Роман Павлов → Профессия юриста и адвоката в России и Великобритании
В последние годы реформа юридических услуг получает все большее внимание и вызывала широкое обсуждение в Правительстве, Минюсте, ФПА и средствах массовой информации.
Однако, несмотря на предложение Минюста в рамках реализации федеральной программы «Юстиция» установить единые стандарты качества оказания квалифицированных услуг: высшее юридическое образование, опыт работы (стажировка), сдача специального экзамена, членство в СРО, обязательное повышение квалификации, в России до сих пор отсутствуют специальные требования к лицам, оказывающим юридические услуги.
В результате, возникает ситуация, в которой профессия адвоката и юриста находятся в разных правовых реалиях. Если адвоката выгоняют из адвокатуры из-за «плохой» работы, он просто перестает платить взносы и продолжает оказывать юридические услуги по трудовому договору или договору об оказании услуг или по обоим договорам одновременно как генеральный директор юридического лица. По мнению президента ФПА Юрия Пилипенко бывший адвокат оказывается даже в более выгодных условиях, так как он не имеет обязанности ни по уплате взносов, ни по соблюдению стандартов профессиональной деятельности. Такого же мнения придерживается президент адвокатской палаты вологодской области Иванов Сергей Степанович
Следовательно, повышение качества юридических услуг и ответственность юриста за профессиональную небрежность (халатность) может иметь место только после того, как юристы объединятся на основе адвокатского статуса, и все участники рынка юридических услуг будут находиться в равных правовых реалиях и подчиняться единым или схожим по содержанию стандартам.
Идея такой реформы берет начало из успешного опыта правового регулирования юридических услуг в развитых европейских странах, например Великобритании, где профессии адвоката и юриста законодательно отделены друг от друга и детально урегулированы.
По аналогии с Россией в Англии и Уэльсе практикующие адвокаты (барристеры и советники королевы) обязаны состоять на учете в региональной адвокатской палате, подчиняются единым требованиям совета адвокатов – Bar Council (аналог ФПА) и осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с установленными стандартами. Для вступления в адвокатскую палату, претендент должен иметь высшее юридическое образование (3 года), пройти профессиональный подготовительный курс «Bar Practice Training Course» в лицензированном адвокатским советом образовательном учреждении и стажировку длительностью 1 год с последующей сдачей экзамена.
Иностранные практикующие адвокаты могут получить статус барристера в в льготном порядке по результатам успешной сдачи серии государственных экзаменов на английском языке (Bar Transfer Test). Допуск к экзаменам должен быть одобрен специальным квалификационным комитетом совета адвокатов, а кандидат должен отвечать всем профессиональным требованиям и стандартам, утвержденным адвокатским советом. Это самый быстрый и удобный способ получения статуса адвоката, так как он позволяет сократить затраты на обучение и обойти сложности поиска стажировки в такой конкурентной среде. Именно поэтому многие иностранные студенты юридических факультетов английских вузов возвращаются в домашнюю юрисдикцию для получения статуса адвоката.
Аналогичные требования предъявляются и к юристам (солиситорам), главным контролирующим органом которых является SRA – Solicitor Regulation Authority. SRA ведет реестр юристов и выдает разрешения на оказание юридических услуг. Для регистрации и получения разрешения на оказание юридических услуг выпускник юридического факультета обязан не только успешно окончить профессиональный подготовительный курс «Legal Practice Course» в лицензируемом SRA образовательном учреждении, пройти двухлетнюю стажировку в должности помощника юриста и сдать квалификационный экзамен на статус юриста, но и отвечать профессиональным требованиям SRA: отсутствие судимости, банкротства и т.д.
Иностранные юристы, также как и иностранные адвокаты, могут получить статус юриста на общих основаниях по результатам сдачи квалификационного экзамена “Qualified Lawyers Transfer Scheme”. При этом кандидат обязан показать свое соответствие профессиональным требованиям и стандартам, указанным выше.
Таким образом, статус юриста и адвоката в Великобритании не просто различен, но и имеет свое правовое регулирование: профессиональные требования к кандидатам, органы контроля, стандарты и правила профессиональной деятельности. Это позволяет не только улучшить качество юридических услуг, оплату квалифицированного труда и повысить престиж профессий юриста и адвоката, но и избежать ситуаций, в которых предусмотренные законом требования к юридическим услугам, а также ограничения на оказание юридических услуг, действуют неэффективно или не применяются.
Примером такой ситуации является не только возможность фактического продолжения бывшим адвокатом оказания юридических услуг без уплаты взносов и обязанности отвечать определенным профессиональным стандартам, но и возможность иностранных адвокатов оказывать юридические услуги в нарушение Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (далее – Закон).
