Евгений Киминчижи → О рекламе адвокатской деятельности
Ни Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», ни Кодекс профессиональной этики адвоката не предусматривают такого понятия, как реклама адвоката и адвокатской деятельности. Поэтому вопрос о правомерности данной рекламы является дискуссионным и его решение имеет большое практическое значение. При этом меня заинтересовал не столько даже вопрос о допустимом содержании сообщаемой в рекламных целях о себе информации адвокатами, сколько о форме подачи такой информации. Или все же… ни адвокатами?
Тем нашим коллегам, кто активно участвует в жизни социальных сетей, довольно часто приходится наблюдать размещаемые фотоматериалы, демонстрирующие многообразие используемой адвокатами рекламы. Испытывая чувство глубокого отвращения к большинству продуктов соответствующего «творчества», размещать таковые в данной заметке не стану. Сказать, что те лица, кто скрывается в буквальном смысле за вывеской «адвокат», имеют что-то общее с адвокатурой — язык не поворачивается. Как вам, например, изображение почтенной старушки, шатко прогуливающейся вдоль вокзала, в ярко-желтого цвета накидке на тело, с информацией об адвокате и указанием адресов-телефонов? Да, не запрещает закон и этика размещать информацию об адвокате. Но вряд ли можно признать допустимой форму подачи такой рекламы. А то, что перед нами именно реклама — никакого сомнения быть не может. Когда исполнитель услуги, продавец «идет на встречу» своим потенциальным покупателям, он себя рекламирует. И ничего кроме как нелестного сравнения с продажной девицей такой поступок не вызывает.
Или, например, плохого качества и грубо обрезанный по краям кусок фанеры, с неаккуратными рукописными письменами, размещенный в районе рынка или остановки общественного транспорта, на тротуарных дорожках… А что говорить про многочисленные в наших городах вывески в самых неподходящих для этого местах, позволяющих утверждать, что адвокаты или те, кто ими представляется, ютятся в парикмахерских, аптеках, интим-магазинах и прочее и прочее… Примеры такой гнусности можно приводить до бесконечности.
Проблема, что называется, на виду. Наше сообщество должно понимать, что никакие слова и даже отдельные громкие победы не способны поднять престиж адвокатуры до той поры, пока мы сами не станем уважительно относиться к себе и нашей профессии. А уважительность эта состоит не только в индивидуальной приверженности традициям адвокатской этики, но и переживания за судьбу адвокатуры в целом. Иначе получается, что своя хата с края, а потом по привычке перетираем свое негодование по кухням, вынося на обсуждение вопросы о нелюбви к адвокатуре со стороны общества.
Считаю, что Федеральной палате адвокатов необходимо, если нужно отвлекаясь от иных не менее важных проблем, обратить на указанные проявления неуважительного отношения к адвокатскому статусу и принять соответствующие меры реагирования, которые могут состоять в следующем:
— необходимо предусмотреть создание в адвокатских палатах регионов советов по этике, задача которых должна состоять в фиксации фактов, умаляющих достоинство адвокатуры в целом, и направлять соответствующие запросы для разбирательства возникшей проблемы: в органы антимонопольной службы в случае размещения лицами, не имеющими статуса адвокатов рекламных материалов с указанием на их принадлежность к адвокатуре, в том числе по причине не соответствия формы и содержания рекламы действующему законодательству; в квалификационную комиссию адвокатской палаты, если недопустимая информация размещена адвокатом, что должно влечь за собой самые серьезные дисциплинарные взыскания, связанные с лишением адвокатского статуса; реализация смежных функций в указной сфере. Адвокаты должны быть сами заинтересованы в обнаружении и пресечении фактов неэтичной и недостоверной информации об адвокатской деятельности.
— разработка и утверждение стандартов размещения и критериев допустимой информации при сообщении адвокатами сведений о своей деятельности, включая ее размещение в средствах массовой информации и сети Интернет, а также требований к помещениям, используемым для осуществления адвокатской деятельности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Одним словом, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок РФ (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 04 марта 1997 года № 4-П). Такая правовая формулировка позволяет четко определить неприменимость понятия рекламы к адвокатской деятельности. При этом не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования адвокатского образования в месте его нахождения, а также иной информации по месту оказания правовой помощи (месту нахождения адвокатского образования), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Однако и в данном случае надлежит предусмотреть требования к форме и содержанию размещаемых сведений.
