Светлана Реховская → Правовой статус ОЭСР
ВВЕДЕНИЕ
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) имеет довольно длинную историю. Созданная в 1948 году, изначально она была относительно закрытым и ограниченным сообществом развитых стран, но впоследствии все больше государств стали подавать заявки на членство. Направленность деятельности Организации менялась с течением времени, появлялись новые отделы, новые функции.
На данный момент Россия не входит в состав стран-членов ОЭСР, в ближайшее время планировалось завершение длительных переговоров и официальное оформление сотрудничества. По последней информации, полученной со встречи Генерального секретаря Анхеля Гурриа и министра финансов Антона Силуанова 15 февраля 2014, окончательное заключение договора о вхождении РФ в состав Организации ожидалось к 2015 году. Но в связи с последними событиями в Украине и вхождением Автономной Крымской Республики и Севастополя в состав Российской Федерации, одной из многочисленных принятых санкций в отношении России стало замораживание переговоров по вопросу вступления в Организацию.
Так как тема не изучена достаточно подробно, я полагаю, что данная работа крайне актуальна и своевременна. Цель моей курсовой работы состоит в исследовании и анализе нормативных документов Организации и связанных с ней структур.
Недостаточное наличие информации в российских источниках заставило обратиться непосредственно к оригиналам документов Организации на французском и английском языках.
?
ГЛАВА 1. ОЭСР КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОЭСР
После окончания Второй мировой войны Европа переживала упадок: человеческие потери, крах финансовой и экономической системы, уничтожение инфраструктуры и промышленных объектов. В связи с этим в 1948 году Соединенные Штаты развернули «Программу восстановления Европы», более известную как «План Маршалла», по имени одного из главных идеологов данной политики. Ее основатель, Джордж Маршалл, в 1953 году стал первым военным, получившим нобелевскую премию мира за свой огромный вклад в восстановления послевоенной Европы.
Для администрирования Плана Маршалла, контроля и обеспечения выполнения обязательств по программе реконструкции 16 апреля 1948 года на конференции в Париже, по соглашению европейских государств, была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), просуществовавшая до сентября 1960.
В 1950 году, по инициативе ОЕЭС, был сформирован Европейский Платежный Союз, который совместно с Банком Международных Расчетов оказал огромное влияние на восстановление валютного климата европейских стран. Благодаря им, взаимные платежи, осуществлявшиеся между предприятиями разных государств, значительно упростились. А после принятия членами Организации Кодекса либерализации торговли товарооборот внутри ОЕЭС, на который не распространялись количественные ограничения, к 1957 году достиг 82%.
В целом, размеры помощи по программе реконструкции составляли около 13 млрд долларов (в пересчете на настоящий день – более 100 млрд долл.). Политика оказалась настолько эффективной, что к 1952 году промышленность стран Европы была полностью восстановлена, а объемы производства на 200% превзошли довоенный уровень.
В связи с тем, что цели, поставленные Штатами по плану Маршалла, были практически достигнуты, необходимость в ОЕЭС, задействованной в данном аспекте, отпала. Мало-помалу она теряла свое экономико-регулирующее значение, которое к 1952 году фактически сошло на нет.
14 декабря 1960 года 20 стран-членов бывшей ОЕЭС подписали Конвенцию о создании Организации экономического сотрудничества и развития, которая стала правопреемницей ОЕЭС. К 1961 году 19 участниц (см. Приложение 1) ратифицировали Конвенцию, а в 1962 к ней присоединилась и Италия.
Было решено изменить направленность деятельности, расширить сферу влияния и масштаб Организации. Членство носило открытый характер: любое развитое государство имело право подать заявку и, после ее рассмотрения, войти в состав ОЭСР. Таким образом, сети Организации к 1973 году перекинулись и на другие континенты — участницами стали Япония, Австралия и Новая Зеландия, а в 1994 и Мексика. Полный список государств-членов ОЭСР можно найти в Приложении 1.
Помимо реформирования внутренней структуры, ОЭСР начала создавать подведомственные ей самостоятельные отделы и агентства, такие как Комитет по содействию развитию ОЭСР (1961), Агентство по ядерной энергетике (1972), Международное энергетическое агентство (1974, создано в связи с первым нефтяным кризисом), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, 1989) и др.
На данный момент Организация включает в свой состав 34 государства, практически все развитые страны мира с демократическим режимом. Общий ВНП членов ОЭСР в 2009 году составлял 80% от мирового.
Штаб-квартира Организации экономического сотрудничества и развития располагается в Париже, в замке Муэтт. В связи с этим ее официальными языками являются английский, как наиболее распространенный, и французский, по месту нахождения главного офиса. Официальные документы первоначально публикуются на двух языках, а впоследствии переводятся на языки других стран-членов уполномоченными на то лицами.
2.2. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ОЭСР
Согласно Конвенции об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития, подписанной в 1960 году, ее функционирование преследует цели, определенные в статье 1:
o добиваться наиболее высокой экономической интеграции и повышения уровня занятости населения стран, повышения качества жизни в государствах-членах Организации, сохраняя финансовую стабильность и содействуя развитию мировой экономики
o добиваться экономического подъема, как в государствах-членах, так и в иных развитых и развивающихся странах
o добиваться расширения международных торговых отношений на основе взаимоуважения, отсутствия какой-либо дискриминации и в соответствии с международными обязательствами
Для достижения указанных целей члены Организации обязались:
o обеспечивать эффективное использование экономических ресурсов
o поощрять исследования, инновации в научной и технологической отраслях
o предпринимать попытки для уничтожения препятствий для обмена товарами и услугами
o сохранять и развивать либерализацию перемещения капитала
o способствовать развитию международной конкуренции
o всеми возможными способами способствовать национальной и международной финансовой стабилизации
Помимо всего вышеперечисленного, одной из своих задач ОЭСР определяет борьбу с безработицей и понижение ее уровня в государствах-участниках. В частности, в своих рекомендациях к членам обращается внимание на повышение эластичности рынка труда.
Для выполнения поставленных задач предлагалось обеспечить максимально прозрачное и взаимовыгодное сотрудничество в экономической сфере между государствами-членами ОЭСР. Все необходимые информационные ресурсы находятся в открытом доступе. Страны вправе запрашивать консультации у экспертов по интересующим их вопросам, участвовать в разработке проектов для совместных соглашений, обмениваться опытом на конференциях и т. д. Организация, в свою очередь, имеет право давать государствам рекомендательные инструкции, и, кроме того, заключать договоры с третьими странами, не являющимися участниками Соглашения.
В осуществлении своей деятельности и требованиях к странам-членам (а также к государствам, изъявляющим желание присоединиться к Конвенции) ОЭСР придерживается ряда принципов:
o плюралистическая демократия
o верховенство закона и неукоснительное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина
o открытая и транспарентная рыночная экономика
o добросовестная и здоровая конкуренция игроков рынка
Полное или частичное несоблюдение указанных требований является поводом для отказа государству-кандидату на вступление в Организацию.
Экономическая концепция ОЭСР состоит в анализе проводимой в странах-участницах политики и выборе реформ, показавших наиболее удачные и эффективные результаты. Зачастую решения могут противоречить теории кейнсианства об абсолютной свободе рынка, но, с точки зрения Организации, благоприятно скажутся на дальнейшем развитии.
Основным действующим органом ОЭСР является Совет, в который входят все государства-члены, в лице министров иностранных дел либо специально уполномоченных представителей. Заседания проводятся как минимум два раза в месяц с участием полномочных представителей, а раз в год – на уровне министров иностранных дел государств. На сессиях Совета в процессе голосования принимаются нормативные акты Организации. По общему правилу, для принятия решения по вопросам, касающимся всех участников, требуется единогласное решение. Но в случае, если государство воздерживается от голосования, решение принимается большинством голосов и не распространяется на воздержавшуюся сторону.
Помимо этого, к компетенции Совета относится назначение Президента, председательствующего на министерских сессиях, и двух вице-президентов. Президент наделяется полномочиями на один год, но впоследствии его мандат может быть продлен еще на один срок по решению Совета ОЭСР.
Для нужд Организации и достижения поставленных целей Совет вправе создавать любые иные дополнительные органы, количество которых не ограничено Конвенцией. Совету оказывает содействие Исполнительный Комитет, который действует в периодах между сессиями. Он состоит из четырнадцати членов: семь постоянных (Франция, Великобритания, США, Германия, Канада, Италия, Япония) и еще семь каждый год переизбираются на сессиях Совета.
Кроме всего вышеперечисленного, к компетенции Совета относится управление бюджетными средствами Организации, распределение и перераспределение средств между агентствами и отделами. Формирование ежегодного бюджета должно соответствовать финансовому Регламенту, утвержденному самим Советом. После окончания разработки проект бюджета направляется Генеральным Секретарем ОЭСР в Совет, после одобрения которым он вступает в силу. Аналогичная процедура касается и всех прочих дополнительных бюджетов и счетов. Общие расходы Организации, утвержденные Советом, распределяются в соответствии с определенной им сметой, остальные – финансируются согласно внутренним нормативным актам ОЭСР.
Главным исполнительным органом ОЭСР является Генеральный Секретариат, который также назначается Советом раз в пять лет и несет перед ним ответственность за свою деятельность. По предложению Секретариата, Совет утверждает Генерального Секретаря Организации. На данный момент его полномочия исполняет один из лучших финансистов мира, по мнению журнала «Euromoney» (1999) и журнала давосского форума «World Link» (1999), бывший министр иностранных дел Мексики Хосе Анхель Гурриа.
