Екатерина Кутельникова → Актуальные вопросы о праве собственности на фотографические произведения в сети Интернет
В современном обществе любая интеллектуальная деятельность всё чаще находит своё применение в цифровой форме. Интернет стал некой площадкой свободного доступа к информационной среде для обнародования, использования и распространения объектов авторских и смежных прав.
В российском законодательстве термин «Интернет» встречается достаточно часто. Его можно обнаружить в Налоговом Кодексе (подп. 25 п. 1 ст. 264), Арбитражном Кодексе (подп. 9 п. 1 ст. 247) и Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст.5.5), а также в некоторых федеральных законах РФ, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ. При этом ни в одном из этих документов данный термин не расшифрован.
В целом с точки зрения действующего законодательства «Интернет» можно определить, как технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, до-ступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Такое определение вытекает из системной интерпретации п. 4 ст. 2 и п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, в п. 13 ст. 2 используется термин «информационно-телекоммуникационная сеть Интер-нет», а п. 4 ст. 2 определяет ее как технологическую систему, обладающую названными выше при-знаками.
Поскольку Интернет не является чьей-либо собственностью, а циркулирующая в нем информация является неподконтрольной, пользователям открываются неограниченные возможности для доступа к любым сведениям. В том числе это касается фотографических произведений. Не-смотря на их значительное применение во многих отраслях жизнедеятельности человека, надлежащая правовая защита авторов была достигнута совсем недавно.
В 2011 году предметом спора британского фотографа Дэвида Слейтера (David J. Slater) и американского фонда Wikimedia стала фотография хохлатого павиана, сделанная последним в джунглях Индонезии в результате «похищения» одной из камер фотографа. Впоследствии фотография, сделанная обезьяной, была размещена фотографом-натуралистом на сайте, и вскоре получила широкую популярность, в том числе была добавлена в коллекцию бесплатных изображений Wikimedia Commons.
Возникает логичный и достаточно интересный вопрос: возможно ли признание животного автором фотографического произведения или же автором является только человек, фотограф, с помощью оборудования которого была сделана данная фотография?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, стоит обратить внимание на правовую природу объектов авторского права. Наиболее известными международными нормативными правовыми акта-ми, связанными с авторским правом, являются Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве от 06 сентября 1952 г. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений признает «литературными и художественными произведениями» фотографические произведения и приравниваемые к ним произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии. Этот термин охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения.
Авторское право РФ регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. В п. 1 ст. 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) содержится перечень объектов авторского права, включающий 10 конкретных разновидностей произведений. Заканчивается этот перечень указанием на то, что объектами авторского права могут являться и «другие произведения». Это свидетельствует о том, что приведенный перечень не является закрытым, а любые иные категории произведений автоматически охраняются авторским правом, если они отвечают общим критериям, предъявляемым к объектам авторского права. Таким образом, в число объектов авторского права входят как фотографические произведения, так и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
Творческий характер фотографического произведения, как признак, обязательный для объекта авторского права, подтверждается словами А.Л. Хромовой и К.Б. Леонтьевой о том, что «вечное противопоставление ремесла и искусства лишено всякого смысла: нельзя забывать, что без ремесла искусство не возникает, а без искусства гибнет ремесло. Разумеется, как и любое другое искусство, фотография во многом зависит от случайностей. Но ведь все великие открытия сделаны по ошибке».
Сложность вызывает еще и тот факт, что информация, распространенная в Интернете, по-рождает отношения, носящие транснациональный характер, в силу чего возникают проблемы установления юрисдикции. Под юрисдикцию государства попадают действия по размещению информации, совершаемые его гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными по национальному праву.
В странах common law (семье общего права) авторское право обозначается термином «copyright» («право на копию» или «право на воспроизведение»). В странах континентальной Европы (романо-германской правовой семье) авторское право именуется «droit d'auteur» («право автора»).
Разные традиции права решают вопрос о том, кто может быть первоначальным обладателем прав на художественное произведение по-разному. Так, в Соединенных Штатах Америки охрана авторского права начинается с момента создания произведения в зафиксированной форме. Авторское право на произведение становится собственностью лица, создавшего его. Американское законодательство в сфере права интеллектуальной собственности не предусматривает права авторства животных. Право на художественное произведение изначально может возникнуть толь-ко у лица, творческим трудом которого оно создано. Толкуя Закон США «Об авторском праве» 1976 года, можно сделать вывод, что автором произведения является только физическое или юридическое лицо. Следовательно, обезьяна не может быть признана автором фотографического про-изведения.
Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.
Российское законодательство также не предусматривает права авторства животных. Традиционно животных относят к вещам особого рода или одушевленным вещам. Такой вывод прямо следует из ст. 137 ГК РФ, предусматривающей, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, субъектом, способным совершить акт художественного творчества, может быть только человек.
