Leonid Karagheaur →  РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА – СТАРТ ИНВЕСТИЦИЯМ

Государственная регистрация. В соответствии со статьей 18 Закона Республики Молдова от 18 марта 2004 года № 81 «Об инвестициях в предпринимательскую деятельность» процедура регистрации, порядок осуществления деятельности и процедура закрытия предприятия с иностранными инвестициями идентичны таковым для отечественных предприятий.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Молдова от 19 октября 2007 года № 220 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридического лица предоставляются следующие документы:
1. заявление о регистрации по утвержденному органом государственной регистрации образцу;
2. решение о создании и учредительные документы юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы (в двух экземплярах);
3. документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.
4. Кроме того, юридические лица с иностранными инвестициями дополнительно предоставляют:
5. выписку из национального регистра страны проживания инвестора;
6. учредительные документы иностранного юридического лица;
7. справку об отсутствии судимости управляющего – иностранного физического лица, выданную компетентным органом его страны проживания и Республики Молдова.
Приватизация. В Республике Молдова отношения по управлению публичной собственностью во внебюджетном секторе национальной экономики и ее разгосударствлению регламентируются Законом Республики Молдова от 4 мая 2007 года № 121-ХУ1 «Об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении» (далее – Закон).
Действие Закона распространяется на публичную собственность государства и административно-территориальных единиц, за исключением публичных финансов, имущества публичных учреждений, земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда.
В соответствии со статьей 25 Закона в приватизации могут участвовать в качестве покупателей:
1. физические и юридические лица Республики Молдова;
2. частные иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства;
3. объединения лиц, указанных выше.
В то же время согласно действующему законодательству государство гарантирует право собственности на приватизированные объекты. Законность приватизации подразумевается.
Защита права собственности на приватизированный объект обеспечивается в порядке, предусмотренном Законом и договором купли-продажи.
Государство не гарантирует право собственности на объекты, расположенные на левобережье Днестра и в муниципии Бендер, приватизированные без согласования в установленном порядке с Правительством Республики Молдова.
Также следует отметить, что права и обязанности иностранных инвесторов в процессе приватизации приравнены к правам и обязанностям граждан Республики Молдова.
Лицензирование. В целях продолжения законодательной и институциональной реформ в области государственного регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования, а также для снижения затрат экономических агентов, необходимых для инвестирования и осуществления экономической деятельности, 15 июля 2010 года Парламент Республики Молдова утвердил изменения и дополнения к Закону
«О регулировании предпринимательской деятельности путем лицензирования».
В результате внесенных поправок, вступивших в силу с 10 ноября 2010 года, был значительно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. Полностью исключены из числа лицензируемых 10 видов деятельности, среди которых: импорт и производство парфюмерно-косметических товаров, международные грузовые автомобильные перевозки, буровые работы, деятельность по осуществлению товарной экспертизы, проектирование насаждений плодово-ягодных культур и виноградников, производство и реализация семян, посадочного и семенного материала, деятельность частных учебных заведений и др.
Для двух видов деятельности (оказание медицинской помощи частными учреждениями здравоохранения и фармацевтическая деятельность) лицензирование сохранится только для новых учреждений и предприятий до получения ими свидетельства об аккредитации.
ПРАВА ИНВЕСТОРА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В соответствии с Законом Республики Молдова от 18 марта 2004 года № 81 «Об инвестициях в предпринимательскую деятельность» органы публичной власти обязаны соблюдать права инвесторов, предоставленные им законом. Государство также гарантирует, что инвестиции не могут быть экспроприированы или подвергнуты другим подобным мерам, которые прямо или косвенно лишают инвестора права на собственность либо права контроля над инвестициями.
Иностранные инвесторы имеют право вывозить за пределы Республики Молдова доходы, оставшиеся после выполнения налоговых обязательств, или часть этих доходов в виде продукции, приобретенной на внутреннем рынке Республики Молдова, если это не противоречит законодательству Республики Молдова.