Результаты деятельности Организации отражаются в периодических отчетах, обзорах по странам, рабочих документах и статистических данных. В среднем на специальном портале ОЭСР iLibrary публикуются от 300 до 500 отчетов в год. Наиболее важные и подробные отчеты о ситуации в конкретной отрасли во всех странах-участницах выпускаются, как правило, раз в год. К подобным относятся Перспективы развития рынка труда, Основные экономические индикаторы, Перспективы экономического развития (раз в два года) и др.
Каждые два-три года ОЭСР публикуют полные обзоры экономического состояния в целом для каждого государства. Помимо анализа достигнутых результатов, они содержат рекомендации по корректировке проводимой политики в экономической сфере.
В целом, в деятельности Организации выделяются 6 ведущих направлений: экономика, общество, управление, государственные финансы, инновации и стратегическое развитие. Внутренние комитеты, отделы и агентства занимаются развитием конкретных подотраслей. В структуре Организации действуют 150 комитетов, специализирующихся в разных сферах экономической деятельности: сельское хозяйство, электроэнергия, черная и цветная металлургия, нефтедобыча и переработка, химическая промышленность, транспорт, сырьевая отрасль, программное обеспечение, товарообмен и др. На мой взгляд, отдельно стоит более подробно рассмотреть деятельность ОЭСР в сфере борьбы с коррупцией и стимулировании инвестиций.
?
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЭСР В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
2.1. ГРУППА РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ
Самой широко известной и освещаемой в СМИ можно назвать деятельность ФАТФ. Данный отдел выделился в структуре Организации в 1989 году по решению стран Большой семерки, принятом на саммите в Париже. Обеспокоенные ростом оборота нелегальных денежных средств и действий, направленных на отмывание денег, они выступили с совместной инициативой о создании специального межправительственного органа контроля. Несмотря на то, что, фактически, ФАТФ входит во внутреннюю структуру ОЭСР, оно является наиболее автономным из всех прочих агентств. В частности, это выражается и в том, что не все члены ОЭСР входят в Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег и наоборот. В действительности, список стран-участниц ФАТФ гораздо шире, чем ОЭСР – в нее входит 34 государств мира (в числе которых и Россия, в лице Федеральной службы по финансовому мониторингу), Еврокомиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия). Также предусмотрено право стран быть наблюдателями в ФАТФ, но, после вступления в 2010 Индии в состав Группы, статус наблюдателей имеют только 20 международных организаций (ООН, МВФ, Всемирный Банк, Интерпол и др.).
В отношении ряда государств принимаются некоторые санкции. Так, согласно открытой Декларации от 22 июня 2012 года, в список стран повышенного риска, которые отказываются принимать необходимые меры и сотрудничать, относят 20 стран, в числе которых Иран, Северная Корея, Сирия, Куба, Боливия, Пакистан, Турция и др.
Основные цели, на которые направлена деятельность ФАТФ:
o борьба с отмыванием денег
o борьба с уходом от налогов и мошенничеством в экономической сфере
o борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией
o противодействие финансированию терроризма и наркоторговли
o разработка стандартов в сфере ПОД/ФТ
o сокращение числа «налоговых оазисов»
Подробнее стоит остановиться на последней из перечисленных целей.
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОФШОРНЫХ ЗОН
Так называемые «налоговые гавани», или офшорные зоны, представляют собой территории, на которых для организаций-нерезидентов действует льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения. Пользуясь предоставляемыми льготами, компании обязуются осуществлять свою предпринимательскую деятельность за пределами выбранной офшорной зоны для защиты национального бизнеса. Юридические лица, находящиеся в подобных юрисдикциях (офшоры), оплачивают только фиксированный налоговый сбор, который, как правило, является крайне низким, а зачастую и вовсе отсутствует. Ввозимое для нужд предприятий оборудование и материалы свободно пересекают границу без обложения таможенными пошлинами. Регистрация компаний в «налоговом раю» примитивна и требует уплаты чисто символической суммы. Офшорные зоны гарантируют полную конфиденциальность своим клиентам, таким образом, способствуя уходу от налогов многим предприятиям и нелегальному обороту средств.
Существует несколько типов офшорных зон. В первую группу входят страны, не требующие отчетности по налогам. Правительство и правоохранительные органы совершенно не контролируют предпринимательскую деятельность офшоров и их финансовые результаты, в связи с чем подобные компании имеют довольно низкий авторитет среди деловых партнеров. К таким офшорным зонам относят Каймановы острова, Багамы, Белиз.
Выделяются государства, предоставляющие ощутимые льготы не-резидентам, но уровень контроля со стороны органов власти гораздо выше. К ним, так называемым офшорным зонам повышенной респектабельности, относятся Гонконг, Ирландия и британский остров Мэн. Доверие к подобным офшорам гораздо выше, так как государственный контроль за их деятельностью обеспечивает минимальные гарантии для клиентов.
Также существует ряд стран, которые, по сути, не являются «налоговыми гаванями», но, тем не менее, предоставляют зарегистрированным компаниям не-резидентам определенные льготы. К таковым относится Исландия, Кипр (до мая, 2004 г.) и даже Калининградская область, в которой НК РФ установлен специальный режим Особой экономической зоны.
В Приложении 1 к своему Указанию N 1317-У Банк России определил три типа офшорных зон. От принадлежности страны к той или иной группе зависит размер резервной ставки по операциям (1 группа не требует резервирования, 2 – 25%, 3 – 50%). Так как единого списка «налоговых убежищ» не существует, МВФ, национальные банки и министерства финансов составляют их сами, руководствуясь стандартами ФАТФ.
Наибольший авторитет имеют списки, составляемые ОЭСР и ФАТФ. Согласно Текущим докладам о юрисдикциях, публикуемых ОЭСР, все государства условно делятся на три категории «по цвету». В «белый список» попадают страны, в достаточной степени внедрившие стандарты ПОД/ФТ. В настоящее время таких большинство. Те государства, которые согласились с необходимостью принятия подобных мер, но пока еще в недостаточной степени скорректировали национальное налоговое законодательство, составляют «серый список». По последним данным доклада ОЭСР 2012 года, в нем находятся только два государства – республика Науру и новозеландский остров Ниуэ. «Черный список», по мнению специалистов ОЭСР, можно оставить пустым, так как все государства в той или иной степени начали внедрять международные налоговые стандарты в национальное законодательство.
ФАТФ в своих публикациях придерживается несколько иной классификации. Согласно последнему изданному Группой документу, выделяются две категории стран:
o государства «черного списка» — в данных юрисдикциях наиболее высок риск отмывания нелегальных денежных средств, а также финансирования терроризма и наркоторговли; предлагается применять санкции против данной категории, в которой, по состоянию на 2013, находятся Иран и КНДР
o государства «темно-серого списка» — в данных юрисдикциях наблюдаются существенные недостатки, нарушения стандартов ПОД/ФТ, но правительства государств готовы к диалогу с ФАТФ и устранению нерешенных проблем; к ним относятся Сирия, Эфиопия, Индонезия, Вьетнам, Эквадор и др.
Основным органом ФАТФ, отвечающим за принятие решений, является Пленарное заседание, собирающееся три раза в год. Помимо этого, действуют периодически организующиеся министерские собрания. В частности, на последнем из них, в 2012 году, было принято решение о продлении мандата ФАТФ до 2020 года.
Высшим должностным лицом ФАТФ является Президент Группы, который назначается на Пленарном заседании сроком на 1 год (с 1 июля до 30 июня следующего года). Также на Пленарном заседании назначается вице-президент, срок полномочий которого совпадает со сроком мандата Президента.
Президенту оказывает содействие Секретариат ФАТФ. В сам Секретариат, который также находится в Париже, ОЭСР в случае необходимости может направлять своих экспертов и специалистов, для обеспечения наибольшего уровня эффективности осуществляемой деятельности по борьбе с ПОД/ФТ. Секретариат, помимо всего прочего, обязан заниматься ведением архивных записей, сохранением информации и доведением ее до широкой публики, в том числе, посредством Сети Интернет.
Внутренняя структура ФАТФ представляет собой рабочие группы, занимающиеся разработкой проектов и решением специфических вопросов, соответствующих их компетенции. Например, группа по противодействию финансированию терроризма и отмывание денег отвечает за исполнение членами ФАТФ обязательств в соответствии с Рекомендациями 40+9, а группа по обзору международного сотрудничества отслеживает результаты предпринятых мер, публикует отчеты о прогрессе и положительных изменениях в законодательстве рассматриваемых стран, которые оглашаются на ежегодных пленарных заседаниях ФАТФ.
На национальном уровне контроль за исполнением Рекомендаций осуществляют Подразделения финансовой разведки, которые занимаются сбором и анализом информации о возможных нелегальных финансовых отношениях и получении денежных средств в обход действующему законодательству. Также для распространения стандартов ПОД/ФТ осуществляется тесное сотрудничество с девятью Региональными группами по типу ФАТФ. К подобным структурам, например, относится ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), в которую, помимо председательствующей в ней России, входит Индия, Китай, Беларусь, Казахстан и др.
