Vladimir Komarov →  НОВОЕ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ПРОВЕРКА ДОБРОСОВЕСТНОСТИ КОНТРАГЕНТОВ

13 декабря 2011 г. Минфин РФ издал новое разъяснение для налогоплательщиков № 03-02-07/1-430. В Письме Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрены вопросы о мерах, необходимых для обоснования осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента в случае, если последний фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Согласно данному разъяснению Минфина РФ у налогоплательщика возникают дополнительные обязанности по проверке добросовестности контрагентов. Если по сложившейся судебной практике ранее было достаточно истребовать у контрагента определенные документы (выписку из ЕГРЮЛ, учредительные документы, свидетельство и присвоении ОГРН, свидетельство о постановке на налоговый учет, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего договор и документы по его исполнению от имени контрагента), то на сегодняшний день налогоплательщики будут вынуждены проводить расследование деятельности контрагента по доступным информационным источникам.
Минфин РФ вынуждает налогоплательщиков проводить мониторинг деятельности контрагентов.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков». Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

На сегодняшний день позиция Минфина РФ недостаточно апробирована судебной практикой. В случае сомнений в добросовестности контрагента налогоплательщика суды в первую очередь учитывали реальность осуществления хозяйственных операций, исследовали первичные бухгалтерские документы.

Письмо Минфина РФ дает возможности налоговым органам для усиления своей правовой позиции в спорах, предметом которых выступает оспаривание актов налоговых органов по доначислению НДС и налога на прибыль в связи со сделками с недобросовестными поставщиками и исполнителями.

Нет комментариев