Сергей Зуйков → Что такое классы МКТУ и для чего они нужны?
Все товары и услуги, которые в настоящее время существуют на рынке, не смотря на их многообразие, жестко поделены между собой. Впервые это было сделано еще в июне 1957 года в рамках так называемого Ниццкого соглашения, основная задача которого заключалась в систематизации и упорядочивании бизнес-пространства в части действия и регистрации товарных знаков. Для мировой экономики, которая после окончания Второй мировой войны интенсивно глобализировалась, это была одна из самых актуальных проблем.
Первая редакция Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) увидела свет в 1963 году, последняя, десятая, — в 2011 году. С 2013 года актуальная (с учетом всех обновлений) редакция МКТУ доступна на официальном сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Классы МКТУ – это совокупность товаров и услуг, разделенных по группам. Разделение это осуществляется по принципу однотипности, родственности товаров и услуг. В настоящее время МКТУ содержит 45 классов, из которых первые 34 (с 1 по 34 включительно) – это товары, а последние 11 (с 35 по 45) – это услуги.
Принятие и дальнейшее использование классов МКТУ в значительной мере упростило подготовку, составление и подачу заявок на регистрацию товарного знака, действие которого, начиная с 1957 года распространяется только на те товары, которые выпускает или планирует выпускать коммерческая организация, или же перечень услуг, оказываемых или планирующихся к оказанию той или иной компанией.
То есть, предприятие, занимающееся пошивом одежды, должно регистрировать свой товарный знак в 25 классе. Но учитывая все многообразие присутствующих на рынке товаров и услуг, в этом вопросе не могло обойтись без нюансов, которые необходимо в обязательном порядке учитывать при регистрации товарного знака. Первое, о чем нужно помнить – это о существовании так называемых корреспондирующих классов. То есть, если компания производила, производит и в будущем планирует отшивать только одежду, то никакой проблемы нет. Но! Если производственная линейка фабрики помимо брючных костюмов и юбок включает в себя еще и аксессуары и дамские сумки, то имеет смысл регистрировать товарный знак компании не только в 25 классе (одежда), но и в 14 (ювелирные изделия, бижутерия, часы), а так же в 18 (кожа и изделия из нее). Аналогичная ситуация и в сфере услуг, где, например, рестораны и ночные клубы разнесены по разным классам, но во многом оказывают населению довольно схожие услуги.
Позиция контролирующих органов относительно классов МКТУ и товарных знаков с течением времени меняется. Так, до последнего времени считалось, что такие группы товаров как одежда и обувь неоднородны настолько, что на рынке вполне могли нормально сосуществовать два товарных знака из этих классов МКТУ. Определенная логика в этом, безусловно, была: условия производства, используемые материалы и точки продаж одежды и обуви были разными настолько, что предполагалось, что покупатель никогда не перепутает товарный знак производителя обуви и одежды. Однако чем дальше, тем чаще производители одежды шьют еще и обувь, и наоборот. В связи с этим изменилась и позиция Роспатента.
Исходя из этого, целесообразно заявлять товарный знак не в одной категории, а сразу в нескольких (как минимум: в основном в корреспондирующих классах). До недавнего времени нередкими были случаи, когда товарные знаки регистрировались сразу в 45 классах, но после значительного увеличения государственных пошлин, эта практика ушла в прошлое. Тем не менее, заявиться в нескольких классах все-же разумнее, чем в одном, еще и потому, что поданную заявку в дальнейшем расширить уже будет невозможно. Опять-таки не стоит недооценивать и возможную изобретательность коллег-конкурентов (вы же не хотите, чтобы рядом с вами в подвале кто-нибудь начал кроить рюкзаки под такой же торговой маркой, под которой вы уже много лет отшиваете высококачественную одежду).
Но в вопросе количества заявляемых классов МКТУ все же нужно руководствоваться принципом разумной достаточности. Дело в том, что спустя три года с даты регистрации товарного знака любое лицо может подать заявление о прекращении действия товарного знака в связи с его неиспользованием. И если от заявителя потребуется подтвердить свою заинтересованность, то есть ведение аналогичной хозяйственной деятельности, а также факт подачи заявки на тождественное или сходное до степени смешения обозначение, то бремя доказывать использование товарного знака будет лежать на его правообладателе. Окончательное решение по этому вопросу выносит Суд по интеллектуальным правам. Соответственно, если компания заявляет и регистрирует свой товарный знак в слишком большом числе классов МКТУ, а использует его только в некоторых, то существует определенная вероятность того, что через какое-то время часть классов МКТУ для такого товарного знака будет потеряна.