Акты, издаваемые ФАТФ, не носят императивный характер, они скорее определяют основные направления, которым должны следовать государства в борьбе с отмыванием средств. Основным нормативным документом Группы являются 40 рекомендаций, выпущенные в 1990 году. Изначально внимание уделялось запрету легализации денежных средств, полученных в связи с оборотом наркотиков. Впоследствии, учитывая увеличение числа офшорных зон и случаев ухода от налогов, в 1996 году список был пересмотрен. В связи с изменением мировой обстановки после теракта 11 сентября 2001 года были опубликованы 9 дополнительных рекомендаций, касающихся борьбы с финансированием международного терроризма. Каждые пять лет Рекомендации пересматриваются и подвергаются корректировке. Согласно Резолюции Совета Безопасности ООН N1617 от 2005 г., Рекомендации 40+9 являются обязательными стандартами для стран-членов ООН. В противном случае, национальные системы не будут признаваться на международном уровне как благонадежные.
Россия присоединилась к Группе разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег в 2003 году. Еще в начале нулевых наша страна находилась в «черном списке», соответствуя лишь 11 критериям из необходимых 25, но за короткий период смогла преодолеть недостатки внутреннего законодательства в налоговой сфере.
В июле 2013 Российской Федерации был доверен пост Президента Группы, который до конца июня 2014 года занимает Владимир Нечаев, бывший сотрудник Аппарата Правительства РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу. В этом году, по случаю 25-летия ФАТФ, в России пройдет Пленарное заседание государств-членов, в котором примут участие около 800 представителей из 180 стран мира.
По результатам мониторинга 2013 года, представленных на пленарном заседании в Париже, Россия, как и Новая Зеландия, была переведена в число стран «первого эшелона», тех, кто в максимальной мере внедрили стандарты ФАТФ в национальное законодательство. По этой причине режим контроля был смягчен, и проводится в формате двухлетнего мониторинга. До этого, согласно отчету 2008 года, в РФ проводился режим ежегодной проверки. Как сообщается в заявлении ФАТФ: «Обе страны с тех пор предприняли достаточные действия для устранения недостатков, выявленных по итогам предыдущего отчета». В частности, подобными мерами в РФ стали внесение поправок в федеральные законы, касающиеся запрета банкам вести анонимные счета, проведения проверки клиента в случае подозрения недобросовестного получения денежных средств. Некоторые игроки рынка отмечали излишнюю жесткость национального законодательства, даже по сравнению с международными стандартами, но Росфинмониторинг посчитал какую-либо либерализацию излишней и несвоевременной. С другой стороны, суровость «антиотмывочного» законодательства представляется положительной, так как факт нахождения России в числе стран со смягченным режимом мониторинга является крайне выгодным и для самих бизнесменов с точки зрения международного имиджа.
В сфере защиты инвестиций и улучшения международного инвестиционного климата ОЭСР играет важную роль. После трехлетних переговоров 1995-1998 годов на общем форуме было принято многостороннее соглашение об инвестициях, которое, по сути, состоит из множества двусторонних соглашений между государствами, которые они заключают по мере необходимости. Основные принципы заключения договоров по защите инвестиций были разработаны в 1992 году Международным банком реконструкции и развития. Международное регулирование инвестиционной сферы в настоящее время остается недостаточно продуманным. На уровне ООН сложно прийти к консенсусу в данном вопросе, так как все страны (и развитые, и развивающиеся) имеют одинаковый вес, в связи с чем не могут доверить ООН разработку международного экономического права. Что касается ВТО, то она скорее занимается развитием торговли, услуг и интеллектуальной собственностью, а защита инвестиций пока не относится к ее компетенции.
?
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РФ И ОЭСР
Наше государство начало контактировать с Организацией еще в XX веке. В конце 80-х годов эксперты ОЭСР консультировали работников Государственного комитета по статистике СССР (бывшее ЦСУ Госплана СССР) по вопросам системы национальных счетов (СНС), ее введения, разработки и использования. Политбюро была осознана необходимость исчисления макроэкономических показателей в соответствии с международными стандартами, поэтому было принято решение о запросе рекомендаций у Организации. Помимо этого, в том числе на основании полученных консультаций, составлялись ежегодные статистические сборники и брошюры, в которых отражались состояние промышленности и социально-демографическая ситуация в Союзе.
К 1990 году во внутренней структуре Организации был создан специальный Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Учитывая то, что изначально ОЭСР была ориентирована исключительно на взаимодействие развитых стран, это был большой шаг в сторону глобализации ее деятельности. Это было сделано по двум причинам. Во-первых, уровень развития многих стран, не являвшихся членами ОЭСР, значительно вырос (н., КНР). Во-вторых, создание подобного Центра было обусловлено изменившейся мировой обстановкой, вызванной распадом социалистического лагеря и переориентированием бывших союзных республик на рыночную экономику и открытое сотрудничество.
С 1990 года около 70 стран с развивающейся экономикой получили право на участие в работе Организации. Они не ратифицировали Конвенцию и не становились полноправными участниками ОЭСР, но могли осуществлять совместную деятельность в некоторых сферах на основании отдельных соглашений и деклараций. Таким образом, после подписания 8 июня 1994 года Декларации о сотрудничестве между ОЭСР и РФ наше государство также стало вовлекаться в работу Организации.
Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой должен был планировать и координировать основные направления взаимодействия органов ОЭСР с представителями Российской Федерации. Согласно подписанной Декларации, Организация обязалась оказывать всяческое содействие России в переходе к рыночной экономике, готовить обзоры состояния экономики страны, результативности проведенных реформ, предлагать решения по усовершенствованию национальной политики и т. д.
Российская сторона, в свою очередь, должна предоставлять Организации всю необходимую информацию, если это не противоречит внутреннему законодательству, оказывать содействие в предоставлении товаров и услуг, необходимых для деятельности ОЭСР, в частности, двусторонний письменный и устный перевод встреч и документов. Также Россия обязалась предоставлять возможности распространения деятельности Организации на территории РФ в рамках действующего законодательства.
Учитывая прекращение биполярной конфронтации Востока и Запада в XX веке, Декларация была направлена на интеграцию и максимально эффективное взаимодействие блока ОЭСР и России. Организация поддерживала и поощряла начавшиеся в бывшем СССР преобразования, демократизацию и либерализацию всех сфер жизни, зарождение рынка, свободную конкуренцию и плюрализм.
Еще одним важным документом того периода является Соглашение между ОЭСР и Правительством РФ «О привилегиях и иммунитетах Организации в РФ», подписанное в Париже 8 июня 1994 г. По результатам заключенного Соглашения, Россия признавала полную правосубъектность Организации как юридического лица международного уровня. В частности, ОЭСР получала право заключать любые сделки и договоры, не противоречащие законодательству, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в судебном порядке. В то же время ОЭСР освобождалась от уплаты налогов, сборов и таможенных пошлин, за исключением платежей по ЖКХ и налогов на продажу недвижимого имущества. Тем не менее, в случае необходимых для официальных нужд крупных закупок, которые законодательно должны облагаться налогом, Правительство РФ обязалось принимать все возможные меры для возврата уплаченных сумм сборов.
В соответствии с данным Соглашением, ОЭСР пользовалась крайне высокой степенью дипломатической защиты. Помимо стандартных иммунитетов должностных лиц и экспертов, действующих на международном уровне, гарантировалась свобода передвижения, неприкосновенность всего имущества, архивов и документов Организации. Какая-либо цензура со стороны РФ, ограничивающая свободу связи, запрещалась статьей 9 вышеупомянутого Соглашения. Неприкосновенность помещений Организации, помимо недопустимости проведения обыска правоохранительными органами России, подразумевала запрет должностным лицам российской стороны на вход на территорию помещений без прямого разрешения Генерального секретаря ОЭСР.
Таким образом, объем иммунитетов и привилегий, предоставленных Организации по Соглашению с Российской Федерацией, был достаточно велик, обеспечивая свободу деятельности ОЭСР на территории нашего государства с целью наиболее эффективного сотрудничества и дальнейшего развития отношений.
После двух лет успешного взаимодействия в 1996 году Российская Федерация подала заявку о вступлении в Организацию. Просьба была рассмотрена, но Совет посчитал, что уровень развития демократии и рыночной экономики в нашем государстве еще недостаточно высок для подтверждения членства в ОЭСР. Но в 1997 между сторонами был подписан Протокол, согласно которому создавался специальный Комитет по связям между Организацией и РФ, в который входили уполномоченные представители сторон. Он стал основным органом, через который стало осуществляться взаимодействие. В его полномочия входит наблюдение за претворением в жизнь проводимых в России экономических реформ, анализ выполнения Рабочих программ. Также он вправе давать необходимые рекомендации для повышения эффективности сотрудничества между нашей страной и ОЭСР.
Активные переговоры с РФ о ее вступлении в Организацию ведутся с 2009 года на основе «Дорожной карты присоединения России к ОЭСР», которая была одобрена Советом в 2007. Согласно данной карте, Россия обязалась привести национальное законодательство в соответствие с внутренними нормами и стандартами Организации. Контролировать и проверять результаты данных реформ должны 22 специально уполномоченных комитета. По результатам их заключений будет решаться вопрос о сроках вступления в ОЭСР. Но, как уже отмечалось ранее, на данный момент все переговоры заморожены на неопределенный период из-за обострения международных отношений в связи с присоединением АКР и Севастополя. По состоянию на конец 2013 года, достигнута договоренность с комитетами налоговой и конкурентной политики, в сфере защиты прав потребителей, труда и здравоохранения. Но, как признает первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов, остаются некоторые проблемы, в частности, с комитетами по химической промышленности, экологии, сельскому хозяйству, инвестициям и противодействию коррупции.
