Светлана Реховская → Таможенное право в Российской Империи в конце XIX-начале XX века
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы легко доказать, если принять во внимание теорию цикличности исторического процесса, выдвигавшуюся многими учеными (например, Дж. Вико, Н. Я. Данилевским, В. А. Мошковым). Учитывая относительную «молодость» экономической системы современной России и ее непрерывное совершенствование и развитие, обращение к историческим фактам вполне целесообразно. В области правового регулирования внешнеторговых отношений одним из важнейших вопросов является таможенное право.
Как более или менее полноценная отрасль, таможенное право начало складываться при Алексее Михайловиче, объединившем разрозненные и многочисленные указы, грамоты и статьи в единый Новоторговый Устав 1667 г., носивший ярко выраженный протекционистский характер. Впоследствии таможенный тариф в России часто менялся, в зависимости от протекционистской или фритредерской направленности таможенной политики правящей элиты.
К концу XIX века у Российской Империи сформировались обширные международные торговые связи. Странами-партнерами в торговой сфере стали 28 стран, с 16 из которых проводилась политика на основе режима наибольшего благоприятствования. С некоторыми европейскими державами, в числе которых Германия, Франция, Австро-Венгрия и Англия, действовали конвекционные тарифы. С семью государствами, например, с Персией и Китаем заключались двусторонние торговые соглашения.
К началу XX века власть проводила политику жесткого протекционизма, это заметно по положениям тарифа 1903 года. Зачастую столь сильная защита отечественного производства была эффективной, хотя периодически политический курс смещался в сторону фритредерства.
Задачей курсовой работы является исследование особенностей таможенного права и особенностей торговых правоотношений в период конца XIX-начала XX века, выявление закономерностей принимаемых тарифов, соглашений, подписываемых договоров.
?
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Во второй половине XIX века, после неудачной и убыточной для России Крымской войны, экономика страны нуждалась в развитии и реформировании. Был избран курс на политику фискального протекционизма, защиту отечественного производителя, что отразилось и на тарифах. Были резко повышены пошлины на товары, которые могли конкурировать с российскими. Немного ниже таможенные пошлины были на товары, аналогов которых наша страна не производила или они не способны были реально соперничать с европейскими. Эта политика не увенчалась успехом, так как из-за не столь высокого уровня развития экономики и отсталости Империи, Европа уверенно держала пальму первенства.
В связи с этим в 1865 году состоялся пересмотр тарифа, и таможенная политика претерпела некоторые либеральные изменения, большее внимание уделялось свободе торговли. По тарифу 1868 года, одним из основных создателей которого был министр финансов князь Оболенский, были значительно понижены пошлины на сырьевые и потребительские товары для увеличения их ввоза, борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода. В то же время, готовые фабрикаты облагались наивысшими пошлинами, что свидетельствовало о продолжении протекционистской политики государства. По 16 статьям, по сравнению с тарифом 1857 года, пошлины были отменены, по 152 ставки были значительно снижены, а по 35 — увеличены. Вводились новые пошлины, например, на ввоз шерсти, полотна, шелка и шелковых тканей, в связи с чем можно предположить, что наблюдался рост влияния торгово-промышленных классов на принятие правительственных решений в сфере внешнеэкономической деятельности. Быстрыми темпами развивалось железнодорожное строительство из-за беспошлинного или льготного ввоза материалов. В целом, таможенное обложение к 1862 году снизилось до 16%. Таможенные пошлины по сухопутным и морским границам были уравнены.
К началу 70-х годов стало очевидно, что фритредерская политика себя не оправдала. Несмотря на рост внешней торговли, состояние торгового баланса Российской Империи было плачевным: среднегодовое отрицательное сальдо в период с 1869 до 1876 года составило 75,6 млн руб. По этой причине, а также из-за кризиса 1873 года, уже в середине 70-х принимается решение о возврате к протекционизму. 10 ноября 1876 года Император Александр II издает Указ «О взимании таможенных пошлин в золотой валюте», который вступает в силу только 1 января 1877 года. Данное решение оказалось эффективным: это сразу увеличилось их номинальную стоимость на 25%.
Для борьбы с экономической экспансией европейских стран (в частно-сти с Германией) тарифы приобретают все более охранительную направленность. До 1891 года таможенная политика была на особом, жестком контроле у Александра III. В период с 1877 по 1891 год наблюдался постоянный рост таможенных пошлин, а также введение новых на товары, которые согласно тарифу 1868 года вывозились беспошлинно. Особенно резкий скачок ставок наблюдался в отрасли железной индустрии (сталь, железо), что привело к росту внутреннего производства данных товаров. В целом, с 1877 по 1890 год таможенные пошлины повысились на 100%. Эти меры дали свои результаты: благодаря столь радикальным протекционистским решениям среднегодовой таможенный доход повысился сначала до 57,2 млн руб. (1872-1875 гг.), а после введения порядка оплаты таможенных пошлин золотом — до 80,2 млн руб. (1888-1890). Торговый баланс также продолжал увеличиваться.
По приказу Александра III с 1889 года началась разработка нового тарифа, «с целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной». Одну из главных ролей в его составлении сыграл Д. И. Менделеев, который был назначен главой комитета, включавшего, помимо экспертов, представителей промышленного и сельскохозяйственного производства. После двух лет работы новый тариф был окончательно утвержден и вступил в силу 1 июля 1891 года. В отличие от предыдущего он носил ярко выраженный охранительно-покровительствующий характер для всей отрасли промышленности Российской Империи. По своей структуре тариф был более систематизированным, количество статей сократилось с 442 (в 1868 г.) до 218.
В среднем таможенные ставки по новому тарифу повысились на 25-30%. Но рост пошлин на некоторые товары был значительно выше: так, например, импортные обложение меди увеличилось в 8 раз, чугуна — в 10. Столь ярко выраженные охранительные методы превосходили все существующие в то время в Европе и давали возможность говорить о практически запретительном характере таможенной политики. Но эти меры были вполне оправданы попытками борьбы с европейской экономической экспансией, так как российские товары в очень малой степени могли конкурировать с иностранными.
В своих работах Д. И. Менделеев предлагал учитывать отдельно род и вид каждого товара, абстрагироваться от понятий «протекционизм» и «фритредерство». Несмотря на участие в разработке столь радикально-покровительственного тарифа, в 1897 году он писал Николаю II, что основной задачей он видит не введение запретительных пошлин, а создание благоприятных условий для развития российской промышленности.
