Линия Права → Обзор изменений в законодательство о концессионных соглашениях
21 июля 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 265 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). Ключевой задачей Закона является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Закон расширяет возможности применения платы концедента, совершенствует конкурсные процедуры – вводится частная инициатива заключения концессионного соглашения (далее – КС), уточняет требования к КС и порядку его изменения (расторжения), а также устанавливает дополнительные гарантии концессионера. Основные положения Закона вступают в силу с 1 февраля 2015 г.
Настоящий обзор содержит краткое описание наиболее существенных изменений, вносимых в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях).
Плата концедента
Расширена сфера применения платы концедента – ее установление теперь возможно при заключении КС в отношении всех объектов КС, а не только для объектов автодорожной инфраструктуры, как это предусмотрено в действующей редакции Закона о концессиях. При этом снимается ограничение, не позволяющее концессионеру при получении платы концедента получать плату от иных лиц за создание и (или) реконструкцию объекта КС, использование (эксплуатацию) объекта КС. Плата концедента является критерием конкурса.
Объекты КС
Законом уточнен ряд объектов КС — к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в том числе, остановочные пункты, а также откорректированы наименования объектов переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов и объектов социально-бытового населения. Перечень объектов КС остался закрытым, несмотря на то, что вопрос введения открытого перечня объектов широко обсуждался при разработке Закона.
Вводится обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления каждый год до 1 февраля текущего года утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение КС. Указанный перечень подлежит опубликованию на официальных сайтах соответствующих органов и при этом носит информационных характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения КС с лицами, выступающими с частной инициативой о заключении КС.
Закон допускает возможность заключения КС в отношении нескольких объектов в случае, если это не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Исключения установлены для объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной КС, реализация производимых им товаров (работ, услуг) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам/и/или с учетом установленных надбавок к ним).
Концессионеру предоставляется преимущественное право на выкуп объекта КС при его включении в прогнозный план (программу) приватизации на период, соответствующий окончанию срока действия КС. При этом требуется добросовестное исполнение концессионером условий КС. Уступка преимущественного права на приобретение имущества не допускается. Соответствующие поправки вносятся в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Субъектный состав КС
Устанавливается возможность проведения совместного конкурса в отношении объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований. Публично-правовые образования до объявления о проведении конкурса должны заключить соглашение о проведении совместного конкурса.
Снимаются временные ограничения по возможности перемены лиц по КС путем уступки требования или перевода долга — теперь такая перемена лиц по КС возможна на любом этапе исполнения КС, тогда как действующая редакция Закона о концессиях позволяет ее только с момента ввода объекта КС в эксплуатацию.
Права кредиторов
Закон позволят заключать соглашение между концедентом, концессионером и кредитором (прямое соглашение) в отношении всех объектов КС, а не только в отношении объектов автодорожной и коммунальной инфраструктур, как это предусмотрено сейчас.
В действующей редакции Закона о концессиях замена концессионера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов только на основании решений Правительства Российской Федерации при соблюдении прочих условий. Выполнение данного условия представляется затруднительным в отношении региональных и муниципальных проектов. Законом данное ограничение устраняется – замена концессионера возможна также на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении КС. При этом новый концессионер должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным Законом о КС и конкурсной документацией.
Срок действия КС
Новеллой является возможность продления срока действия КС на пять лет по соглашению сторон на основании решений высших исполнительных органов государственной (местной) власти. При этом продление срока действия КС, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципального образование, осуществляются по согласованию с антимонопольным органом. Порядок такого согласования и основания для продления срока действия КС будут определяться Правительством Российской Федерации.
Условия КС
Добавлены следующие существенные условия КС:
— обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта КС и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (в действующей редакции Закона о концессиях такое условие отнесено к числу факультативных);
— объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации КС, в том числе на каждый год срока действия КС, если объектом КС являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства.
Закон устанавливает, что срок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия КС не может превышать двух лет при условии непродления срока действия КС. В действующей редакции Закона о концессиях данный срок не может быть менее одного года и более пяти лет.
Изменение КС
Устанавливается процедура изменения существенных условий КС по инициативе концессионера. Концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий КС в следующих случаях (закрытый перечень):
— если реализация КС стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
— в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении КС;
— в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных КС обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.