До тех пор, пока окончательно не решен вопрос о членстве в ОЭСР, проводится довольно широкое взаимодействие, как через отделы Организации, так и путем разработки общих Рабочих программ совместно с Генеральным Секретариатом, которые должны получать одобрение Совета.
Как и все другие сотрудничающие с ОЭСР государства, Россия имеет право на консультации экспертов и специалистов по интересующим вопросам. Ежегодно проводятся совместные встречи представителей, как министров финансов, так и министров иностранных дел, на которых зачастую обсуждается одна и та же злободневная проблема о присоединении Российской Федерации к Конвенции Организации. Помимо этого, наше государство участвует в различных семинарах и симпозиумах, проводимых с целью анализа всевозможных экономических вопросов, поднимаемых странами-участницами. Помимо постоянных представителей при ОЭСР, в них принимают участие сенаторы и депутаты от законодательной ветви власти, а также работники исследовательских научных центров.
Согласно политике открытости и прозрачности деятельности ОЭСР, Россия, как и любое государство, имеет свободный доступ к имеющейся информации, анализам, статистическим данным, ежегодным докладам и отчетам. Вопрос об участии РФ в качестве наблюдателя в различных органах ОЭСР (комитетах, отделах, агентствах) определяется решением Совета. В случае утверждения, представитель российской стороны приглашается для участия в работе указанных органов, имеет право присутствовать, высказывать предложения, а также получает предусмотренные Соглашением привилегии и иммунитеты.
Членство России в Организации экономического сотрудничества и развития может оказаться крайне выгодным по многим причинам. Во-первых, международно признанный авторитет Организации благоприятно повлияет на развитие более тесных контактов с лидерами мирового рынка, на инвестиционный климат и на интеграцию в международную экономическую систему. В глазах мирового сообщества Россия резко поднимется на несколько позиций, увеличится доверие к проводимой политике, потому что она должна будет соответствовать стандартам ОЭСР. Повлияет это и на отношение к РФ частных лиц. Вполне вероятно, что приток инвестиций от иностранных компаний и индивидуальных инвесторов резко увеличится, потому что членство в такой масштабной и респектабельной международной организации, как ОЭСР, является своеобразной гарантией надежности и свидетельствует о стабильном инвестиционном климате внутри государства-члена.
Во-вторых, вступление в Организацию откроет нашей стране доступ ко всей содержащейся в ее базах информации, в том числе к той части, которая является конфиденциальной для не-участников Соглашения. Огромный, накопленный за более чем полвека, опыт построения и развития рыночных экономических систем позволит исправить внутренние ошибки, усовершенствовать политику и проводимые реформы. Рекомендации и консультации опытных экспертов и специалистов ОЭСР по различным сферам деятельности помогут подкорректировать направления развития и значительно повысить уровень эффективности. Обмен опытом, идеями и концепциями по проведению экономической, инновационной или социальной политики может быть выгодным и полезным для обеих сторон.
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация экономического сотрудничества и развития входит в десятку важнейших международных организаций. Ее деятельность, направленная на поддержание и увеличение темпов экономического роста, либерализацию торговли, стабилизацию и глобализацию рынка, показывает значительные результаты.
Проводя политику борьбы с «налоговыми оазисами», мошенничеством, уходом от налогов и финансированием терроризма и наркотрафика, она выступает своеобразным международным финансовым полицейским. Ежегодно публикуемые отчеты и анализы экономической ситуации в различных странах составляют обширнейшую информационную базу. На основе этих данных, государства имеют возможность корректировать национальную политику, учитывать чужие ошибки и добиваться эффективных результатов. Поддерживая принципы гармоничного и добрососедского сотрудничества, ОЭСР всеми возможными мерами старается добиться максимальной интеграции не только развитых демократических стран, как это делала ОЕЭС, но и развивающихся стран с переходной экономикой.
Несомненно, что членство Российской Федерации в данной Организации благоприятно скажется и на экономической ситуации внутри страны, и на развитии международных связях со странами Европы, Америкой и др. В связи с этим должностные лица выражают надежды на скорейшее разрешение конфликта, связанного с Украиной, и возобновление приостановленных переговоров о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития.
?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные договоры:
1. «Программа восстановления Европы», Вашингтон, 2.04.1948
2. Конвенция «О создании ОЕЭС», Париж, 16.04.1948
3. Соглашение «Об учреждении ЕПС», Париж, 19.09.1950
4. Конвенция «О создании ОЭСР», Париж, 14.12.1960
5. Решение Совета ОЭСР о принятии Кодекса либерализации движения капиталов, Париж, 12.12.1961
6. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», Вена, 19.12.1988
7. Сорок Рекомендаций ФАТФ, Париж, февраль 1990
8. Декларация «О сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией», Париж, 8.06.1994
9. Соглашение между ОЭСР и Правительством РФ «О привилегиях и иммунитетах Организации в РФ», Париж, 8.06.1994
10. Международная конвенция ООН «О борьбе с финансированием терроризма», Нью-Йорк, 9.12.1999
11. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Палермо, 15.11.2000
12. Специальные Рекомендации ФАТФ по предотвращению финансирования терроризма, Париж, 22.10.2004
13. Резолюция Совета Безопасности ООН N1617, Нью-Йорк, 29.07.2005
14. Документ Совета ОЭСР «Общая процедура вступления новых членов», Париж, 13.05.2007
15. Декларация ФАТФ, Рим, 22.06.2012
Законодательные акты РФ:
16. Постановление Правительства РФ от 26.05.1997 г. N 623
17. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ
18. Приложение 1 к Указанию Банка России N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" от 7.08.2003 г.
Зарубежная специальная юридическая литература:
1. Discours de Georges Marshall, Harvard, 5.06.1947
2. Руководство МББР по регулированию прямых иностранных инвестиций, 1992
3. Программа работы Центра по сотрудничеству со странами, не являющимися членами ОЭСР (ЦССНЧ) для России, 2000
4. Резолюция Совета ОЭСР на уровне министров, 16.05.2007
5. «Дорожная карта» присоединения РФ к Конвенции об учреждении ОЭСР, 30.11.2007
6. Rapport annuel du GAFI 2012-2013
7. Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ, февраль 2013
8. Economic Policy Reforms 2013. «Going for growth», 2013
9. Rapport du Secr?taire G?n?ral aux ministres, 2013
10. FATF Public Statement, 21.06.2013
Интернет-ресурсы:
11. www.oecdru.org – официальный сайт ОЭСР (на русском языке)
12. www.oecd.org – официальный сайт ОЭСР
13. www.oecd-ilibrary.org – архив ОЭСР
14. www.fatf-gafi.org – официальный сайт ФАТФ
15. www.un.org – официальный сайт ООН
16. www.ru.g20russia.ru – официальный сайт Большой двадцатки (на русском языке)
17. www.eurasiangroup.org – официальный сайт ЕАГ
18. www.lemonde.fr – официальный сайт французского СМИ Le monde
19. www.rbc.ru – официальный сайт РБК
20. www.interfax.ru — официальный сайт Интерфакс
21. www.ria.ru – официальный сайт РИА
22. www.itar-tass.com – официальный сайт ИТАР-ТАСС
23. www.rg.ru – официальный сайт Российской газеты
24. www.claaf.org – официальный сайт латиноамериканского теневого комитета по финансовому регулированию
25. www.crf-usa.org – официальный сайт Фонда конституционных прав США?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Государства-члены ОЭСР
Страны-основатели:
1. Австрия, 29 сентября 1961
2. Бельгия, 13 сентября 1961
3. Великобритания, 2 мая 1961
4. Германия, 27 сентября 1961
5. Греция, 27 сентября 1961
6. Дания, 30 мая 1961
7. Ирландия, 17 августа 1961
8. Исландия, 5 июня 1961
9. Испания, 3 августа 1961
10. Италия, 29 марта 1962
11. Канада, 10 апреля 1961
12. Люксембург, 7 декабря 1961
13. Нидерланды, 13 ноября 1961
14. Норвегия, 4 июля 1961
15. Португалия, 4 августа 1961
16. США, 12 апреля 1961
17. Турция, 2 августа 1961
18. Франция, 7 августа1961
19. Швейцария, 28 сентября 1961
20. Швеция, 28 сентября 1961
Присоединившиеся позже:
21. Япония, 28 апреля 1964
22. Финляндия, 28 января 1969
23. Австралия, 7 июня 1971
24. Новая Зеландия, 29 мая 1973
25. Мексика, 18 мая 1994
26. Чехия, 21 декабря 1995
27. Венгрия, 7 мая 1996
28. Польша, 22 ноября 1996
29. Южная Корея, 12 декабря 1996
30. Словакия, 14 декабря 2000
31. Чили, 7 мая 2010
32. Эстония, 3 июня 2010
33. Словения, 21 июля 2010
34. Израиль, 7 сентября 2010
+ Латвия, Колумбия (ведутся переговоры, начались в 2013)
+ Литва, Коста-Рика (переговоры начнутся в 2015)
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) имеет довольно длинную историю. Созданная в 1948 году, изначально она была относительно закрытым и ограниченным сообществом развитых стран, но впоследствии все больше государств стали подавать заявки на членство. Направленность деятельности Организации менялась с течением времени, появлялись новые отделы, новые функции.