В Законе говорится, что иностранные граждане могут получить статус российского адвоката на общих основаниях и оказывать юридическую помощь (ч.6 ст.9 Закона), за исключением вопросов, связанных с государственной тайной РФ (ч. 5 ст.2 Закона). Иностранные адвокаты, не получившие статус российского адвоката, могут оказывать юридическую помощь на территории России, но исключительно по вопросам права иностранного государства, в котором они имеют адвокатский статус (ч.5 ст.2 Закона). При этом они должны зарегистрироваться в специальном реестре Минюста (ч.6 ст.2 Закона), порядок ведения которого установлен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2003 N 584. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается (ч.6 ст.2 Закона). Профессия юриста и адвоката
Таким образом, деятельность иностранных адвокатов, не имеющих статуса адвоката, ограничена вопросами иностранного права. Однако не ясен смысл данного ограничения, если каких-либо ограничений судебного представительства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах федеральное законодательство не содержит. Согласно со ст. 49 ГПК РФ, ст. 59 и 60 АПК РФ, представителями в российском суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (иностранную нотариальную доверенность с апостилем). Следовательно, иностранные адвокаты, также как и иные иностранные лица, оказывающую юридическую помощь, могут быть представителями в российских судах по вопросам российского права.
В этой связи не совсем понятно, чем вызвано желание компетентных органов ограничить участие иностранных адвокатов в судах Российской Федерации. Такое ограничение вероятно носит политический, а не юридический характер: к российскому правосудию допускаются иностранные конкуренты, при этом наши адвокаты в их судах не получают никаких преференций.
Однако если законодатель не хочет допускать до профессиональной деятельности иностранного адвоката, не ориентирующегося в системе права и законодательства РФ, и действительно хочет повысить качество юридических услуг, то начинать нужно с реформы профессии юриста. Успешный зарубежный опыт контроля со стороны СРО, предъявления требований к кандидатам, установления стандартов профессиональной деятельности и ведения разрешительного и уведомительного порядка оказания юридических услуг нашли отражение в федеральной программе «Юстиция», но ее реализация в части реформы профессии юриста была приостановлена в июне 2015 г.
По нашему мнению это недопустимо, так как оказание юридических услуг любым дееспособным физическим лицом, достигшим 18 лет, не только наносит вред общественным отношениям и понижает уровень правосознания и правовой культуры в обществе, но и делает конкретные правовые нормы и профессиональные стандарты оказания юридических услуг в России неэффективными.Юрист Вологда.
Однако, несмотря на предложение Минюста в рамках реализации федеральной программы «Юстиция» установить единые стандарты качества оказания квалифицированных услуг: высшее юридическое образование, опыт работы (стажировка), сдача специального экзамена, членство в СРО, обязательное повышение квалификации, в России до сих пор отсутствуют специальные требования к лицам, оказывающим юридические услуги.
В результате, возникает ситуация, в которой профессия адвоката и юриста находятся в разных правовых реалиях. Если адвоката выгоняют из адвокатуры из-за «плохой» работы, он просто перестает платить взносы и продолжает оказывать юридические услуги по трудовому договору или договору об оказании услуг или по обоим договорам одновременно как генеральный директор юридического лица. По мнению президента ФПА Юрия Пилипенко бывший адвокат оказывается даже в более выгодных условиях, так как он не имеет обязанности ни по уплате взносов, ни по соблюдению стандартов профессиональной деятельности. Такого же мнения придерживается президент адвокатской палаты вологодской области Иванов Сергей Степанович
Следовательно, повышение качества юридических услуг и ответственность юриста за профессиональную небрежность (халатность) может иметь место только после того, как юристы объединятся на основе адвокатского статуса, и все участники рынка юридических услуг будут находиться в равных правовых реалиях и подчиняться единым или схожим по содержанию стандартам.
Идея такой реформы берет начало из успешного опыта правового регулирования юридических услуг в развитых европейских странах, например Великобритании, где профессии адвоката и юриста законодательно отделены друг от друга и детально урегулированы.
По аналогии с Россией в Англии и Уэльсе практикующие адвокаты (барристеры и советники королевы) обязаны состоять на учете в региональной адвокатской палате, подчиняются единым требованиям совета адвокатов – Bar Council (аналог ФПА) и осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с установленными стандартами. Для вступления в адвокатскую палату, претендент должен иметь высшее юридическое образование (3 года), пройти профессиональный подготовительный курс «Bar Practice Training Course» в лицензированном адвокатским советом образовательном учреждении и стажировку длительностью 1 год с последующей сдачей экзамена.