Решение об изменении существенных условий КС принимается концедентом в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера. В случае, если в результате такого изменения КС меняются доходы (расходы) бюджетов, решение об изменении КС принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством. В таком случае концедент в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера обязан его уведомить о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) либо предоставляет концессионеру мотивированный отказ. В случае, если концедент не осуществил указанные действия, концессионер вправе приостановить исполнение КС до принятия концедентом соответствующего решения либо предоставления мотивированного отказа.
Изменение существенных условий КС концедентом по которому является субъект Российской Федерации или муниципальное образование осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (основания изменения и порядок согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации).
Расторжение КС
Нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта КС согласно Закону может быть основанием для расторжения КС только в случае, если такое нарушение произошло по вине концессионера. В действующей редакции Закона о концессиях нарушение указанных сроков является основанием для расторжения КС вне зависимости от вины концессионера.
Неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной КС, может являться основанием для расторжения КС только в случае, если это привело к причинению значительного ущерба концеденту. Сейчас Закон о концессиях позволяет расторгать КС в случае неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной КС, вне зависимости от того, причинен ли значительный ущерб концеденту в результате этого или нет.
Гарантии концессионера
Расширяются гарантии концессионера – в случае если принятые законы и (или) иные нормативные правовые акты ухудшают положение концессионера, концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, изначально определенного КС. Такими мерами могут быть:
— увеличение размера платы концедента по КС;
— увеличение срока КС с согласия концессионера;
— увеличение размера принимаемых на себя концедентом расходов на создания и (или) реконструкцию объекта КС;
— предоставление концессионеру дополнительных государственных или муниципальных гарантий.
При этом к ухудшению положения концессионера относятся:
— увеличение совокупной налоговой нагрузки;
— ухудшение положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении КС, в том числе установление режима запретов и ограничений в отношении концессионера, ухудшающих его положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Конкурсные процедуры
Общие положения
Закон наделяет концедента обязанностью предоставлять участнику конкурса исчерпывающий перечень сведений и документов об объекте КС в порядке, установленном конкурсной документацией. Претендовать на получение такого перечня сведений и документов может только участник конкурса, прошедший предварительный отбор. Такому участнику конкурса концедент также обязан обеспечить доступ на объект КС.
Заключение КС без проведения конкурса
Действующая редакция Закон о концессиях позволяет заключать КС без проведения конкурса в случае, если права владения и пользования объектом КС возникли на основании договора аренды (объектный состав не ограничивается). Закон о концессиях дополняется нормой, позволяющей заключить КС без конкурса в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, если у лица есть права владения и пользования такого имущества, которое возникло на основании нескольких договоров аренды (а не одного, как это предусмотрено в общем порядке). При этом должны соблюдаться следующие условия:
— имущество, входящее в объект КС, должно быть создано или реконструировано на основании договора аренды (договоров аренды), при этом такое имущество должно входить в централизованную систему теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения и (или) предназначено для использования по общему назначению с имуществом таких систем;
— все договоры аренды должны быть заключены в установленном порядке до 01.01.2010 г.;
— концедентом по КС должно являться одно публично-правовое образование.
Заключение КС по частной инициативе
КС может быть заключено по инициативе лица, которое потенциально может являться концессионером (далее – инициатор). При этом к такому инициатору выдвигаются дополнительные требования: такое лицо не должно находиться в стадии ликвидации или банкротства и иметь задолженность по обязательным платежам в бюджеты всех уровней более 25 процентов от балансовой стоимости активов. Инициатор также должен подтвердить наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от предельного размера инвестиций, которые предполагается осуществить концессионером на каждый год срока действия КС.
Порядок заключения КС по частной инициативе выглядит следующим образом:
1) Инициатор представляет потенциальному концеденту предложение о заключении КС с приложением проекта КС со всеми существенными условиями (форма предложения утверждается Правительством Российской Федерации).
2) Уполномоченный орган рассматривает предложение о заключении КС в течение тридцати календарных дней и принимает решение о:
— возможности заключения КС в отношении конкретного имущества на предусмотренных в предложении о заключении КС условиях;
— возможности заключения КС в отношении конкретного имущества на иных условиях;
— невозможности заключения КС в отношении конкретного имущества с указанием основания отказа. Закон содержит незакрытый перечень оснований для отказа в заключении КС.
