Светлана Реховская → Краткая характеристика Коммерческого кодекса Франции
Сильный толчок в своем развитии и отделении от гражданского торговое право получило в Средние века в европейских странах. На первых этапах своего формирования оно носило устный характер, было основано на обычной практике отношений торговцев между собой. Тем не менее, несмотря на отсутствие писаных источников, так называемый Lex mercatoria, признавался большинством торговцев Европы как обязательный.
Первым значимым писаным источником торгового права Франции был королевский Торговый ордонанс 1673 года, или кодекс Савари, по имени одного из главных разработчиков, правоведа и одного из крупнейших торговцев своего времени Жака Савари.
В годы правления Наполеона, период масштабной кодификации французского права, в 1807 году был принят Коммерческий кодекс, который во многом основывался на положениях предшественника, а также Морского ордонанса 1681. Его разработка началась в 1801 году рабочей группой из 7 юристов и судей (Горно, судья апелляционного трибунала Парижа, Виньон, председатель торгового трибунала, Бурсье, бывший судья торгового трибунала, Легра, юрисконсульт, Виталь-Ру, крупный лионский торговец, Кулом, бывший магистрат, Мургю администратор хосписов) и заняла 8 месяцев. Однако подготовленный проект не прошел проверку, осуществленную трибуналами всех инстанций, и был отправлен на доработку. Только к сентябрю 1807 году после длительных обсуждений в ГосСовете, в том числе с участием Наполеона, исправленные книги кодекса поэтапно начали принимать, а окончательно он вступил в силу 1 января 1808 с опубликованием закона, отменяющего все предыдущие акты, касающиеся торговых отношений. Тем не менее, он не был единственным источником торгового права во Франции на тот период, так как Государственный совет своим постановлением от 13 декабря 1811 предписал торговым трибуналом при рассмотрении дел, в случае отсутствия в Кодексе необходимой нормы, пользоваться как общим (то есть гражданским) правом, так и торговыми обычаями.
Во второй половине 19 века Коммерческий кодекс, так же как и ФГК, переживал кризис. В связи с масштабной индустриальной революцией, прокатившейся по странам Европы, своды законов оказались не приспособлены к изменившимся условиям. Спровоцированные судебной практикой, спешно принимались специальные законы, заполнявшие пробелы законодательства, кодексы потеряли свою глобальность и всеохватываемость (в частности, законы о банкротстве, об акционерных обществах, о торговых товариществах, дело вдовы Тоффэн и т.д.). Но если Гражданский кодекс смог приспособиться к новому этапу развития общества, Коммерческий устарел настолько, что к середине 20 века в него вообще перестали вносить поправки. Практически вся торговая деятельность регулировалась законами и декретами, поэтому к концу века было принято решение об отказе от давно уже неактуального и неработающего Коммерческого кодекса и о разработке нового.
В целом нормы нового Кодекса базировались на положениях своего предшественника и принятых законов, поэтому его разработка не заняла много времени (в то время как создание Коммерческого кодекса 1808 года заняла почти 8 лет). Он был введен в действие Ордонансом от 18 сентября 2000 г., отменив давно не действовавший старый Кодекс и более 50 законов и декретов, регулировавших торгово-экономическую деятельность.
По сравнению со старым Кодексом, у нового есть серьезный недостаток. Техника изложения юристов 19 века была предельно четкой, ясной и краткой. Современный же вариант крайне труден для понимания обычными читателями из-за громоздкости формулировок, длины предложений и множества ссылок на ссылки.
В отличие от своего предшественника, новый Коммерческий кодекс состоит не из 4 (О коммерции в целом, О морской торговле, О неплатежеспособности и о банкротстве, О судопроизводстве в коммерческих судах), а из 9 книг, и является гораздо более объемным (в старом — 648 статей, в новом — 958 + к каждой статье — «подпункты»).