Когда решался спор между Дэвидом Слейтером и американским фондом Wikimedia, было высказано мнение о том, что поскольку фотографическое произведение было фактически создано не субъектом авторского права (обезьяной), а фотограф не внес должного вклада в ее создание, то авторское право на фотографию им не принадлежит и является общественным достоянием.
Как видно, актуальность проблемы защиты авторских прав обусловлена отсутствием положений, посвященных защите авторского права в глобальной информационной сети. Это является одной из причин того, что в настоящий момент нарушаются авторские права.
П. 1 ст. 1270 ГК РФ предусмотрено, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Это, несомненно, указывает на то, что копирование и использование чужих информационных материалов, в том числе фотографических произведений без согласия автора, является незаконным. Несмотря на это очень часто возникают ситуации, когда пользователи сети Интернет выкладывают в социальные сети свои фотографии, и как следствие, нарушаются их права.
Достаточно крупными источниками распространения контрафактного материала в сети Интернет являются социальные сети. Например, Facebook и Vkontakte – крупнейшие в мире социальные сети, содержащие огромное количество различных произведений, которые распространяются нелегально.
Так, в п. 7.1.3. – 7.1.5. Пользовательского Соглашении Vkontakte сказано, что пользователь, размещая на Сайте принадлежащий ему на законных основаниях Контент, предоставляет другим пользователям неисключительное право на его использование путем просмотра, воспроизведения (в том числе копирования), переработку (в том числе на распечатку копий) и иные права исключительно с целью личного некоммерческого использования, кроме случаев, когда такое использование причиняет или может причинить вред охраняемым законом интересам правообладателя.
Использование Пользователем Контента, доступ к которому получен исключительно для личного некоммерческого использования, допускается при условии сохранения всех знаков авторства (копирайтов) или других уведомлений об авторстве, сохранения имени автора в неизменном виде, сохранении произведения в неизменном виде.
Пользователь предоставляет также Администрации Сайта неисключительное право использовать на безвозмездной основе размещенный на Сайте и принадлежащий ему на законных основаниях Контент в целях обеспечения Администрацией Сайта функционирования Сайта в объеме, определяемом функционалом и архитектурой Сайта. Указанное неисключительное право предоставляется на срок размещения Контента на Сайте, включает право переработки Контента путем размещения и для последующего показа совместно с Контентом и/или с его использованием Контента рекламной информации и распространяет свое действие на территории стран всего мира. Администрация Сайта вправе передавать права, указанные в настоящем пункте третьим лицам.
В Пользовательском Соглашении Facebook сказано, что Пользователям принадлежат все материалы и информация, которые они публикуют социальной сети. Пользователь может контролировать распространение материалов и информации через настройки конфиденциальности и настройки приложений.
«Материалы» означают любые публикации, сделанные Пользователем или другими пользователями, а также публикации, которые предоставили или которыми поделились с помощью Сервисов Facebook.
При этом пользователь предоставляет социальной сети Facebook особое разрешение, с учетом настроек конфиденциальности и приложений, в отношении использования всех материалов, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, такие как фото и видео.
То есть Пользователь предоставляет Администрации сайта переуступаемую, передаваемую в порядке сублицензирования, не подразумевающую выплаты авторского гонорара глобальную лицензию на использование любых материалов, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, размещаемых Пользователем на Facebook или каким-либо образом связанных с Facebook. Действие этой лицензии на интеллектуальную собственность заканчивается тогда, когда Пользователь удаляет опубликованные материалы, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, или свой аккаунт, за исключением случаев, когда материалы передавались другим лицам и не были ими удалены.
Также в Пользовательском Соглашении сказано, что при удалении материалов, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, они удаляются безвозвратно. Не-смотря на это, удаленные материалы могут сохраняться в виде резервных копий в течение допустимого периода времени (при этом информация не будет доступна другим).
Несмотря на безусловные права фотографов, национальное право в настоящее время не в полной мере и степени модернизировано и адаптировано к новым условиям. Основная трудность при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением авторских прав, заключается в претворении в жизнь общих норм для пользователей сети Интернет, а также создании механизма контроля за их исполнением и механизма устранения нарушений.
Указанные факты дают некоторое представление о состоянии пиратства в нашей стране, предметом которого является интеллектуальная собственность. Именно поэтому борьба с мошенничеством и контрафактной деятельностью необходима для Российской Федерации и российского общества в целом.
Интернет не должен считаться «зоной вне права», где соблюдение законов не является обязательным. Отношения, которые возникают в данной сфере также нуждаются в правовой регламентации, как и отношения, имеющие место вне сети. Ведь проблемы, которые по сей день возникают в виртуальном пространстве, вполне решаемы.
