Линия Права → Введение в РФ правил контролируемых иностранных компаний: последние изменения Минфина
В продолжение дискуссии с профессиональным и бизнес сообществами по поводу законопроекта о контролируемых иностранных компаниях (КИК), направленного на борьбу с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций, Минфин России 26 августа 2014 года представил очередную версию законопроекта, которая учитывает некоторые предложения бизнеса по его совершенствованию, однако, по-прежнему является более жесткой по сравнению с версией Минэкономразвития.
Среди наиболее значимых изменений по сравнению с предыдущей версией законопроекта следует отметить следующие:
1. Вносятся изменения в правила уведомления об участии как в российских, так и в иностранных организациях. Об участии в иностранных организациях, по сравнению с предыдущей версией проекта теперь необходимо информировать, если доля владения превышает 10% (ранее – не менее 1%). Помимо этого, иностранные организации и структуры без образования юридического лица, которые владеют недвижимым имуществом на территории РФ, будут обязаны информировать налоговый орган по местонахождению недвижимого имущества о своих бенефициарах.
2. Изменяется пороговая доля владения КИК для признания лица контролирующим лицом КИК. В новой версии лицо может быть признано контролирующим в случаях, когда доля его прямого и/или косвенного участия в организации совместно с супругом и/или несовершеннолетними детьми, его взаимозависимыми лицами составляет более 50% (данное положение применимо до 1 января 2017 года, после этой даты пороговая доля снижается до 25%), либо более 10%, если доли таких российских резидентов в совокупности превышают 50%.
3. Перечень организаций (структур), не признаваемых КИК, расширен и частично учитывает поправки, предлагаемые Минэкономразвития. Теперь в него включаются банки и страховые организации (при условии соответствия определенным условиям), эмитенты еврооблигаций, организации, участвующие в проектах по соглашениям о разделе продукции и концессионным соглашениям с правительством иностранного государства и иные лица. Кроме того, расширен перечень критериев, при соответствии которым иностранная структура без образования юридического лица также не будет признаваться КИК.
4. Предлагается ввести норму, предусматривающую, что признание управляющей компании налоговым резидентом РФ само по себе не приводит к автоматическому признанию инвестиционного фонда, контролируемого данной управляющей компанией, КИК.
5. Изменена величина прибыли, начиная с которой прибыль КИК будет включаться в налогооблагаемую базу российского налогоплательщика – с 3 млн руб. до 10 млн руб. На переходный период в 2015 году и в 2016 году этот показатель будет установлен на уровне 50 и 30 млн руб. соответственно.
6. Правила определения доли участия одной организации в другой дополнены положениями, согласно которым доли участия в организации, реализованные через владение ценными бумагами, приобретенными в рамках операций РЕПО или договоров займов ценными бумагами, не учитываются.
7. Оставляя те же самые критерии для установления налогового резидентства организаций в РФ по сравнению с предыдущей версией, Минфин РФ учитывает позицию Минэкономразвития и включает определение понятия руководящее управление, под которым предлагается понимать принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящих в компетенцию исполнительных органов управления.
8. Из перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, исключаются доходы в виде имущества, полученного российской взаимозависимой организацией безвозмездно (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом сохранен пп. п.1 3.4 ст. 251 НК РФ.
9. Законопроект предусматривает изменения структуры статьи 269, посвященной «недостаточной капитализации», однако содержание правил, закрепленных в этой статье, остается без изменения по сравнению с действующей редакцией этой статьи. Напомним, что ранее предлагалось распространить действие правил о недостаточной капитализации на иностранные «сестринские» компании.
10. Несмотря на то, что в законопроекте остается обязанность налогоплательщика, являющегося контролирующим лицом, при предоставлении декларации с учетом прибыли КИК, включаемой в его налоговую базу, предоставлять финансовую отчетность КИК, Минфин вводит положение, предусматривающее возможность подтверждения суммы прибыли КИК иными документами (выписки с расчетных счетов КИК, первичные документы), при условии отсутствия обязанности у КИК составлять и предоставлять финансовую отчетность в соответствии с иностранным законодательством. По нашему мнению, конфликт двух данных положений законопроекта является техническим недочетом, который будет исправлен в последующих версиях.
11. Предусмотрено освобождение в отношении доходов в виде стоимости полученного контролирующим лицом имущества, оставшегося после ликвидации КИК.
12. Предлагается отменить ставку 0% налога на прибыль при реализации необращающихся акций, находящихся в собственности налогоплательщика более 5 лет, если более 50% активов организации представлено недвижимым имуществом на территории РФ.
13. Доходы от реализации акций организации, более 50% активов которой прямо или косвенно состоят из недвижимости, находящейся на территории РФ, не признаются доходами от источников в РФ, если они получены от реализации ценных бумаг (i) в иностранных организациях (структурах) с числом акционеров не менее 50 человек, если каждому из них принадлежит не более 5 %; или (ii) при условии, что на дату выбытия они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности более 5 лет.
14. Предусматривается, что в тех случаях, когда нерезидент, выступающий получателем дохода, не признает себя бенефициарным собственником этого дохода, право на применение пониженной ставки налога или освобождения по международному соглашению переходит к конечному бенефициару при условии, что он является резидентом государства, с которым РФ заключено соответствующее соглашение. Если конечным бенефициаром является резидент РФ, он сохраняет право на применение ставки 0% на дивиденды (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) при соблюдении ряда дополнительных условий.