К 1892 году происходит смена курса таможенной политики, принимается конвекционный тариф, согласно которому однородные товары, привозимые из разных стран, облагались разными пошлинами. До этого таможенный тариф носил автoнoмный харaктер, то есть рaзмер ставок не зависел от страны-производителя. К началу 90-х во время таможенной борьбы европейских стран было принято решение о создании системы двойного конвекционного тарифа. Благодаря такому способу, стороны, договaриваясь, могли делaть взaимные уступки в таможенных стaвкaх на товары, в пoлучeнии или сбытe которых oни зaинтересoванны. Конвекционные тарифы действовали в торговых отношениях России с Италией, Германией, Швейцарией, Австро-Венгрией и Бельгией. Первый торговый договор с применением конвекционных методов был заключен с Францией. По его положениям Россия и Франция образовывали своеобразный торговый «союз», симбиоз. Обе стoрoны предоставляли другой правo пользoваться бoльшими привилегиями во ввoзе, вывoзе, транзите и т.д., но, в то же время, обязались не дoпускать в oтношении тoваров третьего гoсударства никаких льгот, которые не распрoстранялись бы на прoдукты «союзника». Позже подобные соглашения были заключены с Австро-Венгрией, Германией, Португалией, Японией, Болгарией и др. 20 июля 1893 года была произведена дифференциация стран, согласно которой был введен двойной таможенный тариф: общий для стран наибольшего благоприятствования, повышенный – для остальных.
Одним из основных теоретиков тарифной системы был Председатель Совета Министров Российской Империи Сергей Юльевич Витте. Будучи еще мало кому известным, он издал свою работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», смысл которых сводился к следующему:
? Тарифы должны защищать интересы и частного производителя, и государственной казны в течение длительного периода времени, как минимум до окупаемости вложенного капитала
? Тарифы нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственных фискальных служб, они должны быть явными
? Государственный тариф должен иметь статус закона
? Тарифы должны обеспечивать поступления в государственный бюджет, а значит должны быть стабильны и не могут изменяться произвольно, в угоду конъюнктуре рынка
? Тарифы должны соотноситься с уровнями доходов населения, с его платежеспособностью
? Тарифы должны быть одним из инструментов, частью государственной политики «покровительствования собственной экономике»
Именно этими принципами ему самому пришлось руководствоваться во время российско-германской таможенной войны, которая получила название «из-за десяти копеек с пуда». Еще с конца 70-х в отношениях Германии и Российской Империи возникали острые противоречия. Чтобы не попасть в зависимость, в своеобразную экономическую кабалу от иностранных капиталистов, таможенные пошлины постоянно повышались, зачастую даже на те товары, которые изготовлялись в самой России, например, на чугун. Он производился в достаточном для государства количестве, но везти его с Урала выходило гораздо дороже, чем импортировать из Германии. К 1882 году канцлер Бисмарк принял закон об увеличении тарифов на зерно, ввозимое из России, с условием, что таможенные пошлины снизятся, если сама Россия тоже уменьшит тарифы на немецкие товары.
Но план железного канцлера не удался: в 1887 году министр финансов Российской Империи И. Вышнеградский не только вновь повысил тарифные ставки, но и запретил иностранным гражданам (в частности, немцам) приобретать земельные участки в западных губерниях. Бисмарк, в свою очередь, запретил Имперскому банку давать ссуды под залог русских ценных бумаг, купленных немцами, надеясь таким образом подорвать финансовую стабильность России, но Вышнеградский нанес ответный «удар». Агенты Министерства Финансов в Германии сумели договориться с некоторыми французскими банкирами, которые скупили резко подешевевшие русские акции в Берлине, чтобы впоследствии выгодно перепродать их в Париже. Немецкий план в отношении России рухнул, принеся огромные убытки экономике страны.
Стремясь и «отомстить», и оградить российский рынок от экспансии Германии, Александр III утверждает Тариф 1891 года. В то же время в Европе заключаются конвекционные соглашения и военно-политические союзы, члены которых одновременно являлись и торговыми партнерами. Впоследствии именно из этих союзов и появились блоки Антанты и Тройственного союза.
После назначения на пост министра финансов Сергея Юльевича Витте, противостояние продолжает обостряться. В ответ на предложение Витте снизить немецкие пошлины, при неизменности российских, фон Каприви, новый министр финансов Германии, напротив, повысил ставки на сельхозтовары, привозимые из Российской Империи, на 20 %. По просьбе Витте Государственный Совет разрешает утвердить тогда существовавший Тариф 1891 года как минимальный, ставки которого можно было отныне только повышать. Реакцией немецкого правительства было очередное повышение пошлин на 50 %. В результате этого противоборства товарооборот между двумя странами сократился в два раза к 1894 году, в Германии произошел резкий скачок цен на хлеб, основным поставщиком ко-торого была Россия. Началась настоящая таможенная война, которая наносила огромный ущерб экономике обеих стран. В газетах появлялись эмоциональные статьи о том, что вскоре разразится реальная, вооруженная война, о том, что политика Витте излишне радикальна и бескомпромиссна. В обществе быстро распространялись слухи о его скорой отставке, но сам Сергей Юльевич был абсолютно спокоен, уверенный в своей правоте. Германия и Россия нуждались друг в друге, поэтому конфликт довольно скоро должен был сойти на нет.
Разрешился он только после вмешательства монархов Александра III и Вильгельма II, приказавшим министрам прийти к консенсусу. 1 февраля 1894 года Россия и Германия подписали новый временный таможенный договор, согласно которому пошлины каждой из сторон были снижены до уровня тарифа 1891 г., а автономный тариф заменялся двойным конвекционным. Для России этот договор оказался гораздо менее выгодным, так как количество товаров со сниженными тарифными ставками превышало количество немецких в сто раз.
Как писал Витте позже в своих мемуарах, несмотря на острую политическую борьбу, его соперник Отто фон Бисмарк был очень высокого мнения о российском министре финансов. Об этом ему рассказал немецкий журналист и друг канцлера Гарнер, добавив, что Бисмарк признает свое поражение. Он говорил: «В последние десятилетия, я в первый раз встретил человека, который имеет силу характера и волю, и знание, чего он хочет. Вы увидите, этот человек сделает громадную государственную карьеру».