В российском законодательстве термин «Интернет» встречается достаточно часто. Его можно обнаружить в Налоговом Кодексе (подп. 25 п. 1 ст. 264), Арбитражном Кодексе (подп. 9 п. 1 ст. 247) и Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст.5.5), а также в некоторых федеральных законах РФ, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ. При этом ни в одном из этих документов данный термин не расшифрован.
В целом с точки зрения действующего законодательства «Интернет» можно определить, как технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, до-ступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Такое определение вытекает из системной интерпретации п. 4 ст. 2 и п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, в п. 13 ст. 2 используется термин «информационно-телекоммуникационная сеть Интер-нет», а п. 4 ст. 2 определяет ее как технологическую систему, обладающую названными выше при-знаками.
Поскольку Интернет не является чьей-либо собственностью, а циркулирующая в нем информация является неподконтрольной, пользователям открываются неограниченные возможности для доступа к любым сведениям. В том числе это касается фотографических произведений. Не-смотря на их значительное применение во многих отраслях жизнедеятельности человека, надлежащая правовая защита авторов была достигнута совсем недавно.
В 2011 году предметом спора британского фотографа Дэвида Слейтера (David J. Slater) и американского фонда Wikimedia стала фотография хохлатого павиана, сделанная последним в джунглях Индонезии в результате «похищения» одной из камер фотографа. Впоследствии фотография, сделанная обезьяной, была размещена фотографом-натуралистом на сайте, и вскоре получила широкую популярность, в том числе была добавлена в коллекцию бесплатных изображений Wikimedia Commons.
Возникает логичный и достаточно интересный вопрос: возможно ли признание животного автором фотографического произведения или же автором является только человек, фотограф, с помощью оборудования которого была сделана данная фотография?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, стоит обратить внимание на правовую природу объектов авторского права. Наиболее известными международными нормативными правовыми акта-ми, связанными с авторским правом, являются Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве от 06 сентября 1952 г. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений признает «литературными и художественными произведениями» фотографические произведения и приравниваемые к ним произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии. Этот термин охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения.
Авторское право РФ регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. В п. 1 ст. 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) содержится перечень объектов авторского права, включающий 10 конкретных разновидностей произведений. Заканчивается этот перечень указанием на то, что объектами авторского права могут являться и «другие произведения». Это свидетельствует о том, что приведенный перечень не является закрытым, а любые иные категории произведений автоматически охраняются авторским правом, если они отвечают общим критериям, предъявляемым к объектам авторского права. Таким образом, в число объектов авторского права входят как фотографические произведения, так и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
Творческий характер фотографического произведения, как признак, обязательный для объекта авторского права, подтверждается словами А.Л. Хромовой и К.Б. Леонтьевой о том, что «вечное противопоставление ремесла и искусства лишено всякого смысла: нельзя забывать, что без ремесла искусство не возникает, а без искусства гибнет ремесло. Разумеется, как и любое другое искусство, фотография во многом зависит от случайностей. Но ведь все великие открытия сделаны по ошибке».
Сложность вызывает еще и тот факт, что информация, распространенная в Интернете, по-рождает отношения, носящие транснациональный характер, в силу чего возникают проблемы установления юрисдикции. Под юрисдикцию государства попадают действия по размещению информации, совершаемые его гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными по национальному праву.
В странах common law (семье общего права) авторское право обозначается термином «copyright» («право на копию» или «право на воспроизведение»). В странах континентальной Европы (романо-германской правовой семье) авторское право именуется «droit d'auteur» («право автора»).
Разные традиции права решают вопрос о том, кто может быть первоначальным обладателем прав на художественное произведение по-разному. Так, в Соединенных Штатах Америки охрана авторского права начинается с момента создания произведения в зафиксированной форме. Авторское право на произведение становится собственностью лица, создавшего его. Американское законодательство в сфере права интеллектуальной собственности не предусматривает права авторства животных. Право на художественное произведение изначально может возникнуть толь-ко у лица, творческим трудом которого оно создано. Толкуя Закон США «Об авторском праве» 1976 года, можно сделать вывод, что автором произведения является только физическое или юридическое лицо. Следовательно, обезьяна не может быть признана автором фотографического про-изведения.
Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.
Российское законодательство также не предусматривает права авторства животных. Традиционно животных относят к вещам особого рода или одушевленным вещам. Такой вывод прямо следует из ст. 137 ГК РФ, предусматривающей, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, субъектом, способным совершить акт художественного творчества, может быть только человек.