15. Законопроектом предусмотрен переходный период на 2015-2017 гг., в течение которого не будет применяться ответственность за неуплату налога с доходов КИК.
Среди наиболее значимых изменений по сравнению с предыдущей версией законопроекта следует отметить следующие:
1. Вносятся изменения в правила уведомления об участии как в российских, так и в иностранных организациях. Об участии в иностранных организациях, по сравнению с предыдущей версией проекта теперь необходимо информировать, если доля владения превышает 10% (ранее – не менее 1%). Помимо этого, иностранные организации и структуры без образования юридического лица, которые владеют недвижимым имуществом на территории РФ, будут обязаны информировать налоговый орган по местонахождению недвижимого имущества о своих бенефициарах.
2. Изменяется пороговая доля владения КИК для признания лица контролирующим лицом КИК. В новой версии лицо может быть признано контролирующим в случаях, когда доля его прямого и/или косвенного участия в организации совместно с супругом и/или несовершеннолетними детьми, его взаимозависимыми лицами составляет более 50% (данное положение применимо до 1 января 2017 года, после этой даты пороговая доля снижается до 25%), либо более 10%, если доли таких российских резидентов в совокупности превышают 50%.
3. Перечень организаций (структур), не признаваемых КИК, расширен и частично учитывает поправки, предлагаемые Минэкономразвития. Теперь в него включаются банки и страховые организации (при условии соответствия определенным условиям), эмитенты еврооблигаций, организации, участвующие в проектах по соглашениям о разделе продукции и концессионным соглашениям с правительством иностранного государства и иные лица. Кроме того, расширен перечень критериев, при соответствии которым иностранная структура без образования юридического лица также не будет признаваться КИК.
4. Предлагается ввести норму, предусматривающую, что признание управляющей компании налоговым резидентом РФ само по себе не приводит к автоматическому признанию инвестиционного фонда, контролируемого данной управляющей компанией, КИК.
5. Изменена величина прибыли, начиная с которой прибыль КИК будет включаться в налогооблагаемую базу российского налогоплательщика – с 3 млн руб. до 10 млн руб. На переходный период в 2015 году и в 2016 году этот показатель будет установлен на уровне 50 и 30 млн руб. соответственно.
6. Правила определения доли участия одной организации в другой дополнены положениями, согласно которым доли участия в организации, реализованные через владение ценными бумагами, приобретенными в рамках операций РЕПО или договоров займов ценными бумагами, не учитываются.
7. Оставляя те же самые критерии для установления налогового резидентства организаций в РФ по сравнению с предыдущей версией, Минфин РФ учитывает позицию Минэкономразвития и включает определение понятия руководящее управление, под которым предлагается понимать принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящих в компетенцию исполнительных органов управления.
8. Из перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, исключаются доходы в виде имущества, полученного российской взаимозависимой организацией безвозмездно (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом сохранен пп. п.1 3.4 ст. 251 НК РФ.
9. Законопроект предусматривает изменения структуры статьи 269, посвященной «недостаточной капитализации», однако содержание правил, закрепленных в этой статье, остается без изменения по сравнению с действующей редакцией этой статьи. Напомним, что ранее предлагалось распространить действие правил о недостаточной капитализации на иностранные «сестринские» компании.
10. Несмотря на то, что в законопроекте остается обязанность налогоплательщика, являющегося контролирующим лицом, при предоставлении декларации с учетом прибыли КИК, включаемой в его налоговую базу, предоставлять финансовую отчетность КИК, Минфин вводит положение, предусматривающее возможность подтверждения суммы прибыли КИК иными документами (выписки с расчетных счетов КИК, первичные документы), при условии отсутствия обязанности у КИК составлять и предоставлять финансовую отчетность в соответствии с иностранным законодательством. По нашему мнению, конфликт двух данных положений законопроекта является техническим недочетом, который будет исправлен в последующих версиях.
11. Предусмотрено освобождение в отношении доходов в виде стоимости полученного контролирующим лицом имущества, оставшегося после ликвидации КИК.
12. Предлагается отменить ставку 0% налога на прибыль при реализации необращающихся акций, находящихся в собственности налогоплательщика более 5 лет, если более 50% активов организации представлено недвижимым имуществом на территории РФ.
13. Доходы от реализации акций организации, более 50% активов которой прямо или косвенно состоят из недвижимости, находящейся на территории РФ, не признаются доходами от источников в РФ, если они получены от реализации ценных бумаг (i) в иностранных организациях (структурах) с числом акционеров не менее 50 человек, если каждому из них принадлежит не более 5 %; или (ii) при условии, что на дату выбытия они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности более 5 лет.
14. Предусматривается, что в тех случаях, когда нерезидент, выступающий получателем дохода, не признает себя бенефициарным собственником этого дохода, право на применение пониженной ставки налога или освобождения по международному соглашению переходит к конечному бенефициару при условии, что он является резидентом государства, с которым РФ заключено соответствующее соглашение. Если конечным бенефициаром является резидент РФ, он сохраняет право на применение ставки 0% на дивиденды (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) при соблюдении ряда дополнительных условий.
15. Законопроектом предусмотрен переходный период на 2015-2017 гг., в течение которого не будет применяться ответственность за неуплату налога с доходов КИК.
Нет комментариев