Сергей Бакешин →  Банк России как мегалорегулятор

Та поспешность, с которой законодатель принял поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, меняющие правовой режим юридических лиц, привела к парадоксальным, если не сказать комичным, результатам.

Основательно переписав кодекс, законодатель не стал трогать федеральные законы о юридических лицах тех или иных организационно-правовых форм. В первую очередь, речь идет, конечно, о законах об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах, потому что это наиболее распространенные организационно-правовые формы. Разумеется, принятый 5 мая закон о поправках в ГК РФ содержал дежурную фразу о том, что ранее принятые нормативные акты впредь до приведения их в соответствие с новой редакцией ГК РФ применяются в части, не противоречащей последнему. Указали и на то, что положения старого закона об акционерных обществах о закрытых акционерных обществах будут применяться к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Но порядок применения норм старого закона об открытых акционерных обществах остался не разъясненным.
Спустя два с половиной месяца законодатель спохватился и попытался восполнить этот пробел: 21 июля была принята поправка к закону об акционерных обществах, предписавшая применять нормы об открытых акционерных обществах к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей новой редакции ГК РФ. Отметим, что эта поправка вступила в силу со 2 августа, т.е. на месяц раньше, чем новая редакция ГК РФ, – законодатель так спешил, что не потрудился даже просто синхронизировать их вступление в силу. Ничего фатального в этом нет, но это свидетельствует о низком профессиональном уровне людей, готовивших законопроект, и о том, что они готовили его в спешке.

Вроде бы все стало ясно: нормы о закрытых акционерных обществах применяются к ним до внесения изменений в их уставы, а нормы об открытых акционерных обществах применяются к публичным акционерным обществам, которыми автоматически признаются любые акционерные общества, отвечающие признакам публичных, установленным в новой редакции ГК РФ (публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах).

Но законодатель не подумал о том, что существуют открытые акционерные общества, не отвечающие признакам публичных, т.е. не размещавшие свои акции путем открытой подписки и не допускавшие их к публичному обращению. Буквальное толкование новых норм выводит такие корпорации из-под действия норм об открытых акционерных обществах, но и не предписывает применять к ним нормы о закрытых акционерных обществах. Неужели открытые акционерные общества, не отвечающие признакам публичных, с 1 сентября перестали быть открытыми и больше не должны соблюдать ни требования о раскрытии информации, ни нормы о приобретении более 30 % акций открытого акционерного общества (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг)? Такой вывод соответствует закону, но несколько подрывает пресловутую «стабильность гражданского оборота».

Спустя три месяца после вступления новой редакции ГК РФ в силу Банк России решил устранить это противоречие и выпустил информационное письмо от 01.12.2014 г. № 06-52/9527 «О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации», фактически «дописавшее» федеральные законы. Банк России признал, что открытые акционерные общества могут не признаваться публичными, но вместе с тем указал, что акционерные общества, осуществлявшие до 01.09.2014 г. обязательное раскрытие информации в соответствии с законом об акционерных обществах, должны делать это и дальше, по крайней мере до приведения своих уставов в соответствие с новой редакцией ГК РФ. Точно так же, по мнению Банка России, процедуры, связанные с приобретением более 30 % акций открытого акционерного общества, применяются не только в отношении публичных обществ, но и в отношении непубличных открытых обществ, которые не успели привести свои уставы в соответствие с новой редакцией ГК РФ.

Информационные письма Банка России не являются нормативными актами, а разъяснение и толкование норм Гражданского кодекса Российской Федерации и закона об акционерных обществах, строго говоря, не входит в компетенцию Банка России. Но вряд ли участники рынка ценных бумаг ослушаются «мегарегулятора». Хотя, может быть, его лучше теперь называть «мегалорегулятор» или, учитывая российскую специфику «мигалорегулятор»?

Нет комментариев