Когда решался спор между Дэвидом Слейтером и американским фондом Wikimedia, было высказано мнение о том, что поскольку фотографическое произведение было фактически создано не субъектом авторского права (обезьяной), а фотограф не внес должного вклада в ее создание, то авторское право на фотографию им не принадлежит и является общественным достоянием.
Как видно, актуальность проблемы защиты авторских прав обусловлена отсутствием положений, посвященных защите авторского права в глобальной информационной сети. Это является одной из причин того, что в настоящий момент нарушаются авторские права.
П. 1 ст. 1270 ГК РФ предусмотрено, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Это, несомненно, указывает на то, что копирование и использование чужих информационных материалов, в том числе фотографических произведений без согласия автора, является незаконным. Несмотря на это очень часто возникают ситуации, когда пользователи сети Интернет выкладывают в социальные сети свои фотографии, и как следствие, нарушаются их права.
Достаточно крупными источниками распространения контрафактного материала в сети Интернет являются социальные сети. Например, Facebook и Vkontakte – крупнейшие в мире социальные сети, содержащие огромное количество различных произведений, которые распространяются нелегально.
Так, в п. 7.1.3. – 7.1.5. Пользовательского Соглашении Vkontakte сказано, что пользователь, размещая на Сайте принадлежащий ему на законных основаниях Контент, предоставляет другим пользователям неисключительное право на его использование путем просмотра, воспроизведения (в том числе копирования), переработку (в том числе на распечатку копий) и иные права исключительно с целью личного некоммерческого использования, кроме случаев, когда такое использование причиняет или может причинить вред охраняемым законом интересам правообладателя.
Использование Пользователем Контента, доступ к которому получен исключительно для личного некоммерческого использования, допускается при условии сохранения всех знаков авторства (копирайтов) или других уведомлений об авторстве, сохранения имени автора в неизменном виде, сохранении произведения в неизменном виде.
Пользователь предоставляет также Администрации Сайта неисключительное право использовать на безвозмездной основе размещенный на Сайте и принадлежащий ему на законных основаниях Контент в целях обеспечения Администрацией Сайта функционирования Сайта в объеме, определяемом функционалом и архитектурой Сайта. Указанное неисключительное право предоставляется на срок размещения Контента на Сайте, включает право переработки Контента путем размещения и для последующего показа совместно с Контентом и/или с его использованием Контента рекламной информации и распространяет свое действие на территории стран всего мира. Администрация Сайта вправе передавать права, указанные в настоящем пункте третьим лицам.
В Пользовательском Соглашении Facebook сказано, что Пользователям принадлежат все материалы и информация, которые они публикуют социальной сети. Пользователь может контролировать распространение материалов и информации через настройки конфиденциальности и настройки приложений.
«Материалы» означают любые публикации, сделанные Пользователем или другими пользователями, а также публикации, которые предоставили или которыми поделились с помощью Сервисов Facebook.
При этом пользователь предоставляет социальной сети Facebook особое разрешение, с учетом настроек конфиденциальности и приложений, в отношении использования всех материалов, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, такие как фото и видео.
То есть Пользователь предоставляет Администрации сайта переуступаемую, передаваемую в порядке сублицензирования, не подразумевающую выплаты авторского гонорара глобальную лицензию на использование любых материалов, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, размещаемых Пользователем на Facebook или каким-либо образом связанных с Facebook. Действие этой лицензии на интеллектуальную собственность заканчивается тогда, когда Пользователь удаляет опубликованные материалы, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, или свой аккаунт, за исключением случаев, когда материалы передавались другим лицам и не были ими удалены.
Также в Пользовательском Соглашении сказано, что при удалении материалов, на которые распространяются права интеллектуальной собственности, они удаляются безвозвратно. Не-смотря на это, удаленные материалы могут сохраняться в виде резервных копий в течение допустимого периода времени (при этом информация не будет доступна другим).
Несмотря на безусловные права фотографов, национальное право в настоящее время не в полной мере и степени модернизировано и адаптировано к новым условиям. Основная трудность при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением авторских прав, заключается в претворении в жизнь общих норм для пользователей сети Интернет, а также создании механизма контроля за их исполнением и механизма устранения нарушений.
Указанные факты дают некоторое представление о состоянии пиратства в нашей стране, предметом которого является интеллектуальная собственность. Именно поэтому борьба с мошенничеством и контрафактной деятельностью необходима для Российской Федерации и российского общества в целом.
Интернет не должен считаться «зоной вне права», где соблюдение законов не является обязательным. Отношения, которые возникают в данной сфере также нуждаются в правовой регламентации, как и отношения, имеющие место вне сети. Ведь проблемы, которые по сей день возникают в виртуальном пространстве, вполне решаемы.
Нет комментариев