1. О коммерции в целом
2. О коммерческих товариществах
3. О некоторых видах продажи и об условиях эксклюзивности
4. О свободе цен и конкуренции
5. О коммерческих ценных бумагах и об обеспечениях
6. О затруднениях предприятий
7. О коммерческих судах и об организации коммерческой деятельности
8. О некоторых регламентированных профессиях
9. Положения, касающиеся заморских территорий
Книга -> Титул -> Глава -> Раздел -> Подраздел -> Параграф -> Статья
Книга 1 включает в себя общие нормы, касающиеся статуса коммерсанта, товариществ, брокеров, перевозчиков и коммерческих агентов. Также в начале книги дается подробное определение коммерческого акта в целом и устанавливается специальный срок исковой давности в 10 лет. В соответствии с КК коммерсантами признаются лица, осуществляющие коммерческие акты в порядке своей обычной профессиональной деятельности (определение коммерсанта дословно повторяет ст. 1 старого Кодекса). Закон от 15 июня 2010 года расширил понятие коммерсанта, включив в него также эмансипированных несовершеннолетних. В соответствии со ст. L. 121-2 КК и ст. 413-8 ФГК новых редакций для приобретения статуса коммерсанта несовершеннолетний должен получить разрешение у судьи по делам опеки (в процессе рассмотрения дела о признании его эмансипированным) либо у председателя суда большой инстанции (после вступления в силу решения о признании его эмансипированным).
Положения Книги 2 регулируют процесс создания и деятельности всех видов коммерческих товариществ (в т.ч. европейских объединений), требования к их наименованиям, размерам уставного капитала, порядок реорганизации и ликвидации. По сути, нормы данной книги являются основополагающими, базовыми для регулирования коммерческой деятельности. Спецификой книги О коммерческих товариществах можно назвать Титул IV, который включает в себя перечень нарушений в сфере коммерческой и корпоративной деятельности и предусмотренные за них санкции. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Уголовный кодекс Франции, в отличие от российского, не является глобально-исчерпывающим.
Книга 3 стала кодифицированным вариантом ряда Законов как 19, так и 20 века. Она состоит из трех титулов и включает в себя специфические правила продаж в периоды ликвидации магазинов, продажи с публичных торгов. В Титуле 3 содержатся всего 3 статьи, регулирующие действие условия об эксклюзивности в договорах купли-продажи, цессии или аренды. Предельный срок подобного обязательства составляет 10 лет.
В Книге 4 провозглашаются принципы свободного ценообразования, здоровой конкуренции производителей и прозрачности коммерческой деятельности. Помимо правил добросовестного занятия коммерцией и запрещенных действий, ограничивающих конкуренцию на рынке, в Титуле VI содержатся положения о статусе и порядке функционирования Антимонопольного совета. Этот контролирующий орган, призванный обеспечивать соблюдение конкурентного законодательства, формируется министром экономики и состоит из бывших судей, экспертов в сфере ЗПП и антимонопольного регулирования. В его компетенцию входит, в частности, дача консультаций по запросам Парламента, Правительства или судов по вопросам антимонопольного законодательства. В некоторых случаях проверка Антимонопольным советом является обязательной, например, если актами будет устанавливаться новый режим регулирования конкуренции. Кроме консультирующей функции, Совет имеет право обязывать лица прекратить антиконкурентные действия и, в случае неподчинения, применять к ним финансовые санкции размером до 3 млн евро (для физлиц) либо 10% мирового торгового оборота предприятия-нарушителя.
Книга 5 состоит из 2 объемных титулов — О коммерческих ценных бумагах и Об обеспечениях обязательств. Первый Титул устанавливает правила обращения определенного вида ценных бумаг, называемых коммерческими (к ним относятся простой и переводной вексель), требования к их содержанию, права и обязанности, возникающие у сторон и специфические обеспечения, применяющиеся в вексельном праве, такие как аваль (разновидность поручительства, предоставляемая третьим лицом или одним из лиц, подписавших вексель). Второй титул частично посвящен залогам, частично — правилам хранения товаров на складах, их видам и правилам эксплуатации. В отношении данной Книги стоит особо отметить то, что с 2000 года ее положения практически не подвергались изменениям, что говорит об их точности и соответствии общемировым стандартам в сфере регулирования обращения коммерческих ценных бумаг и обеспечениях обязательств.