По принципу своего действия классы МКТУ в чем-то сродни кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), однако они все-таки не тождественны. Кодам ОКВЭД невозможно подобрать 100 процентное подобие в классах МКТУ, хотя исходя из практики, подобные просьбы приходится слышать от клиентов довольно часто.
Первая редакция Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) увидела свет в 1963 году, последняя, десятая, — в 2011 году. С 2013 года актуальная (с учетом всех обновлений) редакция МКТУ доступна на официальном сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Классы МКТУ – это совокупность товаров и услуг, разделенных по группам. Разделение это осуществляется по принципу однотипности, родственности товаров и услуг. В настоящее время МКТУ содержит 45 классов, из которых первые 34 (с 1 по 34 включительно) – это товары, а последние 11 (с 35 по 45) – это услуги.
Принятие и дальнейшее использование классов МКТУ в значительной мере упростило подготовку, составление и подачу заявок на регистрацию товарного знака, действие которого, начиная с 1957 года распространяется только на те товары, которые выпускает или планирует выпускать коммерческая организация, или же перечень услуг, оказываемых или планирующихся к оказанию той или иной компанией.
То есть, предприятие, занимающееся пошивом одежды, должно регистрировать свой товарный знак в 25 классе. Но учитывая все многообразие присутствующих на рынке товаров и услуг, в этом вопросе не могло обойтись без нюансов, которые необходимо в обязательном порядке учитывать при регистрации товарного знака. Первое, о чем нужно помнить – это о существовании так называемых корреспондирующих классов. То есть, если компания производила, производит и в будущем планирует отшивать только одежду, то никакой проблемы нет. Но! Если производственная линейка фабрики помимо брючных костюмов и юбок включает в себя еще и аксессуары и дамские сумки, то имеет смысл регистрировать товарный знак компании не только в 25 классе (одежда), но и в 14 (ювелирные изделия, бижутерия, часы), а так же в 18 (кожа и изделия из нее). Аналогичная ситуация и в сфере услуг, где, например, рестораны и ночные клубы разнесены по разным классам, но во многом оказывают населению довольно схожие услуги.
Позиция контролирующих органов относительно классов МКТУ и товарных знаков с течением времени меняется. Так, до последнего времени считалось, что такие группы товаров как одежда и обувь неоднородны настолько, что на рынке вполне могли нормально сосуществовать два товарных знака из этих классов МКТУ. Определенная логика в этом, безусловно, была: условия производства, используемые материалы и точки продаж одежды и обуви были разными настолько, что предполагалось, что покупатель никогда не перепутает товарный знак производителя обуви и одежды. Однако чем дальше, тем чаще производители одежды шьют еще и обувь, и наоборот. В связи с этим изменилась и позиция Роспатента.
Исходя из этого, целесообразно заявлять товарный знак не в одной категории, а сразу в нескольких (как минимум: в основном в корреспондирующих классах). До недавнего времени нередкими были случаи, когда товарные знаки регистрировались сразу в 45 классах, но после значительного увеличения государственных пошлин, эта практика ушла в прошлое. Тем не менее, заявиться в нескольких классах все-же разумнее, чем в одном, еще и потому, что поданную заявку в дальнейшем расширить уже будет невозможно. Опять-таки не стоит недооценивать и возможную изобретательность коллег-конкурентов (вы же не хотите, чтобы рядом с вами в подвале кто-нибудь начал кроить рюкзаки под такой же торговой маркой, под которой вы уже много лет отшиваете высококачественную одежду).
Но в вопросе количества заявляемых классов МКТУ все же нужно руководствоваться принципом разумной достаточности. Дело в том, что спустя три года с даты регистрации товарного знака любое лицо может подать заявление о прекращении действия товарного знака в связи с его неиспользованием. И если от заявителя потребуется подтвердить свою заинтересованность, то есть ведение аналогичной хозяйственной деятельности, а также факт подачи заявки на тождественное или сходное до степени смешения обозначение, то бремя доказывать использование товарного знака будет лежать на его правообладателе. Окончательное решение по этому вопросу выносит Суд по интеллектуальным правам. Соответственно, если компания заявляет и регистрирует свой товарный знак в слишком большом числе классов МКТУ, а использует его только в некоторых, то существует определенная вероятность того, что через какое-то время часть классов МКТУ для такого товарного знака будет потеряна.
По принципу своего действия классы МКТУ в чем-то сродни кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), однако они все-таки не тождественны. Кодам ОКВЭД невозможно подобрать 100 процентное подобие в классах МКТУ, хотя исходя из практики, подобные просьбы приходится слышать от клиентов довольно часто.
Нет комментариев