Константин Балаев → Договор водопользования. Этапы и узкие места заключения договора на аукционе.
Проект участвует в конкурсе журнала Юрист компании
Компания была заинтересована и заинтересована до сих пор в развитии комплекса туристических услуг на территории Мурманской области и продвижении на рынок новых технологий, повышении уровня обслуживания маломерных судов и оказания европейского уровня услуг их владельцам. Для реализации этого проекта потребовалось получить право водопользования акваторией Верхнетуломского водохранилища для осуществления рекреационного судоходства, организации временной стоянки и обслуживания маломерных судов, создания рекреационной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.
Водопользование в Российской Федерации представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пп.14 ст.1 Водного кодекса РФ) Правовую базу водопользования в целом, получения права на водопользование, а также заключения и исполнения договора водопользования составляют Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», а также акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Была поставлена задача заключить договор водопользования для использования части акватории Верхнетуломского водохранилища в целях размещения на ней понтонов для стоянки и обслуживания маломерных судов. Порядок заключения договора определяется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165.
Первой проблемой…
которая сразу же встала перед нами, является квалификация размещаемого на части акватории сооружений — понтонов для стоянки и обслуживания маломерных судов. В зависимости от отнесения к той или иной категории зависел способ получения право водопользования: через аукцион, без аукциона или по решения уполномоченного органа. Несмотря на ориентацию России на западные стандарты, такое сооружение как «понтон» в законодательстве не встречается, в связи с чем отсутствует нормативное регулирование его использования. Это могло быть и гидротехническое сооружение (в общем), и причал, и плавательное средство, и дебаркадер (как самое близкое), и т.д.
Учитывая позицию ГИМС МЧС по Санкт-Петербургу (по месту нахождения собственника), указанный понтон по техническим характеристикам был отнесен к плавательным средствам, на которые были получены судовые билеты.
Наш понтон, состоящий из 9-ти секций, был изготовлен в Финляндии под заказ, соответствовал всем техническим условиям и стандартам, действующим на территории России, и вместе с тем, не имел аналогов по качеству исполнения и сроку службы.
Несмотря на то, что понтон представляет собой единое техническое устройство, постановка на учет была осуществлена по отдельности — было выдано 9 судовых билетов на каждую секцию. Это увеличило и документооборот и затраты на транспортный налог (считается по количеству поставленных на учет ТС, а не по конечному результату), поскольку налоговый орган считает не как объект технически эксплуатируется, а по количеству плавательных средств, поставленных на учет.
Уполномоченным органом, ответственным за использование водных объектов на территории Мурманской области под озвученные нами цели, является Комитет промышленного развития, природопользования и экологии Мурманской области. В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления №230, заключение договора на водопользование, предметом которого является размещения на акватории плавательного средства должно быть осуществлено по результатам проведения аукциона. С одной стороны, Комитет является органом, согласующим условия водопользования, с другой стороны — организатором аукциона.
Учитывая, что аукцион представляет собой возможность любому, отвечающему всем требованиям, получить такое право, встал вопрос: Как его выиграть?
Решение было найдено путем предложения таких условий, которые бы не имели аналогов по уровню качества, безопасности и сервиса на территории Мурманской области и Российской Федерации в целом, а также в территориальной непривлекательности испрашиваемой части акватории. На суд Комитета были предложены к реализации финские стандарты и технологии, которые были одобрены для развития и продвижения на территории Мурманской области новых туристических продуктов. Организациям, деятельность которых не связана с водной составляющей, это должно было быть неинтересным с коммерческой точки зрения. Территориальное же расположение определялось наличием уже имеющейся инфраструктуры, а также оформленных земельных отношений, на прилегающие земельные участки.
Несмотря на возникающие вопросы и проблемы, решения по ним были найдены, удовлетворяющие не только нас, но и заинтересованные органы.
Подготовленная документация (еще предаукционная) включала в себя более 150 страниц: расчет площади акватории, календарь наблюдения и охраны акватории, схемы размещения плавательных средств с точками заборы воды для проведения анализов, пояснительные записки, техническая документация и план деятельности компании, и т. д. Площадь испрашиваемой акватории составляла около 0,3 кв.км.
По негласному обыкновению, вся документация должна пройти согласования у заинтересованных органов государственной власти. Предварительное согласование было успешно осуществлено с Баренцево-Беломорским ТУ Росрыболовства, Двинско-Печерским БВУ Росводресурсов, пройдена санитарно-эпидемиологическая экспертиза документации в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», на основании которого было получено Заключение Управления Роспотребнадзора Мурманской области. Все замечания и предложения были учтены для более четкого соблюдения законодательных требований и применения в дальнейшей деятельности. На проведение отборов и анализов проб воды с периодичностью 2 раза в год в навигационный период был заключен договор ФГБУ «Мурманское УГМС», имеющим необходимые сертификаты и лицензию на право осуществления деятельности.