Из названия Книги 6 понятно, что в ней содержатся нормы, направленные на предотвращение финансово-экономических трудностей предприятия и на их урегулирование, а также на восстановление платежеспособности предприятия и на ликвидацию его имущества в случае банкротства. На мой взгляд, стоит обратить внимание на то, что Книга открывается Титулом О профилактике затруднений. Из этого можно сделать вывод, что по возможности проблемы предприятий предупреждались и устранялись на начальных этапах их возникновения, а не путем исправления уже наступивших последствий. Для этого формируются специальные профилактические ассоциации, которые, при обнаружении признаков проблем, предлагают руководству предприятия помощь экспертов и меры по исправлению ситуации. В этих же целях на базе коммерческих судов учреждаются примирительные процедуры, позволяющие урегулировать возникшие споры во внесудебном порядке путем подписания соглашений. Положения данной части Кодекса сильно подверглись изменениям законами о банкротстве 2005 года, в связи с корректировкой государственной политики в этой сфере.
Книга 7 включает в себя 6 титулов, большая часть которых посвящена организации и компетенции коммерческих судов. Решение об их учреждении и отделении от судов общего права было принято еще в 1806 году. Специфика этих трибуналов состоит в том, что судьями являются не профессиональные магистраты, а коммерсанты из списка членов торгово-промышленных палат. Они избираются самими коммерсантами на 2 года с возможностью последующего переизбрания (но общий срок не может превышать 14 лет). Коммерческим трибуналам подсудны 3 основные группы споров, независимо от суммы иска: споры между коммерсантами или кредитными учреждениями, споры связанные с коммерческими товариществами и с коммерческими ценными бумагами. Второй инстанцией для данных споров являются коммерческие палаты апелляционных судов. Завершается данная Книга Титулом О рынках общенационального значения и о торговых выставках, в котором собраны правила и особенности организации коммерческой деятельности в обозначенных ситуациях.
Книга 8 содержит в себе специальные нормы, регулирующие деятельность представителей отдельных профессий. Она состоит из двух титулов, в названиях которых и перечислены субъекты специального регулирования: судебные управляющие, судебные уполномоченные, эксперты по диагностике предприятий и бухгалтеры-ревизоры. В книге содержаться требования к квалификации, профессиональной этике и дисциплине указанных лиц, организация их деятельности и контроль за соблюдением правил. Например, судебным управляющим, которому решением суда поручается управление имуществом или наблюдение за управлением этим имуществом, может быть назначен француз (или гражданин государства-члена ЕС), состоящий в специальном списке, не имеющий никакой личной заинтересованности, не подвергавшийся уголовному, административному или дисциплинарному наказанию за деяние против чести и порядочности и успешно сдавший экзамен на соответствие должности судебного управляющего. Он не имеет право в будущем заниматься какой бы то ни было коммерческой деятельностью, в том числе через подставных лиц, или быть членов товарищества. Однако, судебные управляющие могут объединяться и создавать собственные гражданские товарищества, то есть, фактически, некоммерческие объединения (ст. 1845 ФГК). Они подконтрольны органам Прокуратуры и, в случае нарушения, привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Заключительная Книга 9, как и в большинстве других сводов законов Франции, включает в себя специальные положения, применяющиеся на заморских территориях. В целом, они соответствуют нормам, действующим в Метрополии, зачастую различия носят чисто лексический характер, например, «суд первой инстанции по коммерческим делам» в Сан-Пьер и Микелон или «представители персонала» вместо «комитета предприятия» в Новой Каледонии. Также в некоторых статьях содержаться указания на то, какие части статей следует исключать при их применении на указанной территории. Книга состоит из 5 титулов и посвящена специфическому регулированию в Сан-Пьер и Микелон, в Майотте, Новой Каледонии, во французской Полинезии и на островах Уоллис и Футуна.
Ныне действующий КК регулирует весь спектр экономических отношений, за исключением морского торгового права, которое регламентируется отдельными законами и декретами Правительства. Его особенностью является то, что помимо положений экономического и торгово-производственного законодательства, в него частично включены нормы процессуального, трудового и уголовного права.
* Также следует отметить, что Декретом от 25 марта 2007 года была введена в действие вторая часть,регламентарное дополнение к законодательной части Коммерческого кодекса. Она представляет собой масштабную кодификацию более 90 декретов и постановлений с 1795 года. Вторая часть устанавливает конкретные правила реализации положений законодательной части, поэтому практически полностью повторяет ее структуру (9 книг, те же названия, те же титулы и главы, те же статьи; если в главе нет – делается указание – глава не содержит регламентарных положений). Также в нее включены формы и образцы различных документов (н., типовые формы уставов).