?
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
К концу XIX века в Российской Империи окончательно сложилась система таможенных органов, что отразилось и на таможенных уставах, ставших гораздо более упорядоченными и совершенными. Центральным руководящим таможенным органом стал Департамент таможенных сборов Министерства финансов, ему подчинялись таможенные округа (Санкт-Петербургский, Рижский, Вержболовский, Калишекий, Радзивиловский, Бессарабский и Южный ), которые, в свою очередь, дробились на таможни, таможенные заставы и переходные пункты. Досмотр товаров производился непосредственно работниками таможни, но по вопросам применения тарифа или наложения важнейших штрафов они обязаны были консультироваться с Департаментом таможенных сборов Минфинансов.
Интересной особенностью статуса Министра финансов стало то, что он имел право «пропускать из-за границы беспошлинно разные предметы для Общества Красного Креста, благотворительных обществ, церковных приходов, правительственных и общественных учреждений, учебных заведений и частных лиц, с тем, чтобы общая сумма пошлин не превышала 5000 рублей в год». Кроме того, Министр финансов носил звание шефа пограничной стражи, выделенной в 1893 г. из таможенного управления и преобразованной в Отдельный корпус.
В таможенно-культурной сфере было сделано послабление предме-там искусства, предназначенных музею императорской семьи. 10 августа 1900 года было подписано Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «Об освобождении от уплаты пошлиною и цензурного рассмотрения предметов, выписываемых из-за границы Русским музеем Александра III».
В целом, если рассматривать политику короны, проводившуюся в сфере таможенного регулирования в начале века, можно согласиться со словами Н. Н. Шапошникова: «Россия продвинулась по пути рационального построения таможенного протекционизма». Доходы от таможенных поступлений быстро росли и в первые десятилетия XX века являлись второй по значению статьей, пополняющей государственный бюджет. Ставки продолжали носить резко охранительный характер и не понижались даже тогда, когда из-за их повышения наблюдалось сокращение объемов импорта.
В Общем таможенном тарифе 1903 года наблюдались некоторые интересные изменения, по сравнению с 1891. В частности, к беспошлинно ввозимым товарам добавилось золото, серебро и платина, как в слитках, так и в листах, изделия из них. Был снят запрет с ввоза некоторых иностранных монет, например, китайских ямбов или персидских кранов. И напротив, под запретом оказались некоторые новые виды товаров: бенгальские спички, «всякие товары и вещи, имеющие характер неуважения к святыни, богохуления или кощунства», билеты иностранных лотерей. Многие запрещения своей целью ставили защиту здоровья подданных Империи: таможни не пропускали обои и игрушки, покрытые мышьяковистой краской; продукты, содержащие примесь искусственных сладких веществ; картофель американского происхождения (из-за опасений привоза вместе с ним колорадского жука).
В феврале 1906 г., после того как таможенный договор России и Германии перестал действовать, был принят последний дореволюционный таможенный тариф. Он отличался от предыдущего гораздо более высоким уровнем ставок, то есть политика Империи вновь вернулась на путь жесткого протекционизма. Несмотря на столь сильную охранительную политику, защиту отечественного производителя, по экономическим показателям Российская Империя заметно отставала от европейских стран. Доля Российской Империи в мировом экспорте в начале XX века составляла около 4,5 %, а импортная была еще меньше – 3,5%. Из-за высоких ставок на товары широкого потребления, цены на них соответственно повышались, что сказывалось на уровне жизни населения. К товарам, которые Департамент таможенных сборов классифицировала как «жизненные припасы», помимо хлеба, муки, спирта, чая и других, с 1911 года добавилась битая птица и дичь.
Первые десятилетия двадцатого столетия характеризовались высоким ростом оборота внешней торговли, наконец, было достигнуто активное торговое сальдо, благодаря которому удалось погасить многие внешние займы. Но, как и во все времена, уровень ввоза-вывоза оставался нестабильным, зависящим от внутренних факторов: засух, неурожаев, кризисов и т. д., например, во время сильнейшей депрессии, которую ряд историков даже называет кризисом, в 1907 и 1912 гг.
Положительным моментом было то, что золотодобыча в предвоенные годы выросла и к 1911 году составляла около 52 тонн. Основным товаром экспорта продолжал оставаться хлеб, порой составляя более половины вывоза. Часто он искусственно форсировался из-за желания возвращения активного сальдо торгового баланса, а также из-за резкого повышения мировых цен. После начала Первой мировой войны объем экспортируемого хлеба постоянно уменьшался и в 1917 году составил всего 2,1% всего вывоза из Российской Империи. Одновременно с падением значения хлеба в экспорте увеличивалась доля льна и леса.
С начала второго десятилетия ХХ века российские власти стали использовать демпинг, т.е. за рубежом равноценные товары продавались в несколько раз дороже, чем на внутреннем рынке. Это было сделано для укрепления позиций отечественных товаров в Европе, Америке и Японии, для повышения спроса на них. Понемногу Россия переставала быть исключительно «сырьевым придатком», увеличивая экспорт готовых и промышленных продуктов. В довоенный период основным импортером российской продукции стала Германия, несмотря на все противоречия в отношениях в конце XIX века, опередив Англию, бывшую долгое время основным партнером Империи.
Царское правительство, желая вернуть активный торговый баланс, все больше усиливал протекционистскую направленность таможенной политики. Российские внешнеторговые фирмы получали от короны специальные вывозные премии, им возвращались налоги с товаров для экс-порта и т. д. В предвоенные годы российские фирмы преуспели в конку-рентной борьбе с западноевропейскими за господство на иранском рынке. Таким образом, к началу войны около половины импорта Ирана приходилась на долю Империи. Но, если основные товары, предназначенные для импорта в страны Западной Европы, являлись преимущественно сырьевыми, то на Восток Россия поставляла в основном готовые и промышленные товары, такие как железо, стекло, сахар и др.
После Первой мировой войны 1914-1918 гг. таможенное дело, как и вся экономика страны, оказалась практически разрушена. Многие таможенные пункты закрылись на длительный период, а некоторые – совсем исчезли. Центральный таможенный орган, Департамент, не функционировал, поэтому управление таможенным делом временно взял на себя ЦК профсоюза таможенных работников, появившийся в сентябре 1917 г.
