Johannes Engelmann →  НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ ДОЛЖНИК В ГЕРМАНИИ

Кристиан (имя было изменено) – индивидуальный предприниматель, инженер, который сотрудничает с немецкими фирмами в сфере проектирования и поставок холодильного оборудования в Германии. Помимо этого молодой человек, когда-то решив расширить свой бизнес и вывести его на международный уровень, нашел партнера в лице российского закрытого акционерного общества «ЗАО Коралл». «ЗАО Коралл» занимается оснащением военных кораблей, в том числе холодильными установками, климатическим оборудованием, охлаждающими системами. Кристиан — очень амбициозный молодой человек с большим запасом идей, уже давно мечтал воплотить в жизнь один из своих масштабных проектов, однако для его реализации необходимы были капиталовложения. Поэтому спустя какое-то время он решился попросить у главного акционера «ЗАО Коралл» Евгения (имя было изменено) денежных средств на условиях кредита. Кристиан заверил, что эти деньги отдаст в ближайшем будущем, поскольку он сейчас участвует во множестве различных прибыльных проектах. Евгений согласился, и впоследствии был составлен соответствующий договор на выдачу кредита в размере 70000 евро под определенный процент. Сроки для выплаты также были указаны. Но в сроки Кристиан не уложился. Тем не менее, Евгений пошел навстречу молодому человеку, и договор был пролонгирован. Однако, это не поспособствовало решению проблемы, и «ЗАО Коралл» в лице Евгения обратилось в нашу адвокатскую канцелярию за помощью.

Поскольку, надежда на то, что Кристиан выплатит кредит, была маловероятной и было уже понятно, что дело идет к суду, то мы со своей стороны посоветовали «ЗАО Коралл» составить нотариальный договор, в котором будут прописаны пункты относительно урегулирования споров в судебном порядке, а именно, что рассмотрение дела должно осуществляться в судах Германии, где для его разрешения будет применяться материальное право Германии. Так как Кристиан, как должник, проживал на территории Германии, то заключение данного договора с определением подсудности значительно облегчало нам задачу. Кроме того, в договоре была прописана еще одна пролонгация для Кристиана, но он все равно не выплатил кредит.

Тогда мы обратились в суд с исковым заявлением и требованием о взыскании с должника в связи с неисполнением денежного обязательства всей суммы денежных средств по кредиту, а также оговоренных в договоре процентов на сумму этих средств (14% годовых), набежавших за срок действия контракта.

Исковая давность в данном случае составляет три года. Однако проблема заключалась в том, что клиент обратился к нам довольно поздно, и для того, чтобы вовремя успеть оформить иск, необходимо было поторопиться. В феврале месяце, то есть за месяц до истечения срока исковой давности, иск поступил в суд, и мы укладывались в сроки. Как известно, для того чтобы суд принял иск по делу к рассмотрению, необходимо оплатить государственную пошлину. Мы получили счет и переслали его клиенту с просьбой оплатить пошлину, что он и сделал. Однако при переводе денежных средств, клиентом не было указано назначение платежа, и поэтому суд не смог вовремя идентифицировать поступивший платеж с исковым заявлением. При этом, данное обстоятельство выяснилось лишь в марте. Мы незамедлительно направили письмо в суд, для разъяснения ситуации и идентификации платежа. Суд впоследствии принял дело к производству, но задержка в оплате государственной пошлины дала повод другой стороне – ответчику ссылаться на то, что исковая давность истекла.

Конечно, фактически срок исковой давности действительно в марте уже истек. Однако, юристы нашей адвокатской канцелярии просто так не сдаются. Изучив материалы, предоставленные «ЗАО Коралл» и, выяснив все подробности дела, мы узнали, что между Кристианом и «ЗАО Коралл» периодически велась переписка посредством E-mail и Whatsapp между должником и работниками юридического отдела «ЗАО Коралл» по поводу выплаты задолженности. Имелось также и несколько записанных телефонных переговоров. Соответственно, на протяжении практически 9 месяцев они находились в режиме общения. Тема для разговора была одна – выплата долга. Кристиан утверждал, что денег у него до сих пор нет, и стороны пытались найти компромисс, обсуждали различные возможности для выплат, например, осуществление выплат частями. В конечном счете, на карту сотрудника юридического отдела «ЗАО Коралл» поступило 100 евро, и это была единственная сумма от 70000 евро кредита, которую вернул Кристиан.
Таким образом, у нас имелась зафиксированная переписка, которую нам прислали клиенты. Расписав всю ситуацию, мы направили ходатайство в суд, в котором настаивали на том, что в тот период времени, пока велись переписка и переговоры между сторонами о предмете спора, срок исковой давности считается замороженным. Нашу аргументацию мы, естественно, подкрепили законодательной нормой права, а именно § 203 Гражданского кодекса Германии (Buergerliches Gesetzbuch — BGB). В соответствии с данным параграфом, если между должником и кредитором ведутся переговоры о требованиях, либо обстоятельствах, обосновывающих требование, то исковая давность приостанавливается до тех пор, пока одна из сторон не откажется от продолжения переговоров. При этом, исковая давность наступает не ранее, чем через три месяца после прекращения приостановления. Следовательно, с учетом 9 месяцев зафиксированного контакта между сторонами, срок истекает не в конце февраля, а в конце марта следующего года.

