Игорь Сафронов →  Существует ли у граждан в статусе физического лица законная обязанность указывать своей ИНН при оплате госпошлины по поданному в суд иску?

Для начала разберемся со словами и словосочетаниями используемыми мной в заголовке статьи.
Граждане — граждане РФ проживающие в России, граждане РФ имеющие место жительства за пределами РФ, иностранные граждане находящиеся законно и незаконно в РФ.
Законная обязанность — обязанность граждан предусмотренная действующим законом РФ.
Госпошлинасбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Под пошлиной, если следовать нормам законодательства РФ, принято понимать платеж, который взимается с граждан и юрлиц при обращении за некоторыми видами услуг, оказываемых государственными органами, — таких как, например, регистрация предприятия, оформление загранпаспорта, обращение за нотариальными услугами, судебной защитой. Оплата госпошлины — процедура добровольная и, как правило, носит единовременный, а не периодический характер при этом получателем и администратором платежа является физическое или юридическое лицо оказывающее соответствующие юридически значимые действия (услуги), но ни как не ИФНС (налоговый орган).
Итак, физическое лицо, не предприниматель, в силу закона имеет право на подачу в банк устного или письменного ПОРУЧЕНИЯ на перевод, при этом в силу закона (п.9 статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности») любой банк ОБЯЗАН осуществлять переводов денежных средств физического лица без открытия им банковских счетов в каком либо банке.
Так было так и осталось. Но с апреля 2016 ПАО «Сбербанк РФ», да и другие банки, стали с граждан физических лиц требовать, что бы они при оплате ими госпошлины в суд предоставляли операционисту банка свой ИНН. Основания, по которым к гражданам стали предъявлять дополнительные требования в виде предоставления операционисту банка ИНН гражданина плательщика, Сбербанк назвал Приказ Минфина №148Н от 23.09.2012 (вступил в силу 28.03.2016). На более тщательное выяснение причин появления новых требований к гражданам физическим лицам Сбербанк сослался на Приложение №2 к упомянутому Приказу.
Таким образом в абзаце выше я указал по каким основаниям Сбербанк просит граждан физических лиц предоставить им ИНН.
Теперь я публично докажу, что требования Сбербанка НЕЗАКОННЫ, а их ссылки на Приказ Минфина №148Н от 23.09.2012 в купе с Приложением №2 — НЕУМЕСТНЫ.
Читаем Приложение №1 и Приложение №2 к Приказу Минфина №148Н от 23.09.2012.
Обращаем внимание на то, что Приложение №1 и Приложение №2 касается разных субъектов правоотношений и это видно из названия этих Приложений с учетом Приказа Министерства Финансов РФ №107н от 12.11.2013 в редакции от 23.09.2015 № 148н «Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.»:
Приложение №1 — «Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему российской федерации»
Приложение №2 — «Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжении о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами»
Анализируем: Кто из плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации администрируется налоговыми органами — частные предприниматели, фермерское хозяйство, юридические лица, частные нотариусы, адвокатское образование под названием адвокатский кабинет, но ни как не физические лица к тому же не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Как видим Приложение №2 не распространяется на физические лица не занимающиеся предпринимательской деятельностью.
На физических лиц не занимающиеся предпринимательской деятельностью распространяется Приложение №1 Приказа Министерства финансов РФ от 12.11.2013 N 107н, его и рассмотрим:
ч.1 — «Указание в распоряжении о переводе денежных средств значения ИНН в реквизитах «ИНН» плательщика, [………………..] является обязательным, если ИНОЕ не предусмотрено настоящими Правилами.»
Но буквально ниже в упомянутом Приложении 1 установлено, это самое «ИНОЕ», т.е. когда ИНН можно не указывать:
«Значение ИНН плательщика — физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите «108» распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с установленными настоящим приказом Правилами. При отсутствии уникального идентификатора начисления СОСТАВИТЕЛЬ (От меня: работник банка)указывает в распоряжении о переводе денежных средств адрес регистрации по месту жительства плательщика — физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства). В случае отсутствия у плательщика — физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств ИНОГО идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.»
ИНОЙ идентификатор сведений о физическом лице указан в документе «Требования к заполнению обязательных реквизитов в распоряжении о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ» и к нему относятся (указно с кодами): «01» — паспорт гражданина Российской Федерации; «02» — свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина; «03» — паспорт моряка (удостоверение личности моряка); «04» — удостоверение личности военнослужащего; «05» — военный билет военнослужащего; «06» — временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации; «07» — справка об освобождении из мест лишения свободы; и т.п.
Из вышесказанного следует, что в силу упомянутого НПА РФ: при отсутствии у плательщика физического лица ИНН кассовый оператор имеет право указать в распоряжении об оплате любой иной идентификатор ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, В ТОМ ЧИСЛЕ НОМЕР ПАСПОРТА ИЛИ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНИНА.
Таким образом ссылка Сбербанка на то, что требовать у гражданина физического лица его ИНН при платеже госпошлины в бюджет субъекта РФ (а в другое место госпошлина не оплачивается) предусмотрена названным выше Приказом — неуместна, а с применением Приложения 2 — глупа и неуместна.
Чьи права нарушает такое поведение Сбербанка?
Как известно по нормам Конституции РФ обратиться в суд субъекта за защитой своих прав может любой гражданин в широком смысле этого понятия, а именно: гражданин РФ постоянно проживающий на территории РФ, гражданин РФ не имеющий место жительства на территории РФ, иностранный гражданин законно или незаконно находящийся на территории РФ и не имеющий на территории РФ места жительства. Таким образом Сбербанк своими действиями нарушает Конституционные права неопределенного круга лиц (граждане РФ не имеющий место жительства на территории РФ, иностранные граждане законно или незаконно находящиеся на территории РФ и не имеющие на территории РФ места жительства) — им просто не где получить ИНН, т.к. в РФ они не имеют место жительства в РФ, а ИНН выдается ИФНС по месту жительства. К тому же Сбербанк своими действиями нарушает права и граждан РФ имеющих место жительства на территории РФ, но не получивших своего ИНН. Гражданин РФ постоянно проживающий на территории РФ имеет ПРАВО получить ИНН по месту своего жительства, но законным образом не наделен такой ОБЯЗАННОСТЬЮ. Сбербанк же искусственно своей субъективной трактовой упомянутых выше приказов самостоятельно привязал ОБЯЗАТЕЛЬСТВО гражданина к его ПРАВУ и требует с граждан, которые не имеют ИНН или имеют ИНН, но не желают по каким либо причинам получать его, при оплате госпошлины в суд предъявлять оператору банка не имеющийся у них ИНН, в противном случае Сбербанк по поручению этого гражданина не произведет оплаты госпошлины. Но что такое отказ гражданину от производства оплаты госпошлины из отсутствия у него ИНН — по сути это запрет гражданину на его право обращение в суд, гарантированное Конституцией РФ, по причинам отсутствия у него ИНН — учитывая, что нормы Конституции РФ имеют прямое действие отказ в приеме платежа по основаниям отсутствия у гражданина ИНН — ПРОТИВОЗАКОНЕН и АНТИКОНСТИТУЦИОНЕН.
Борьба со Сбербанком продолжается.

3 комментария