Военные годы негативно сказались и на самом внешнеторговом обороте. Торговое сальдо вновь стало пассивным, цены на товары росли, внешний государственный долг увеличивался. В 1916 г. на Парижскую экономическую конференцию от России были отправлены делегаты, придерживавшиеся точки зрения о необходимости двух автономных тарифов: минимального – для нейтральных и союзных России стран, и максимального – для стран, с которыми Империя находилась в напряженных или враждующих отношениях.
22 апреля 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о национализации внешней торговли. Большевистская власть приобретала монополию на внешнеторговую деятельность, отныне все торговые соглашения заключались исключительно уполномоченными советской властью и от имени Союза. Все сделки за границей были запрещены.
Департамент смог вновь нормально функционировать только зимой 1918 г… Помимо этого, с мая 1918 г. к исключительной компетенции государственной власти было отнесен и сбор таможенных пошлин и контроль за уплатой штрафов. Управление же таможенными учреждениями передавалось Народному комитету финансов, образованному в 1917 году. Сами по себе таможни оставались независимыми от местных Советов, имевших право лишь назначения комиссаров и ограниченного надзора над ними, не ущемлявшего их прав самостоятельного функционирования.
В июле 1918 года Департамент таможенных сборов при Министерстве финансов Российской Империи советская власть переименована в Главное управление таможенного контроля. Теперь ГУТК подчинялось непосредственно Народному комитету торговли и промышленности (НКТиП), переименованном в июне 1920 в Наркомат внешней торговли. В связи с монополизацией советской властью внешней торговли, НКВТ стал главным инструментом таможенного контроля со стороны Советов. Из-за смены государственной идеологии продажа продуктов сменилась распределением, а объем внешнеторговых отношений оставался незначительным.
Желание советской власти перехода к системе лицензирования вме-сто тарифного регулирования внешнеторговых отношений предполагало создание новых вспомогательных регуляторов, так как при подсчете цен на товары необходимо было учитывать наличие таможенных пошлин.
После начала проведения новой экономической политики некоторые функции таможенных органов, утраченные в последние годы, были восстановлены. Это было оправдано рядом причин. Во-первых, сама суть НЭПа подразумевала некоторую децентрализацию управления экономикой, предоставление самостоятельности. В частности, некоторым хозяйственных организациям было дано права выхода на мировой рынок от своего лица, без посредничества государства. Во-вторых, объем внешней торговли увеличился, и была очевидна необходимость реставрации таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельностью и введения нового таможенного тарифа, первого с 1910 года.
Первый советский таможенный тариф по европейской торговле, за основу которого был взят довоенный императорский образец, был составлен в феврале-июне 1922 г. и просуществовал всего два года. В целях развития сельхозсектора был разрешен беспошлинный ввоз сельскозяйственного оборудования, удобрений, инсектицидов и семян (в том случае, если они не производились на территории страны). Таможенные ставки на ввозимые предметы роскоши были существенно повышены. В целом, таможенная политика оставалась вполне последовательной: наиболее высокими вывозными пошлинами облагались товары, в отношении которых СССР был монополистом на мировом рынке, что позволяло ему диктовать свои условия, не оставляя выбора странам-экспортерам.
Одной из проблем, создающих трудности для успешного развития внешней торговли, оставалась инфраструктура. Несмотря на то, что после промышленного переворота российская транспортная сеть совершенствовалась, по сравнению с мировыми державами, Россия сильно отставала в данной сфере. Размещение железнодорожных путей в стране было крайне неравномерным. Более восьмидесяти процентов приходилось на европейскую часть, в то время как в центральной и восточной части России рельсовых и шоссейных дорог почти не было. В связи с этим, часто был затруднен подъезд к некоторым населенным пунктам, в особенности весной и осенью, а доставка товаров от деревни до станции могла стоить дороже, чем из Москвы в Соединенные Штаты.
Из-за увеличения потока иностранных инвестиций многие отрасли, в каком-то смысле, попали в кабальную зависимость от капиталов стран-инвесторов. Главными из них являлись Франция, Германия и Великобритания. Предоставление крупных займов позволяло им диктовать свои условия. Наиболее зависимыми отраслями стали металлургическая промышленность и нефтедобыча.
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что во все времена направленность таможенной политики Российской Империи, а впоследствии и СССР, во многом зависела от исторического аспекта. На активность или пассивность торгового баланса, на объем товарооборота и прочее большое влияние оказывала международная ситуация. Так, ведение военных действий, разумеется, губительным образом сказывалось на экономике, в том числе на внешнеторговой отрасли. В большой степени успешность в данной сфере зависела и от международных отношений, от договоров и соглашений с другими странами, от их заинтересованности в российских товарах, от их конкурентоспособности. Порой отношения накалялись до предела, что заметно, например, по таможенной войне с Германией 80-х и 90-х годов. Курс таможенной политики страны определялся как общей направленностью политики короны, так и ситуацией на внешнем рынке в целом. Балансируя между фритредерством и протекционизмом, чаще всего царизм отдавал предпочтение последнему. Защищая собственного производителя от негативного влияния Запада, власть использовала различные методы, в том числе и резко охранительные тарифы.
В течение всего рассматриваемого периода таможенная политика эволюционировала и совершенствовалась, в частности, благодаря повышению профессионализма ее идеологов. В начале XX века большее внимание стало уделяться и подготовке простых служащих таможенных застав и переходных пунктов. Например, в 1922 году советской властью в лице НКВТ был выделен кредит на открытие специализированных курсов по подготовке таможенников во многих городах Союза. Сама структура таможенных органов и управление ими также стали более систематизированным и упорядоченными.
Также нельзя отрицать тот факт, что в конце XIX-начале XX века наблюдалась высокая степень зависимости российской промышленности от иностранных капиталов. Несмотря на протекционистский характер проводимой политики, власть не могла отказаться от помощи стран-инвесторов, попадая, таким образом, в своеобразную кабальную зависимость от их капиталов и вынужденно предоставляя им возможность контролировать многие отрасли отечественной промышленности.
В целом, по статистическим данным заметен рост товарооборота и конкурентоспособности нашей страны. Постепенно Россия переставала быть исключительно сырьевым придатком Европы, в большей степени развивая промышленный экспорт и завоевывая рынок. К концу рассматриваемого периода положение страны на международной арене укрепилось, и она получила возможность вполне успешно конкурировать с другими мировыми державами.