На данный момент Россия не входит в состав стран-членов ОЭСР, в ближайшее время планировалось завершение длительных переговоров и официальное оформление сотрудничества. По последней информации, полученной со встречи Генерального секретаря Анхеля Гурриа и министра финансов Антона Силуанова 15 февраля 2014, окончательное заключение договора о вхождении РФ в состав Организации ожидалось к 2015 году. Но в связи с последними событиями в Украине и вхождением Автономной Крымской Республики и Севастополя в состав Российской Федерации, одной из многочисленных принятых санкций в отношении России стало замораживание переговоров по вопросу вступления в Организацию.
Так как тема не изучена достаточно подробно, я полагаю, что данная работа крайне актуальна и своевременна. Цель моей курсовой работы состоит в исследовании и анализе нормативных документов Организации и связанных с ней структур.
Недостаточное наличие информации в российских источниках заставило обратиться непосредственно к оригиналам документов Организации на французском и английском языках.
?
ГЛАВА 1. ОЭСР КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОЭСР
После окончания Второй мировой войны Европа переживала упадок: человеческие потери, крах финансовой и экономической системы, уничтожение инфраструктуры и промышленных объектов. В связи с этим в 1948 году Соединенные Штаты развернули «Программу восстановления Европы», более известную как «План Маршалла», по имени одного из главных идеологов данной политики. Ее основатель, Джордж Маршалл, в 1953 году стал первым военным, получившим нобелевскую премию мира за свой огромный вклад в восстановления послевоенной Европы.
Для администрирования Плана Маршалла, контроля и обеспечения выполнения обязательств по программе реконструкции 16 апреля 1948 года на конференции в Париже, по соглашению европейских государств, была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), просуществовавшая до сентября 1960.
В 1950 году, по инициативе ОЕЭС, был сформирован Европейский Платежный Союз, который совместно с Банком Международных Расчетов оказал огромное влияние на восстановление валютного климата европейских стран. Благодаря им, взаимные платежи, осуществлявшиеся между предприятиями разных государств, значительно упростились. А после принятия членами Организации Кодекса либерализации торговли товарооборот внутри ОЕЭС, на который не распространялись количественные ограничения, к 1957 году достиг 82%.
В целом, размеры помощи по программе реконструкции составляли около 13 млрд долларов (в пересчете на настоящий день – более 100 млрд долл.). Политика оказалась настолько эффективной, что к 1952 году промышленность стран Европы была полностью восстановлена, а объемы производства на 200% превзошли довоенный уровень.
В связи с тем, что цели, поставленные Штатами по плану Маршалла, были практически достигнуты, необходимость в ОЕЭС, задействованной в данном аспекте, отпала. Мало-помалу она теряла свое экономико-регулирующее значение, которое к 1952 году фактически сошло на нет.
14 декабря 1960 года 20 стран-членов бывшей ОЕЭС подписали Конвенцию о создании Организации экономического сотрудничества и развития, которая стала правопреемницей ОЕЭС. К 1961 году 19 участниц (см. Приложение 1) ратифицировали Конвенцию, а в 1962 к ней присоединилась и Италия.
Было решено изменить направленность деятельности, расширить сферу влияния и масштаб Организации. Членство носило открытый характер: любое развитое государство имело право подать заявку и, после ее рассмотрения, войти в состав ОЭСР. Таким образом, сети Организации к 1973 году перекинулись и на другие континенты — участницами стали Япония, Австралия и Новая Зеландия, а в 1994 и Мексика. Полный список государств-членов ОЭСР можно найти в Приложении 1.
Помимо реформирования внутренней структуры, ОЭСР начала создавать подведомственные ей самостоятельные отделы и агентства, такие как Комитет по содействию развитию ОЭСР (1961), Агентство по ядерной энергетике (1972), Международное энергетическое агентство (1974, создано в связи с первым нефтяным кризисом), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, 1989) и др.
На данный момент Организация включает в свой состав 34 государства, практически все развитые страны мира с демократическим режимом. Общий ВНП членов ОЭСР в 2009 году составлял 80% от мирового.
Штаб-квартира Организации экономического сотрудничества и развития располагается в Париже, в замке Муэтт. В связи с этим ее официальными языками являются английский, как наиболее распространенный, и французский, по месту нахождения главного офиса. Официальные документы первоначально публикуются на двух языках, а впоследствии переводятся на языки других стран-членов уполномоченными на то лицами.
2.2. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ОЭСР
Согласно Конвенции об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития, подписанной в 1960 году, ее функционирование преследует цели, определенные в статье 1:
o добиваться наиболее высокой экономической интеграции и повышения уровня занятости населения стран, повышения качества жизни в государствах-членах Организации, сохраняя финансовую стабильность и содействуя развитию мировой экономики
o добиваться экономического подъема, как в государствах-членах, так и в иных развитых и развивающихся странах
o добиваться расширения международных торговых отношений на основе взаимоуважения, отсутствия какой-либо дискриминации и в соответствии с международными обязательствами
Для достижения указанных целей члены Организации обязались:
o обеспечивать эффективное использование экономических ресурсов
o поощрять исследования, инновации в научной и технологической отраслях
o предпринимать попытки для уничтожения препятствий для обмена товарами и услугами
o сохранять и развивать либерализацию перемещения капитала
o способствовать развитию международной конкуренции
o всеми возможными способами способствовать национальной и международной финансовой стабилизации
Помимо всего вышеперечисленного, одной из своих задач ОЭСР определяет борьбу с безработицей и понижение ее уровня в государствах-участниках. В частности, в своих рекомендациях к членам обращается внимание на повышение эластичности рынка труда.
Для выполнения поставленных задач предлагалось обеспечить максимально прозрачное и взаимовыгодное сотрудничество в экономической сфере между государствами-членами ОЭСР. Все необходимые информационные ресурсы находятся в открытом доступе. Страны вправе запрашивать консультации у экспертов по интересующим их вопросам, участвовать в разработке проектов для совместных соглашений, обмениваться опытом на конференциях и т. д. Организация, в свою очередь, имеет право давать государствам рекомендательные инструкции, и, кроме того, заключать договоры с третьими странами, не являющимися участниками Соглашения.
В осуществлении своей деятельности и требованиях к странам-членам (а также к государствам, изъявляющим желание присоединиться к Конвенции) ОЭСР придерживается ряда принципов:
o плюралистическая демократия
o верховенство закона и неукоснительное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина
o открытая и транспарентная рыночная экономика
o добросовестная и здоровая конкуренция игроков рынка
Полное или частичное несоблюдение указанных требований является поводом для отказа государству-кандидату на вступление в Организацию.
Экономическая концепция ОЭСР состоит в анализе проводимой в странах-участницах политики и выборе реформ, показавших наиболее удачные и эффективные результаты. Зачастую решения могут противоречить теории кейнсианства об абсолютной свободе рынка, но, с точки зрения Организации, благоприятно скажутся на дальнейшем развитии.
Основным действующим органом ОЭСР является Совет, в который входят все государства-члены, в лице министров иностранных дел либо специально уполномоченных представителей. Заседания проводятся как минимум два раза в месяц с участием полномочных представителей, а раз в год – на уровне министров иностранных дел государств. На сессиях Совета в процессе голосования принимаются нормативные акты Организации. По общему правилу, для принятия решения по вопросам, касающимся всех участников, требуется единогласное решение. Но в случае, если государство воздерживается от голосования, решение принимается большинством голосов и не распространяется на воздержавшуюся сторону.
Помимо этого, к компетенции Совета относится назначение Президента, председательствующего на министерских сессиях, и двух вице-президентов. Президент наделяется полномочиями на один год, но впоследствии его мандат может быть продлен еще на один срок по решению Совета ОЭСР.
Для нужд Организации и достижения поставленных целей Совет вправе создавать любые иные дополнительные органы, количество которых не ограничено Конвенцией. Совету оказывает содействие Исполнительный Комитет, который действует в периодах между сессиями. Он состоит из четырнадцати членов: семь постоянных (Франция, Великобритания, США, Германия, Канада, Италия, Япония) и еще семь каждый год переизбираются на сессиях Совета.
Кроме всего вышеперечисленного, к компетенции Совета относится управление бюджетными средствами Организации, распределение и перераспределение средств между агентствами и отделами. Формирование ежегодного бюджета должно соответствовать финансовому Регламенту, утвержденному самим Советом. После окончания разработки проект бюджета направляется Генеральным Секретарем ОЭСР в Совет, после одобрения которым он вступает в силу. Аналогичная процедура касается и всех прочих дополнительных бюджетов и счетов. Общие расходы Организации, утвержденные Советом, распределяются в соответствии с определенной им сметой, остальные – финансируются согласно внутренним нормативным актам ОЭСР.
Главным исполнительным органом ОЭСР является Генеральный Секретариат, который также назначается Советом раз в пять лет и несет перед ним ответственность за свою деятельность. По предложению Секретариата, Совет утверждает Генерального Секретаря Организации. На данный момент его полномочия исполняет один из лучших финансистов мира, по мнению журнала «Euromoney» (1999) и журнала давосского форума «World Link» (1999), бывший министр иностранных дел Мексики Хосе Анхель Гурриа.