3) В случае принятия решения о заключении КС на условиях, предложенных инициатором, уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия такого решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложение о заключении КС в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе иных лиц.
4) В случае принятия решения о заключении КС на иных условиях, уполномоченный орган проводит переговоры с инициатором в форме совместных совещаний. По результатам переговоров инициатор направляет предложение о заключении КС с учетом результата переговоров. Такое предложение рассматривается в трехдневный срок. В случае согласования уполномоченным органом предложения о заключении КС, такое предложение в десятидневный срок размещается на официальном сайте в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе иных лиц.
5) Если в сорокапятидневный срок с момента размещения предложения о заключении КС на официальном сайте поступили заявки о готовности к участию в конкурсе, в этом случае заключение КС осуществляется на конкурсной основе. Если такие заявки не поступили, КС заключается с инициатором на условиях, предусмотренных в предложении о заключении КС.
До направления предложения о заключении КС инициатор вправе проводить с уполномоченным органом переговоры, связанные с подготовкой проекта КС.
Таким образом, Закон вносит три основополагающих блока изменений, создающих благоприятные условия для вложения частных инвестиций в концессионные проекты: распространение платы концедента в отношении всех объектов КС, возможность участия нескольких публично-правовых образований в концессионном проекте и право заключения КС по инициативе частной стороны.
Распространение платы концедента в отношении всех объектов КС позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность концессионных проектов, а возможность при этом взимать плату с третьих лиц позволит в ряде случаев снизить долю финансового участия концедента.
Участие нескольких публично-правовых образований в концессионном проекте позволит реализовывать такой проект в нескольких регионах в рамках одной конкурсной процедуры и одного КС. Это особенно актуально для проектов по развитию транспортной и коммунальной инфраструктуры, когда транспортные пути и линейные объекты могут находиться на территории нескольких регионов, при этом требуется соблюдение технологического и организационного единства проекта.
Закрепление возможности заключения КС по инициативе частного инвестора упростит процедуру проведения конкурса на право заключения КС в случае, если на объект претендует только один участник. Применение частных инициатив особенно актуально для регионов и муниципалитетов, которые не могут заранее оценить возможность заключения соглашений и качественно подготовить их. Кроме того, данное нововведение позволит сократить сроки заключения КС.
Закон расширяет возможности применения платы концедента, совершенствует конкурсные процедуры – вводится частная инициатива заключения концессионного соглашения (далее – КС), уточняет требования к КС и порядку его изменения (расторжения), а также устанавливает дополнительные гарантии концессионера. Основные положения Закона вступают в силу с 1 февраля 2015 г.
Настоящий обзор содержит краткое описание наиболее существенных изменений, вносимых в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях).
Плата концедента
Расширена сфера применения платы концедента – ее установление теперь возможно при заключении КС в отношении всех объектов КС, а не только для объектов автодорожной инфраструктуры, как это предусмотрено в действующей редакции Закона о концессиях. При этом снимается ограничение, не позволяющее концессионеру при получении платы концедента получать плату от иных лиц за создание и (или) реконструкцию объекта КС, использование (эксплуатацию) объекта КС. Плата концедента является критерием конкурса.
Объекты КС
Законом уточнен ряд объектов КС — к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в том числе, остановочные пункты, а также откорректированы наименования объектов переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов и объектов социально-бытового населения. Перечень объектов КС остался закрытым, несмотря на то, что вопрос введения открытого перечня объектов широко обсуждался при разработке Закона.
Вводится обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления каждый год до 1 февраля текущего года утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение КС. Указанный перечень подлежит опубликованию на официальных сайтах соответствующих органов и при этом носит информационных характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения КС с лицами, выступающими с частной инициативой о заключении КС.
Закон допускает возможность заключения КС в отношении нескольких объектов в случае, если это не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Исключения установлены для объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной КС, реализация производимых им товаров (работ, услуг) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам/и/или с учетом установленных надбавок к ним).
Концессионеру предоставляется преимущественное право на выкуп объекта КС при его включении в прогнозный план (программу) приватизации на период, соответствующий окончанию срока действия КС. При этом требуется добросовестное исполнение концессионером условий КС. Уступка преимущественного права на приобретение имущества не допускается. Соответствующие поправки вносятся в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Субъектный состав КС
Устанавливается возможность проведения совместного конкурса в отношении объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований. Публично-правовые образования до объявления о проведении конкурса должны заключить соглашение о проведении совместного конкурса.
