Виктор Цымбал → Экспертиза проекта распоряжения Правительства РФ о разрешении захода иностранных судов во внутренние морские воды и территориальное море РФ
Минтранс России ежегодно готовит по несколько проектов распоряжений Правительства РФ о разрешении захода иностранных судов во внутренние морские воды и территориальное море РФ.
На сайте Минтранса России 22 марта опубликован очередной проект распоряжения Правительства Российской Федерации — о разрешении захода до 30 ноября 2012 г. иностранных судов по перечню согласно Приложению 1 в район внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях выполнения работ по строительству морских участков газопроводов в районе Киринского газоконденсатного месторождения.
Указанный проект распоряжения разработан по неоднократно апробированному Минтрансом России формату, который не в полной мере соответствует законодательству РФ, здравому смыслу и общепринятой международной практике.
1. Разрешение на многократное пересечение государственной границы Российской Федерации иностранным судам, указываемым в распоряжении, обуславливается условием обеспечения передачи в пограничный орган информации об их местоположении. Наличие такого условия позволяет пограничным органам вмешиваться в деятельность судов и создавать неограниченные препятствия в течение всего срока действия разрешения.
2. Проектом распоряжения предписывается ФСБ России, ФТС России, Россельхознадзору и Роспотребнадзору осуществлять пограничный, таможенный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль иностранных судов, в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при их прибытии в Российскую Федерацию перед началом выполнения работ и при их убытии из Российской Федерации после окончания работ.
Ространснадзору, в свою очередь, поручается обеспечить контроль и надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании при осуществлении работ, указанных в распоряжении.
Такого рода предписания вызывают следующие возражения:
— во-первых – предписания органам исполнительной власти даются без ссылки на их компетентность осуществлять только отдельные виды контроля;
— во-вторых, если уже включили в проект распоряжения указание об осуществлении различных видов контроля федеральными органами исполнительной власти, то следовало бы включить и упоминание о государственном портовом контроле, предусмотренном международными обязательствами РФ и ст. 79 «Государственный портовый контроль за судами» Кодекса торгового мореплавания РФ;
— в-третьих, включение вышеперечисленных предписаний в проект распоряжения излишне, т.к. все эти требования иностранные суда и специалисты обязаны выполнять, находясь в пределах юрисдикции Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации: о порядке въезда/выезда; о Государственной границе Российской Федерации; о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне; о морских портах, а также в соответствии с правилами Кодекса торгового мореплавания, др. законов и международных договоров Российской Федерации;
— в-четвёртых, вряд ли целесообразно повторять в проекте распоряжения функции федеральных органов исполнительной власти, которые возложены на них Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями об этих органах, утверждёнными Правительством Российской федерации, и для осуществления которых эти органы были созданы;
— в-пятых, ни статья 4 Кодекса торгового мореплавания РФ, ни другие нормативные акты не предусматривают установления никаких дополнительных требований к тем, которые уже есть в российском законодательстве, при осуществлении разрешенных видов деятельности во внутренних морских водах и территориальное море РФ судами, плавающими под флагами иностранных государств, и при выдаче разрешений на осуществление такой деятельности.
3. Кроме того, проектом распоряжения предлагается Росморречфлоту организовать проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, при выполнении работ, указанных в проекте распоряжения.
В связи с таким поручением возникают резонные вопросы:
Почему такое поручение адресовано только органу власти — Росморречфлоту и не дается компании – организатору работ?
Это попытка распоряжением Правительства РФ вывести заказчика и организатора работ из-под ответственности?
Кто в итоге будет отвечать за последствия в случае аварии?
На сайте Минтранса России 22 марта опубликован очередной проект распоряжения Правительства Российской Федерации — о разрешении захода до 30 ноября 2012 г. иностранных судов по перечню согласно Приложению 1 в район внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях выполнения работ по строительству морских участков газопроводов в районе Киринского газоконденсатного месторождения.
Указанный проект распоряжения разработан по неоднократно апробированному Минтрансом России формату, который не в полной мере соответствует законодательству РФ, здравому смыслу и общепринятой международной практике.
1. Разрешение на многократное пересечение государственной границы Российской Федерации иностранным судам, указываемым в распоряжении, обуславливается условием обеспечения передачи в пограничный орган информации об их местоположении. Наличие такого условия позволяет пограничным органам вмешиваться в деятельность судов и создавать неограниченные препятствия в течение всего срока действия разрешения.
2. Проектом распоряжения предписывается ФСБ России, ФТС России, Россельхознадзору и Роспотребнадзору осуществлять пограничный, таможенный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль иностранных судов, в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при их прибытии в Российскую Федерацию перед началом выполнения работ и при их убытии из Российской Федерации после окончания работ.
Ространснадзору, в свою очередь, поручается обеспечить контроль и надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании при осуществлении работ, указанных в распоряжении.
Такого рода предписания вызывают следующие возражения:
— во-первых – предписания органам исполнительной власти даются без ссылки на их компетентность осуществлять только отдельные виды контроля;
— во-вторых, если уже включили в проект распоряжения указание об осуществлении различных видов контроля федеральными органами исполнительной власти, то следовало бы включить и упоминание о государственном портовом контроле, предусмотренном международными обязательствами РФ и ст. 79 «Государственный портовый контроль за судами» Кодекса торгового мореплавания РФ;
— в-третьих, включение вышеперечисленных предписаний в проект распоряжения излишне, т.к. все эти требования иностранные суда и специалисты обязаны выполнять, находясь в пределах юрисдикции Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации: о порядке въезда/выезда; о Государственной границе Российской Федерации; о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне; о морских портах, а также в соответствии с правилами Кодекса торгового мореплавания, др. законов и международных договоров Российской Федерации;
— в-четвёртых, вряд ли целесообразно повторять в проекте распоряжения функции федеральных органов исполнительной власти, которые возложены на них Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями об этих органах, утверждёнными Правительством Российской федерации, и для осуществления которых эти органы были созданы;
— в-пятых, ни статья 4 Кодекса торгового мореплавания РФ, ни другие нормативные акты не предусматривают установления никаких дополнительных требований к тем, которые уже есть в российском законодательстве, при осуществлении разрешенных видов деятельности во внутренних морских водах и территориальное море РФ судами, плавающими под флагами иностранных государств, и при выдаче разрешений на осуществление такой деятельности.
3. Кроме того, проектом распоряжения предлагается Росморречфлоту организовать проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, при выполнении работ, указанных в проекте распоряжения.
В связи с таким поручением возникают резонные вопросы:
Почему такое поручение адресовано только органу власти — Росморречфлоту и не дается компании – организатору работ?
Это попытка распоряжением Правительства РФ вывести заказчика и организатора работ из-под ответственности?
Кто в итоге будет отвечать за последствия в случае аварии?
Нет комментариев