В настоящее время Республика Молдова является членом ВТО, пользуется новой системой торговых преференций со стороны Европейского союза, известной как Автономные торговые преференции (АТП), имеет беспошлинный доступ на рынки государств – участников СНГ и CEFTA (Соглашения о свободной торговле со странами Юго-Восточной Европы), которые насчитывают более 800 млн потребителей. Кроме того, Республика Молдова заключила межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с 35 странами, а также соглашения об избежание двойного налогообложения с 40 странами.
ЗОНЫ СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Зоны свободного предпринимательства (ЗСП) имеют статус таможенных территорий, в которых действуют льготные таможенный, налоговый, валютный, визовый и трудовой режимы. В настоящее время в Республике Молдова существуют семь ЗСП, а также международный свободный порт «Джурджулешть» и международный свободный аэропорт «Мэркулешть», обладающие признаками свободных зон:
международный свободный порт «Джурджулешть» (МСПД) является экономически обособленной частью таможенной территории Республики Молдова, площадью 120 га, предназначенной для развития международной торговли и состоящей из нефтяного терминала, сухогрузного порта, а также промышленной зоны. Благодаря своему местоположению на реке Нижнем Дунае и доступной глубине, достигающей 7 м, МСПД может принимать не только речные баржи, но и морские судна;
международный свободный аэропорт «Мэркулешть» является частью таможенной территории Республики Молдова, площадью 265 га, предназначенной для ускорения развития авиаперевозок, авиационных услуг, экспортного промышленного производства и внешнеторговой деятельности. Взлетно-посадочная полоса способна принимать практически все типы грузовых самолетов. Свободный аэропорт создан сроком на 25 лет.
В ЗСП могут осуществляться следующие виды деятельности:
1. промышленное производство экспортно-ориентированных товаров, за исключением этилового спирта и алкогольной продукции;
2. сортировка, упаковка, маркировка и иные подобные операции в отношении товаров, следующих транзитом через таможенную территорию Республики Молдова;
3. внешнеторговая деятельность;
4. транспортная деятельность;
5. виды деятельности, такие как коммунальные услуги, складская деятельность, строительство, общественное питание и другие, являющиеся вспомогательными и необходимыми для осуществления деятельности.
Таможенный режим. Экспорт: товары, происходящие из ЗСП, экспортируемые за пределы Республики Молдова или на территорию других ЗСП, освобождены от таможенных пошлин, за исключением сбора за таможенные процедуры. При вывозе товаров из ЗСП на остальную часть таможенной территории взимаются ввозные платежи и применяются меры экономической политики.
Импорт: товары, импортируемые в ЗСП с остальной части Республики Молдова или из-за ее пределов, освобождены от таможенных пошлин, за исключением сбора за таможенные процедуры.
Товары (услуги), находящиеся в ЗСП до пересечения ее границ, находятся в режиме свободного обращения и передаются от резидента резиденту без оформления таможенных деклараций.
Таможенный режим на территории ЗСП обеспечивается Таможенной службой. На территории ЗСП установлен режим обязательного таможенного декларирования ввозимых на данную территорию и вывозимых с нее товаров (услуг). Ежедневный ввоз на территорию ЗСП отечественных товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, общей стоимостью до 300 евро включительно, указанной в сопроводительных документах на эти товары, производится без оформления таможенной декларации. На территории ЗСП не применяется режим квотирования и лицензирования импорта и экспорта товаров (услуг).
Происходящими из ЗСП считаются товары, полностью произведенные либо в достаточной мере переработанные на ее территории, если в результате этого:
1. произошло изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по номенклатуре товаров на уровень одного из первых четырех знаков;
2. стоимость декларируемых вывозимых товаров превысила стоимость ввезенных в ЗСП товаров за счет увеличения более чем на 35 % удельного веса собственных затрат.
Налоговый режим. Подоходный налог резидентов ЗСП взимается в размере 50 % установленной в Республике Молдова ставки (начиная с 2012 года – 12 %), при осуществлении экспорта происходящих из ЗСП товаров (услуг) за пределы таможенной территории Республики Молдова, в остальных случаях – 75 %.
На три года и пять лет от уплаты подоходного налога, полученного от экспорта товаров (услуг), происходящих из ЗСП, за пределы таможенной территории Республики Молдова, освобождаются резиденты, инвестировавшие в основные фонды своих предприятий и/или в развитие инфраструктуры ЗСП капитал, эквивалентный не менее чем 1 и 5 млн долларов США соответственно (статья 49 Налогового кодекса Республики Молдова от 24 апреля 1997 года № 1163).