Снимаются временные ограничения по возможности перемены лиц по КС путем уступки требования или перевода долга — теперь такая перемена лиц по КС возможна на любом этапе исполнения КС, тогда как действующая редакция Закона о концессиях позволяет ее только с момента ввода объекта КС в эксплуатацию.
Права кредиторов
Закон позволят заключать соглашение между концедентом, концессионером и кредитором (прямое соглашение) в отношении всех объектов КС, а не только в отношении объектов автодорожной и коммунальной инфраструктур, как это предусмотрено сейчас.
В действующей редакции Закона о концессиях замена концессионера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов только на основании решений Правительства Российской Федерации при соблюдении прочих условий. Выполнение данного условия представляется затруднительным в отношении региональных и муниципальных проектов. Законом данное ограничение устраняется – замена концессионера возможна также на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении КС. При этом новый концессионер должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным Законом о КС и конкурсной документацией.
Срок действия КС
Новеллой является возможность продления срока действия КС на пять лет по соглашению сторон на основании решений высших исполнительных органов государственной (местной) власти. При этом продление срока действия КС, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципального образование, осуществляются по согласованию с антимонопольным органом. Порядок такого согласования и основания для продления срока действия КС будут определяться Правительством Российской Федерации.
Условия КС
Добавлены следующие существенные условия КС:
— обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта КС и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (в действующей редакции Закона о концессиях такое условие отнесено к числу факультативных);
— объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации КС, в том числе на каждый год срока действия КС, если объектом КС являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства.
Закон устанавливает, что срок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия КС не может превышать двух лет при условии непродления срока действия КС. В действующей редакции Закона о концессиях данный срок не может быть менее одного года и более пяти лет.
Изменение КС
Устанавливается процедура изменения существенных условий КС по инициативе концессионера. Концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий КС в следующих случаях (закрытый перечень):
— если реализация КС стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
— в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении КС;
— в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных КС обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.
Решение об изменении существенных условий КС принимается концедентом в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера. В случае, если в результате такого изменения КС меняются доходы (расходы) бюджетов, решение об изменении КС принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством. В таком случае концедент в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера обязан его уведомить о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) либо предоставляет концессионеру мотивированный отказ. В случае, если концедент не осуществил указанные действия, концессионер вправе приостановить исполнение КС до принятия концедентом соответствующего решения либо предоставления мотивированного отказа.
Изменение существенных условий КС концедентом по которому является субъект Российской Федерации или муниципальное образование осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (основания изменения и порядок согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации).
Расторжение КС
Нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта КС согласно Закону может быть основанием для расторжения КС только в случае, если такое нарушение произошло по вине концессионера. В действующей редакции Закона о концессиях нарушение указанных сроков является основанием для расторжения КС вне зависимости от вины концессионера.
Неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной КС, может являться основанием для расторжения КС только в случае, если это привело к причинению значительного ущерба концеденту. Сейчас Закон о концессиях позволяет расторгать КС в случае неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной КС, вне зависимости от того, причинен ли значительный ущерб концеденту в результате этого или нет.
Гарантии концессионера
Расширяются гарантии концессионера – в случае если принятые законы и (или) иные нормативные правовые акты ухудшают положение концессионера, концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, изначально определенного КС. Такими мерами могут быть:
— увеличение размера платы концедента по КС;
— увеличение срока КС с согласия концессионера;
— увеличение размера принимаемых на себя концедентом расходов на создания и (или) реконструкцию объекта КС;
— предоставление концессионеру дополнительных государственных или муниципальных гарантий.
При этом к ухудшению положения концессионера относятся:
— увеличение совокупной налоговой нагрузки;
— ухудшение положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении КС, в том числе установление режима запретов и ограничений в отношении концессионера, ухудшающих его положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Конкурсные процедуры
Общие положения
Закон наделяет концедента обязанностью предоставлять участнику конкурса исчерпывающий перечень сведений и документов об объекте КС в порядке, установленном конкурсной документацией. Претендовать на получение такого перечня сведений и документов может только участник конкурса, прошедший предварительный отбор. Такому участнику конкурса концедент также обязан обеспечить доступ на объект КС.