Первым значимым писаным источником торгового права Франции был королевский Торговый ордонанс 1673 года, или кодекс Савари, по имени одного из главных разработчиков, правоведа и одного из крупнейших торговцев своего времени Жака Савари.
В годы правления Наполеона, период масштабной кодификации французского права, в 1807 году был принят Коммерческий кодекс, который во многом основывался на положениях предшественника, а также Морского ордонанса 1681. Его разработка началась в 1801 году рабочей группой из 7 юристов и судей (Горно, судья апелляционного трибунала Парижа, Виньон, председатель торгового трибунала, Бурсье, бывший судья торгового трибунала, Легра, юрисконсульт, Виталь-Ру, крупный лионский торговец, Кулом, бывший магистрат, Мургю администратор хосписов) и заняла 8 месяцев. Однако подготовленный проект не прошел проверку, осуществленную трибуналами всех инстанций, и был отправлен на доработку. Только к сентябрю 1807 году после длительных обсуждений в ГосСовете, в том числе с участием Наполеона, исправленные книги кодекса поэтапно начали принимать, а окончательно он вступил в силу 1 января 1808 с опубликованием закона, отменяющего все предыдущие акты, касающиеся торговых отношений. Тем не менее, он не был единственным источником торгового права во Франции на тот период, так как Государственный совет своим постановлением от 13 декабря 1811 предписал торговым трибуналом при рассмотрении дел, в случае отсутствия в Кодексе необходимой нормы, пользоваться как общим (то есть гражданским) правом, так и торговыми обычаями.
Во второй половине 19 века Коммерческий кодекс, так же как и ФГК, переживал кризис. В связи с масштабной индустриальной революцией, прокатившейся по странам Европы, своды законов оказались не приспособлены к изменившимся условиям. Спровоцированные судебной практикой, спешно принимались специальные законы, заполнявшие пробелы законодательства, кодексы потеряли свою глобальность и всеохватываемость (в частности, законы о банкротстве, об акционерных обществах, о торговых товариществах, дело вдовы Тоффэн и т.д.). Но если Гражданский кодекс смог приспособиться к новому этапу развития общества, Коммерческий устарел настолько, что к середине 20 века в него вообще перестали вносить поправки. Практически вся торговая деятельность регулировалась законами и декретами, поэтому к концу века было принято решение об отказе от давно уже неактуального и неработающего Коммерческого кодекса и о разработке нового.
В целом нормы нового Кодекса базировались на положениях своего предшественника и принятых законов, поэтому его разработка не заняла много времени (в то время как создание Коммерческого кодекса 1808 года заняла почти 8 лет). Он был введен в действие Ордонансом от 18 сентября 2000 г., отменив давно не действовавший старый Кодекс и более 50 законов и декретов, регулировавших торгово-экономическую деятельность.
По сравнению со старым Кодексом, у нового есть серьезный недостаток. Техника изложения юристов 19 века была предельно четкой, ясной и краткой. Современный же вариант крайне труден для понимания обычными читателями из-за громоздкости формулировок, длины предложений и множества ссылок на ссылки.
В отличие от своего предшественника, новый Коммерческий кодекс состоит не из 4 (О коммерции в целом, О морской торговле, О неплатежеспособности и о банкротстве, О судопроизводстве в коммерческих судах), а из 9 книг, и является гораздо более объемным (в старом — 648 статей, в новом — 958 + к каждой статье — «подпункты»).