— внесение изменений в Кодекс профессиональной этики адвоката о запрете размещения сведений рекламного характера. Основанием к такому решению должна стать европейская практика. Так, например, согласно п. 2.6.1 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Союза адвокат не должен заниматься саморекламой или стремиться к широкой известности, если это признается недопустимым. В других случаях адвокат может заниматься саморекламой или стремиться к широкой известности лишь в пределах того, насколько это признано допустимым в правилах, которыми он руководствуется. Также п. 1.8 Правил адвокатской этики, утвержденных Правлением Международного союза (содружества) адвокатов от 22 мая 1998 года, предусматривает, что «навязывание клиенту своих услуг и самореклама не соответствуют этическим правилам адвокатской профессии».
— проработка законодательных механизмов реальной ответственности за использование наименований «адвокат» и его производных лицами, не имеющими адвокатского статуса. Представляется, что вывеска «адвокат» является лакомой для недобросовестных участников рынка юридических услуг, используемая для массированной рекламной экспансии. В результате страдает не только конечный доверитель, попадающий на крючок псевдо-адвокатов, но и само адвокатское сообщество, поскольку о квалифицированной правовой помощи в данном случае говорить не приходится, а использование наименования «адвокат» в данном случае прямо свидетельствует об отсутствии у исполнителя надлежащей квалификации. Уважающая себя юридическая фирма, использовать в своем наименовании указание на принадлежность к адвокатуре попросту не будет. Здесь также важно обратить внимание на многочисленные использование средствами массовой информации в своих репортажах указания на принадлежность лица к адвокатуре в отсутствие такового, что часто делается исключительно в рейтинговых целях: телезрители слушать юриста не будут, а вот адвокат вызывает интерес на подсознательном уровне.
Форма распространения информации об адвокатском образовании и деятельности адвоката не должна умалять честь и достоинство профессионального сообщества адвокатов, не должна быть навязчивой, а должна учитывать сложившиеся нравственные критерии и традиции. Информация об адвокатской деятельности должна быть достоверной и служить целям информирования потенциальных доверителей о доступности квалифицированной правовой помощи, возможности обращения за ней при необходимости. Однако сведения об адвокатском образовании не должны быть результатом конкурентной борьбы внутри адвокатского сообщества либо в скрытой или явно манере свидетельствовать о преимуществе одного адвоката над другим.
Конечно же, поставленная проблема не является для органов управления адвокатскими палатами чем-то принципиально новым. Отдельные ее аспекты ранее были предметом освещения в дисциплинарной практике, что позволяет сегодня систематизировать выработанные подходы и распространить их действие на адвокатское сообщество в целом.
Так, следует приветствовать позицию Федеральной палаты адвокатов, изложенную в Рекомендациях адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденным Советом ФПА от 21 июня 2010 года, согласно которой адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе, независимо от того связана ли такая информация с его профессиональной деятельностью или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации. Отмечу, что само понятие справочной информации также требует своего уточнения.
Необходимо обратить внимание на Рекомендации по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности, утвержденные Решением Совета Адвокатской палаты Республики Хакасия от 16 января 2012 года. По мнению наших коллег, реклама адвокатской деятельности представляющая собой широкое оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечение потребителей, неумеренное расхваливание адвоката или адвокатского образования, информация об адвокате, расклеенная на остановках, столбах, в местах массового нахождения граждан недопустима для адвокатского сообщества, т.к. не согласуется с целями адвокатуры и противоречит ее правовому статусу.
Как отмечено в Рекомендациях по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности и требованиях, предъявляемых к информации об адвокате и адвокатском образовании, утвержденных Решением Совета Адвокатской палаты Красноярского края от 26 октября 2011 года, реклама деятельности адвоката как в прямом, так и в переносном смысле не соответствует его статусу, снижает доверие общества как к конкретному адвокату, так и к адвокатскому сообществу в целом, поэтому, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на рекламу адвокатских услуг, адвокат должен воздерживаться от совершения подобного рода действий. Вместе с тем, адвокат вправе информировать общественность о себе и своих услугах исключительно путем сообщения информации, предусмотренной ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката, указав в ней в обязательном порядке свои фамилию, имя, отчество, реестровый номер и наименования адвокатского образования и адвокатской палаты субъекта РФ (при желании адвоката), при этом воздерживаясь от использования таких форм, которые явно не соответствуют престижу профессии.
Напоследок отмечу озабоченность тем, что «дурной» тон своим коллегам и широкой общественности демонстрируют адвокаты столичного региона, где конкуренция между адвокатами чрезвычайно высока. Влияние практики использования московскими и петербуржскими адвокатами форм и методов подачи информации о своей деятельности на региональных адвокатов весьма значительно, и необходимо принять все меры к тому, чтобы это влияние было благотворным во имя всего адвокатского сообщества.
