Илья Александров → Комментарий к проекту Закона о «налоговых каникулах» в Республике Абхазия
Илья Александров,
Управляющий партнер «Александров и Партнеры», г. Москва
www.alexandrow.biz
Олег Папаскири,
Партнер «Александров и Папаскири», г. Сухум
www.aplaw.biz
Стимулирование развития малого бизнеса в Абхазии
Министерство Экономики Республики Абхазия опубликовало проект Закона «О налоговых каникулах, льготах по налогообложению и преференциях для субъектов предпринимательской деятельности» (далее – «Закон»).
Документ предусматривает создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях экономики Республики Абхазия посредством снижения налогового бремени и административного давления на предпринимателей, установления режима налоговых каникул, льгот и преференций.
Во многом новый закон напоминает новеллу в российском законодательстве конца 2014 года. Тогда в целях снижения налогового бремени на впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей субъекты Российской Федерации получили право на предоставление льгот по уплате единого налога по УСН (упрощенной системе налогообложения). Например, в городе Москве данная инициатива получила свою реализацию в рамках отдельного закона, принятого в марте 2015 года.
Налогоплательщики
Однако абхазский закон будет распространяться как на индивидуальных предпринимателей, так и на коммерческие юридические лица (далее – «Субъекты»).
Основные критерии, которым должны соответствовать предприниматель, применяющий льготы в рамках данного Закона:
• Юридические лица:
1) Быть зарегистрированным в Министерстве Юстиции РА после 01.01.2017;
2) Валовая выручка по итогам года должна быть не более 6 млн. рублей;
3) Эксплуатировать объекты и (или) оборудование, не задействованное в хозяйственном обороте на территории Республики Абхазия до 1 января 2017 года либо восстановленное (модернизированное) с проведением капитального ремонта; выполнение работ, оказания услуг, ранее не осуществлявшихся учредителями данного юридического лица на регулярной основе;
4) Осуществлять вид деятельности, согласно перечиню установленному Кабинетом Министров РА.
• Индивидуальные предприниматели:
1) Быть зарегистрированным в Министерстве Юстиции РА после 01.01.2017;
2) Валовая выручка по итогам года должна быть не более 1,8 млн. рублей;
3) Эксплуатировать объекты и (или) оборудование, не задействованное в хозяйственном обороте на территории Республики Абхазия до 1 января 2017 года либо восстановленное (модернизированное) с проведением капитального ремонта; выполнение работ, оказания услуг, ранее не осуществлявшихся учредителями данного юридического лица на регулярной основе;
4) Осуществлять вид деятельности, согласно перечиню установленному Кабинетом Министров РА.
Таким образом, по сравнению с российским регулированием, абхазский законодатель установил существенно более низкие максимальные размеры выручки, при которых возможно применение льготного налогового режима (в России применять УСН с льготной нулевой налоговой ставкой с 2017 года имеют право вновь зарегистрированные предприниматели при условии, что их выручка не превышает 120 миллионов рублей).
Налоговые режимы и налоговые ставки
Режим налоговых каникул – это налоговый режим, в период действия которого предпринимательская деятельность, в случае соответствия установленным требованиям и условиям, облагается налогами по единой ставке 0 %.
Для юридических лиц, ставка 0% применяется в отношении налога на прибыль, на имущество, спецналога и в отношении НДС.
Для индивидуальных предпринимателей – в отношении подоходного налога, спецналога и НДС.
При этом, исключением является, НДС, который Субъекты в любом случае должны уплатить при ввозе товара на таможенную территорию Республики Абхазия.
Сроки «действия налоговых каникул»
Налоговые каникулы предоставляются на срок от 1 до 3 лет, в зависимости от территории осуществления и вида предпринимательской деятельности.
Процедура получения права на использование налоговых льгот
Для получения льгот предпринимателю необходимо пройти специальную экспертизу, проводимую комиссией, состоящей из представителей Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. Таким образом, установленный законом новый льготный режим налогообложения носит не уведомительный, как в России, а разрешительный характер.
Субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные до вступления Законав силу, также могут рассчитывать на налоговые каникулы, но не в полном объеме, а на снижение налоговых ставок на 50 % и на срок от 1 до 2 лет.
Проблематика правоприменения
При реализации нового Закона возможны следующие сложности:
1) Среди требований к Субъектам Закона — государственная регистрация после 01.01.2017 года и лимит годового оборота выручки. Следовательно, воспользоваться льготами данного закона можно будет только вновь зарегистрированным субъектам хозяйствования и не ранее, чем через год, когда годовой лимит выручки станет известен – т.е. на ранее начала 2018 года.
2) Перечень видов деятельности, которыми должны заниматься предприниматели претендующие на льготный режим, утверждается правительством. К сожалению, к самому закону он не прилагается, в результате сложно понять какие приоритетные сферы деятельности, по мнению авторов Закона, должны получить соответствующую поддержку. Аналогичные региональные законы субъектов Российской Федерации содержат перечень видов деятельности, которые, как правило, в меньшей степени развиты в этих регионах и существует потребность в их появлении или в увеличении предложения среди конкурирующих предпринимателей.
При этом, согласно Указу Президента Республики Абхазия, проект закона, предусматривающий принятие подзаконных нормативных правовых актов, представляется Президенту Республики Абхазия одновременно с проектами соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.
Считаем важным, для сохранения преемственности идей авторов Закона, заранее обозначить содержание всех сопутствующих подзаконных актов, которые необходимо принять, вместе с данным Законом. Это позволит предпринимателям вовремя сориентироваться в особенностях правового регулирования и принять необходимые решения к моменту наступления нового налогового периода – 2017 года.
3) Обязанность пройти экспертизу, как условие получения льгот, является административным барьером, который также имеет и потенциальную коррупционную ёмкость. Если учесть, что критерии получения режима налоговых каникул сформулированы достаточно четко и однозначно, то необходимости в этой экспертизе нет. Существующий в России уведомительный порядок применения упрощенной системы налогообложения и специальных налоговых льгот для вновь зарегистрированных предпринимателей позитивно зарекомендовал себя – в 2015 году число ИП в городе Москве, к примеру, увеличилось почти на 25 %.
4) Перечень налогов со ставкой 0% для Индивидуальных предпринимателей исчерпывающий, т.е. в полной мере покрывает налоговое бремя и фактически создаёт налоговые каникулы. Однако, в соответствующем перечне для юридических лиц, не указаны налоги на дивиденды, которые будут уплачивать учредители компании при распределении прибыли. Таким образом, налоговые каникулы не покрывают всей налоговой нагрузки и в результате ставят юридические лица в заведомо проигрышные, неравные условия по отношению к индивидуальным предпринимателям.
5) Недостаточно четко сформулированы механизмы доступа к льготам предпринимателей, зарегистрированных до 01.01.2017 года, но претендующих на налоговые каникулы. На пример, надо ли им проходить вышеупомянутую экспертизу?
Наличие данного документа, безусловно придаёт новый импульс экономическому развитию республики и создаёт новые возможности для предпринимательского роста. Однако, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, не должна ограничиваться лишь этим законом. Необходимо провести комплексную налоговую реформу и ввести упрощенную систему налогообложения (единый налог с оборота), упростить систему отчетности, внедрить современные правовые институты торгового права и расширить банковский инструментарий. В целом есть смысл системно обратиться к имеющемуся положительному российскому опыту последних нескольких лет, который демонстрирует оживление активности в секторе малого бизнеса, а также аккуратное и бережное отношение государства к начинающим предпринимателям.
Важнейшей задачей Правительства Абхазии, по нашему мнению, является создание прозрачной, комфортной и стабильной законодательной среды, которая позволила бы предпринимателям максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и собственный потенциал, заблаговременно учитывать правовые новеллы при разработке перспективных проектов.