Актуальность данной темы легко доказать, если принять во внимание теорию цикличности исторического процесса, выдвигавшуюся многими учеными (например, Дж. Вико, Н. Я. Данилевским, В. А. Мошковым). Учитывая относительную «молодость» экономической системы современной России и ее непрерывное совершенствование и развитие, обращение к историческим фактам вполне целесообразно. В области правового регулирования внешнеторговых отношений одним из важнейших вопросов является таможенное право.
Как более или менее полноценная отрасль, таможенное право начало складываться при Алексее Михайловиче, объединившем разрозненные и многочисленные указы, грамоты и статьи в единый Новоторговый Устав 1667 г., носивший ярко выраженный протекционистский характер. Впоследствии таможенный тариф в России часто менялся, в зависимости от протекционистской или фритредерской направленности таможенной политики правящей элиты.
К концу XIX века у Российской Империи сформировались обширные международные торговые связи. Странами-партнерами в торговой сфере стали 28 стран, с 16 из которых проводилась политика на основе режима наибольшего благоприятствования. С некоторыми европейскими державами, в числе которых Германия, Франция, Австро-Венгрия и Англия, действовали конвекционные тарифы. С семью государствами, например, с Персией и Китаем заключались двусторонние торговые соглашения.
К началу XX века власть проводила политику жесткого протекционизма, это заметно по положениям тарифа 1903 года. Зачастую столь сильная защита отечественного производства была эффективной, хотя периодически политический курс смещался в сторону фритредерства.
Задачей курсовой работы является исследование особенностей таможенного права и особенностей торговых правоотношений в период конца XIX-начала XX века, выявление закономерностей принимаемых тарифов, соглашений, подписываемых договоров.
?
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Во второй половине XIX века, после неудачной и убыточной для России Крымской войны, экономика страны нуждалась в развитии и реформировании. Был избран курс на политику фискального протекционизма, защиту отечественного производителя, что отразилось и на тарифах. Были резко повышены пошлины на товары, которые могли конкурировать с российскими. Немного ниже таможенные пошлины были на товары, аналогов которых наша страна не производила или они не способны были реально соперничать с европейскими. Эта политика не увенчалась успехом, так как из-за не столь высокого уровня развития экономики и отсталости Империи, Европа уверенно держала пальму первенства.
В связи с этим в 1865 году состоялся пересмотр тарифа, и таможенная политика претерпела некоторые либеральные изменения, большее внимание уделялось свободе торговли. По тарифу 1868 года, одним из основных создателей которого был министр финансов князь Оболенский, были значительно понижены пошлины на сырьевые и потребительские товары для увеличения их ввоза, борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода. В то же время, готовые фабрикаты облагались наивысшими пошлинами, что свидетельствовало о продолжении протекционистской политики государства. По 16 статьям, по сравнению с тарифом 1857 года, пошлины были отменены, по 152 ставки были значительно снижены, а по 35 — увеличены. Вводились новые пошлины, например, на ввоз шерсти, полотна, шелка и шелковых тканей, в связи с чем можно предположить, что наблюдался рост влияния торгово-промышленных классов на принятие правительственных решений в сфере внешнеэкономической деятельности. Быстрыми темпами развивалось железнодорожное строительство из-за беспошлинного или льготного ввоза материалов. В целом, таможенное обложение к 1862 году снизилось до 16%. Таможенные пошлины по сухопутным и морским границам были уравнены.
К началу 70-х годов стало очевидно, что фритредерская политика себя не оправдала. Несмотря на рост внешней торговли, состояние торгового баланса Российской Империи было плачевным: среднегодовое отрицательное сальдо в период с 1869 до 1876 года составило 75,6 млн руб. По этой причине, а также из-за кризиса 1873 года, уже в середине 70-х принимается решение о возврате к протекционизму. 10 ноября 1876 года Император Александр II издает Указ «О взимании таможенных пошлин в золотой валюте», который вступает в силу только 1 января 1877 года. Данное решение оказалось эффективным: это сразу увеличилось их номинальную стоимость на 25%.
Для борьбы с экономической экспансией европейских стран (в частно-сти с Германией) тарифы приобретают все более охранительную направленность. До 1891 года таможенная политика была на особом, жестком контроле у Александра III. В период с 1877 по 1891 год наблюдался постоянный рост таможенных пошлин, а также введение новых на товары, которые согласно тарифу 1868 года вывозились беспошлинно. Особенно резкий скачок ставок наблюдался в отрасли железной индустрии (сталь, железо), что привело к росту внутреннего производства данных товаров. В целом, с 1877 по 1890 год таможенные пошлины повысились на 100%. Эти меры дали свои результаты: благодаря столь радикальным протекционистским решениям среднегодовой таможенный доход повысился сначала до 57,2 млн руб. (1872-1875 гг.), а после введения порядка оплаты таможенных пошлин золотом — до 80,2 млн руб. (1888-1890). Торговый баланс также продолжал увеличиваться.
По приказу Александра III с 1889 года началась разработка нового тарифа, «с целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной». Одну из главных ролей в его составлении сыграл Д. И. Менделеев, который был назначен главой комитета, включавшего, помимо экспертов, представителей промышленного и сельскохозяйственного производства. После двух лет работы новый тариф был окончательно утвержден и вступил в силу 1 июля 1891 года. В отличие от предыдущего он носил ярко выраженный охранительно-покровительствующий характер для всей отрасли промышленности Российской Империи. По своей структуре тариф был более систематизированным, количество статей сократилось с 442 (в 1868 г.) до 218.
В среднем таможенные ставки по новому тарифу повысились на 25-30%. Но рост пошлин на некоторые товары был значительно выше: так, например, импортные обложение меди увеличилось в 8 раз, чугуна — в 10. Столь ярко выраженные охранительные методы превосходили все существующие в то время в Европе и давали возможность говорить о практически запретительном характере таможенной политики. Но эти меры были вполне оправданы попытками борьбы с европейской экономической экспансией, так как российские товары в очень малой степени могли конкурировать с иностранными.
В своих работах Д. И. Менделеев предлагал учитывать отдельно род и вид каждого товара, абстрагироваться от понятий «протекционизм» и «фритредерство». Несмотря на участие в разработке столь радикально-покровительственного тарифа, в 1897 году он писал Николаю II, что основной задачей он видит не введение запретительных пошлин, а создание благоприятных условий для развития российской промышленности.
