюста контролировать деятельность арбитража. Но третейские суды не должны быть подчинены государственным судам или федеральным органам исполнительной власти, поскольку они имеют договорную природу, говорится в отзыве ГПУ.
В Кремле против наделения государственных судов и органов исполнительной власти «многочисленными существенными полномочиями, влияющими на деятельность третейских судов». Согласно проекту, если стороны не смогут самостоятельно определиться с кандидатурой арбитра, то его будет назначать судья государственного суда. Вероятна ситуация, когда судья, назначивший арбитра, впоследствии будет выдавать исполнительный лист на принятое им же решение, что неизбежно приведет к конфликту интересов, уверен руководитель аппарата Третейского суда при РСПП Александр Замазий.
Минюст не получал поручения правительства о доработке этих законопроектов, сообщили РБК в министерстве. Пока никакой встречи по итогам этого отзыва между Минюстом и РСПП не было, говорит источник в РСПП. «Учет этих замечаний потребует много времени», — прогнозирует он. «Хотя ужесточение процедуры носило для Минюста принципиальный характер, представляется, что он учтет эти замечания при доработке», — считает президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко. Это скорее вопрос правовой политики: давать государственным судам на данном этапе больше полномочий или нет, уверен Евгений Ращевский.
Лучший способ сделать бизнес патриотичным — обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, говорил Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2012 года. Амбициозную задачу по улучшению делового климата была призвана решить среди прочего реформа третейского законодательства. «Необходимо подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России, причем на качественно новом уровне», — отметил он. В итоге правительству поручили до 15 июля 2014 года внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства. Соисполнителями президент назначил РСПП и Торгово-промышленную палату.
Ведущие отечественные третейские суды рассматривают чуть более 500 споров в год, в то время как через государственные суды проходит несколько миллионов гражданско-правовых споров, говорит член правления Российского центра содействия третейскому разбирательству Глеб Севостьянов. «Законопроект нацелен на то, чтобы изменить эту ситуацию и разгрузить государственные суды по примеру США и Великобритании, где большинство коммерческих споров рассматривается в третейских судах», — отмечает партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Ращевский.
В понедельник комиссия правительства по законопроектной деятельности должна была рассмотреть два проекта законов, подготовленных Минюстом в рамках третейской реформы (копия повестки заседания есть у РБК). Однако их сняли с рассмотрения из-за замечаний государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента, рассказал источник в одной из деловых организаций и подтвердили два источника в правительстве (копия отзыва ГПУ за подписью помощника президента Ларисы Брычевой есть у РБК).
По текущей версии законопроекта, чтобы начать работу, каждый третейский суд должен получить разрешение в Минюсте. В Кремле такую процедуру посчитали «сложной» и «недостаточно четко урегулированной». Выдача разрешения повлечет обязанность Минюста контролировать деятельность арбитража. Но третейские суды не должны быть подчинены государственным судам или федеральным органам исполнительной власти, поскольку они имеют договорную природу, говорится в отзыве ГПУ.
В Кремле против наделения государственных судов и органов исполнительной власти «многочисленными существенными полномочиями, влияющими на деятельность третейских судов». Согласно проекту, если стороны не смогут самостоятельно определиться с кандидатурой арбитра, то его будет назначать судья государственного суда. Вероятна ситуация, когда судья, назначивший арбитра, впоследствии будет выдавать исполнительный лист на принятое им же решение, что неизбежно приведет к конфликту интересов, уверен руководитель аппарата Третейского суда при РСПП Александр Замазий.
Минюст не получал поручения правительства о доработке этих законопроектов, сообщили РБК в министерстве. Пока никакой встречи по итогам этого отзыва между Минюстом и РСПП не было, говорит источник в РСПП. «Учет этих замечаний потребует много времени», — прогнозирует он. «Хотя ужесточение процедуры носило для Минюста принципиальный характер, представляется, что он учтет эти замечания при доработке», — считает президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко. Это скорее вопрос правовой политики: давать государственным судам на данном этапе больше полномочий или нет, уверен Евгений Ращевский.
Нет комментариев