Другая сторона, разумеется, была не согласна с этим, и пыталась зацепиться за любую мелочь, как за спасательный круг. Они утверждали, что переписка эта не имеет отношения к рассматриваемому делу, и что 100 евро, о которых идет речь в переписке не по факту погашения кредита, а по другому делу и объясняли это тем, что денежные средства были переведены на счет сотрудника юридического отдела, а не самому главному акционеру Евгению. Это была довольно жалкая попытка со стороны ответчика оспорить ситуацию. Поскольку мы полностью запротоколировали весь контакт, перевели его, указали даты, время и суть обмениваемых сообщений. И озвучили отрывок из переписки, где сам же Кристиан просил для упрощения перевода банковские данные сотрудника. Тогда противная сторона попыталась сослаться на погрешности перевода переписки и на то, что он был не заверен переводчиком, а значит его нельзя было использовать в процессе. Но мы пояснили, что лишь на документах требуется делать заверенный перевод. А в данном случае речь идет о переписке, которая документом не является. Позже ответчик настаивал на том, что переписка, представленная нами относится к новым обстоятельствам дела, а значит не может быть принята к данному рассмотрению. Однако, судья обрубил и этот аргумент, отметив, что ничего нового мы не сказали, а лишь конкретизировали дело за счет внесения нового доказательства в виде переписки в дело.

Кроме того, должник утверждал, что выставленный процент истцом был завышен. В немецком законодательстве действительно существует статья в законе, которая предусматривает, что если определен сильно высокий процент по договору, то сделка может быть признана недействительной. И 14 % годовых по немецким стандартам считается достаточно высокой ставкой. На что мы дали пояснение, что кредит был взят в Российской Федерации, а там действуют другие стандарты и практика и 14 % по статистике это не много. И что одно дело величина процентов, которые дает европейский Центральный банк и другое Центральный банк РФ, где другие ставки и проценты. При этом, процент зависит также от срока кредита, в нашем случае это был один год. Мы также привели статистические данные по средним процентуальным ставкам на кредиты, выданные сроком на один год. Данные были за тот же год, в котором «ЗАО Коралл» дало кредит предпринимателю. Обратили внимание также и на то, что большую роль играет валютный или рублевой кредит, так как в рублевом процентуальная ставка выше, чем в валютном. Анализируя статистику, было видно, что установленный процент «ЗАО Коралл» был в рамках среднего процента, по которому банки выдают кредиты. И, не смотря на то, что у нас было немецкое правоприменение, тем не менее, исходные величины при оценке процентной ставки необходимо брать из российской практики. Поскольку применение немецкого права не отменяет условий сделки, а сделка совершена в Российской Федерации. Соответственно нужно смотреть какие условия бизнеса в России, а не Германии. При этом мы подчеркнули тот факт, что нами итак, в виду несостоятельности должника, было исключено из искового заявления требование о выплате штрафной неустойки по договору в размере 0,6% за каждый день просрочки, которое предъявлялось на досудебной стадии урегулирования спора и было прописано в договоре.

В ходе производства судья по большинству пунктов был на нашей стороне. И, исходя из представленных нами доказательств в виде переписки, судья удовлетворил наше ходатайство относительно продления срока исковой давности, и соглашался с выставленными к ответчику исковыми требованиями. Таким образом, ответчик был загнан в угол. Однако, суд, учел тот факт, что должник является неплатежеспособным лицом и средств для выплаты данного кредита у него нет, так как даже на его имущество уже были наложены обременения, предложил сторонам договориться. И вынес на обсуждение сумму в размере 70000 евро. Данная сумма была определена без учета всех набежавших за это время процентов, которые мы также включали в исковое требование и планировали взыскать с истца. Однако, обсудив все с нашим клиентом, он согласился на данную сумму. Так, благодаря этому удалось добиться заключения мирового соглашения, которое с одной стороны дало шанс должнику реалистично выплатить «ЗАО Коралл» долг, и с другой стороны добиться желаемого результата нам.

В конце хотелось бы отметить, как важно всегда обращать внимание на мелочи. Со стороны «ЗАО Коралл» было очень опрометчиво не указать при переводе денежных средств в счет государственной пошлины назначение платежа. Конечно, мы смогли поправить эту проблемы, но не всегда в деле имеется достаточно доказательств, благодаря которым возможно все исправить. Поэтому, будьте всегда и во всем внимательны. Неизвестно в какую ситуацию это может потом вылиться. И даже такая мелочь может понести за собой крупные последствия. Такое как, например, в нашем случае — риск потери всего процесса.

Для наших клиентов все закончилось благополучно, но эти события их научили многому. Часто люди не спешат обращаться за консультацией в адвокатскую канцелярию и делают это в последний момент, тем самым только усугубляя свое положение. А ведь своевременное подключение адвоката могло бы намного упростить и ускорить дело. Поэтому советуем Вам всегда незамедлительно находить профессионалов своего дела.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.
АДВОКАТСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТОВ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ ГЕРМАНИИ

Нет комментариев