К 1892 году происходит смена курса таможенной политики, принимается конвекционный тариф, согласно которому однородные товары, привозимые из разных стран, облагались разными пошлинами. До этого таможенный тариф носил автoнoмный харaктер, то есть рaзмер ставок не зависел от страны-производителя. К началу 90-х во время таможенной борьбы европейских стран было принято решение о создании системы двойного конвекционного тарифа. Благодаря такому способу, стороны, договaриваясь, могли делaть взaимные уступки в таможенных стaвкaх на товары, в пoлучeнии или сбытe которых oни зaинтересoванны. Конвекционные тарифы действовали в торговых отношениях России с Италией, Германией, Швейцарией, Австро-Венгрией и Бельгией. Первый торговый договор с применением конвекционных методов был заключен с Францией. По его положениям Россия и Франция образовывали своеобразный торговый «союз», симбиоз. Обе стoрoны предоставляли другой правo пользoваться бoльшими привилегиями во ввoзе, вывoзе, транзите и т.д., но, в то же время, обязались не дoпускать в oтношении тoваров третьего гoсударства никаких льгот, которые не распрoстранялись бы на прoдукты «союзника». Позже подобные соглашения были заключены с Австро-Венгрией, Германией, Португалией, Японией, Болгарией и др. 20 июля 1893 года была произведена дифференциация стран, согласно которой был введен двойной таможенный тариф: общий для стран наибольшего благоприятствования, повышенный – для остальных.
Одним из основных теоретиков тарифной системы был Председатель Совета Министров Российской Империи Сергей Юльевич Витте. Будучи еще мало кому известным, он издал свою работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», смысл которых сводился к следующему:
? Тарифы должны защищать интересы и частного производителя, и государственной казны в течение длительного периода времени, как минимум до окупаемости вложенного капитала
? Тарифы нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственных фискальных служб, они должны быть явными
? Государственный тариф должен иметь статус закона
? Тарифы должны обеспечивать поступления в государственный бюджет, а значит должны быть стабильны и не могут изменяться произвольно, в угоду конъюнктуре рынка
? Тарифы должны соотноситься с уровнями доходов населения, с его платежеспособностью
? Тарифы должны быть одним из инструментов, частью государственной политики «покровительствования собственной экономике»
Именно этими принципами ему самому пришлось руководствоваться во время российско-германской таможенной войны, которая получила название «из-за десяти копеек с пуда». Еще с конца 70-х в отношениях Германии и Российской Империи возникали острые противоречия. Чтобы не попасть в зависимость, в своеобразную экономическую кабалу от иностранных капиталистов, таможенные пошлины постоянно повышались, зачастую даже на те товары, которые изготовлялись в самой России, например, на чугун. Он производился в достаточном для государства количестве, но везти его с Урала выходило гораздо дороже, чем импортировать из Германии. К 1882 году канцлер Бисмарк принял закон об увеличении тарифов на зерно, ввозимое из России, с условием, что таможенные пошлины снизятся, если сама Россия тоже уменьшит тарифы на немецкие товары.
Но план железного канцлера не удался: в 1887 году министр финансов Российской Империи И. Вышнеградский не только вновь повысил тарифные ставки, но и запретил иностранным гражданам (в частности, немцам) приобретать земельные участки в западных губерниях. Бисмарк, в свою очередь, запретил Имперскому банку давать ссуды под залог русских ценных бумаг, купленных немцами, надеясь таким образом подорвать финансовую стабильность России, но Вышнеградский нанес ответный «удар». Агенты Министерства Финансов в Германии сумели договориться с некоторыми французскими банкирами, которые скупили резко подешевевшие русские акции в Берлине, чтобы впоследствии выгодно перепродать их в Париже. Немецкий план в отношении России рухнул, принеся огромные убытки экономике страны.
Стремясь и «отомстить», и оградить российский рынок от экспансии Германии, Александр III утверждает Тариф 1891 года. В то же время в Европе заключаются конвекционные соглашения и военно-политические союзы, члены которых одновременно являлись и торговыми партнерами. Впоследствии именно из этих союзов и появились блоки Антанты и Тройственного союза.
После назначения на пост министра финансов Сергея Юльевича Витте, противостояние продолжает обостряться. В ответ на предложение Витте снизить немецкие пошлины, при неизменности российских, фон Каприви, новый министр финансов Германии, напротив, повысил ставки на сельхозтовары, привозимые из Российской Империи, на 20 %. По просьбе Витте Государственный Совет разрешает утвердить тогда существовавший Тариф 1891 года как минимальный, ставки которого можно было отныне только повышать. Реакцией немецкого правительства было очередное повышение пошлин на 50 %. В результате этого противоборства товарооборот между двумя странами сократился в два раза к 1894 году, в Германии произошел резкий скачок цен на хлеб, основным поставщиком ко-торого была Россия. Началась настоящая таможенная война, которая наносила огромный ущерб экономике обеих стран. В газетах появлялись эмоциональные статьи о том, что вскоре разразится реальная, вооруженная война, о том, что политика Витте излишне радикальна и бескомпромиссна. В обществе быстро распространялись слухи о его скорой отставке, но сам Сергей Юльевич был абсолютно спокоен, уверенный в своей правоте. Германия и Россия нуждались друг в друге, поэтому конфликт довольно скоро должен был сойти на нет.
Разрешился он только после вмешательства монархов Александра III и Вильгельма II, приказавшим министрам прийти к консенсусу. 1 февраля 1894 года Россия и Германия подписали новый временный таможенный договор, согласно которому пошлины каждой из сторон были снижены до уровня тарифа 1891 г., а автономный тариф заменялся двойным конвекционным. Для России этот договор оказался гораздо менее выгодным, так как количество товаров со сниженными тарифными ставками превышало количество немецких в сто раз.
Как писал Витте позже в своих мемуарах, несмотря на острую политическую борьбу, его соперник Отто фон Бисмарк был очень высокого мнения о российском министре финансов. Об этом ему рассказал немецкий журналист и друг канцлера Гарнер, добавив, что Бисмарк признает свое поражение. Он говорил: «В последние десятилетия, я в первый раз встретил человека, который имеет силу характера и волю, и знание, чего он хочет. Вы увидите, этот человек сделает громадную государственную карьеру».