1. О коммерции в целом
2. О коммерческих товариществах
3. О некоторых видах продажи и об условиях эксклюзивности
4. О свободе цен и конкуренции
5. О коммерческих ценных бумагах и об обеспечениях
6. О затруднениях предприятий
7. О коммерческих судах и об организации коммерческой деятельности
8. О некоторых регламентированных профессиях
9. Положения, касающиеся заморских территорий
Книга -> Титул -> Глава -> Раздел -> Подраздел -> Параграф -> Статья
Книга 1 включает в себя общие нормы, касающиеся статуса коммерсанта, товариществ, брокеров, перевозчиков и коммерческих агентов. Также в начале книги дается подробное определение коммерческого акта в целом и устанавливается специальный срок исковой давности в 10 лет. В соответствии с КК коммерсантами признаются лица, осуществляющие коммерческие акты в порядке своей обычной профессиональной деятельности (определение коммерсанта дословно повторяет ст. 1 старого Кодекса). Закон от 15 июня 2010 года расширил понятие коммерсанта, включив в него также эмансипированных несовершеннолетних. В соответствии со ст. L. 121-2 КК и ст. 413-8 ФГК новых редакций для приобретения статуса коммерсанта несовершеннолетний должен получить разрешение у судьи по делам опеки (в процессе рассмотрения дела о признании его эмансипированным) либо у председателя суда большой инстанции (после вступления в силу решения о признании его эмансипированным).
Положения Книги 2 регулируют процесс создания и деятельности всех видов коммерческих товариществ (в т.ч. европейских объединений), требования к их наименованиям, размерам уставного капитала, порядок реорганизации и ликвидации. По сути, нормы данной книги являются основополагающими, базовыми для регулирования коммерческой деятельности. Спецификой книги О коммерческих товариществах можно назвать Титул IV, который включает в себя перечень нарушений в сфере коммерческой и корпоративной деятельности и предусмотренные за них санкции. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Уголовный кодекс Франции, в отличие от российского, не является глобально-исчерпывающим.
Книга 3 стала кодифицированным вариантом ряда Законов как 19, так и 20 века. Она состоит из трех титулов и включает в себя специфические правила продаж в периоды ликвидации магазинов, продажи с публичных торгов. В Титуле 3 содержатся всего 3 статьи, регулирующие действие условия об эксклюзивности в договорах купли-продажи, цессии или аренды. Предельный срок подобного обязательства составляет 10 лет.
В Книге 4 провозглашаются принципы свободного ценообразования, здоровой конкуренции производителей и прозрачности коммерческой деятельности. Помимо правил добросовестного занятия коммерцией и запрещенных действий, ограничивающих конкуренцию на рынке, в Титуле VI содержатся положения о статусе и порядке функционирования Антимонопольного совета. Этот контролирующий орган, призванный обеспечивать соблюдение конкурентного законодательства, формируется министром экономики и состоит из бывших судей, экспертов в сфере ЗПП и антимонопольного регулирования. В его компетенцию входит, в частности, дача консультаций по запросам Парламента, Правительства или судов по вопросам антимонопольного законодательства. В некоторых случаях проверка Антимонопольным советом является обязательной, например, если актами будет устанавливаться новый режим регулирования конкуренции. Кроме консультирующей функции, Совет имеет право обязывать лица прекратить антиконкурентные действия и, в случае неподчинения, применять к ним финансовые санкции размером до 3 млн евро (для физлиц) либо 10% мирового торгового оборота предприятия-нарушителя.
Книга 5 состоит из 2 объемных титулов — О коммерческих ценных бумагах и Об обеспечениях обязательств. Первый Титул устанавливает правила обращения определенного вида ценных бумаг, называемых коммерческими (к ним относятся простой и переводной вексель), требования к их содержанию, права и обязанности, возникающие у сторон и специфические обеспечения, применяющиеся в вексельном праве, такие как аваль (разновидность поручительства, предоставляемая третьим лицом или одним из лиц, подписавших вексель). Второй титул частично посвящен залогам, частично — правилам хранения товаров на складах, их видам и правилам эксплуатации. В отношении данной Книги стоит особо отметить то, что с 2000 года ее положения практически не подвергались изменениям, что говорит об их точности и соответствии общемировым стандартам в сфере регулирования обращения коммерческих ценных бумаг и обеспечениях обязательств.