В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса Республики Молдова товары и услуги, импортируемые в ЗСП из-за границы или с остальной территории Республики Молдова, экспортируемые из ЗСП за пределы республики или поставленные резидентами различных ЗСП друг другу, освобождаются от НДС. Уплаченный НДС, относящийся к освобожденным от НДС поставкам товаров из остальной части Республики Молдова в международный свободный порт «Джурджулешть», возмещается. Поставки товаров, услуг, осуществляемые внутри ЗСП, не относятся к поставкам, облагаемым НДС.
В соответствии со статьей 124 Налогового кодекса Республики Молдова, не облагаются акцизами подакцизные товары, ввозимые в ЗСП из-за пределов таможенной территории Республики Молдова, из других ЗСП, с остальной части таможенной территории Республики Молдова, а также происходящие из данной зоны свободного предпринимательства и вывозимые за пределы таможенной территории Республики Молдова. Не облагаются акцизами поставки подакцизных товаров, осуществляемые внутри ЗСП, а также поставки подакцизных товаров, осуществляемые хозяйствующими субъектами из одной ЗСП в другую.
Валютный режим. Безналичные расчеты на территории ЗСП осуществляются как в национальной, так и в иностранной валютах. На операции между резидентами и хозяйствующими субъектами Республики Молдова не распространяется требование законодательства о репатриации валюты. На экспортно-импортные операции, осуществляемые между резидентами и иностранными субъектами, распространяется требование законодательства о репатриации валюты. Оплата труда лиц, работающих в ЗСП, производится в национальной валюте.
Визовый и регистрационный режим. С иностранных инвесторов и работников резидентов, а также лиц, приглашенных главным администратором ЗСП, консульский сбор за оформление служебных виз не взимается. Ходатайство главного администратора ЗСП является основанием для выдачи иностранному инвестору или работнику резиденту вида на жительство и разрешения на работу.
Гарантии
1. Иностранные инвестиции не могут быть экспроприированы, национализированы или подвергнуты другим аналогичным мерам, кроме как по закону или на основании закона и только во имя национальных интересов, с предоставлением компенсации
2. Деятельность предприятия с иностранными инвестициями может быть принудительно приостановлена только по решению Правительства Республики Молдова или компетентной судебной инстанции и в случае, если она существенно нарушает требования законодательства Республики Молдова и условия учредительных документов предприятия
3. Иностранным инвесторам после уплаты налогов, пошлин и сборов гарантируется право перевода за границу их денежных средств в иностранной валюте, полученных в результате инвестирования
4. Иностранные инвесторы имеют право вывезти за границу свои денежные средства или их часть в виде продукции, приобретенной на организованном внутреннем рынке, без уплаты пошлин и налогов и без специального разрешения, если это не противоречит законодательству
5.
Льготы
1. Законодательство Республики Молдова также предоставляет ряд инвестиционных льгот для иностранных инвесторов. В соответствии с текущими постановлениями иностранным инвесторам предоставляется 50% освобождение от уплаты налога на прибыль в течении 5 лет если:
2. предприятие состоит из иностранного капитала; иностранный капитал был правильно образован, в соответствии со всеми положениями
3. первый доход был зарегистрирован: собственный капитал иностранного инвестора превышает 250000 USD
4. более чем 50% дохода предприятия происходит от продажи собственных товаров и услуг
5. Предприятия с иностранным капиталом, имеющие просроченный срок действия льгот, освобождены от уплаты подоходного налога при помощи снижения на 50% облагаемого дохода на инвестиции, вложенные в приобретение основных активов или недвижимости( исключая личные транспортные средства и офисную мебель), включая приобретение основных активов в лизинг, но не превышающие облагаемый доход, соблюдая следующие ограничения:
6. в течение 3 лет с момента освобождения от уплаты налога, не выплачивать дивиденды акционерам, доходы членам общества, не продавать приобретенные ранее активы
7. не сдавать в аренду основные активы, приобретенные в соответствие с настоящей статьей
8. Предоставление иностранным инвесторам концессии на исследование, добычу и развитие природных ресурсов в Республике Молдова находится в исключительной компетенции Правительства Республики Молдова и осуществляется в соответствии с его постановлениями. Срок концессии природных ресурсов не должен превышать 50 лет. Предоставление иностранным инвесторам прав пользования существующими или строящимися объектами, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, но не переданными в хозяйственное ведение предприятиям, учреждениям или организациям, а также прав на строительство, владение и пользование объектами, передаваемыми по окончании согласованного срока их эксплуатации в государственную (муниципальную) собственность, осуществляется на основе концессионных договоров, заключаемых с уполномоченными органами государственного управления.

