Илья Александров → Комментарии к новому Закону Республики Абхазия “О приватизации государственной и муниципальной собственности»
Илья Александров,
Управляющий партнер
«Александров и Партнеры» www.alexandrow.biz
Олег Папаскири,
Партнер «Александров и Папаскири» www.aplaw.biz
1. Необходимость приватизации государственного и муниципального имущества в Абхазии
С момента провозглашения независимости Республика Абхазия прошла довольно непростой путь попыток реструктуризации и диверсификации экономики. Действовавший с 1997 года закон о приватизации сейчас заменен новым, более совершенным «Законом о приватизации государственной и муниципальной собственности» № 4219-с-V от 05 августа 2016 года (далее – «Закон»), который упорядочивает порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества на всей территории страны и вступает в силу с 2017 года.
Важно, чтобы действие данного Закона как инструмента экономического регулирования было обусловлено не стихийным и повальным процессом приватизации, а укладывалось в утвержденную экономическую программу развития государства.
2. Субъекты приватизации – Покупатели
Новый Закон, равно как и старый, действовавший с 1997 года, допускает к процедурам приватизации абхазские и иностранные юридические и физические лица. В этой части изменилось лишь то, что появилась возможность устанавливать на законодательном уровне ограничения для участия иностранных лиц.
Несмотря на сохранение данной нормы в новом Законе, внедрение новых способов приватизации может существенно изменить экономический ландшафт республики. Акционирование, как способ приватизации, в условиях слабой развитости оборота ценных бумаг, может стать почвой для злоупотреблений и преступных (коррупционных) схем, которые в итоге нанесут серьезный ущерб государству.
Подходы в проведении приватизации должны быть справедливы, а также служить интересам экономической безопасности и суверенитету Республики Абхазия.
3. Перечни подлежащего приватизации имущества
Перечень подлежащего приватизации республиканского имущества устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия и утверждается Народным Собранием — Парламентом Республики Абхазия.
Перечень подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается местными органами государственного управления (Администрации городов и районов) и утверждается органами местного самоуправления (Районные и городские собрания).
Закон регулирует приватизацию как движимого, так и недвижимого имущества.
Важно отметить, что Закон не распространяется на государственный жилищный фонд. Также из сферы действия Закона исключены объекты образования, культуры, здравоохранения, республиканские железные и автодороги, взлетные полосы, специальные объекты, предназначенные для приема высших должностных лиц, передающие сети электроэнергетики, предприятия оборонного значения и другое.
4. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Новый Закон предусматривает несколько способов приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе путем:
• акционирования унитарного предприятия,
• проведения аукциона, в том числе специализированного по продаже акций,
• проведения конкурса среди претендентов,
• проведения IPO (публичное размещение акций) и путем частного размещения,
• путем внесения имущества в уставный капитал акционерного общества.
Закрытый перечень способов приватизации означает, что иных, кроме перечисленных, способов отчуждения государственного и муниципального имущества законом на данный момент не предусмотрено. Это значит, что применявшийся прежде механизм приватизации путем «прямой продажи» из нового закона исключен.
С учетом провозглашаемого в ст. 2 Закона принципа гласности информация о подготовке к приватизации определенного имущества должна быть доступна неограниченному кругу лиц и опубликована как минимум за 30 дней. При этом в Законе не указано, кто ответственен за публикацию данной информации, а также какой должна быть форма этой публикации – электронная или бумажная. Целесообразно для этих целей создать специализированный Интернет-сайт уполномоченного органа, где можно будет в полном объеме оперативно, заблаговременно и достоверно публиковать всю необходимую информацию.
Данные о результатах сделок приватизации республиканской или муниципальной собственности подлежат опубликованию в средствах массовой информации в месячный срок со дня совершения указанных сделок.
Обязательному опубликованию подлежит:
• наименование имущества,
• цена сделки,
• имя покупателя.
5. Порядок и форма приватизации имущества
Закон устанавливает в качестве формы приватизации государственного и муниципального имущества договор купли-продажи, в рамках которого стороны оформляют передаточный акт имущества от государства или муниципалитета к покупателю, а покупатель осуществляет оплату его стоимости.
