Юридическая компания Coleman Legal Services → Как онлайн-кассы повлияют на налоговое планирование
Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании
Coleman Legal Services
Президент подписал Федеральный закон от 03.07.16 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) о переходе на онлайн-кассы. Такие кассы будут формировать чеки в электронном виде и передавать их в инспекции в онлайн-режиме. Рассмотрим, как появление онлайн-касс повлияет на схемы, чего стоит опасаться налогоплательщикам.
Кто и с какого периода должен применять онлайн-кассы
Главное нововведение Закона № 290-ФЗ — переход на применение новых касс, обеспечивающих передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме реального времени. Закон № 290-ФЗ предусматривает обязанность по формированию кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме. А также ведение реестра ККТ и реестра фискальных накопителей на основе сведений, передаваемых их производителями.
С какого момента необходимо применять новые правила? С 15 июля 2016 года компании и ИП вправе применять онлайн-кассы в добровольном порядке (п. 5 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). С 1 февраля 2017 года компании и ИП, применяющие ККТ, должны использовать онлайн-кассы. Исключение – вмененщики и патентщики, а также организации и ИП, оказывающие услуги населению (п. 7, 8 ст. 7 Закона от № 290-ФЗ). Субъекты ЕНВД и ПСН вправе работать без кассы до 1 июля 2018 года при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека, квитанции и т.д. Налогоплательщики, оказывающие услуги населению также могут работать без ККТ при условии выдачи покупателю БСО.
Старые кассы, которые налогоплательщики приобрели до 1 февраля 2017 года, можно будет использовать до 1 июля 2017 года. С 1 июля 2018 года онлайн-кассы обязаны применять субъекты ЕНВД и ПСН, налогоплательщики, оказывающие услуги населению, а также организации и ИП, использующие торговые автоматы (ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Кроме того, до 1 июля 2018 года сохраняется право не применять контрольно-кассовую технику у тех лиц, у которых такая обязанность отсутствовала до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ (письмо Минфина России от 30.06.16 № 03-11-10/38206, п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Для передачи в инспекцию сведений о наличных расчетах необходимо заключить договор с оператором на обработку фискальных данных (ст. 1 Закона № 290-ФЗ). Оператор должен уведомить об этом уполномоченный орган. Оператор не может отказаться от заключения договора при наличии технических возможностей для обработки данных.
Фискальные документы должны содержать сведения о расчетах (сумма платежа, ставка и сумма НДС), об организации или ИП, о ККТ. Регистрацию (перерегистрацию) онлайн-кассы можно осуществить в любом территориальном налоговом органе или через кабинет ККТ (ст. 1 Закона № 290-ФЗ, п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Для этого нужно подать заявление на бумаге или в электронной форме. В последнем случае ККТ не нужно привозить в инспекцию. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ.
После регистрации новая ККТ будет формировать чек в электронном виде, и сразу же передавать его в инспекцию в режиме онлайн. Продавец обязан предоставить покупателю кассовый чек (БСО) на бумажном носителе. И по требованию покупателя направить его в электронном виде на электронную почту. Исключение – организации и ИП, осуществляющие расчеты через интернет. Они не обязаны представлять покупателю кассовый чек (БСО) на бумажном носителе.
Что грозит налогоплательщикам?
Закон № 290-ФЗ ужесточает административную ответственность за нарушения в сфере ККТ. Административный штраф для должностных лиц за неприменение ККТ составит от 25 до 50 процентов от суммы расчетов вне кассы, но не менее 10 тыс. рублей. Для компаний и ИП – от 75 до 100 процентов от суммы расчетов мимо кассы, но не менее 30 тыс. рублей. За повторное нарушение при котором сумма расчетов вне кассы превысит 1 млн рублей должностные лица будут дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет. Для организаций и ИП предусмотрена приостановка деятельности на срок до 90 суток (ст. 3 Закона № 290-ФЗ).
За применение ККТ, не соответствующей новым требованиям, за нарушение правил регистрации кассовых аппаратов, сроков и условий их перерегистрации также установлена административная ответственность. Для должностных лиц — предупреждение или штраф в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей. Для компаний и ИП — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Ненаправление покупателю кассового чека (БСО) в электронной форме влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2 тыс. рублей. На юридических лиц — предупреждение или штраф в размере 10 тыс. рублей. Такая же ответственность предусмотрена за непередачу указанных документов на бумажном носителе покупателю по его требованию.
Для операторов фискальных данных также предусмотрены существенные штрафы. Например, нарушение обязанности по обработке и передаче фискальных данных влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. На юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей. Такая же ответственность установлена за нарушение обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных.