Из названия Книги 6 понятно, что в ней содержатся нормы, направленные на предотвращение финансово-экономических трудностей предприятия и на их урегулирование, а также на восстановление платежеспособности предприятия и на ликвидацию его имущества в случае банкротства. На мой взгляд, стоит обратить внимание на то, что Книга открывается Титулом О профилактике затруднений. Из этого можно сделать вывод, что по возможности проблемы предприятий предупреждались и устранялись на начальных этапах их возникновения, а не путем исправления уже наступивших последствий. Для этого формируются специальные профилактические ассоциации, которые, при обнаружении признаков проблем, предлагают руководству предприятия помощь экспертов и меры по исправлению ситуации. В этих же целях на базе коммерческих судов учреждаются примирительные процедуры, позволяющие урегулировать возникшие споры во внесудебном порядке путем подписания соглашений. Положения данной части Кодекса сильно подверглись изменениям законами о банкротстве 2005 года, в связи с корректировкой государственной политики в этой сфере.
Книга 7 включает в себя 6 титулов, большая часть которых посвящена организации и компетенции коммерческих судов. Решение об их учреждении и отделении от судов общего права было принято еще в 1806 году. Специфика этих трибуналов состоит в том, что судьями являются не профессиональные магистраты, а коммерсанты из списка членов торгово-промышленных палат. Они избираются самими коммерсантами на 2 года с возможностью последующего переизбрания (но общий срок не может превышать 14 лет). Коммерческим трибуналам подсудны 3 основные группы споров, независимо от суммы иска: споры между коммерсантами или кредитными учреждениями, споры связанные с коммерческими товариществами и с коммерческими ценными бумагами. Второй инстанцией для данных споров являются коммерческие палаты апелляционных судов. Завершается данная Книга Титулом О рынках общенационального значения и о торговых выставках, в котором собраны правила и особенности организации коммерческой деятельности в обозначенных ситуациях.
Книга 8 содержит в себе специальные нормы, регулирующие деятельность представителей отдельных профессий. Она состоит из двух титулов, в названиях которых и перечислены субъекты специального регулирования: судебные управляющие, судебные уполномоченные, эксперты по диагностике предприятий и бухгалтеры-ревизоры. В книге содержаться требования к квалификации, профессиональной этике и дисциплине указанных лиц, организация их деятельности и контроль за соблюдением правил. Например, судебным управляющим, которому решением суда поручается управление имуществом или наблюдение за управлением этим имуществом, может быть назначен француз (или гражданин государства-члена ЕС), состоящий в специальном списке, не имеющий никакой личной заинтересованности, не подвергавшийся уголовному, административному или дисциплинарному наказанию за деяние против чести и порядочности и успешно сдавший экзамен на соответствие должности судебного управляющего. Он не имеет право в будущем заниматься какой бы то ни было коммерческой деятельностью, в том числе через подставных лиц, или быть членов товарищества. Однако, судебные управляющие могут объединяться и создавать собственные гражданские товарищества, то есть, фактически, некоммерческие объединения (ст. 1845 ФГК). Они подконтрольны органам Прокуратуры и, в случае нарушения, привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Заключительная Книга 9, как и в большинстве других сводов законов Франции, включает в себя специальные положения, применяющиеся на заморских территориях. В целом, они соответствуют нормам, действующим в Метрополии, зачастую различия носят чисто лексический характер, например, «суд первой инстанции по коммерческим делам» в Сан-Пьер и Микелон или «представители персонала» вместо «комитета предприятия» в Новой Каледонии. Также в некоторых статьях содержаться указания на то, какие части статей следует исключать при их применении на указанной территории. Книга состоит из 5 титулов и посвящена специфическому регулированию в Сан-Пьер и Микелон, в Майотте, Новой Каледонии, во французской Полинезии и на островах Уоллис и Футуна.
Ныне действующий КК регулирует весь спектр экономических отношений, за исключением морского торгового права, которое регламентируется отдельными законами и декретами Правительства. Его особенностью является то, что помимо положений экономического и торгово-производственного законодательства, в него частично включены нормы процессуального, трудового и уголовного права.
* Также следует отметить, что Декретом от 25 марта 2007 года была введена в действие вторая часть,регламентарное дополнение к законодательной части Коммерческого кодекса. Она представляет собой масштабную кодификацию более 90 декретов и постановлений с 1795 года. Вторая часть устанавливает конкретные правила реализации положений законодательной части, поэтому практически полностью повторяет ее структуру (9 книг, те же названия, те же титулы и главы, те же статьи; если в главе нет – делается указание – глава не содержит регламентарных положений). Также в нее включены формы и образцы различных документов (н., типовые формы уставов).
Нет комментариев