В соответствии с подготовленной Комитетом природопользования аукционной документацией были выполнены все формальности и составлены и подписаны документы, что позволило получить решение о полном соответствии предъявленным требованиям.
Согласно аукционной документации извещения об аукционе были размещены в печатном виде (газета Мурманский вестник от 09 сентября 2010) и в сети Интернет (на сайте организатора аукциона) для создания равных условий участия в аукционе.
Нами были задействованы все трудовые ресурсы компании, квалификация и образование (исключаю административный ресурс), в связи с чем решение аукционной комиссии было принято в нашу пользу.
Время от задумки до получения договора – около 9 месяцев.
А теперь самое главное –стоимость пользования этим участком –965,48 рублей в год!!!
Примерные расходы (не считая затрат на подготовку документации):
— проведение анализов качества воды –около 50000 руб. в год.
— повышение квалификации персонала – около 30000 руб.в год.
— 24 отчета за год, проведений мониторинга и наблюдений – около 50000 руб. в год.
и так далее.
Получения права водопользования позволило не только получить бесценный опыт участия в аукционе на предоставление право водопользования, но и создать уникальный для Мурманской области объект рекреационного судоходства и поднять на новый уровень предоставление услуг по стоянке и обслуживанию маломерных судов. Реализация проекта потребовала изучения нового вектора движения, повышения квалификации сотрудников и увеличения их трудозатрат, направленных на соответствие заявленного уровня обслуживания.
Необходимость предоставления ежеквартальных отчетов о деятельности и состоянии водного объекта и проведения отборов и анализов качества воды, следить за режимом использования водоохранных зон водного объекта и его морфометрическими особенностями, за состоянием экосистемы, проводить мониторинг эрозионных процессов, поспособствовала и способствует экобезопасному и контролируемому осуществлению общественно-значимой деятельности развития туристического направления в жизни Мурманской области.
Вместе с этим возникает резонный вопрос? А почему так дорого и несоразмерно?
Почему реализация права обходится значительно дороже, чем его получение и обладание?
Ведь получая вещь в пользование, особо, если она нужна для непосредственной деятельности, мы заботимся о ней, отчитываемся за нее и еще и платим за нее. Мы становимся оком того органа, в чьем ведении находится эта вещь, мы следим за ней, и тем самым помогаем этому самому органу.
Компания была заинтересована и заинтересована до сих пор в развитии комплекса туристических услуг на территории Мурманской области и продвижении на рынок новых технологий, повышении уровня обслуживания маломерных судов и оказания европейского уровня услуг их владельцам. Для реализации этого проекта потребовалось получить право водопользования акваторией Верхнетуломского водохранилища для осуществления рекреационного судоходства, организации временной стоянки и обслуживания маломерных судов, создания рекреационной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.
Водопользование в Российской Федерации представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пп.14 ст.1 Водного кодекса РФ) Правовую базу водопользования в целом, получения права на водопользование, а также заключения и исполнения договора водопользования составляют Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», а также акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Была поставлена задача заключить договор водопользования для использования части акватории Верхнетуломского водохранилища в целях размещения на ней понтонов для стоянки и обслуживания маломерных судов. Порядок заключения договора определяется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165.
Первой проблемой…
которая сразу же встала перед нами, является квалификация размещаемого на части акватории сооружений — понтонов для стоянки и обслуживания маломерных судов. В зависимости от отнесения к той или иной категории зависел способ получения право водопользования: через аукцион, без аукциона или по решения уполномоченного органа. Несмотря на ориентацию России на западные стандарты, такое сооружение как «понтон» в законодательстве не встречается, в связи с чем отсутствует нормативное регулирование его использования. Это могло быть и гидротехническое сооружение (в общем), и причал, и плавательное средство, и дебаркадер (как самое близкое), и т.д.
Учитывая позицию ГИМС МЧС по Санкт-Петербургу (по месту нахождения собственника), указанный понтон по техническим характеристикам был отнесен к плавательным средствам, на которые были получены судовые билеты.
Наш понтон, состоящий из 9-ти секций, был изготовлен в Финляндии под заказ, соответствовал всем техническим условиям и стандартам, действующим на территории России, и вместе с тем, не имел аналогов по качеству исполнения и сроку службы.
Несмотря на то, что понтон представляет собой единое техническое устройство, постановка на учет была осуществлена по отдельности — было выдано 9 судовых билетов на каждую секцию. Это увеличило и документооборот и затраты на транспортный налог (считается по количеству поставленных на учет ТС, а не по конечному результату), поскольку налоговый орган считает не как объект технически эксплуатируется, а по количеству плавательных средств, поставленных на учет.