6. Ограничение на использование имущества, приобретенного в результате приватизации
Согласно ст. 24 Закона, приобретенное в рамках приватизационных процедур имущество может быть обременено отдельными обязательствами для нового собственника по сохранению профиля деятельности бывшего объекта государственной или муниципальной собственности – например, его социально-культурного или коммунально-бытового назначения.
Закон устанавливает право государства на введение т.н. специального права («золотой акции») в отношении отдельных акционерных обществ, приватизированных в соответствии с новым порядком. Представители государства, несмотря на то, что контроль над обществом осуществляет новый собственник, по-прежнему смогут продолжать осуществлять право на участие в органах управления общества, смогут влиять на его работу и принимаемые решения.
Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими же акций, подлежащих приватизации в соответствии с Законом.
Опыт прошлых лет приватизации в Абхазии выявил следующую проблему – покупатель приватизирует разрушенный или недостроенный объект, с целью его восстановления и запуска, однако, после получения его в собственность не предпринимает в отношении него никаких действий направленных на его скорейшее «оживление». Следствием этого, становятся различные капитальные строения, которые продолжают стремительно разрушаться, но уже в руках новых хозяев. Новый Закон прямо предусмотрел возможность контроля за исполнением обязательств покупателя, уже после сделки. А в случае неисполнения новым владельцем условий договора купли-продажи, он расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки, а имущество остается соответственно в государственной собственности.
7. Возможные практические проблемы при реализации положений нового закона
Аудиторское заключение
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе акта инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, закрепленных за предприятием.
Деятельность аудиторов на данный момент заморожена невозможностью получения лицензии. Одном из условий получения лицензии является соответствие претендента квалификационным требованиям, которые должны быть установленным центральным органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, но фактически отсутствуют, что делает невозможным выдачу соответствующего квалификационного аттестата аудитора.
Таким образом, данный путь приватизации косвенным образом оказался заблокированным.
Вопросы адекватной оценки стоимости приватизируемого имущества
Основой для установления начальной цены аукциона или определения условий конкурса является заключение независимого оценщика о рыночной (действительной) стоимости приватизируемого имущества. Стандарты и методика оценки недвижимого имущества в Республике Абхазия устроена таким образом, что ключевую роль в формировании стоимости объекта играет само здание и его техническое состояние, которое в подавляющем числе случаев будет характеризоваться высокой степень износа. Земельный участок (размеры и место расположения) под приватизируемым объектом, не может быть объективно оценен, при том что именно он является ключевым фактором на рынке недвижимости.
В результате может сложиться ситуация, когда разваливающееся здание, но расположенное на большом земельном участке в береговой линии, будет оценено по стоимости, значительно ниже рыночной, и при этом в соответствии с действующим законодательством.
8. В заключение
Рассмотренная новелла в абхазском законодательстве – один из многих необходимых шагов к изменениям, которые давно назрели в Абхазии. Открытость и прозрачность аукционных процедур, а также конкурсов по приватизации государственной и муниципальной собственности должны привлечь наряду с местными претендентами также и инвесторов из других стран, в первую очередь из России и Турции – двух ближайших соседей Абхазии, имеющих с контрагентами в республике активные торговые отношения.
По мнению юридической фирмы «Александров и Папаскири» (г. Сухум), наиболее привлекательными отраслями экономики Абхазии, где имеет смысл долгосрочно развивать бизнес и получать прибыль, являются:
• туризм, ресторанный бизнес и индустрия развлечений,
• сельское хозяйство (производство и первичная переработка сельхозпродукции),
• производство продуктов питания,
• санаторно-курортное лечение и комплексная реабилитация.
В рамках приватизационных процедур в формате ГЧП (государственно-частного партнерства) возможна реализация проектов, которые давно уже должны были быть реализованы в Абхазии: воздушное сообщение с использованием инфраструктуры международного аэропорта г. Сухум, проекты в сфере гидроэнергетики, налаживание регулярного морского сообщения с курортами российского побережья Крыма и Кавказа, а также многие другие.
