Эли Гервиц → О четвертом поколении замолвите слово, или самое слабое звено
Закон о возвращении наделяет правом на возвращение не только евреев. Это не означает, что любой желающий может иммигрировать в Израиль, но закон о возвращении предоставляет больше шансов на израильское гражданство, чем может показаться на первый взгляд. Так, для целей иммиграции нам достаточно… еврейской прабабушки.
Аксиома проста: еврейство передается от матери к детям. Следовательно, чтобы понять, кто является последним носителем права на репатриацию в семействе, нам нужно найти последнюю еврейку в своем роду. Логично, что ее сын станет последним евреем в роду: если у женщины-еврейки была дочь, то она и ее дети продолжат еврейскую линию, и мы будем копать дальше.
Итак, когда мы находим последнюю еврейку в роду и ее сына, нам необходимо проверить, является ли этот мужчина, по крайней мере, дедушкой претендента – или претендентки – на репатриацию. Если он — наш дедушка, то его дети и внуки не являются евреями, но имеют право на репатриацию — как и их супруги.
Что лежит в основе «логики трех поколений»? Существует мнение, что такой династический порядок — ответ на нацистские законы об окончательном решении еврейского вопроса, согласно которому уничтожению подлежали потомки евреев вплоть до внуков. Так ли это – не принципиально, закон есть закон: право на возвращение распространяется на тех, у кого мама еврейка, а также на их детей и внуков.
Поскольку в СССР национальность определялась по отцу, стоит быть готовым к весьма неприятной ситуации. В нашей практике был случай, когда генеалогическое древо еврейского семейства прослеживалось до 16-го века, однако с середины 19-го века мужчины этого рода уже не женились на еврейках. И хотя номинально все потомки рода по документам были евреями, права на репатриацию они не имели.
Возникает резонный вопрос: если право на репатриацию прекращается на третьем поколении, что делать с правнуками — детьми внуков евреев? С одной стороны, понятно, что эта цепочка рано или поздно должна была прерваться, с другой — было бы и иррационально, и бесчеловечно заставлять родителей выбирать между своей репатриацией в Израиль и желанием остаться со своими детьми, такого права уже не имеющих.
Компромиссное решение выглядит так: совершеннолетний правнук еврея не считается членом семьи своих родителей, и не получит по праву крови ни права на проживание в Израиле, ни израильского гражданства. Ему остается только вариант брака с еврейкой – но для этого не обязательно быть правнуком еврея самому.
А вот несовершеннолетние правнуки считаются частью семьи своих родителей, могут приехать с ними в Израиль, репатриацияи получить временный вид на жительство. Он выдается на год, и продлевается – или возобновляется – если их родители, граждане Израиля, живут в стране. Этот временный вид на жительство однажды может превратиться в гражданство. Так, после службы в Армии Обороны Израиля (куда еще тоже нужно суметь прорваться, обладая только видом на жительство!) «четвертое поколение» приобретает гражданство Израиля.
Критическим возрастом для представителя четвертого поколения становится возраст совершеннолетия. Если по каким-то причинам семья не проживает в Израиле, ближе к совершеннолетию ребенка крайне рекомендуется вернуться в страну и прожить в Израиле несколько лет, чтобы ребенок мог, отслужив в армии, получить израильское гражданство. В противном случае право на продление вида на жительство будет безвозвратно утеряно.
Напрашивается очевидный вывод: если вы – носитель фамилии Рабинович, и на вас из зеркала смотрит лицо, которое может иметь только такую фамилию; если вы всегда считали себя евреем, но при этом формально являетесь только внуком еврея, репатриируйтесь как можно скорее. До того, как ваши дети станут совершеннолетними. А еще лучше, репатриируйтесь до того, как у вас вообще появились дети. Дело в том, что ребенок, рожденный гражданином Израиля, приобретает израильское гражданство автоматически, в какой бы точке мира ни проживали его родители, и как бы далеки от еврейства они ни были.
© Адвокат Эли Гервиц
Аксиома проста: еврейство передается от матери к детям. Следовательно, чтобы понять, кто является последним носителем права на репатриацию в семействе, нам нужно найти последнюю еврейку в своем роду. Логично, что ее сын станет последним евреем в роду: если у женщины-еврейки была дочь, то она и ее дети продолжат еврейскую линию, и мы будем копать дальше.
Итак, когда мы находим последнюю еврейку в роду и ее сына, нам необходимо проверить, является ли этот мужчина, по крайней мере, дедушкой претендента – или претендентки – на репатриацию. Если он — наш дедушка, то его дети и внуки не являются евреями, но имеют право на репатриацию — как и их супруги.
Что лежит в основе «логики трех поколений»? Существует мнение, что такой династический порядок — ответ на нацистские законы об окончательном решении еврейского вопроса, согласно которому уничтожению подлежали потомки евреев вплоть до внуков. Так ли это – не принципиально, закон есть закон: право на возвращение распространяется на тех, у кого мама еврейка, а также на их детей и внуков.
Поскольку в СССР национальность определялась по отцу, стоит быть готовым к весьма неприятной ситуации. В нашей практике был случай, когда генеалогическое древо еврейского семейства прослеживалось до 16-го века, однако с середины 19-го века мужчины этого рода уже не женились на еврейках. И хотя номинально все потомки рода по документам были евреями, права на репатриацию они не имели.
Возникает резонный вопрос: если право на репатриацию прекращается на третьем поколении, что делать с правнуками — детьми внуков евреев? С одной стороны, понятно, что эта цепочка рано или поздно должна была прерваться, с другой — было бы и иррационально, и бесчеловечно заставлять родителей выбирать между своей репатриацией в Израиль и желанием остаться со своими детьми, такого права уже не имеющих.
Компромиссное решение выглядит так: совершеннолетний правнук еврея не считается членом семьи своих родителей, и не получит по праву крови ни права на проживание в Израиле, ни израильского гражданства. Ему остается только вариант брака с еврейкой – но для этого не обязательно быть правнуком еврея самому.
А вот несовершеннолетние правнуки считаются частью семьи своих родителей, могут приехать с ними в Израиль, репатриацияи получить временный вид на жительство. Он выдается на год, и продлевается – или возобновляется – если их родители, граждане Израиля, живут в стране. Этот временный вид на жительство однажды может превратиться в гражданство. Так, после службы в Армии Обороны Израиля (куда еще тоже нужно суметь прорваться, обладая только видом на жительство!) «четвертое поколение» приобретает гражданство Израиля.
Критическим возрастом для представителя четвертого поколения становится возраст совершеннолетия. Если по каким-то причинам семья не проживает в Израиле, ближе к совершеннолетию ребенка крайне рекомендуется вернуться в страну и прожить в Израиле несколько лет, чтобы ребенок мог, отслужив в армии, получить израильское гражданство. В противном случае право на продление вида на жительство будет безвозвратно утеряно.
Напрашивается очевидный вывод: если вы – носитель фамилии Рабинович, и на вас из зеркала смотрит лицо, которое может иметь только такую фамилию; если вы всегда считали себя евреем, но при этом формально являетесь только внуком еврея, репатриируйтесь как можно скорее. До того, как ваши дети станут совершеннолетними. А еще лучше, репатриируйтесь до того, как у вас вообще появились дети. Дело в том, что ребенок, рожденный гражданином Израиля, приобретает израильское гражданство автоматически, в какой бы точке мира ни проживали его родители, и как бы далеки от еврейства они ни были.
© Адвокат Эли Гервиц
Нет комментариев