Результаты деятельности Организации отражаются в периодических отчетах, обзорах по странам, рабочих документах и статистических данных. В среднем на специальном портале ОЭСР iLibrary публикуются от 300 до 500 отчетов в год. Наиболее важные и подробные отчеты о ситуации в конкретной отрасли во всех странах-участницах выпускаются, как правило, раз в год. К подобным относятся Перспективы развития рынка труда, Основные экономические индикаторы, Перспективы экономического развития (раз в два года) и др.
Каждые два-три года ОЭСР публикуют полные обзоры экономического состояния в целом для каждого государства. Помимо анализа достигнутых результатов, они содержат рекомендации по корректировке проводимой политики в экономической сфере.
В целом, в деятельности Организации выделяются 6 ведущих направлений: экономика, общество, управление, государственные финансы, инновации и стратегическое развитие. Внутренние комитеты, отделы и агентства занимаются развитием конкретных подотраслей. В структуре Организации действуют 150 комитетов, специализирующихся в разных сферах экономической деятельности: сельское хозяйство, электроэнергия, черная и цветная металлургия, нефтедобыча и переработка, химическая промышленность, транспорт, сырьевая отрасль, программное обеспечение, товарообмен и др. На мой взгляд, отдельно стоит более подробно рассмотреть деятельность ОЭСР в сфере борьбы с коррупцией и стимулировании инвестиций.
?
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЭСР В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
2.1. ГРУППА РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ
Самой широко известной и освещаемой в СМИ можно назвать деятельность ФАТФ. Данный отдел выделился в структуре Организации в 1989 году по решению стран Большой семерки, принятом на саммите в Париже. Обеспокоенные ростом оборота нелегальных денежных средств и действий, направленных на отмывание денег, они выступили с совместной инициативой о создании специального межправительственного органа контроля. Несмотря на то, что, фактически, ФАТФ входит во внутреннюю структуру ОЭСР, оно является наиболее автономным из всех прочих агентств. В частности, это выражается и в том, что не все члены ОЭСР входят в Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег и наоборот. В действительности, список стран-участниц ФАТФ гораздо шире, чем ОЭСР – в нее входит 34 государств мира (в числе которых и Россия, в лице Федеральной службы по финансовому мониторингу), Еврокомиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия). Также предусмотрено право стран быть наблюдателями в ФАТФ, но, после вступления в 2010 Индии в состав Группы, статус наблюдателей имеют только 20 международных организаций (ООН, МВФ, Всемирный Банк, Интерпол и др.).
В отношении ряда государств принимаются некоторые санкции. Так, согласно открытой Декларации от 22 июня 2012 года, в список стран повышенного риска, которые отказываются принимать необходимые меры и сотрудничать, относят 20 стран, в числе которых Иран, Северная Корея, Сирия, Куба, Боливия, Пакистан, Турция и др.
Основные цели, на которые направлена деятельность ФАТФ:
o борьба с отмыванием денег
o борьба с уходом от налогов и мошенничеством в экономической сфере
o борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией
o противодействие финансированию терроризма и наркоторговли
o разработка стандартов в сфере ПОД/ФТ
o сокращение числа «налоговых оазисов»
Подробнее стоит остановиться на последней из перечисленных целей.
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОФШОРНЫХ ЗОН
Так называемые «налоговые гавани», или офшорные зоны, представляют собой территории, на которых для организаций-нерезидентов действует льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения. Пользуясь предоставляемыми льготами, компании обязуются осуществлять свою предпринимательскую деятельность за пределами выбранной офшорной зоны для защиты национального бизнеса. Юридические лица, находящиеся в подобных юрисдикциях (офшоры), оплачивают только фиксированный налоговый сбор, который, как правило, является крайне низким, а зачастую и вовсе отсутствует. Ввозимое для нужд предприятий оборудование и материалы свободно пересекают границу без обложения таможенными пошлинами. Регистрация компаний в «налоговом раю» примитивна и требует уплаты чисто символической суммы. Офшорные зоны гарантируют полную конфиденциальность своим клиентам, таким образом, способствуя уходу от налогов многим предприятиям и нелегальному обороту средств.
Существует несколько типов офшорных зон. В первую группу входят страны, не требующие отчетности по налогам. Правительство и правоохранительные органы совершенно не контролируют предпринимательскую деятельность офшоров и их финансовые результаты, в связи с чем подобные компании имеют довольно низкий авторитет среди деловых партнеров. К таким офшорным зонам относят Каймановы острова, Багамы, Белиз.
Выделяются государства, предоставляющие ощутимые льготы не-резидентам, но уровень контроля со стороны органов власти гораздо выше. К ним, так называемым офшорным зонам повышенной респектабельности, относятся Гонконг, Ирландия и британский остров Мэн. Доверие к подобным офшорам гораздо выше, так как государственный контроль за их деятельностью обеспечивает минимальные гарантии для клиентов.
Также существует ряд стран, которые, по сути, не являются «налоговыми гаванями», но, тем не менее, предоставляют зарегистрированным компаниям не-резидентам определенные льготы. К таковым относится Исландия, Кипр (до мая, 2004 г.) и даже Калининградская область, в которой НК РФ установлен специальный режим Особой экономической зоны.
В Приложении 1 к своему Указанию N 1317-У Банк России определил три типа офшорных зон. От принадлежности страны к той или иной группе зависит размер резервной ставки по операциям (1 группа не требует резервирования, 2 – 25%, 3 – 50%). Так как единого списка «налоговых убежищ» не существует, МВФ, национальные банки и министерства финансов составляют их сами, руководствуясь стандартами ФАТФ.
Наибольший авторитет имеют списки, составляемые ОЭСР и ФАТФ. Согласно Текущим докладам о юрисдикциях, публикуемых ОЭСР, все государства условно делятся на три категории «по цвету». В «белый список» попадают страны, в достаточной степени внедрившие стандарты ПОД/ФТ. В настоящее время таких большинство. Те государства, которые согласились с необходимостью принятия подобных мер, но пока еще в недостаточной степени скорректировали национальное налоговое законодательство, составляют «серый список». По последним данным доклада ОЭСР 2012 года, в нем находятся только два государства – республика Науру и новозеландский остров Ниуэ. «Черный список», по мнению специалистов ОЭСР, можно оставить пустым, так как все государства в той или иной степени начали внедрять международные налоговые стандарты в национальное законодательство.
ФАТФ в своих публикациях придерживается несколько иной классификации. Согласно последнему изданному Группой документу, выделяются две категории стран:
o государства «черного списка» — в данных юрисдикциях наиболее высок риск отмывания нелегальных денежных средств, а также финансирования терроризма и наркоторговли; предлагается применять санкции против данной категории, в которой, по состоянию на 2013, находятся Иран и КНДР
o государства «темно-серого списка» — в данных юрисдикциях наблюдаются существенные недостатки, нарушения стандартов ПОД/ФТ, но правительства государств готовы к диалогу с ФАТФ и устранению нерешенных проблем; к ним относятся Сирия, Эфиопия, Индонезия, Вьетнам, Эквадор и др.
Основным органом ФАТФ, отвечающим за принятие решений, является Пленарное заседание, собирающееся три раза в год. Помимо этого, действуют периодически организующиеся министерские собрания. В частности, на последнем из них, в 2012 году, было принято решение о продлении мандата ФАТФ до 2020 года.
Высшим должностным лицом ФАТФ является Президент Группы, который назначается на Пленарном заседании сроком на 1 год (с 1 июля до 30 июня следующего года). Также на Пленарном заседании назначается вице-президент, срок полномочий которого совпадает со сроком мандата Президента.
Президенту оказывает содействие Секретариат ФАТФ. В сам Секретариат, который также находится в Париже, ОЭСР в случае необходимости может направлять своих экспертов и специалистов, для обеспечения наибольшего уровня эффективности осуществляемой деятельности по борьбе с ПОД/ФТ. Секретариат, помимо всего прочего, обязан заниматься ведением архивных записей, сохранением информации и доведением ее до широкой публики, в том числе, посредством Сети Интернет.
Внутренняя структура ФАТФ представляет собой рабочие группы, занимающиеся разработкой проектов и решением специфических вопросов, соответствующих их компетенции. Например, группа по противодействию финансированию терроризма и отмывание денег отвечает за исполнение членами ФАТФ обязательств в соответствии с Рекомендациями 40+9, а группа по обзору международного сотрудничества отслеживает результаты предпринятых мер, публикует отчеты о прогрессе и положительных изменениях в законодательстве рассматриваемых стран, которые оглашаются на ежегодных пленарных заседаниях ФАТФ.
На национальном уровне контроль за исполнением Рекомендаций осуществляют Подразделения финансовой разведки, которые занимаются сбором и анализом информации о возможных нелегальных финансовых отношениях и получении денежных средств в обход действующему законодательству. Также для распространения стандартов ПОД/ФТ осуществляется тесное сотрудничество с девятью Региональными группами по типу ФАТФ. К подобным структурам, например, относится ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), в которую, помимо председательствующей в ней России, входит Индия, Китай, Беларусь, Казахстан и др.