адвокат Евгений Киминчижи
Тем нашим коллегам, кто активно участвует в жизни социальных сетей, довольно часто приходится наблюдать размещаемые фотоматериалы, демонстрирующие многообразие используемой адвокатами рекламы. Испытывая чувство глубокого отвращения к большинству продуктов соответствующего «творчества», размещать таковые в данной заметке не стану. Сказать, что те лица, кто скрывается в буквальном смысле за вывеской «адвокат», имеют что-то общее с адвокатурой — язык не поворачивается. Как вам, например, изображение почтенной старушки, шатко прогуливающейся вдоль вокзала, в ярко-желтого цвета накидке на тело, с информацией об адвокате и указанием адресов-телефонов? Да, не запрещает закон и этика размещать информацию об адвокате. Но вряд ли можно признать допустимой форму подачи такой рекламы. А то, что перед нами именно реклама — никакого сомнения быть не может. Когда исполнитель услуги, продавец «идет на встречу» своим потенциальным покупателям, он себя рекламирует. И ничего кроме как нелестного сравнения с продажной девицей такой поступок не вызывает.
Или, например, плохого качества и грубо обрезанный по краям кусок фанеры, с неаккуратными рукописными письменами, размещенный в районе рынка или остановки общественного транспорта, на тротуарных дорожках… А что говорить про многочисленные в наших городах вывески в самых неподходящих для этого местах, позволяющих утверждать, что адвокаты или те, кто ими представляется, ютятся в парикмахерских, аптеках, интим-магазинах и прочее и прочее… Примеры такой гнусности можно приводить до бесконечности.
Проблема, что называется, на виду. Наше сообщество должно понимать, что никакие слова и даже отдельные громкие победы не способны поднять престиж адвокатуры до той поры, пока мы сами не станем уважительно относиться к себе и нашей профессии. А уважительность эта состоит не только в индивидуальной приверженности традициям адвокатской этики, но и переживания за судьбу адвокатуры в целом. Иначе получается, что своя хата с края, а потом по привычке перетираем свое негодование по кухням, вынося на обсуждение вопросы о нелюбви к адвокатуре со стороны общества.
Считаю, что Федеральной палате адвокатов необходимо, если нужно отвлекаясь от иных не менее важных проблем, обратить на указанные проявления неуважительного отношения к адвокатскому статусу и принять соответствующие меры реагирования, которые могут состоять в следующем:
— необходимо предусмотреть создание в адвокатских палатах регионов советов по этике, задача которых должна состоять в фиксации фактов, умаляющих достоинство адвокатуры в целом, и направлять соответствующие запросы для разбирательства возникшей проблемы: в органы антимонопольной службы в случае размещения лицами, не имеющими статуса адвокатов рекламных материалов с указанием на их принадлежность к адвокатуре, в том числе по причине не соответствия формы и содержания рекламы действующему законодательству; в квалификационную комиссию адвокатской палаты, если недопустимая информация размещена адвокатом, что должно влечь за собой самые серьезные дисциплинарные взыскания, связанные с лишением адвокатского статуса; реализация смежных функций в указной сфере. Адвокаты должны быть сами заинтересованы в обнаружении и пресечении фактов неэтичной и недостоверной информации об адвокатской деятельности.
— разработка и утверждение стандартов размещения и критериев допустимой информации при сообщении адвокатами сведений о своей деятельности, включая ее размещение в средствах массовой информации и сети Интернет, а также требований к помещениям, используемым для осуществления адвокатской деятельности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Одним словом, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок РФ (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 04 марта 1997 года № 4-П). Такая правовая формулировка позволяет четко определить неприменимость понятия рекламы к адвокатской деятельности. При этом не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования адвокатского образования в месте его нахождения, а также иной информации по месту оказания правовой помощи (месту нахождения адвокатского образования), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Однако и в данном случае надлежит предусмотреть требования к форме и содержанию размещаемых сведений.
— внесение изменений в Кодекс профессиональной этики адвоката о запрете размещения сведений рекламного характера. Основанием к такому решению должна стать европейская практика. Так, например, согласно п. 2.6.1 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Союза адвокат не должен заниматься саморекламой или стремиться к широкой известности, если это признается недопустимым. В других случаях адвокат может заниматься саморекламой или стремиться к широкой известности лишь в пределах того, насколько это признано допустимым в правилах, которыми он руководствуется. Также п. 1.8 Правил адвокатской этики, утвержденных Правлением Международного союза (содружества) адвокатов от 22 мая 1998 года, предусматривает, что «навязывание клиенту своих услуг и самореклама не соответствуют этическим правилам адвокатской профессии».