Как онлайн-кассы повлияют на схемы
Главное отличие новых ККТ от старых – отсутствие возможности так называемого скручивания фискальной памяти. Теперь корректировать фискальную память нецелесообразно и технически невозможно. Поскольку вся информация о расчетах будет в распоряжении налоговых органов.
Это нововведение позволит существенно сократить теневой оборот наличных денежных средств. С помощью новых чеков добросовестные налогоплательщики смогут подтвердить обоснованность расходов и вычетов. Ведь продавцы будут передавать все данные о расчетах в налоговые органы в режиме реального времени. Сейчас у проверяющих нередко возникают сомнения в достоверности кассовых чеков.
Введение нового порядка отразится на плательщиках ЕНВД и ПСН. Сейчас у этих категорий налогоплательщиков отсутствует обязанность по применению ККТ (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Зачастую субъекты ЕНВД и ПСН прибегают к сокрытию наличной денежной выручки, полученной от покупателей. Налоговикам нелегко выявить и доказать получение неофициальной выручки. Теперь вмененщикам и патентщикам придется искать иные методы минимизации налогообложения.
Плюсы и минусы нового порядка применения ККТ
Законодатели упростили порядок регистрации и перерегистрации новых ККТ. Эти действия можно осуществлять через сайт ФНС России. При этом налогоплательщику не нужно привозить аппарат в инспекцию и обращаться в центр технического обслуживания. Закон № 290-ФЗ не предусматривает обязательного обслуживания кассовых аппаратов в центрах технического обслуживания. Поэтому соответствующие расходы отсутствуют.
Появление онлайн-касс обеспечит прозрачность расчетов. Количество кассовых проверок сократиться. Новый порядок позволит лицам, применяющим ККТ, доказать отсутствие нарушений кассовой дисциплины.
В то же время возрастет финансовая нагрузка на бизнес. Налогоплательщикам придется заменить старые ККТ на новые либо модернизировать старые кассовые аппараты. Лицам, которые сейчас не обязаны применять ККТ, также придется выделить средства на покупку онлайн-кассы и ее обслуживание. А это немалые затраты, особенно для малого бизнеса.
Кроме того, у пользователей ККТ появятся затраты на обеспечение бесперебойно работающего Интернет-соединения, а также на услуги операторов фискальных данных. Значительным недостатком появления новых ККТ является ужесточение административной ответственности за нарушения кассовой дисциплины.
Журнал «Практическое налоговое планирование» №9.
Ссылка на Coleman Legal Services
Coleman Legal Services
Президент подписал Федеральный закон от 03.07.16 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) о переходе на онлайн-кассы. Такие кассы будут формировать чеки в электронном виде и передавать их в инспекции в онлайн-режиме. Рассмотрим, как появление онлайн-касс повлияет на схемы, чего стоит опасаться налогоплательщикам.
Кто и с какого периода должен применять онлайн-кассы
Главное нововведение Закона № 290-ФЗ — переход на применение новых касс, обеспечивающих передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме реального времени. Закон № 290-ФЗ предусматривает обязанность по формированию кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме. А также ведение реестра ККТ и реестра фискальных накопителей на основе сведений, передаваемых их производителями.
С какого момента необходимо применять новые правила? С 15 июля 2016 года компании и ИП вправе применять онлайн-кассы в добровольном порядке (п. 5 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). С 1 февраля 2017 года компании и ИП, применяющие ККТ, должны использовать онлайн-кассы. Исключение – вмененщики и патентщики, а также организации и ИП, оказывающие услуги населению (п. 7, 8 ст. 7 Закона от № 290-ФЗ). Субъекты ЕНВД и ПСН вправе работать без кассы до 1 июля 2018 года при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека, квитанции и т.д. Налогоплательщики, оказывающие услуги населению также могут работать без ККТ при условии выдачи покупателю БСО.
Старые кассы, которые налогоплательщики приобрели до 1 февраля 2017 года, можно будет использовать до 1 июля 2017 года. С 1 июля 2018 года онлайн-кассы обязаны применять субъекты ЕНВД и ПСН, налогоплательщики, оказывающие услуги населению, а также организации и ИП, использующие торговые автоматы (ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Кроме того, до 1 июля 2018 года сохраняется право не применять контрольно-кассовую технику у тех лиц, у которых такая обязанность отсутствовала до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ (письмо Минфина России от 30.06.16 № 03-11-10/38206, п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Для передачи в инспекцию сведений о наличных расчетах необходимо заключить договор с оператором на обработку фискальных данных (ст. 1 Закона № 290-ФЗ). Оператор должен уведомить об этом уполномоченный орган. Оператор не может отказаться от заключения договора при наличии технических возможностей для обработки данных.