Акты, издаваемые ФАТФ, не носят императивный характер, они скорее определяют основные направления, которым должны следовать государства в борьбе с отмыванием средств. Основным нормативным документом Группы являются 40 рекомендаций, выпущенные в 1990 году. Изначально внимание уделялось запрету легализации денежных средств, полученных в связи с оборотом наркотиков. Впоследствии, учитывая увеличение числа офшорных зон и случаев ухода от налогов, в 1996 году список был пересмотрен. В связи с изменением мировой обстановки после теракта 11 сентября 2001 года были опубликованы 9 дополнительных рекомендаций, касающихся борьбы с финансированием международного терроризма. Каждые пять лет Рекомендации пересматриваются и подвергаются корректировке. Согласно Резолюции Совета Безопасности ООН N1617 от 2005 г., Рекомендации 40+9 являются обязательными стандартами для стран-членов ООН. В противном случае, национальные системы не будут признаваться на международном уровне как благонадежные.
Россия присоединилась к Группе разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег в 2003 году. Еще в начале нулевых наша страна находилась в «черном списке», соответствуя лишь 11 критериям из необходимых 25, но за короткий период смогла преодолеть недостатки внутреннего законодательства в налоговой сфере.
В июле 2013 Российской Федерации был доверен пост Президента Группы, который до конца июня 2014 года занимает Владимир Нечаев, бывший сотрудник Аппарата Правительства РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу. В этом году, по случаю 25-летия ФАТФ, в России пройдет Пленарное заседание государств-членов, в котором примут участие около 800 представителей из 180 стран мира.
По результатам мониторинга 2013 года, представленных на пленарном заседании в Париже, Россия, как и Новая Зеландия, была переведена в число стран «первого эшелона», тех, кто в максимальной мере внедрили стандарты ФАТФ в национальное законодательство. По этой причине режим контроля был смягчен, и проводится в формате двухлетнего мониторинга. До этого, согласно отчету 2008 года, в РФ проводился режим ежегодной проверки. Как сообщается в заявлении ФАТФ: «Обе страны с тех пор предприняли достаточные действия для устранения недостатков, выявленных по итогам предыдущего отчета». В частности, подобными мерами в РФ стали внесение поправок в федеральные законы, касающиеся запрета банкам вести анонимные счета, проведения проверки клиента в случае подозрения недобросовестного получения денежных средств. Некоторые игроки рынка отмечали излишнюю жесткость национального законодательства, даже по сравнению с международными стандартами, но Росфинмониторинг посчитал какую-либо либерализацию излишней и несвоевременной. С другой стороны, суровость «антиотмывочного» законодательства представляется положительной, так как факт нахождения России в числе стран со смягченным режимом мониторинга является крайне выгодным и для самих бизнесменов с точки зрения международного имиджа.
В сфере защиты инвестиций и улучшения международного инвестиционного климата ОЭСР играет важную роль. После трехлетних переговоров 1995-1998 годов на общем форуме было принято многостороннее соглашение об инвестициях, которое, по сути, состоит из множества двусторонних соглашений между государствами, которые они заключают по мере необходимости. Основные принципы заключения договоров по защите инвестиций были разработаны в 1992 году Международным банком реконструкции и развития. Международное регулирование инвестиционной сферы в настоящее время остается недостаточно продуманным. На уровне ООН сложно прийти к консенсусу в данном вопросе, так как все страны (и развитые, и развивающиеся) имеют одинаковый вес, в связи с чем не могут доверить ООН разработку международного экономического права. Что касается ВТО, то она скорее занимается развитием торговли, услуг и интеллектуальной собственностью, а защита инвестиций пока не относится к ее компетенции.
?
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РФ И ОЭСР
Наше государство начало контактировать с Организацией еще в XX веке. В конце 80-х годов эксперты ОЭСР консультировали работников Государственного комитета по статистике СССР (бывшее ЦСУ Госплана СССР) по вопросам системы национальных счетов (СНС), ее введения, разработки и использования. Политбюро была осознана необходимость исчисления макроэкономических показателей в соответствии с международными стандартами, поэтому было принято решение о запросе рекомендаций у Организации. Помимо этого, в том числе на основании полученных консультаций, составлялись ежегодные статистические сборники и брошюры, в которых отражались состояние промышленности и социально-демографическая ситуация в Союзе.
К 1990 году во внутренней структуре Организации был создан специальный Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Учитывая то, что изначально ОЭСР была ориентирована исключительно на взаимодействие развитых стран, это был большой шаг в сторону глобализации ее деятельности. Это было сделано по двум причинам. Во-первых, уровень развития многих стран, не являвшихся членами ОЭСР, значительно вырос (н., КНР). Во-вторых, создание подобного Центра было обусловлено изменившейся мировой обстановкой, вызванной распадом социалистического лагеря и переориентированием бывших союзных республик на рыночную экономику и открытое сотрудничество.
С 1990 года около 70 стран с развивающейся экономикой получили право на участие в работе Организации. Они не ратифицировали Конвенцию и не становились полноправными участниками ОЭСР, но могли осуществлять совместную деятельность в некоторых сферах на основании отдельных соглашений и деклараций. Таким образом, после подписания 8 июня 1994 года Декларации о сотрудничестве между ОЭСР и РФ наше государство также стало вовлекаться в работу Организации.
Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой должен был планировать и координировать основные направления взаимодействия органов ОЭСР с представителями Российской Федерации. Согласно подписанной Декларации, Организация обязалась оказывать всяческое содействие России в переходе к рыночной экономике, готовить обзоры состояния экономики страны, результативности проведенных реформ, предлагать решения по усовершенствованию национальной политики и т. д.
Российская сторона, в свою очередь, должна предоставлять Организации всю необходимую информацию, если это не противоречит внутреннему законодательству, оказывать содействие в предоставлении товаров и услуг, необходимых для деятельности ОЭСР, в частности, двусторонний письменный и устный перевод встреч и документов. Также Россия обязалась предоставлять возможности распространения деятельности Организации на территории РФ в рамках действующего законодательства.
Учитывая прекращение биполярной конфронтации Востока и Запада в XX веке, Декларация была направлена на интеграцию и максимально эффективное взаимодействие блока ОЭСР и России. Организация поддерживала и поощряла начавшиеся в бывшем СССР преобразования, демократизацию и либерализацию всех сфер жизни, зарождение рынка, свободную конкуренцию и плюрализм.
Еще одним важным документом того периода является Соглашение между ОЭСР и Правительством РФ «О привилегиях и иммунитетах Организации в РФ», подписанное в Париже 8 июня 1994 г. По результатам заключенного Соглашения, Россия признавала полную правосубъектность Организации как юридического лица международного уровня. В частности, ОЭСР получала право заключать любые сделки и договоры, не противоречащие законодательству, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в судебном порядке. В то же время ОЭСР освобождалась от уплаты налогов, сборов и таможенных пошлин, за исключением платежей по ЖКХ и налогов на продажу недвижимого имущества. Тем не менее, в случае необходимых для официальных нужд крупных закупок, которые законодательно должны облагаться налогом, Правительство РФ обязалось принимать все возможные меры для возврата уплаченных сумм сборов.
В соответствии с данным Соглашением, ОЭСР пользовалась крайне высокой степенью дипломатической защиты. Помимо стандартных иммунитетов должностных лиц и экспертов, действующих на международном уровне, гарантировалась свобода передвижения, неприкосновенность всего имущества, архивов и документов Организации. Какая-либо цензура со стороны РФ, ограничивающая свободу связи, запрещалась статьей 9 вышеупомянутого Соглашения. Неприкосновенность помещений Организации, помимо недопустимости проведения обыска правоохранительными органами России, подразумевала запрет должностным лицам российской стороны на вход на территорию помещений без прямого разрешения Генерального секретаря ОЭСР.
Таким образом, объем иммунитетов и привилегий, предоставленных Организации по Соглашению с Российской Федерацией, был достаточно велик, обеспечивая свободу деятельности ОЭСР на территории нашего государства с целью наиболее эффективного сотрудничества и дальнейшего развития отношений.
После двух лет успешного взаимодействия в 1996 году Российская Федерация подала заявку о вступлении в Организацию. Просьба была рассмотрена, но Совет посчитал, что уровень развития демократии и рыночной экономики в нашем государстве еще недостаточно высок для подтверждения членства в ОЭСР. Но в 1997 между сторонами был подписан Протокол, согласно которому создавался специальный Комитет по связям между Организацией и РФ, в который входили уполномоченные представители сторон. Он стал основным органом, через который стало осуществляться взаимодействие. В его полномочия входит наблюдение за претворением в жизнь проводимых в России экономических реформ, анализ выполнения Рабочих программ. Также он вправе давать необходимые рекомендации для повышения эффективности сотрудничества между нашей страной и ОЭСР.
Активные переговоры с РФ о ее вступлении в Организацию ведутся с 2009 года на основе «Дорожной карты присоединения России к ОЭСР», которая была одобрена Советом в 2007. Согласно данной карте, Россия обязалась привести национальное законодательство в соответствие с внутренними нормами и стандартами Организации. Контролировать и проверять результаты данных реформ должны 22 специально уполномоченных комитета. По результатам их заключений будет решаться вопрос о сроках вступления в ОЭСР. Но, как уже отмечалось ранее, на данный момент все переговоры заморожены на неопределенный период из-за обострения международных отношений в связи с присоединением АКР и Севастополя. По состоянию на конец 2013 года, достигнута договоренность с комитетами налоговой и конкурентной политики, в сфере защиты прав потребителей, труда и здравоохранения. Но, как признает первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов, остаются некоторые проблемы, в частности, с комитетами по химической промышленности, экологии, сельскому хозяйству, инвестициям и противодействию коррупции.