Зоны свободного предпринимательства
Зона свободного предпринимательства является частью территории страны, изолированной с экономической точки зрения внетаможенной территорией по отношению к таможенной территории республики, пользующейся льготным таможенным, валютным, налоговым и другими режимами, установленными в целях привлечения иностранных инвестиций и технологий в экономику Республики Молдова.
Следующие виды деятельности осуществляются в свободной экономической зоне:
Производство товаров для экспорта
1. Сортировка, упаковка, маркировка и иные подобные операции в отношении товаров, следующих транзитом через таможенную территорию Республики Молдова
2. Иные виды деятельности, такие как коммунальные услуги, складская деятельность, строительство, общественное питание и другие, являющиеся вспомогательными и необходимыми для осуществления деятельности, указанной в пунктах 1 и 2
Промышленное производство является предпочтительным видом деятельности.
На данный момент существует следующие ЗСП в Республике Молдова.
1. Международный порт Джюрджюлешть
2. Международный аэропорт Маркулешть
3. Expo-Business-Chisinau, созданная в 1995 в Кишинэу
4. Tvarditsa
5. Унгень – бизнес
6. Бэлць
7. Otaci-Business, производственный парк
8. Valkanesh, производственный парк
9. Taraclia, производственный парк
Законодательство обеспечивает льготы, гарантии и привилегии для сделок, произведенных в ЗСП.ЗСП открыта для следующих лицензированных видов деятельности: резиденты ЗСП наслаждаются исключительным таможенным и налоговым режимом. В особенности, они освобождены от уплаты таможенной пошлины для товаров и услуг, импортированных в страну для дальнейшего потребления, для товаров произведенных в ЗСП и экспортированных в таможенные территории Республики Молдова, товаров произведенных в ЗСП и экспортированных за пределы таможенных территорий Молдовы, товаров экспортированных с помощью ЗСП за пределы таможенной территории Республики Молдова, независимо от их места происхождения.
Предприятие с иностранным капиталом, являющееся резидентом ЗСП платит подоходный налог в размере 12.6% (в сравнении с 25% по Молдове).Товары и услуги, произведенные и переданные в ЗСП освобождены от уплаты НДС(Налог на Добавленную Стоимость — 20% на территории Республики Молдова). Резиденты ЗСП, вложившие хоть 250000 USD освобождаются от уплаты подоходного налога на 5 лет. Инвесторы в ЗСП защищены от изменений в законодательстве, которые негативно повлияют на налоговый и таможенный режимы, с помощью сохранения действия всех законов в течении 10 лет, с момента принятия нового закона.