Фискальные документы должны содержать сведения о расчетах (сумма платежа, ставка и сумма НДС), об организации или ИП, о ККТ. Регистрацию (перерегистрацию) онлайн-кассы можно осуществить в любом территориальном налоговом органе или через кабинет ККТ (ст. 1 Закона № 290-ФЗ, п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Для этого нужно подать заявление на бумаге или в электронной форме. В последнем случае ККТ не нужно привозить в инспекцию. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ.
После регистрации новая ККТ будет формировать чек в электронном виде, и сразу же передавать его в инспекцию в режиме онлайн. Продавец обязан предоставить покупателю кассовый чек (БСО) на бумажном носителе. И по требованию покупателя направить его в электронном виде на электронную почту. Исключение – организации и ИП, осуществляющие расчеты через интернет. Они не обязаны представлять покупателю кассовый чек (БСО) на бумажном носителе.
Что грозит налогоплательщикам?
Закон № 290-ФЗ ужесточает административную ответственность за нарушения в сфере ККТ. Административный штраф для должностных лиц за неприменение ККТ составит от 25 до 50 процентов от суммы расчетов вне кассы, но не менее 10 тыс. рублей. Для компаний и ИП – от 75 до 100 процентов от суммы расчетов мимо кассы, но не менее 30 тыс. рублей. За повторное нарушение при котором сумма расчетов вне кассы превысит 1 млн рублей должностные лица будут дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет. Для организаций и ИП предусмотрена приостановка деятельности на срок до 90 суток (ст. 3 Закона № 290-ФЗ).
За применение ККТ, не соответствующей новым требованиям, за нарушение правил регистрации кассовых аппаратов, сроков и условий их перерегистрации также установлена административная ответственность. Для должностных лиц — предупреждение или штраф в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей. Для компаний и ИП — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Ненаправление покупателю кассового чека (БСО) в электронной форме влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2 тыс. рублей. На юридических лиц — предупреждение или штраф в размере 10 тыс. рублей. Такая же ответственность предусмотрена за непередачу указанных документов на бумажном носителе покупателю по его требованию.
Для операторов фискальных данных также предусмотрены существенные штрафы. Например, нарушение обязанности по обработке и передаче фискальных данных влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. На юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей. Такая же ответственность установлена за нарушение обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных.
Как онлайн-кассы повлияют на схемы
Главное отличие новых ККТ от старых – отсутствие возможности так называемого скручивания фискальной памяти. Теперь корректировать фискальную память нецелесообразно и технически невозможно. Поскольку вся информация о расчетах будет в распоряжении налоговых органов.
Это нововведение позволит существенно сократить теневой оборот наличных денежных средств. С помощью новых чеков добросовестные налогоплательщики смогут подтвердить обоснованность расходов и вычетов. Ведь продавцы будут передавать все данные о расчетах в налоговые органы в режиме реального времени. Сейчас у проверяющих нередко возникают сомнения в достоверности кассовых чеков.
Введение нового порядка отразится на плательщиках ЕНВД и ПСН. Сейчас у этих категорий налогоплательщиков отсутствует обязанность по применению ККТ (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Зачастую субъекты ЕНВД и ПСН прибегают к сокрытию наличной денежной выручки, полученной от покупателей. Налоговикам нелегко выявить и доказать получение неофициальной выручки. Теперь вмененщикам и патентщикам придется искать иные методы минимизации налогообложения.
Плюсы и минусы нового порядка применения ККТ
Законодатели упростили порядок регистрации и перерегистрации новых ККТ. Эти действия можно осуществлять через сайт ФНС России. При этом налогоплательщику не нужно привозить аппарат в инспекцию и обращаться в центр технического обслуживания. Закон № 290-ФЗ не предусматривает обязательного обслуживания кассовых аппаратов в центрах технического обслуживания. Поэтому соответствующие расходы отсутствуют.
Появление онлайн-касс обеспечит прозрачность расчетов. Количество кассовых проверок сократиться. Новый порядок позволит лицам, применяющим ККТ, доказать отсутствие нарушений кассовой дисциплины.
В то же время возрастет финансовая нагрузка на бизнес. Налогоплательщикам придется заменить старые ККТ на новые либо модернизировать старые кассовые аппараты. Лицам, которые сейчас не обязаны применять ККТ, также придется выделить средства на покупку онлайн-кассы и ее обслуживание. А это немалые затраты, особенно для малого бизнеса.
Кроме того, у пользователей ККТ появятся затраты на обеспечение бесперебойно работающего Интернет-соединения, а также на услуги операторов фискальных данных. Значительным недостатком появления новых ККТ является ужесточение административной ответственности за нарушения кассовой дисциплины.
Журнал «Практическое налоговое планирование» №9.
Ссылка на Coleman Legal Services
Нет комментариев