— проработка законодательных механизмов реальной ответственности за использование наименований «адвокат» и его производных лицами, не имеющими адвокатского статуса. Представляется, что вывеска «адвокат» является лакомой для недобросовестных участников рынка юридических услуг, используемая для массированной рекламной экспансии. В результате страдает не только конечный доверитель, попадающий на крючок псевдо-адвокатов, но и само адвокатское сообщество, поскольку о квалифицированной правовой помощи в данном случае говорить не приходится, а использование наименования «адвокат» в данном случае прямо свидетельствует об отсутствии у исполнителя надлежащей квалификации. Уважающая себя юридическая фирма, использовать в своем наименовании указание на принадлежность к адвокатуре попросту не будет. Здесь также важно обратить внимание на многочисленные использование средствами массовой информации в своих репортажах указания на принадлежность лица к адвокатуре в отсутствие такового, что часто делается исключительно в рейтинговых целях: телезрители слушать юриста не будут, а вот адвокат вызывает интерес на подсознательном уровне.
Форма распространения информации об адвокатском образовании и деятельности адвоката не должна умалять честь и достоинство профессионального сообщества адвокатов, не должна быть навязчивой, а должна учитывать сложившиеся нравственные критерии и традиции. Информация об адвокатской деятельности должна быть достоверной и служить целям информирования потенциальных доверителей о доступности квалифицированной правовой помощи, возможности обращения за ней при необходимости. Однако сведения об адвокатском образовании не должны быть результатом конкурентной борьбы внутри адвокатского сообщества либо в скрытой или явно манере свидетельствовать о преимуществе одного адвоката над другим.
Конечно же, поставленная проблема не является для органов управления адвокатскими палатами чем-то принципиально новым. Отдельные ее аспекты ранее были предметом освещения в дисциплинарной практике, что позволяет сегодня систематизировать выработанные подходы и распространить их действие на адвокатское сообщество в целом.
Так, следует приветствовать позицию Федеральной палаты адвокатов, изложенную в Рекомендациях адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденным Советом ФПА от 21 июня 2010 года, согласно которой адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе, независимо от того связана ли такая информация с его профессиональной деятельностью или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации. Отмечу, что само понятие справочной информации также требует своего уточнения.
Необходимо обратить внимание на Рекомендации по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности, утвержденные Решением Совета Адвокатской палаты Республики Хакасия от 16 января 2012 года. По мнению наших коллег, реклама адвокатской деятельности представляющая собой широкое оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечение потребителей, неумеренное расхваливание адвоката или адвокатского образования, информация об адвокате, расклеенная на остановках, столбах, в местах массового нахождения граждан недопустима для адвокатского сообщества, т.к. не согласуется с целями адвокатуры и противоречит ее правовому статусу.
Как отмечено в Рекомендациях по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности и требованиях, предъявляемых к информации об адвокате и адвокатском образовании, утвержденных Решением Совета Адвокатской палаты Красноярского края от 26 октября 2011 года, реклама деятельности адвоката как в прямом, так и в переносном смысле не соответствует его статусу, снижает доверие общества как к конкретному адвокату, так и к адвокатскому сообществу в целом, поэтому, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на рекламу адвокатских услуг, адвокат должен воздерживаться от совершения подобного рода действий. Вместе с тем, адвокат вправе информировать общественность о себе и своих услугах исключительно путем сообщения информации, предусмотренной ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката, указав в ней в обязательном порядке свои фамилию, имя, отчество, реестровый номер и наименования адвокатского образования и адвокатской палаты субъекта РФ (при желании адвоката), при этом воздерживаясь от использования таких форм, которые явно не соответствуют престижу профессии.
Напоследок отмечу озабоченность тем, что «дурной» тон своим коллегам и широкой общественности демонстрируют адвокаты столичного региона, где конкуренция между адвокатами чрезвычайно высока. Влияние практики использования московскими и петербуржскими адвокатами форм и методов подачи информации о своей деятельности на региональных адвокатов весьма значительно, и необходимо принять все меры к тому, чтобы это влияние было благотворным во имя всего адвокатского сообщества.
адвокат Евгений Киминчижи
Нет комментариев