Антон Михайлов →  Мировые судьи в Англии: современное состояние института

На современном этапе магистратские суды, в которых и задействованы мировые судьи, образуют основное звено английской судебной системы – ежегодно в них рассматривается по существу около 2 млн. дел, считающихся по английским законам уголовными, что составляет 95-98% от общего числа уголовных дел, рассматриваемых английскими судами за один год.

Магистратские суды являются низшими английскими судами – т.е. их решения по своему характеру являются правоприменительными, а не нормативными.

Юрисдикция магистратских судов носит местный, территориальный характер: территория Англии и Уэльса разделена на районы, которые в свою очередь делятся на округа малых сессий (petty sessional divisions), в каждом из которых действует магистратский суд.

На 1 апреля 2000г. в Англии и Уэльсе существовало 328 округов малых судебных сессий. Данными округами управляют комитеты магистратских судов, которые создаются на ежегодном собрании мировых судей и решают вопросы управления и организационно-технического снабжения судов. В комитеты могут также входить судьи Высокого суда, окружные судьи или рикордеры. В определенной мере комитеты зависят от местных органов, поскольку последние оплачивают их расходы, включая содержание аппарата.

В настоящее время – пишет А.К. Романов – в системе мировой юстиции Англии и Уэльса организовано 450 магистратских судов. В них на 1 января 2000г. было занято 30 308 мировых судей-непрофессионалов, в том числе мужчин – 15.554 (51%) и женщин 14.764 (49%), что на 29% больше, чем в 1948 г.

Как уже явствует из краткой исторической справки, в настоящее время в Англии и Уэльсе судьи магистратских судов подразделяются на две категории – неоплачиваемых мировых судей-непрофессионалов (lay или unpaid magistrates, lay justices) и оплачиваемых магистратов-профессионалов или стипендиариев (stipendiary magistrates). Статистика показывает, что на одного судью-профессионала в Англии и Уэльсе приходится почти 400 судей-непрофессионалов.

Неоплачиваемые мировые судьи не являются профессиональными юристами и назначаются на должность Лордом-канцлером из числа местных жителей, являющихся английскими подданными в возрасте от 27 до 65 лет, проживающих в пределах 15-мильной зоны от границ той территории, которую они будут обслуживать как мировые судьи.

Не рекомендуется назначать на должность мировых судей лиц, отбывших наказание за совершение тяжких преступлений, лиц, старше 60 лет, а также лиц с дефектами слуха или зрения. Тем не менее это указание Лорда-канцлера плохо сочетается с основным принципом, в соответствии с которым функционирует мировая юстиция в Англии – в ней должны быть представлены все общественные слои и группы, включая людей с дефектами слуха, зрения и др. Так, 1998г. в Англии впервые несколько слепых людей были назначены магистратами.

В императивном порядке не могут быть назначены магистратами члены Парламента, военные, полицейские, сотрудники дорожных служб, а также лица, страдающие психическими расстройствами, лица, приходящиеся близкими родственниками действующему судье-магистрату, лица, объявившие себя банкротами, а также те, «чья работа или общественная деятельность противоречит или не соответствует характеру обязанностей, возлагаемых на мирового судью».

В соответствии с указаниями Лорда-канцлера от кандидатов на должность мирового судьи требуется хорошее знание того района, в который он будет назначен. Особое внимание уделяется тому, чтобы кандидат проживал в указанной местности не менее одного года8.

Помимо формальных критериев предъявляются также требования к личным качествам мировых судей. Так, в 1998г. Лорд-канцлер определил шесть ключевых качеств, которыми должны обладать мировые судьи. Это – хороший характер, понимание и коммуникабельность, зрелость и адекватный темперамент, осведомленность об общественных процессах, способность судить в соответствии со здравым смыслом, надежность и преданность работе. «Магистратам необходимо иметь хорошую характеристику и репутацию непогрешимых людей; им должны быть присущи здравый ум, способность взвешивать доказательства и принимать разумные решения. Магистраты должны жить или работать в данной местности и обладать хорошим знанием местной общины и пониманием ее условий. Им необходимо быть решительными, но обладающими чувством сострадания, а равно способными работать в коллективе».

Отбор кандидатов в мировые судьи производят специальные местные совещательные комитеты (local advisory committees), которые формируются Лордом-канцлером по рекомендации назначенного им председателя комитета. Кандидатуры на должность мировых судей направляются в совещательные комитеты различными местными социальными группами – политическими партиями, профсоюзами, коммерческими объединениями.

Помимо этого должность мирового судьи рекламируется совещательными комитетами. Члены совещательных комитетов проводят интервью с кандидатами на пост мирового судьи и рекомендуют Лорду-канцлеру к назначению подходящих кандидатов.

При принятии решения совещательные комитеты руководствуются тем, что в определенном судебном округе мировые судьи должны своим составом как можно более точно воспроизводить местное население по признакам пола, расы, возраста, профессии, политическим взглядам, имущественному положению и др.