• На территории Зоны Свободного Предпринимательства инвестиции находятся под юридической защитой государства. Предпринимательский режим и инвестиционная деятельность в СЭЗ менее обусловлены, чем режим установленный для экономических агентов, развернувших свою деятельность за пределами границ Республики Молдова
• Товары с СЭЗ не могут быть экспроприированы, национализированы или конфискованы только решением суда
• После уплаты налогов, пошлин и сборов иностранным инвесторам -резидентам свободной зоны гарантируется свободный перевод за границу сумм в иностранной валюте, полученных ими в виде прибыли, а также в связи с продажей всей или части доли в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями, выходом из него или его ликвидацией в установленном законом порядке
• Налог на доход резидентов, полученный от экспорта происходящих из свободной зоны товаров (услуг) за пределы таможенной территории Республики Молдова, взимается в размере 50 процентов от установленной в Республике Молдова ставки. Налог на доход от деятельности резидентов в свободной зоне, за исключением указанной выше, взимается в размере 75 процентов от установленной в Республике Молдова ставки
• Не облагаются акцизами подакцизные товары, ввозимые в свободную зону из-за пределов таможенной территории Республики Молдова, из других свободных зон, а также происходящие из данной свободной зоны и вывозимые за пределы таможенной территории Республики Молдова
• Поставки товаров (услуг) в СЭЗ, также как и резиденты разных свободных зон Молдовы не облагаются акцизами и платят НДС в размере 0%
• Резиденты, инвестировавшие в основные фонды своих предприятий и/или в развитие инфраструктуры свободной зоны капитал, эквивалентный не менее чем 1 миллиону долларов США, освобождаются от уплаты налога на доход, полученный от экспорта происходящих из свободной зоны товаров (услуг) за пределы таможенной территории Республики Молдова, в течение 3 лет, начиная с квартала, следующего за кварталом, когда был достигнут указанный объем инвестиций
Резиденты, инвестировавшие в основные фонды своих предприятий и/или в развитие инфраструктуры свободной зоны капитал, эквивалентный не менее чем 5 миллионам долларов США, освобождаются от уплаты налога на доход, полученный от экспорта происходящих из свободной зоны товаров (услуг) за пределы таможенной территории Республики Молдова, в течение 5 лет, начиная с квартала, следующего за кварталом, когда был достигнут указанный объем инвестиций.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ, НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ
И ИННОВАЦИОННЫЕ ИНКУБАТОРЫ
В целях облегчения создания и функционирования промышленного парка государство в лице органов центрального и местного публичного управления предоставляет резидентам промышленного парка следующие льготы:
освобождение от уплаты компенсации потерь, причиненных выводом земель из категории земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с Законом Республики Молдова от 25 июля 1997 года № 1308 «О нормативной цене и порядке купли-продажи земли»;
безвозмездное отчуждение или передача в безвозмездное пользование, по решению собственника, объектов публичной собственности управляющему предприятию для создания и развития промышленного парка в соответствии с Законом Республики Молдова от 4 мая 2007 года № 121 «Об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении»;
право приватизации прилегающего к строениям земельного участка, находящегося в публичной собственности, по нормативной цене земли, установленной на момент передачи его в пользование управляющему предприятию или в аренду резидентам промышленного парка, только после приобретения и/или сдачи в эксплуатацию зданий и сооружений промышленного и вспомогательного назначения в соответствии с Законом
«О нормативной цене и порядке купли-продажи земли»;
предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом;
применение управляющим предприятием понижающего коэффициента до 0,3 к тарифу годовой оплаты за аренду земли, находящейся в публичной собственности, установленному в соответствии с Законом «О нормативной цене и порядке купли-продажи земли», или к базовому тарифу годовой платы за наем имущества, находящегося в публичной собственности, установленному Законом о государственном бюджете на соответствующий год;
оптимизация государственных проверок деятельности резидентов промышленных парков путем проведения плановых проверок согласно годовому графику, утвержденному постановлением Правительства Республики Молдова, или неплановых проверок, проводимых с согласия Министерства экономики в соответствии с действующим законодательством;
выделение по необходимости финансовых средств для создания производственно-технической инфраструктуры.
Резиденты научно-технологического парка и резиденты инновационного инкубатора в соответствии с действующим законодательством:
1. пользуются налоговыми и таможенными льготами;
2. получают на конкурсной основе финансирование в рамках государственных программ и проектов из сферы науки и инноваций, в том числе для создания и/или развития инновационной инфраструктуры;
3. пользуются инвестициями и оборудованием, полученным от физических и юридических лиц публичного или частного права, а также в качестве внешней финансовой помощи;
4. получают пожертвования, спонсорскую помощь и инвестиции;
5. располагают выгодными условиями имущественного найма, пользования инфраструктурой и коммуникациями, в том числе путем рассрочки платежей;
6. пользуются льготами или освобождаются от платы по тарифам.