?
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
К концу XIX века в Российской Империи окончательно сложилась система таможенных органов, что отразилось и на таможенных уставах, ставших гораздо более упорядоченными и совершенными. Центральным руководящим таможенным органом стал Департамент таможенных сборов Министерства финансов, ему подчинялись таможенные округа (Санкт-Петербургский, Рижский, Вержболовский, Калишекий, Радзивиловский, Бессарабский и Южный ), которые, в свою очередь, дробились на таможни, таможенные заставы и переходные пункты. Досмотр товаров производился непосредственно работниками таможни, но по вопросам применения тарифа или наложения важнейших штрафов они обязаны были консультироваться с Департаментом таможенных сборов Минфинансов.
Интересной особенностью статуса Министра финансов стало то, что он имел право «пропускать из-за границы беспошлинно разные предметы для Общества Красного Креста, благотворительных обществ, церковных приходов, правительственных и общественных учреждений, учебных заведений и частных лиц, с тем, чтобы общая сумма пошлин не превышала 5000 рублей в год». Кроме того, Министр финансов носил звание шефа пограничной стражи, выделенной в 1893 г. из таможенного управления и преобразованной в Отдельный корпус.
В таможенно-культурной сфере было сделано послабление предме-там искусства, предназначенных музею императорской семьи. 10 августа 1900 года было подписано Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «Об освобождении от уплаты пошлиною и цензурного рассмотрения предметов, выписываемых из-за границы Русским музеем Александра III».
В целом, если рассматривать политику короны, проводившуюся в сфере таможенного регулирования в начале века, можно согласиться со словами Н. Н. Шапошникова: «Россия продвинулась по пути рационального построения таможенного протекционизма». Доходы от таможенных поступлений быстро росли и в первые десятилетия XX века являлись второй по значению статьей, пополняющей государственный бюджет. Ставки продолжали носить резко охранительный характер и не понижались даже тогда, когда из-за их повышения наблюдалось сокращение объемов импорта.
В Общем таможенном тарифе 1903 года наблюдались некоторые интересные изменения, по сравнению с 1891. В частности, к беспошлинно ввозимым товарам добавилось золото, серебро и платина, как в слитках, так и в листах, изделия из них. Был снят запрет с ввоза некоторых иностранных монет, например, китайских ямбов или персидских кранов. И напротив, под запретом оказались некоторые новые виды товаров: бенгальские спички, «всякие товары и вещи, имеющие характер неуважения к святыни, богохуления или кощунства», билеты иностранных лотерей. Многие запрещения своей целью ставили защиту здоровья подданных Империи: таможни не пропускали обои и игрушки, покрытые мышьяковистой краской; продукты, содержащие примесь искусственных сладких веществ; картофель американского происхождения (из-за опасений привоза вместе с ним колорадского жука).
В феврале 1906 г., после того как таможенный договор России и Германии перестал действовать, был принят последний дореволюционный таможенный тариф. Он отличался от предыдущего гораздо более высоким уровнем ставок, то есть политика Империи вновь вернулась на путь жесткого протекционизма. Несмотря на столь сильную охранительную политику, защиту отечественного производителя, по экономическим показателям Российская Империя заметно отставала от европейских стран. Доля Российской Империи в мировом экспорте в начале XX века составляла около 4,5 %, а импортная была еще меньше – 3,5%. Из-за высоких ставок на товары широкого потребления, цены на них соответственно повышались, что сказывалось на уровне жизни населения. К товарам, которые Департамент таможенных сборов классифицировала как «жизненные припасы», помимо хлеба, муки, спирта, чая и других, с 1911 года добавилась битая птица и дичь.
Первые десятилетия двадцатого столетия характеризовались высоким ростом оборота внешней торговли, наконец, было достигнуто активное торговое сальдо, благодаря которому удалось погасить многие внешние займы. Но, как и во все времена, уровень ввоза-вывоза оставался нестабильным, зависящим от внутренних факторов: засух, неурожаев, кризисов и т. д., например, во время сильнейшей депрессии, которую ряд историков даже называет кризисом, в 1907 и 1912 гг.
Положительным моментом было то, что золотодобыча в предвоенные годы выросла и к 1911 году составляла около 52 тонн. Основным товаром экспорта продолжал оставаться хлеб, порой составляя более половины вывоза. Часто он искусственно форсировался из-за желания возвращения активного сальдо торгового баланса, а также из-за резкого повышения мировых цен. После начала Первой мировой войны объем экспортируемого хлеба постоянно уменьшался и в 1917 году составил всего 2,1% всего вывоза из Российской Империи. Одновременно с падением значения хлеба в экспорте увеличивалась доля льна и леса.
С начала второго десятилетия ХХ века российские власти стали использовать демпинг, т.е. за рубежом равноценные товары продавались в несколько раз дороже, чем на внутреннем рынке. Это было сделано для укрепления позиций отечественных товаров в Европе, Америке и Японии, для повышения спроса на них. Понемногу Россия переставала быть исключительно «сырьевым придатком», увеличивая экспорт готовых и промышленных продуктов. В довоенный период основным импортером российской продукции стала Германия, несмотря на все противоречия в отношениях в конце XIX века, опередив Англию, бывшую долгое время основным партнером Империи.
Царское правительство, желая вернуть активный торговый баланс, все больше усиливал протекционистскую направленность таможенной политики. Российские внешнеторговые фирмы получали от короны специальные вывозные премии, им возвращались налоги с товаров для экс-порта и т. д. В предвоенные годы российские фирмы преуспели в конку-рентной борьбе с западноевропейскими за господство на иранском рынке. Таким образом, к началу войны около половины импорта Ирана приходилась на долю Империи. Но, если основные товары, предназначенные для импорта в страны Западной Европы, являлись преимущественно сырьевыми, то на Восток Россия поставляла в основном готовые и промышленные товары, такие как железо, стекло, сахар и др.
После Первой мировой войны 1914-1918 гг. таможенное дело, как и вся экономика страны, оказалась практически разрушена. Многие таможенные пункты закрылись на длительный период, а некоторые – совсем исчезли. Центральный таможенный орган, Департамент, не функционировал, поэтому управление таможенным делом временно взял на себя ЦК профсоюза таможенных работников, появившийся в сентябре 1917 г.
