Vitaliy Haupt →  О праве в сфере информационных технологий в Германии. YouTube и случаи судебной практики. Часть 8.

О пересечении авторских прав и средств электронной коммуникации уже говорилось в предыдущих частях серии с конкретными судебными случаями из практики. В этой связи нельзя пройти мимо одного из последних и актуальных решений немецких судов в этой области, особенно в свете последних попыток глобального изменения авторских и пользовательских прав, а так же при недавнем наборе т.н. Партией Пиратов 6% в немецком парламенте.
Речь пойдёт о решении Высшего Земельного Суда Мюнхена (Az.: 29 U 3496/11) в котором решался вопрос о выдаче истцу информации о пользователе всем хорошо известного портала YouTube.
Предистория довольно банальна и проста. Пользователь YouTube разместил несколько отрывков фильма компании Constantin для свободного скачивания пользоваелями. Общий размер предоставленного для скачивания материала составил около 50% всего фильма. Разумеется компания, как правообладатель материала, потребовала от портала прекращения нарушения и выдачу данных пользователя для обращения к нему и реализации против него своих авторских прав.

И разумеется трезвой и правильной реакцией портала было удаление (блокирование) этого материала.

Инструментом такого судебного обращения был выбран урегулированный в Гражданском Процессуальном Кодексе Германии (ZPO) процессуальный инструмент позволяющий судье в кратчайший срок обязать любого в виде судебного распоряжения (einstweilige Verf?gung), предоставить ту или иную информацию заявителю.

Инструмент этот довольно ходовой и часто применимый в сфере авторского права в отношении порталов, платформ и провайдеров.

Заявитель, компания Constantin, потребовал выдачу данных пользователя с целью установления истинного нарушителя, то есть для облегчения возможности реализовать свои права, что собственно и предусматривает эта процессуальная норма.

Высший Земельный Суд Мюнхена разумеется признал нарушение авторского права (§ 101 UrhG), но признал так же, что выдача личных данных пользователя необязательны и не необходимы, так как подобная необходимость признаётся лишь в случаях т.н. коммерческого использования чужого авторского права на материал. Коммерческое использование и намерение такового в данном случае не было установлено, что судом усмотрелось как недостаточное условие для применения этой процессуальной нормы.

В некоторых других своих решениях при сравнимых ситуациях, где речь шла об обмене файлами содержащими авторский материал, суд всё же признал наличие такой коммерческой цели.

Данная судбная практика демонстрирует ещё раз, что при наличии и использовании всей широты спектра процессуальных возможностей в авторском праве – решение о необходимости применимой меры остаётся за судом.

Забегая вперёд и оставляя читателю интригу, хотелось бы добавить, что одним из самых распространённых инструментов в подготовке процессуального действия в Германии является так называемый иск о предоставлении информации (Auskunftsklage), основанный на праве её получения (Auskunftsanspruch) или обязанности её предоставления (Auskunftspflicht).

Право на требование информации от оппонента заложено в различных сферах права и не только в авторском, а напр. в трудовом, семейном, наследственном, промышленном, телекоммуникационном, что разумеется обуславливает и выбор соответствующего процессуального инструментария.

Разумеется, что очень часто реализовать свое право любой гражданин или компания может лишь в зависимости от информации, которая находится именно у будущего оппонента-ответчика. В подобных случаях большенству клиентов и правобладателей неизвестно о существовании и т.н. «ступенчатого иска», в котором могут быть совмещены и поставлены в зависимость как выдача необходимой информации, так и основное требование от неё зависящее.

Нет комментариев