Управляющий партнер
«Александров и Партнеры» www.alexandrow.biz
Олег Папаскири,
Партнер «Александров и Папаскири» www.aplaw.biz
1. Необходимость приватизации государственного и муниципального имущества в Абхазии
С момента провозглашения независимости Республика Абхазия прошла довольно непростой путь попыток реструктуризации и диверсификации экономики. Действовавший с 1997 года закон о приватизации сейчас заменен новым, более совершенным «Законом о приватизации государственной и муниципальной собственности» № 4219-с-V от 05 августа 2016 года (далее – «Закон»), который упорядочивает порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества на всей территории страны и вступает в силу с 2017 года.
Важно, чтобы действие данного Закона как инструмента экономического регулирования было обусловлено не стихийным и повальным процессом приватизации, а укладывалось в утвержденную экономическую программу развития государства.
2. Субъекты приватизации – Покупатели
Новый Закон, равно как и старый, действовавший с 1997 года, допускает к процедурам приватизации абхазские и иностранные юридические и физические лица. В этой части изменилось лишь то, что появилась возможность устанавливать на законодательном уровне ограничения для участия иностранных лиц.
Несмотря на сохранение данной нормы в новом Законе, внедрение новых способов приватизации может существенно изменить экономический ландшафт республики. Акционирование, как способ приватизации, в условиях слабой развитости оборота ценных бумаг, может стать почвой для злоупотреблений и преступных (коррупционных) схем, которые в итоге нанесут серьезный ущерб государству.
Подходы в проведении приватизации должны быть справедливы, а также служить интересам экономической безопасности и суверенитету Республики Абхазия.
3. Перечни подлежащего приватизации имущества
Перечень подлежащего приватизации республиканского имущества устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия и утверждается Народным Собранием — Парламентом Республики Абхазия.
Перечень подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается местными органами государственного управления (Администрации городов и районов) и утверждается органами местного самоуправления (Районные и городские собрания).
Закон регулирует приватизацию как движимого, так и недвижимого имущества.
Важно отметить, что Закон не распространяется на государственный жилищный фонд. Также из сферы действия Закона исключены объекты образования, культуры, здравоохранения, республиканские железные и автодороги, взлетные полосы, специальные объекты, предназначенные для приема высших должностных лиц, передающие сети электроэнергетики, предприятия оборонного значения и другое.
4. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Новый Закон предусматривает несколько способов приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе путем:
• акционирования унитарного предприятия,
• проведения аукциона, в том числе специализированного по продаже акций,
• проведения конкурса среди претендентов,
• проведения IPO (публичное размещение акций) и путем частного размещения,
• путем внесения имущества в уставный капитал акционерного общества.
Закрытый перечень способов приватизации означает, что иных, кроме перечисленных, способов отчуждения государственного и муниципального имущества законом на данный момент не предусмотрено. Это значит, что применявшийся прежде механизм приватизации путем «прямой продажи» из нового закона исключен.
С учетом провозглашаемого в ст. 2 Закона принципа гласности информация о подготовке к приватизации определенного имущества должна быть доступна неограниченному кругу лиц и опубликована как минимум за 30 дней. При этом в Законе не указано, кто ответственен за публикацию данной информации, а также какой должна быть форма этой публикации – электронная или бумажная. Целесообразно для этих целей создать специализированный Интернет-сайт уполномоченного органа, где можно будет в полном объеме оперативно, заблаговременно и достоверно публиковать всю необходимую информацию.
Данные о результатах сделок приватизации республиканской или муниципальной собственности подлежат опубликованию в средствах массовой информации в месячный срок со дня совершения указанных сделок.
Обязательному опубликованию подлежит:
• наименование имущества,
• цена сделки,
• имя покупателя.
5. Порядок и форма приватизации имущества
Закон устанавливает в качестве формы приватизации государственного и муниципального имущества договор купли-продажи, в рамках которого стороны оформляют передаточный акт имущества от государства или муниципалитета к покупателю, а покупатель осуществляет оплату его стоимости.