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Регулирование предпринимательской деятельности:
1. Закон Республики Молдова от 3 января 1992 года № 845-XII
«О предпринимательстве и предприятиях» определяет субъекты, имеющие право от своего имени (фирмы) заниматься предпринимательской деятельностью в Республике Молдова, и устанавливает правовые, организационные и экономические основы этой деятельности;
2. Закон Республики Молдова от 16 июня 1994 года № 146-XIII
«О государственном предприятии» определяет правовые, организационные и экономические условия создания, функционирования и прекращения деятельности государственного предприятия;
3. Закон Республики Молдова от 2 апреля 1997 года № 1134-XIII
«Об акционерных обществах» определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов кредиторов и акционеров этих обществ;
4. Закон Республики Молдова от 5 июня 1997 года № 1204-XIII
«Об инвестиционных фондах» определяет порядок создания, деятельности и реорганизации инвестиционных фондов;
5. Закон Республики Молдова от 15 июля 1998 года № 93-XIV
«О предпринимательском патенте» регламентирует осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности при упрощенной системе регистрации, налогообложения, учета и отчетности на основе использования предпринимательского патента;
6. Закон Республики Молдова от 18 ноября 1998 года № 199-XIV
«О рынке ценных бумаг» регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг на территории страны, устанавливает общие положения о деятельности на рынке ценных бумаг, меры по защите интересов инвесторов, предусматривает ответственность за нарушения законодательства на рынке ценных бумаг;
7. Закон Республики Молдова от 28 сентября 2000 года № 1252-XIV
«О потребительской кооперации» устанавливает правовую, экономическую, социальную и административную основы создания и деятельности потребительской кооперации в Республике Молдова;
8. Закон Республики Молдова от 3 ноября 2000 года № 1353-XIV
«О крестьянских (фермерских) хозяйствах» определяет правовые, организационные, социально-экономические основы учреждения, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянских (фермерских) хозяйств;
9. Закон Республики Молдова от 14 декабря 2000 года № 1418-XIV
«О финансово-промышленных группах» определяет условия создания, государственной регистрации, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп, права и обязанности их участников, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов участников указанных групп;
10. Закон Республики Молдова от 12 апреля 2001 года № 73-XV
«О предпринимательских кооперативах» определяет отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией кооперативов, а также их ассоциаций и союзов;
11. Закон Республики Молдова от 30 июля 2001 года № 451-XV
«О регулировании предпринимательской деятельности путем лицензирования» определяет правовые, организационные и экономические основы регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования, устанавливает виды деятельности, подлежащие регулированию путем лицензирования, и направлен на обеспечение соблюдения условий, установленных законом для осуществления видов деятельности, подлежащих регулированию путем лицензирования;
12. Закон Республики Молдова от 14 ноября 2001 года № 632-XV
«О несостоятельности» устанавливает правовую основу для удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника путем применения к нему процедуры плана или путем ликвидации имущества должника и распределения полученных средств;
13. Закон Республики Молдова от 25 апреля 2002 года № 1007-XV
«О производственных кооперативах» устанавливает правовую, экономическую, социальную и административную основы создания и деятельности производственных кооперативов;
14. Гражданский кодекс Республики Молдова (книга первая, Общие положения) от 6 июня 2002 года № 1107-XV определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;
15. Закон Республики Молдова от 7 июля 2006 года № 206 «О поддержке сектора малых и средних предприятий» устанавливает основы и правовые, экономические и организационные формы государственной поддержки развития сектора малых и средних предприятий в Республике Молдова;
16. Закон Республики Молдова от 21 декабря 2006 года № 407-XVI
«О страховании» регламентирует учреждение и функционирование страховщиков и перестраховщиков, страховых и/или перестраховочных посредников, а также надзор за их деятельностью;
17. Закон Республики Молдова от 14 июня 2007 года № 135-XVI
«Об обществах с ограниченной ответственностью» регламентирует порядок учреждения, функционирования, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью;
18. Закон Республики Молдова от 21 июня 2007 года № 139-XVI «О ссудо-сберегательных ассоциациях» регулирует отношения, вытекающие из реализации права лиц на свободное объединение, посредством создания ссудо-сберегательных ассоциаций;
19. Закон Республики Молдова от 19 октября 2007 года № 220-XVI
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядок ведения государственных регистров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает правовой статус органа государственной регистрации и регистратора;
20. Закон Республики Молдова от 29 мая 2008 года № 122-XVI «О бюро кредитных историй» определяет понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулирует связанную с этим работу бюро кредитных историй, устанавливает особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитных историй, министерствами, другими центральными административными органами, органами местного публичного управления.
