Иван Батыков → Кто здесь главный: от кого зависит успешность импортозамещения в сфере пищевых продуктов
Спустя более чем год после объявления курса на импортозамещение мечта о вытеснении иностранных продуктов отечественными так и не стала явью. Социологический опрос выявил слабое звено на пути куска хлеба с маслом от производителя к потребителю.
Осуществление такой стратегической задачи, как импортозамещение, зависит не столько от производителей, сколько от организаторов сбыта. Уровень развития торговли влияет на организацию и оперативность продажи пищевых продуктов, которые относятся к числу товаров с ограниченным сроком годности. Развитие розничной торговли и высокий процент продаж обеспечивают в первую очередь крупные торговые сети. Они и определяют политику взаимодействия с производителями. От того, на каких правилах и принципах она строится, зависит ассортимент продуктов, из которого делают потребители.
Чтобы получить независимую оценку общей политики, которой придерживаются российские ритейлеры в работе с поставщиками, и ее последствий для импортозамещения, Лаборатория социологической экспертизы Института Социологии РАН провела всероссийский опрос среди поставщиков продовольственных товаров и потребителей (всего приняли участие 1500 человек).
Исследование показало, что с 2010 года сети продолжают использовать разные способы увеличения прибыли за счет производителей:
— более 80% поставщиков сталкивались с навязыванием дополнительных услуг;
— 78% поставщиков сталкивались с навязыванием участия в акциях, проводимых сетями;
— более 70% поставщиков сталкивались с взиманием принудительных оплат за выкладку товара, 70% — с взиманием принудительных оплат за смену ассортимента и почти 60% — с взиманием иных принудительных оплат;
— практически все опрошенные отчисляют сети более 10% от товарооборота, почти треть — более 40%.
Основные выводы исследования: 1) подавляющее большинство поставщиков сталкивались со злоупотреблениями рыночной властью со стороны торговых сетей и порядка 40% считают, что в результате недобропорядочных действий их бизнес почти потерял рентабельность.; 2) 90% поставщиков не удовлетворены работой с торговыми сетями; 3) различные механизмы «платы за вход» продолжают оставаться общепринятой мерой со стороны сетевых магазинов.
Об аспектах дискриминационной политики торговых сетей в отношении поставщиков и об удовлетворенности потребителей ассортиментом и ценами в розничных сетях, Лаборатория социологической экспертизы Института Социологии РАН при содействии АНО «Центр развития экономической этики и правовых отношений» подготовила доклад «Политика розничных сетей как фактор импортозамещения и развития малого и среднего бизнеса в производстве продуктов питания».
Прочесть доклад полностью.
Сайт Лаборатории социологической экспертизы.
Осуществление такой стратегической задачи, как импортозамещение, зависит не столько от производителей, сколько от организаторов сбыта. Уровень развития торговли влияет на организацию и оперативность продажи пищевых продуктов, которые относятся к числу товаров с ограниченным сроком годности. Развитие розничной торговли и высокий процент продаж обеспечивают в первую очередь крупные торговые сети. Они и определяют политику взаимодействия с производителями. От того, на каких правилах и принципах она строится, зависит ассортимент продуктов, из которого делают потребители.
Чтобы получить независимую оценку общей политики, которой придерживаются российские ритейлеры в работе с поставщиками, и ее последствий для импортозамещения, Лаборатория социологической экспертизы Института Социологии РАН провела всероссийский опрос среди поставщиков продовольственных товаров и потребителей (всего приняли участие 1500 человек).
Исследование показало, что с 2010 года сети продолжают использовать разные способы увеличения прибыли за счет производителей:
— более 80% поставщиков сталкивались с навязыванием дополнительных услуг;
— 78% поставщиков сталкивались с навязыванием участия в акциях, проводимых сетями;
— более 70% поставщиков сталкивались с взиманием принудительных оплат за выкладку товара, 70% — с взиманием принудительных оплат за смену ассортимента и почти 60% — с взиманием иных принудительных оплат;
— практически все опрошенные отчисляют сети более 10% от товарооборота, почти треть — более 40%.
Основные выводы исследования: 1) подавляющее большинство поставщиков сталкивались со злоупотреблениями рыночной властью со стороны торговых сетей и порядка 40% считают, что в результате недобропорядочных действий их бизнес почти потерял рентабельность.; 2) 90% поставщиков не удовлетворены работой с торговыми сетями; 3) различные механизмы «платы за вход» продолжают оставаться общепринятой мерой со стороны сетевых магазинов.
Об аспектах дискриминационной политики торговых сетей в отношении поставщиков и об удовлетворенности потребителей ассортиментом и ценами в розничных сетях, Лаборатория социологической экспертизы Института Социологии РАН при содействии АНО «Центр развития экономической этики и правовых отношений» подготовила доклад «Политика розничных сетей как фактор импортозамещения и развития малого и среднего бизнеса в производстве продуктов питания».
Прочесть доклад полностью.
Сайт Лаборатории социологической экспертизы.
Нет комментариев