6. Ограничение на использование имущества, приобретенного в результате приватизации
Согласно ст. 24 Закона, приобретенное в рамках приватизационных процедур имущество может быть обременено отдельными обязательствами для нового собственника по сохранению профиля деятельности бывшего объекта государственной или муниципальной собственности – например, его социально-культурного или коммунально-бытового назначения.
Закон устанавливает право государства на введение т.н. специального права («золотой акции») в отношении отдельных акционерных обществ, приватизированных в соответствии с новым порядком. Представители государства, несмотря на то, что контроль над обществом осуществляет новый собственник, по-прежнему смогут продолжать осуществлять право на участие в органах управления общества, смогут влиять на его работу и принимаемые решения.
Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими же акций, подлежащих приватизации в соответствии с Законом.
Опыт прошлых лет приватизации в Абхазии выявил следующую проблему – покупатель приватизирует разрушенный или недостроенный объект, с целью его восстановления и запуска, однако, после получения его в собственность не предпринимает в отношении него никаких действий направленных на его скорейшее «оживление». Следствием этого, становятся различные капитальные строения, которые продолжают стремительно разрушаться, но уже в руках новых хозяев. Новый Закон прямо предусмотрел возможность контроля за исполнением обязательств покупателя, уже после сделки. А в случае неисполнения новым владельцем условий договора купли-продажи, он расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки, а имущество остается соответственно в государственной собственности.
7. Возможные практические проблемы при реализации положений нового закона
Аудиторское заключение
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе акта инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, закрепленных за предприятием.
Деятельность аудиторов на данный момент заморожена невозможностью получения лицензии. Одном из условий получения лицензии является соответствие претендента квалификационным требованиям, которые должны быть установленным центральным органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, но фактически отсутствуют, что делает невозможным выдачу соответствующего квалификационного аттестата аудитора.
Таким образом, данный путь приватизации косвенным образом оказался заблокированным.
Вопросы адекватной оценки стоимости приватизируемого имущества
Основой для установления начальной цены аукциона или определения условий конкурса является заключение независимого оценщика о рыночной (действительной) стоимости приватизируемого имущества. Стандарты и методика оценки недвижимого имущества в Республике Абхазия устроена таким образом, что ключевую роль в формировании стоимости объекта играет само здание и его техническое состояние, которое в подавляющем числе случаев будет характеризоваться высокой степень износа. Земельный участок (размеры и место расположения) под приватизируемым объектом, не может быть объективно оценен, при том что именно он является ключевым фактором на рынке недвижимости.
В результате может сложиться ситуация, когда разваливающееся здание, но расположенное на большом земельном участке в береговой линии, будет оценено по стоимости, значительно ниже рыночной, и при этом в соответствии с действующим законодательством.
8. В заключение
Рассмотренная новелла в абхазском законодательстве – один из многих необходимых шагов к изменениям, которые давно назрели в Абхазии. Открытость и прозрачность аукционных процедур, а также конкурсов по приватизации государственной и муниципальной собственности должны привлечь наряду с местными претендентами также и инвесторов из других стран, в первую очередь из России и Турции – двух ближайших соседей Абхазии, имеющих с контрагентами в республике активные торговые отношения.
По мнению юридической фирмы «Александров и Папаскири» (г. Сухум), наиболее привлекательными отраслями экономики Абхазии, где имеет смысл долгосрочно развивать бизнес и получать прибыль, являются:
• туризм, ресторанный бизнес и индустрия развлечений,
• сельское хозяйство (производство и первичная переработка сельхозпродукции),
• производство продуктов питания,
• санаторно-курортное лечение и комплексная реабилитация.
В рамках приватизационных процедур в формате ГЧП (государственно-частного партнерства) возможна реализация проектов, которые давно уже должны были быть реализованы в Абхазии: воздушное сообщение с использованием инфраструктуры международного аэропорта г. Сухум, проекты в сфере гидроэнергетики, налаживание регулярного морского сообщения с курортами российского побережья Крыма и Кавказа, а также многие другие.
Нет комментариев