До тех пор, пока окончательно не решен вопрос о членстве в ОЭСР, проводится довольно широкое взаимодействие, как через отделы Организации, так и путем разработки общих Рабочих программ совместно с Генеральным Секретариатом, которые должны получать одобрение Совета.
Как и все другие сотрудничающие с ОЭСР государства, Россия имеет право на консультации экспертов и специалистов по интересующим вопросам. Ежегодно проводятся совместные встречи представителей, как министров финансов, так и министров иностранных дел, на которых зачастую обсуждается одна и та же злободневная проблема о присоединении Российской Федерации к Конвенции Организации. Помимо этого, наше государство участвует в различных семинарах и симпозиумах, проводимых с целью анализа всевозможных экономических вопросов, поднимаемых странами-участницами. Помимо постоянных представителей при ОЭСР, в них принимают участие сенаторы и депутаты от законодательной ветви власти, а также работники исследовательских научных центров.
Согласно политике открытости и прозрачности деятельности ОЭСР, Россия, как и любое государство, имеет свободный доступ к имеющейся информации, анализам, статистическим данным, ежегодным докладам и отчетам. Вопрос об участии РФ в качестве наблюдателя в различных органах ОЭСР (комитетах, отделах, агентствах) определяется решением Совета. В случае утверждения, представитель российской стороны приглашается для участия в работе указанных органов, имеет право присутствовать, высказывать предложения, а также получает предусмотренные Соглашением привилегии и иммунитеты.
Членство России в Организации экономического сотрудничества и развития может оказаться крайне выгодным по многим причинам. Во-первых, международно признанный авторитет Организации благоприятно повлияет на развитие более тесных контактов с лидерами мирового рынка, на инвестиционный климат и на интеграцию в международную экономическую систему. В глазах мирового сообщества Россия резко поднимется на несколько позиций, увеличится доверие к проводимой политике, потому что она должна будет соответствовать стандартам ОЭСР. Повлияет это и на отношение к РФ частных лиц. Вполне вероятно, что приток инвестиций от иностранных компаний и индивидуальных инвесторов резко увеличится, потому что членство в такой масштабной и респектабельной международной организации, как ОЭСР, является своеобразной гарантией надежности и свидетельствует о стабильном инвестиционном климате внутри государства-члена.
Во-вторых, вступление в Организацию откроет нашей стране доступ ко всей содержащейся в ее базах информации, в том числе к той части, которая является конфиденциальной для не-участников Соглашения. Огромный, накопленный за более чем полвека, опыт построения и развития рыночных экономических систем позволит исправить внутренние ошибки, усовершенствовать политику и проводимые реформы. Рекомендации и консультации опытных экспертов и специалистов ОЭСР по различным сферам деятельности помогут подкорректировать направления развития и значительно повысить уровень эффективности. Обмен опытом, идеями и концепциями по проведению экономической, инновационной или социальной политики может быть выгодным и полезным для обеих сторон.
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация экономического сотрудничества и развития входит в десятку важнейших международных организаций. Ее деятельность, направленная на поддержание и увеличение темпов экономического роста, либерализацию торговли, стабилизацию и глобализацию рынка, показывает значительные результаты.
Проводя политику борьбы с «налоговыми оазисами», мошенничеством, уходом от налогов и финансированием терроризма и наркотрафика, она выступает своеобразным международным финансовым полицейским. Ежегодно публикуемые отчеты и анализы экономической ситуации в различных странах составляют обширнейшую информационную базу. На основе этих данных, государства имеют возможность корректировать национальную политику, учитывать чужие ошибки и добиваться эффективных результатов. Поддерживая принципы гармоничного и добрососедского сотрудничества, ОЭСР всеми возможными мерами старается добиться максимальной интеграции не только развитых демократических стран, как это делала ОЕЭС, но и развивающихся стран с переходной экономикой.
Несомненно, что членство Российской Федерации в данной Организации благоприятно скажется и на экономической ситуации внутри страны, и на развитии международных связях со странами Европы, Америкой и др. В связи с этим должностные лица выражают надежды на скорейшее разрешение конфликта, связанного с Украиной, и возобновление приостановленных переговоров о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития.
?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные договоры:
1. «Программа восстановления Европы», Вашингтон, 2.04.1948
2. Конвенция «О создании ОЕЭС», Париж, 16.04.1948
3. Соглашение «Об учреждении ЕПС», Париж, 19.09.1950
4. Конвенция «О создании ОЭСР», Париж, 14.12.1960
5. Решение Совета ОЭСР о принятии Кодекса либерализации движения капиталов, Париж, 12.12.1961
6. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», Вена, 19.12.1988
7. Сорок Рекомендаций ФАТФ, Париж, февраль 1990
8. Декларация «О сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией», Париж, 8.06.1994
9. Соглашение между ОЭСР и Правительством РФ «О привилегиях и иммунитетах Организации в РФ», Париж, 8.06.1994
10. Международная конвенция ООН «О борьбе с финансированием терроризма», Нью-Йорк, 9.12.1999
11. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Палермо, 15.11.2000
12. Специальные Рекомендации ФАТФ по предотвращению финансирования терроризма, Париж, 22.10.2004
13. Резолюция Совета Безопасности ООН N1617, Нью-Йорк, 29.07.2005
14. Документ Совета ОЭСР «Общая процедура вступления новых членов», Париж, 13.05.2007
15. Декларация ФАТФ, Рим, 22.06.2012
Законодательные акты РФ:
16. Постановление Правительства РФ от 26.05.1997 г. N 623
17. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ
18. Приложение 1 к Указанию Банка России N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" от 7.08.2003 г.
Зарубежная специальная юридическая литература:
1. Discours de Georges Marshall, Harvard, 5.06.1947
2. Руководство МББР по регулированию прямых иностранных инвестиций, 1992
3. Программа работы Центра по сотрудничеству со странами, не являющимися членами ОЭСР (ЦССНЧ) для России, 2000
4. Резолюция Совета ОЭСР на уровне министров, 16.05.2007
5. «Дорожная карта» присоединения РФ к Конвенции об учреждении ОЭСР, 30.11.2007
6. Rapport annuel du GAFI 2012-2013
7. Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ, февраль 2013
8. Economic Policy Reforms 2013. «Going for growth», 2013
9. Rapport du Secr?taire G?n?ral aux ministres, 2013
10. FATF Public Statement, 21.06.2013
Интернет-ресурсы:
11. www.oecdru.org – официальный сайт ОЭСР (на русском языке)
12. www.oecd.org – официальный сайт ОЭСР
13. www.oecd-ilibrary.org – архив ОЭСР
14. www.fatf-gafi.org – официальный сайт ФАТФ
15. www.un.org – официальный сайт ООН
16. www.ru.g20russia.ru – официальный сайт Большой двадцатки (на русском языке)
17. www.eurasiangroup.org – официальный сайт ЕАГ
18. www.lemonde.fr – официальный сайт французского СМИ Le monde
19. www.rbc.ru – официальный сайт РБК
20. www.interfax.ru — официальный сайт Интерфакс
21. www.ria.ru – официальный сайт РИА
22. www.itar-tass.com – официальный сайт ИТАР-ТАСС
23. www.rg.ru – официальный сайт Российской газеты
24. www.claaf.org – официальный сайт латиноамериканского теневого комитета по финансовому регулированию
25. www.crf-usa.org – официальный сайт Фонда конституционных прав США?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Государства-члены ОЭСР
Страны-основатели:
1. Австрия, 29 сентября 1961
2. Бельгия, 13 сентября 1961
3. Великобритания, 2 мая 1961
4. Германия, 27 сентября 1961
5. Греция, 27 сентября 1961
6. Дания, 30 мая 1961
7. Ирландия, 17 августа 1961
8. Исландия, 5 июня 1961
9. Испания, 3 августа 1961
10. Италия, 29 марта 1962
11. Канада, 10 апреля 1961
12. Люксембург, 7 декабря 1961
13. Нидерланды, 13 ноября 1961
14. Норвегия, 4 июля 1961
15. Португалия, 4 августа 1961
16. США, 12 апреля 1961
17. Турция, 2 августа 1961
18. Франция, 7 августа1961
19. Швейцария, 28 сентября 1961
20. Швеция, 28 сентября 1961
Присоединившиеся позже:
21. Япония, 28 апреля 1964
22. Финляндия, 28 января 1969
23. Австралия, 7 июня 1971
24. Новая Зеландия, 29 мая 1973
25. Мексика, 18 мая 1994
26. Чехия, 21 декабря 1995
27. Венгрия, 7 мая 1996
28. Польша, 22 ноября 1996
29. Южная Корея, 12 декабря 1996
30. Словакия, 14 декабря 2000
31. Чили, 7 мая 2010
32. Эстония, 3 июня 2010
33. Словения, 21 июля 2010
34. Израиль, 7 сентября 2010
+ Латвия, Колумбия (ведутся переговоры, начались в 2013)
+ Литва, Коста-Рика (переговоры начнутся в 2015)
Нет комментариев