Налогообложение юридических лиц:.
Налоговый кодекс Республики Молдова от 24 апреля 1997 года
№ 1163-XII устанавливает общие принципы налогообложения в Республике Молдова, правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, принципы определения объекта налогообложения и ведения учета доходов и вычитаемых расходов, порядок и условия привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, а также порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.
Права инвестора и инвестиционной деятельности:
Закон Республики Молдова от 18 марта 2004 года № 81-XV
«Об инвестициях в предпринимательскую деятельность» устанавливает правовые, социальные и экономические принципы организации и развития инвестиционной деятельности на территории Республики Молдова, определяет права и обязанности инвесторов, обязанности и компетенцию органов публичной власти в области инвестиционной деятельности, гарантии, предоставляемые государством отечественным и иностранным инвесторам, способы разрешения инвестиционных споров, а также регулирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Валютное регулирование и контроль:
Закон Республики Молдова от 21 марта 2008 года № 62-XVI
«О валютном регулировании» устанавливает основные принципы валютного регулирования в Республике Молдова, права и обязанности резидентов и нерезидентов в валютной области, а также полномочия органов валютного контроля и функции агентов валютного контроля.
Внешнеторговая деятельность:
1. Закон Республики Молдова от 20 ноября 1997 года № 1380
«О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа на ввозимые в Республику Молдова и вывозимые за ее пределы товары, правила обложения их таможенной пошлиной, а также методы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров;
2. Закон Республики Молдова от 17 февраля 2000 года № 820
«Об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах» определяет меры для защиты рынка от импорта, составляющего предмет демпинга или субсидированного страной происхождения товара или страной-экспортером, а также от импорта, который количеством или условиями поставки наносит ущерб или представляет угрозу нанесения ущерба отечественным производителям аналогичного или прямо конкурентоспособного товара;
3. Закон Республики Молдова от 8 июня 2000 года № 1031-XIV
«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления физическими и юридическими лицами Республики Молдова и других государств, права, обязанности и ответственность в данной области органов публичной власти;
4. Закон Республики Молдова от 20 декабря 2007 года № 289
«О применении защитной меры» устанавливает на четырехлетний период особую специальную таможенную пошлину для товаров товарных позиций «1701 Сахар тростниковый или свекловичный и химически чистая сахароза, в твердом состоянии», «1702 90 790 – прочие», «1702 90 990 – прочие» и «2106 90 590 – прочие», классифицированных согласно Товарной номенклатуре Республики Молдова, утвержденной постановлением Правительства Республики Молдова от 26 января 2004 года № 54.
Промышленные (научно-технологические) парки:
в 2010 году в Moлдове был принят новый закон «О промышленных парках» (№ 182 от 15 июля 2010 года).
В законе существенно изменен подход к процессу создания промышленных парков — от создания промышленных парков государством к поддержке данного процесса государством посредством предоставления специальных льгот. Причём, льготы представляются инвесторам промышленных парков, созданных как на базе активов публичной собственности, так и на базе частной собственности.
В целях стимулирования и облегчения создания и функционирования промышленных парков государство предоставляет обладателю статуса промышленного парка и резидентам такого парка следующие льготы:
1. — освобождение от уплаты компенсации потерь, причиненных выводом земель из категории земель сельскохозяйственного назначения;
2. — безвозмездное отчуждение или передача в безвозмездное пользование, по решению собственника, объектов публичной собственности управляющему предприятию для создания и развития промышленного парка;
3. — право приватизации прилегающего к строениям земельного участка, находящегося в публичной собственности;
4. — предоставление налоговых льгот;
5. выделение по необходимости финансовых средств для создания производственно-технической инфраструктуры;
6. уменьшение бюрократических барьеров в процессе создания и функционирования промышленного парка.
