Иван Батыков → Компенсация морального вреда угрозы жизни по вине автопроизводителя: сколько?
Вопрос компенсации морального вреда в целом и угрозы жизни по вине автопроизводителя в частности – один из самых сложных в законодательстве, потому что опирается на субъективное мнение. Существует ли показатель, который удовлетворяет критерию справедливости в глазах автолюбителей?
Статья 1101 ГК РФ указывает, что при вынесении решения о размере компенсации морального вреда должны быть приняты во внимание характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степень вины причинителя, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего, с учетом критериев разумности и справедливости. Несмотря на достаточное количество критериев, основной из них – справедливость – определяется через сумму, которая будет соответствовать социальным нормам и представлениям о справедливом, принятым в нашей культуре в настоящий момент.
Важную роль в определении справедливой суммы по всему срезу общества может сыграть социологическая экспертиза, направленная на поддержку принятия юридических решений. Для отработки социологической методики оценки размера справедливой компенсации сотрудники Лаборатории социологической экспертизы выбрали конкретную ситуацию – угроза жизни, произошедшая по вине автопроизводителя. Опрос проводился с 3 по 11 августа 2015 года в 50 крупнейших городах Российской Федерации. Выборка формировалась из автомобилистов 18 лет и старше. Собранные данные о социально-нормативных представлениях автомобилистов о компенсации морального вреда показывают, что ее размер при угрозе жизни по вине автопроизводителя составляет конкретную сумму, которая слабо варьируют в зависимости от пола, возраста, образования, материального положения и места проживания респондентов, что свидетельствует о высокой надежности и достаточной универсальности полученных результатов.
Данные могут использоваться как для принятия решений государственными органами, так и в процессе разрешения конфликтов в сфере гражданских отношений. Значение выявленной социальной нормы справедливой компенсации состоит в том, что, применяя ее, лица, принимающие решения, могут быть более уверены в том, что их действия найдут общественную поддержку и будут способствовать государственной стабильности и повышению авторитета власти.
Исследование проведено Лабораторией социологической экспертизы при содействии АНО «Центр развития экономической этики и правовых отношений». Полный текст доклада «Справедливый размер компенсации морального вреда при угрозе жизни по вине автопроизводителя» и сумму, которую называли автомобилисты в качестве компенсации для себя, своего ребенка и всей семьи, можно найти по ссылке на сайте Лаборатории социологической экспертизы.
Сайт Лаборатории социологической экспертизы.
Программа бесплатных услуг.
Защита интеллектуальной собственности.
Статья 1101 ГК РФ указывает, что при вынесении решения о размере компенсации морального вреда должны быть приняты во внимание характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степень вины причинителя, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего, с учетом критериев разумности и справедливости. Несмотря на достаточное количество критериев, основной из них – справедливость – определяется через сумму, которая будет соответствовать социальным нормам и представлениям о справедливом, принятым в нашей культуре в настоящий момент.
Важную роль в определении справедливой суммы по всему срезу общества может сыграть социологическая экспертиза, направленная на поддержку принятия юридических решений. Для отработки социологической методики оценки размера справедливой компенсации сотрудники Лаборатории социологической экспертизы выбрали конкретную ситуацию – угроза жизни, произошедшая по вине автопроизводителя. Опрос проводился с 3 по 11 августа 2015 года в 50 крупнейших городах Российской Федерации. Выборка формировалась из автомобилистов 18 лет и старше. Собранные данные о социально-нормативных представлениях автомобилистов о компенсации морального вреда показывают, что ее размер при угрозе жизни по вине автопроизводителя составляет конкретную сумму, которая слабо варьируют в зависимости от пола, возраста, образования, материального положения и места проживания респондентов, что свидетельствует о высокой надежности и достаточной универсальности полученных результатов.
Данные могут использоваться как для принятия решений государственными органами, так и в процессе разрешения конфликтов в сфере гражданских отношений. Значение выявленной социальной нормы справедливой компенсации состоит в том, что, применяя ее, лица, принимающие решения, могут быть более уверены в том, что их действия найдут общественную поддержку и будут способствовать государственной стабильности и повышению авторитета власти.
Исследование проведено Лабораторией социологической экспертизы при содействии АНО «Центр развития экономической этики и правовых отношений». Полный текст доклада «Справедливый размер компенсации морального вреда при угрозе жизни по вине автопроизводителя» и сумму, которую называли автомобилисты в качестве компенсации для себя, своего ребенка и всей семьи, можно найти по ссылке на сайте Лаборатории социологической экспертизы.
Сайт Лаборатории социологической экспертизы.
Программа бесплатных услуг.
Защита интеллектуальной собственности.
Нет комментариев