Управляющий партнер «Александров и Партнеры», г. Москва
www.alexandrow.biz
Олег Папаскири,
Партнер «Александров и Папаскири», г. Сухум
www.aplaw.biz
Стимулирование развития малого бизнеса в Абхазии
Министерство Экономики Республики Абхазия опубликовало проект Закона «О налоговых каникулах, льготах по налогообложению и преференциях для субъектов предпринимательской деятельности» (далее – «Закон»).
Документ предусматривает создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях экономики Республики Абхазия посредством снижения налогового бремени и административного давления на предпринимателей, установления режима налоговых каникул, льгот и преференций.
Во многом новый закон напоминает новеллу в российском законодательстве конца 2014 года. Тогда в целях снижения налогового бремени на впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей субъекты Российской Федерации получили право на предоставление льгот по уплате единого налога по УСН (упрощенной системе налогообложения). Например, в городе Москве данная инициатива получила свою реализацию в рамках отдельного закона, принятого в марте 2015 года.
Налогоплательщики
Однако абхазский закон будет распространяться как на индивидуальных предпринимателей, так и на коммерческие юридические лица (далее – «Субъекты»).
Основные критерии, которым должны соответствовать предприниматель, применяющий льготы в рамках данного Закона:
• Юридические лица:
1) Быть зарегистрированным в Министерстве Юстиции РА после 01.01.2017;
2) Валовая выручка по итогам года должна быть не более 6 млн. рублей;
3) Эксплуатировать объекты и (или) оборудование, не задействованное в хозяйственном обороте на территории Республики Абхазия до 1 января 2017 года либо восстановленное (модернизированное) с проведением капитального ремонта; выполнение работ, оказания услуг, ранее не осуществлявшихся учредителями данного юридического лица на регулярной основе;
4) Осуществлять вид деятельности, согласно перечиню установленному Кабинетом Министров РА.
• Индивидуальные предприниматели:
1) Быть зарегистрированным в Министерстве Юстиции РА после 01.01.2017;
2) Валовая выручка по итогам года должна быть не более 1,8 млн. рублей;
3) Эксплуатировать объекты и (или) оборудование, не задействованное в хозяйственном обороте на территории Республики Абхазия до 1 января 2017 года либо восстановленное (модернизированное) с проведением капитального ремонта; выполнение работ, оказания услуг, ранее не осуществлявшихся учредителями данного юридического лица на регулярной основе;
4) Осуществлять вид деятельности, согласно перечиню установленному Кабинетом Министров РА.
Таким образом, по сравнению с российским регулированием, абхазский законодатель установил существенно более низкие максимальные размеры выручки, при которых возможно применение льготного налогового режима (в России применять УСН с льготной нулевой налоговой ставкой с 2017 года имеют право вновь зарегистрированные предприниматели при условии, что их выручка не превышает 120 миллионов рублей).
Налоговые режимы и налоговые ставки
Режим налоговых каникул – это налоговый режим, в период действия которого предпринимательская деятельность, в случае соответствия установленным требованиям и условиям, облагается налогами по единой ставке 0 %.
Для юридических лиц, ставка 0% применяется в отношении налога на прибыль, на имущество, спецналога и в отношении НДС.
Для индивидуальных предпринимателей – в отношении подоходного налога, спецналога и НДС.
При этом, исключением является, НДС, который Субъекты в любом случае должны уплатить при ввозе товара на таможенную территорию Республики Абхазия.
Сроки «действия налоговых каникул»
Налоговые каникулы предоставляются на срок от 1 до 3 лет, в зависимости от территории осуществления и вида предпринимательской деятельности.
Процедура получения права на использование налоговых льгот
Для получения льгот предпринимателю необходимо пройти специальную экспертизу, проводимую комиссией, состоящей из представителей Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. Таким образом, установленный законом новый льготный режим налогообложения носит не уведомительный, как в России, а разрешительный характер.
Субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные до вступления Законав силу, также могут рассчитывать на налоговые каникулы, но не в полном объеме, а на снижение налоговых ставок на 50 % и на срок от 1 до 2 лет.
Проблематика правоприменения
При реализации нового Закона возможны следующие сложности:
1) Среди требований к Субъектам Закона — государственная регистрация после 01.01.2017 года и лимит годового оборота выручки. Следовательно, воспользоваться льготами данного закона можно будет только вновь зарегистрированным субъектам хозяйствования и не ранее, чем через год, когда годовой лимит выручки станет известен – т.е. на ранее начала 2018 года.
2) Перечень видов деятельности, которыми должны заниматься предприниматели претендующие на льготный режим, утверждается правительством. К сожалению, к самому закону он не прилагается, в результате сложно понять какие приоритетные сферы деятельности, по мнению авторов Закона, должны получить соответствующую поддержку. Аналогичные региональные законы субъектов Российской Федерации содержат перечень видов деятельности, которые, как правило, в меньшей степени развиты в этих регионах и существует потребность в их появлении или в увеличении предложения среди конкурирующих предпринимателей.
При этом, согласно Указу Президента Республики Абхазия, проект закона, предусматривающий принятие подзаконных нормативных правовых актов, представляется Президенту Республики Абхазия одновременно с проектами соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.
Считаем важным, для сохранения преемственности идей авторов Закона, заранее обозначить содержание всех сопутствующих подзаконных актов, которые необходимо принять, вместе с данным Законом. Это позволит предпринимателям вовремя сориентироваться в особенностях правового регулирования и принять необходимые решения к моменту наступления нового налогового периода – 2017 года.
3) Обязанность пройти экспертизу, как условие получения льгот, является административным барьером, который также имеет и потенциальную коррупционную ёмкость. Если учесть, что критерии получения режима налоговых каникул сформулированы достаточно четко и однозначно, то необходимости в этой экспертизе нет. Существующий в России уведомительный порядок применения упрощенной системы налогообложения и специальных налоговых льгот для вновь зарегистрированных предпринимателей позитивно зарекомендовал себя – в 2015 году число ИП в городе Москве, к примеру, увеличилось почти на 25 %.
4) Перечень налогов со ставкой 0% для Индивидуальных предпринимателей исчерпывающий, т.е. в полной мере покрывает налоговое бремя и фактически создаёт налоговые каникулы. Однако, в соответствующем перечне для юридических лиц, не указаны налоги на дивиденды, которые будут уплачивать учредители компании при распределении прибыли. Таким образом, налоговые каникулы не покрывают всей налоговой нагрузки и в результате ставят юридические лица в заведомо проигрышные, неравные условия по отношению к индивидуальным предпринимателям.
5) Недостаточно четко сформулированы механизмы доступа к льготам предпринимателей, зарегистрированных до 01.01.2017 года, но претендующих на налоговые каникулы. На пример, надо ли им проходить вышеупомянутую экспертизу?
Наличие данного документа, безусловно придаёт новый импульс экономическому развитию республики и создаёт новые возможности для предпринимательского роста. Однако, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, не должна ограничиваться лишь этим законом. Необходимо провести комплексную налоговую реформу и ввести упрощенную систему налогообложения (единый налог с оборота), упростить систему отчетности, внедрить современные правовые институты торгового права и расширить банковский инструментарий. В целом есть смысл системно обратиться к имеющемуся положительному российскому опыту последних нескольких лет, который демонстрирует оживление активности в секторе малого бизнеса, а также аккуратное и бережное отношение государства к начинающим предпринимателям.
Важнейшей задачей Правительства Абхазии, по нашему мнению, является создание прозрачной, комфортной и стабильной законодательной среды, которая позволила бы предпринимателям максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и собственный потенциал, заблаговременно учитывать правовые новеллы при разработке перспективных проектов.
Нет комментариев