Тем не менее, есть основания для утверждения, что именно репрезентативность действующими магистратами населения представляемого ими малого судебного округа является проблемой для современной Англии. Статистические данные показывают, что, как правило, магистраты являются немолодыми белыми выходцами из среднего класса, которые придерживаются консервативных убеждений и оставили работу или бизнес в связи с выходом на пенсию по возрасту или по каким-то другим причинам. Так, например, из 2062 мировых судей, назначенных на должность в 1993г., только 117 являлись представителями этнических меньшинств. По данным исследования 1976г. более четверти магистратов были старше 50 лет и только одна шестая от их числа – моложе 40 лет.

А.К. Романов пишет: «Как и в XIX столетии, мировые судьи-непрофессионалы в основном формируются за счет местных политических элит. Основное предпочтение при этом отдается их политической ориентации и ангажированности партийными и политическими интересами». В 1983г. среди мировых судей было 41% консерваторов, 28% лейбористов, 11% либералов, 18,7% объявили себя независимыми или точно не могли определить политический характер своих взглядов.

Мировые судьи-непрофессионалы отличаются от всех других английских судей тем, что не являются юристами, правосудие не составляет их основного занятия, и существуют они не за счет того, что служат «по судебному ведомству».

Мировые судьи не допущены к судебному правотворчеству, не могут продвигаться вверх по судейской лестнице; они не осуществляют функции судебного надзора, не рассматривают апелляции на решения других английских судов, а выступают лишь как правоприменители со строго территориально ограниченной юрисдикцией.

Магистраты-непрофессионалы должны периодически являться в суд своего населенного пункта и участвовать в разбирательстве конкретных уголовных и гражданских дел, причем в наши дни Лорд-канцлер требует, чтобы каждый магистрат ежегодно принимал на себя судейские обязанности в течение, как минимум, 26 рабочих дней (желательно – 35) продолжительностью по четыре часа (но они должны быть готовы и к тому, что им придется «если в этом будет необходимость, заседать и полный рабочий день»). Невыполнение этого требования может повлечь исключение из списка магистратов. Для выполнения данного требования непрофессионалами-магистратами законодатель в ст. 50 Акте о защите занятости (1996) установил гарантию, в соответствии с которой работодатель должен предоставить лицам, занятым в качестве мировых судей, необходимое время для выполнения ими своих обязанностей. Так, мировые судьи из лиц, работающих в общественном производстве или на национализированных предприятиях, обычно получают дополнительно 48 оплачиваемых дней для выполнения судейских обязанностей.

Рассмотрение магистратами-непрофессионалами уголовных и гражданских дел по существу должно осуществляться в составе коллегии из двух или более (до семи) магистратов. «В своей судейской деятельности – пишет А.К. Романов – судьи-непрофессионалы руководствуются скорее соображениями здравого смысла, общими представлениями о справедливости, чувством моральной ответственности и гражданского долга, а не какими-то особыми интересами, стандартами и требованиями, принятыми в среде юридической профессии в целом».

Отсутствие юридического образования у магистратов-непрофессионалов компенсируется тем, что в структуре магистратских судов предусмотрены штатные должностные лица, именуемые судебными клерками (court clerks), которых на сегодняшний день насчитывается около полутора тысяч и которые по Акту о мировых судьях (1997) избираются на должность из числа барристеров или солиситоров с опытом работы в качестве помощника клерка не менее пяти лет. В этой связи А.К. Романов отмечает, что «по данным службы Лорда-канцлера в 1998г. из общего числа судебных клерков магистратских судов 40% не имели квалификации юриста. На практике судебными клерками работают даже студенты старших курсов юридических факультетов университетов».

Судебные клерки ведут всю судебную документацию, оформляют принимаемые магистратами решения, выполняют другие вспомогательные действия, требующие познаний в области права, консультируют магистратов по правовым вопросам, связанным с разбирательством конкретных дел. Клерки, назначенные комитетом магистратского суда с утверждения Лорда-канцлера, не только оказывают правовую помощь магистратам-непрофессионалам, но и вправе исполнять обязанности судьи.

Также мировые судьи компенсируют свою некомпетентность через систему правовой подготовки, которая действует в Англии с 1966г. и была существенно модернизирована в 1998г.

Система правовой подготовки имеет несколько целей: во-первых, магистраты должны получить общее представление о системе мировой юстиции и деятельности судов; во-вторых, они должны быть научены основам материального и процессуального права (ведение процесса, система доказательств и др.); в-третьих, мировые судьи должны научиться мыслить и действовать сообразно судьям; в-четвертых, им нужно привить способность работать эффективно в команде.

Каждый мировой судья имеет наставника – опытного магистрата и ведет файл личного развития. В течение первых двух лет магистрат должен посетить около семи обучающих курсов, после каждого из которых его знания проверяются. Существует система практической подготовки в процессе работы. Также действует система специальных курсов для магистратов, специализирующихся на рассмотрении семейных дел и дел несовершеннолетних. Вполне очевидно, что такие краткие учебные курсы не позволяют познать все тонкости судопроизводства, но в отношении мировых судей такая задача и не ставится.

Нет комментариев