Иностранные практикующие адвокаты могут получить статус барристера в в льготном порядке по результатам успешной сдачи серии государственных экзаменов на английском языке (Bar Transfer Test). Допуск к экзаменам должен быть одобрен специальным квалификационным комитетом совета адвокатов, а кандидат должен отвечать всем профессиональным требованиям и стандартам, утвержденным адвокатским советом. Это самый быстрый и удобный способ получения статуса адвоката, так как он позволяет сократить затраты на обучение и обойти сложности поиска стажировки в такой конкурентной среде. Именно поэтому многие иностранные студенты юридических факультетов английских вузов возвращаются в домашнюю юрисдикцию для получения статуса адвоката.
Аналогичные требования предъявляются и к юристам (солиситорам), главным контролирующим органом которых является SRA – Solicitor Regulation Authority. SRA ведет реестр юристов и выдает разрешения на оказание юридических услуг. Для регистрации и получения разрешения на оказание юридических услуг выпускник юридического факультета обязан не только успешно окончить профессиональный подготовительный курс «Legal Practice Course» в лицензируемом SRA образовательном учреждении, пройти двухлетнюю стажировку в должности помощника юриста и сдать квалификационный экзамен на статус юриста, но и отвечать профессиональным требованиям SRA: отсутствие судимости, банкротства и т.д.
Иностранные юристы, также как и иностранные адвокаты, могут получить статус юриста на общих основаниях по результатам сдачи квалификационного экзамена “Qualified Lawyers Transfer Scheme”. При этом кандидат обязан показать свое соответствие профессиональным требованиям и стандартам, указанным выше.
Таким образом, статус юриста и адвоката в Великобритании не просто различен, но и имеет свое правовое регулирование: профессиональные требования к кандидатам, органы контроля, стандарты и правила профессиональной деятельности. Это позволяет не только улучшить качество юридических услуг, оплату квалифицированного труда и повысить престиж профессий юриста и адвоката, но и избежать ситуаций, в которых предусмотренные законом требования к юридическим услугам, а также ограничения на оказание юридических услуг, действуют неэффективно или не применяются.
Примером такой ситуации является не только возможность фактического продолжения бывшим адвокатом оказания юридических услуг без уплаты взносов и обязанности отвечать определенным профессиональным стандартам, но и возможность иностранных адвокатов оказывать юридические услуги в нарушение Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (далее – Закон).
В Законе говорится, что иностранные граждане могут получить статус российского адвоката на общих основаниях и оказывать юридическую помощь (ч.6 ст.9 Закона), за исключением вопросов, связанных с государственной тайной РФ (ч. 5 ст.2 Закона). Иностранные адвокаты, не получившие статус российского адвоката, могут оказывать юридическую помощь на территории России, но исключительно по вопросам права иностранного государства, в котором они имеют адвокатский статус (ч.5 ст.2 Закона). При этом они должны зарегистрироваться в специальном реестре Минюста (ч.6 ст.2 Закона), порядок ведения которого установлен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2003 N 584. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается (ч.6 ст.2 Закона). Профессия юриста и адвоката
Таким образом, деятельность иностранных адвокатов, не имеющих статуса адвоката, ограничена вопросами иностранного права. Однако не ясен смысл данного ограничения, если каких-либо ограничений судебного представительства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах федеральное законодательство не содержит. Согласно со ст. 49 ГПК РФ, ст. 59 и 60 АПК РФ, представителями в российском суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (иностранную нотариальную доверенность с апостилем). Следовательно, иностранные адвокаты, также как и иные иностранные лица, оказывающую юридическую помощь, могут быть представителями в российских судах по вопросам российского права.
В этой связи не совсем понятно, чем вызвано желание компетентных органов ограничить участие иностранных адвокатов в судах Российской Федерации. Такое ограничение вероятно носит политический, а не юридический характер: к российскому правосудию допускаются иностранные конкуренты, при этом наши адвокаты в их судах не получают никаких преференций.
Однако если законодатель не хочет допускать до профессиональной деятельности иностранного адвоката, не ориентирующегося в системе права и законодательства РФ, и действительно хочет повысить качество юридических услуг, то начинать нужно с реформы профессии юриста. Успешный зарубежный опыт контроля со стороны СРО, предъявления требований к кандидатам, установления стандартов профессиональной деятельности и ведения разрешительного и уведомительного порядка оказания юридических услуг нашли отражение в федеральной программе «Юстиция», но ее реализация в части реформы профессии юриста была приостановлена в июне 2015 г.
По нашему мнению это недопустимо, так как оказание юридических услуг любым дееспособным физическим лицом, достигшим 18 лет, не только наносит вред общественным отношениям и понижает уровень правосознания и правовой культуры в обществе, но и делает конкретные правовые нормы и профессиональные стандарты оказания юридических услуг в России неэффективными.Юрист Вологда.
Нет комментариев