В целях поддержки потенциальных инвесторов, заинтересованных в создании и строительстве промышленных парков, и уменьшения затрат, связанных с разработкой необходимого пакета документов, при поддержке партнёров по развитию (Мирового Банка и Европейской Комиссии) к середине марта 2011 года будет закончена разработка 8 технико-экономических обоснований (далее ТЭО) по созданию и функционированию промышленных парков, 4-е из которых разрабатываются для районов республики (Единец, Хынчешть, Кантемир и Кэйнарь) по принципу Green Field и 4-е – по предприятиям, имеющим в пакете акций государственную долю, — по принципу Brown Field.
Кроме того, закончена разработка ТЭО по реализации проекта по строительству промышленного парка по принципу Green Field в свободной экономической зоне «Бэлц». Реализация этого проекта позволит резидентам парка использовать двойной режим льгот (предоставляемых как законом «О зонах свободного предпринимательства», так и законом «О промышленных парках»).
Несмотря на созданные благоприятные законодательные условия деятельности и меры государственной защиты, свободные зоны и промышленные парки действуют не в вакууме. На них большое влияние оказывает состояние инвестиционного климата в стране, наличие барьеров в предпринимательской деятельности, прозрачность и предсказуемость государственной экономической политики, и многое другое.
В связи с этим, в стране, продолжается работа над тем, чтобы к уже имеющимся положительным факторам (таким как удачное географическое расположение страны, достаточно дешевая рабочая сила, плодородные почвы и благоприятные сельскохозяйственные условия), добавились новые — участие республики в зонах свободной торговли как со странами СНГ, так и со странами Европейского Союза, упрощение и улучшение действующего законодательства, устранение бюрократических барьеров.
Особенно необходимо подчеркнуть, что Молдова является членом ВТО и Пакта стабильности. Ею заключено Соглашение о кооперации и партнерстве с Европейским союзом, а также 35 двусторонних договоров о взаимной защите и продвижении инвестиций. Кроме того, 10 таких двусторонних договоров находятся в процессе подписания.
В соответствии с договором об ассиметричной торговле с Евросоюзом республика может поставлять без взимания таможенных пошлин практически все промышленные товары. То же самое относится и к товарам, поставляемым в страны СНГ. В конечном итоге это облегчило доступ произведенных в стране товаров к внешним рынкам совокупной емкостью более чем 800 млн. потребителей.
Кроме вышеперечисленных льгот и возможностей, в Республике Молдова действует целый ряд законодательных актов, предоставляющих для бизнеса налоговые и таможенные льготы как общего, так и специфического, для лёгкой промышленности, характера, включая:
1. — освобождение от уплаты НДС давальческого сырья (ст.103, п.(3) Налогового Кодекса № 1163- XIII от 24.04.97), поставок товаров и услуг по договору лизинга (ст.103, п.231 Налогового Кодекса), материальных активов, предназначенных для включения в уставной капитал (ст.103, п.231 Налогового Кодекса);
2. — подоходный налог по нулевой ставке для юридических лиц (ст.15, b) Налогового Кодекса);
3. — НДС по нулевой ставке на услуги, оказываемые предприятиями лёгкой промышленности на территории Республики Молдова заявителям таможенного режима переработки на таможенной территории (ст.104, g), п.231 Налогового Кодекса);
4. — освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин на сырьё и комплектующие, поставляемые по производственной кооперации (Соглашение со странами СНГ о производственной кооперации);
5. — нулевые таможенные пошлины на импорт сырья для лёгкой промышленности (закон «О таможенном тарифе» № 1380-XIII от 20.11.97).
Подводя черту вышеизложенному, с учётом преференций, предоставляемых законодательством Молдовы и исходя из перспектив и задач развития лёгкой промышленности, молдавская сторона заинтересована в таких направлениях сотрудничества, как:
1. — привлечение компаний-инвесторов в промышленные парки (в качестве как администратора, так и резидентов парка) и свободные экономические зоны;
2. — создание совместных предприятий с целью производства и экспорта готовой продукции;
3. — поиск партнёров для организации филиалов промышленных предприятий в России;
4. — заключение договоров с оптовыми компаниями на поставку готовой продукции.
Надеемся, что представленная информация поможет создать реальное видение и смоделировать новый взгляд на потенциал и перспективы молдавской промышленности, не оставит сомнений в инвестиционной привлекательности и рентабельности вложений в молдавскую экономику.

Нет комментариев