Уполномоченным органом, ответственным за использование водных объектов на территории Мурманской области под озвученные нами цели, является Комитет промышленного развития, природопользования и экологии Мурманской области. В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления №230, заключение договора на водопользование, предметом которого является размещения на акватории плавательного средства должно быть осуществлено по результатам проведения аукциона. С одной стороны, Комитет является органом, согласующим условия водопользования, с другой стороны — организатором аукциона.
Учитывая, что аукцион представляет собой возможность любому, отвечающему всем требованиям, получить такое право, встал вопрос: Как его выиграть?
Решение было найдено путем предложения таких условий, которые бы не имели аналогов по уровню качества, безопасности и сервиса на территории Мурманской области и Российской Федерации в целом, а также в территориальной непривлекательности испрашиваемой части акватории. На суд Комитета были предложены к реализации финские стандарты и технологии, которые были одобрены для развития и продвижения на территории Мурманской области новых туристических продуктов. Организациям, деятельность которых не связана с водной составляющей, это должно было быть неинтересным с коммерческой точки зрения. Территориальное же расположение определялось наличием уже имеющейся инфраструктуры, а также оформленных земельных отношений, на прилегающие земельные участки.
Несмотря на возникающие вопросы и проблемы, решения по ним были найдены, удовлетворяющие не только нас, но и заинтересованные органы.
Подготовленная документация (еще предаукционная) включала в себя более 150 страниц: расчет площади акватории, календарь наблюдения и охраны акватории, схемы размещения плавательных средств с точками заборы воды для проведения анализов, пояснительные записки, техническая документация и план деятельности компании, и т. д. Площадь испрашиваемой акватории составляла около 0,3 кв.км.
По негласному обыкновению, вся документация должна пройти согласования у заинтересованных органов государственной власти. Предварительное согласование было успешно осуществлено с Баренцево-Беломорским ТУ Росрыболовства, Двинско-Печерским БВУ Росводресурсов, пройдена санитарно-эпидемиологическая экспертиза документации в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», на основании которого было получено Заключение Управления Роспотребнадзора Мурманской области. Все замечания и предложения были учтены для более четкого соблюдения законодательных требований и применения в дальнейшей деятельности. На проведение отборов и анализов проб воды с периодичностью 2 раза в год в навигационный период был заключен договор ФГБУ «Мурманское УГМС», имеющим необходимые сертификаты и лицензию на право осуществления деятельности.
В соответствии с подготовленной Комитетом природопользования аукционной документацией были выполнены все формальности и составлены и подписаны документы, что позволило получить решение о полном соответствии предъявленным требованиям.
Согласно аукционной документации извещения об аукционе были размещены в печатном виде (газета Мурманский вестник от 09 сентября 2010) и в сети Интернет (на сайте организатора аукциона) для создания равных условий участия в аукционе.
Нами были задействованы все трудовые ресурсы компании, квалификация и образование (исключаю административный ресурс), в связи с чем решение аукционной комиссии было принято в нашу пользу.
Время от задумки до получения договора – около 9 месяцев.
А теперь самое главное –стоимость пользования этим участком –965,48 рублей в год!!!
Примерные расходы (не считая затрат на подготовку документации):
— проведение анализов качества воды –около 50000 руб. в год.
— повышение квалификации персонала – около 30000 руб.в год.
— 24 отчета за год, проведений мониторинга и наблюдений – около 50000 руб. в год.
и так далее.
Получения права водопользования позволило не только получить бесценный опыт участия в аукционе на предоставление право водопользования, но и создать уникальный для Мурманской области объект рекреационного судоходства и поднять на новый уровень предоставление услуг по стоянке и обслуживанию маломерных судов. Реализация проекта потребовала изучения нового вектора движения, повышения квалификации сотрудников и увеличения их трудозатрат, направленных на соответствие заявленного уровня обслуживания.
Необходимость предоставления ежеквартальных отчетов о деятельности и состоянии водного объекта и проведения отборов и анализов качества воды, следить за режимом использования водоохранных зон водного объекта и его морфометрическими особенностями, за состоянием экосистемы, проводить мониторинг эрозионных процессов, поспособствовала и способствует экобезопасному и контролируемому осуществлению общественно-значимой деятельности развития туристического направления в жизни Мурманской области.
Вместе с этим возникает резонный вопрос? А почему так дорого и несоразмерно?
Почему реализация права обходится значительно дороже, чем его получение и обладание?
Ведь получая вещь в пользование, особо, если она нужна для непосредственной деятельности, мы заботимся о ней, отчитываемся за нее и еще и платим за нее. Мы становимся оком того органа, в чьем ведении находится эта вещь, мы следим за ней, и тем самым помогаем этому самому органу.
Нет комментариев