Заключение КС без проведения конкурса
Действующая редакция Закон о концессиях позволяет заключать КС без проведения конкурса в случае, если права владения и пользования объектом КС возникли на основании договора аренды (объектный состав не ограничивается). Закон о концессиях дополняется нормой, позволяющей заключить КС без конкурса в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, если у лица есть права владения и пользования такого имущества, которое возникло на основании нескольких договоров аренды (а не одного, как это предусмотрено в общем порядке). При этом должны соблюдаться следующие условия:
— имущество, входящее в объект КС, должно быть создано или реконструировано на основании договора аренды (договоров аренды), при этом такое имущество должно входить в централизованную систему теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения и (или) предназначено для использования по общему назначению с имуществом таких систем;
— все договоры аренды должны быть заключены в установленном порядке до 01.01.2010 г.;
— концедентом по КС должно являться одно публично-правовое образование.
Заключение КС по частной инициативе
КС может быть заключено по инициативе лица, которое потенциально может являться концессионером (далее – инициатор). При этом к такому инициатору выдвигаются дополнительные требования: такое лицо не должно находиться в стадии ликвидации или банкротства и иметь задолженность по обязательным платежам в бюджеты всех уровней более 25 процентов от балансовой стоимости активов. Инициатор также должен подтвердить наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от предельного размера инвестиций, которые предполагается осуществить концессионером на каждый год срока действия КС.
Порядок заключения КС по частной инициативе выглядит следующим образом:
1) Инициатор представляет потенциальному концеденту предложение о заключении КС с приложением проекта КС со всеми существенными условиями (форма предложения утверждается Правительством Российской Федерации).
2) Уполномоченный орган рассматривает предложение о заключении КС в течение тридцати календарных дней и принимает решение о:
— возможности заключения КС в отношении конкретного имущества на предусмотренных в предложении о заключении КС условиях;
— возможности заключения КС в отношении конкретного имущества на иных условиях;
— невозможности заключения КС в отношении конкретного имущества с указанием основания отказа. Закон содержит незакрытый перечень оснований для отказа в заключении КС.
3) В случае принятия решения о заключении КС на условиях, предложенных инициатором, уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия такого решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложение о заключении КС в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе иных лиц.
4) В случае принятия решения о заключении КС на иных условиях, уполномоченный орган проводит переговоры с инициатором в форме совместных совещаний. По результатам переговоров инициатор направляет предложение о заключении КС с учетом результата переговоров. Такое предложение рассматривается в трехдневный срок. В случае согласования уполномоченным органом предложения о заключении КС, такое предложение в десятидневный срок размещается на официальном сайте в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе иных лиц.
5) Если в сорокапятидневный срок с момента размещения предложения о заключении КС на официальном сайте поступили заявки о готовности к участию в конкурсе, в этом случае заключение КС осуществляется на конкурсной основе. Если такие заявки не поступили, КС заключается с инициатором на условиях, предусмотренных в предложении о заключении КС.
До направления предложения о заключении КС инициатор вправе проводить с уполномоченным органом переговоры, связанные с подготовкой проекта КС.
Таким образом, Закон вносит три основополагающих блока изменений, создающих благоприятные условия для вложения частных инвестиций в концессионные проекты: распространение платы концедента в отношении всех объектов КС, возможность участия нескольких публично-правовых образований в концессионном проекте и право заключения КС по инициативе частной стороны.
Распространение платы концедента в отношении всех объектов КС позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность концессионных проектов, а возможность при этом взимать плату с третьих лиц позволит в ряде случаев снизить долю финансового участия концедента.
Участие нескольких публично-правовых образований в концессионном проекте позволит реализовывать такой проект в нескольких регионах в рамках одной конкурсной процедуры и одного КС. Это особенно актуально для проектов по развитию транспортной и коммунальной инфраструктуры, когда транспортные пути и линейные объекты могут находиться на территории нескольких регионов, при этом требуется соблюдение технологического и организационного единства проекта.
Закрепление возможности заключения КС по инициативе частного инвестора упростит процедуру проведения конкурса на право заключения КС в случае, если на объект претендует только один участник. Применение частных инициатив особенно актуально для регионов и муниципалитетов, которые не могут заранее оценить возможность заключения соглашений и качественно подготовить их. Кроме того, данное нововведение позволит сократить сроки заключения КС.
Нет комментариев