Военные годы негативно сказались и на самом внешнеторговом обороте. Торговое сальдо вновь стало пассивным, цены на товары росли, внешний государственный долг увеличивался. В 1916 г. на Парижскую экономическую конференцию от России были отправлены делегаты, придерживавшиеся точки зрения о необходимости двух автономных тарифов: минимального – для нейтральных и союзных России стран, и максимального – для стран, с которыми Империя находилась в напряженных или враждующих отношениях.
22 апреля 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о национализации внешней торговли. Большевистская власть приобретала монополию на внешнеторговую деятельность, отныне все торговые соглашения заключались исключительно уполномоченными советской властью и от имени Союза. Все сделки за границей были запрещены.
Департамент смог вновь нормально функционировать только зимой 1918 г… Помимо этого, с мая 1918 г. к исключительной компетенции государственной власти было отнесен и сбор таможенных пошлин и контроль за уплатой штрафов. Управление же таможенными учреждениями передавалось Народному комитету финансов, образованному в 1917 году. Сами по себе таможни оставались независимыми от местных Советов, имевших право лишь назначения комиссаров и ограниченного надзора над ними, не ущемлявшего их прав самостоятельного функционирования.
В июле 1918 года Департамент таможенных сборов при Министерстве финансов Российской Империи советская власть переименована в Главное управление таможенного контроля. Теперь ГУТК подчинялось непосредственно Народному комитету торговли и промышленности (НКТиП), переименованном в июне 1920 в Наркомат внешней торговли. В связи с монополизацией советской властью внешней торговли, НКВТ стал главным инструментом таможенного контроля со стороны Советов. Из-за смены государственной идеологии продажа продуктов сменилась распределением, а объем внешнеторговых отношений оставался незначительным.
Желание советской власти перехода к системе лицензирования вме-сто тарифного регулирования внешнеторговых отношений предполагало создание новых вспомогательных регуляторов, так как при подсчете цен на товары необходимо было учитывать наличие таможенных пошлин.
После начала проведения новой экономической политики некоторые функции таможенных органов, утраченные в последние годы, были восстановлены. Это было оправдано рядом причин. Во-первых, сама суть НЭПа подразумевала некоторую децентрализацию управления экономикой, предоставление самостоятельности. В частности, некоторым хозяйственных организациям было дано права выхода на мировой рынок от своего лица, без посредничества государства. Во-вторых, объем внешней торговли увеличился, и была очевидна необходимость реставрации таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельностью и введения нового таможенного тарифа, первого с 1910 года.
Первый советский таможенный тариф по европейской торговле, за основу которого был взят довоенный императорский образец, был составлен в феврале-июне 1922 г. и просуществовал всего два года. В целях развития сельхозсектора был разрешен беспошлинный ввоз сельскозяйственного оборудования, удобрений, инсектицидов и семян (в том случае, если они не производились на территории страны). Таможенные ставки на ввозимые предметы роскоши были существенно повышены. В целом, таможенная политика оставалась вполне последовательной: наиболее высокими вывозными пошлинами облагались товары, в отношении которых СССР был монополистом на мировом рынке, что позволяло ему диктовать свои условия, не оставляя выбора странам-экспортерам.
Одной из проблем, создающих трудности для успешного развития внешней торговли, оставалась инфраструктура. Несмотря на то, что после промышленного переворота российская транспортная сеть совершенствовалась, по сравнению с мировыми державами, Россия сильно отставала в данной сфере. Размещение железнодорожных путей в стране было крайне неравномерным. Более восьмидесяти процентов приходилось на европейскую часть, в то время как в центральной и восточной части России рельсовых и шоссейных дорог почти не было. В связи с этим, часто был затруднен подъезд к некоторым населенным пунктам, в особенности весной и осенью, а доставка товаров от деревни до станции могла стоить дороже, чем из Москвы в Соединенные Штаты.
Из-за увеличения потока иностранных инвестиций многие отрасли, в каком-то смысле, попали в кабальную зависимость от капиталов стран-инвесторов. Главными из них являлись Франция, Германия и Великобритания. Предоставление крупных займов позволяло им диктовать свои условия. Наиболее зависимыми отраслями стали металлургическая промышленность и нефтедобыча.
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что во все времена направленность таможенной политики Российской Империи, а впоследствии и СССР, во многом зависела от исторического аспекта. На активность или пассивность торгового баланса, на объем товарооборота и прочее большое влияние оказывала международная ситуация. Так, ведение военных действий, разумеется, губительным образом сказывалось на экономике, в том числе на внешнеторговой отрасли. В большой степени успешность в данной сфере зависела и от международных отношений, от договоров и соглашений с другими странами, от их заинтересованности в российских товарах, от их конкурентоспособности. Порой отношения накалялись до предела, что заметно, например, по таможенной войне с Германией 80-х и 90-х годов. Курс таможенной политики страны определялся как общей направленностью политики короны, так и ситуацией на внешнем рынке в целом. Балансируя между фритредерством и протекционизмом, чаще всего царизм отдавал предпочтение последнему. Защищая собственного производителя от негативного влияния Запада, власть использовала различные методы, в том числе и резко охранительные тарифы.
В течение всего рассматриваемого периода таможенная политика эволюционировала и совершенствовалась, в частности, благодаря повышению профессионализма ее идеологов. В начале XX века большее внимание стало уделяться и подготовке простых служащих таможенных застав и переходных пунктов. Например, в 1922 году советской властью в лице НКВТ был выделен кредит на открытие специализированных курсов по подготовке таможенников во многих городах Союза. Сама структура таможенных органов и управление ими также стали более систематизированным и упорядоченными.
Также нельзя отрицать тот факт, что в конце XIX-начале XX века наблюдалась высокая степень зависимости российской промышленности от иностранных капиталов. Несмотря на протекционистский характер проводимой политики, власть не могла отказаться от помощи стран-инвесторов, попадая, таким образом, в своеобразную кабальную зависимость от их капиталов и вынужденно предоставляя им возможность контролировать многие отрасли отечественной промышленности.
В целом, по статистическим данным заметен рост товарооборота и конкурентоспособности нашей страны. Постепенно Россия переставала быть исключительно сырьевым придатком Европы, в большей степени развивая промышленный экспорт и завоевывая рынок. К концу рассматриваемого периода положение страны на международной арене укрепилось, и она получила возможность вполне успешно конкурировать с другими мировыми державами.
Нет комментариев