Яна Потоцкая →  Юрист или МФЦ

Юрист или МФЦ

В России профессия юриста зачастую ассоциируется с профессией «государственника» на защите законных прав и интересов граждан со статуэткой Фемиды на рабочем столе. У многих граждан принято воспринимать правоведа, как универсала и стойкого оловянного солдатика, который сможет в одиночку проконсультировать коммерсантов и по выкупу помещений у арендодателей и выступить со стороны защиты обвинения по делу о причинении тяжкого вреда здоровью. Но такой подход в корне неверный. Мы стараемся разложить по полочкам, чем универсал-администратор уступает разделению специалистов по узкоспециализированным отраслям права и почему профессиональным консультантам никогда не будет альтернативы.
Преимущества и недостатки многофункциональных центров

В рамках административной реформы, запущенной еще в 2006 году, главной целью выступало повышение доступности и качества госуслуг. Теперь граждане все операции с недвижимым имуществом и земельными отношениями, могут регистрировать и отслеживать в рамках Big Data, активно внедряемых «облачных» технологий в государственном управлении, за счет которых можно отслеживать все изменения в централизованной системе, в частности, в отраслевых реестрах. Особое внимание хотелось бы уделить ЕГРП (единому госреестру права), изменения в который заносят специалисты-регистраторы в соответствии с релевантными запросами гражданина.

Исходя из собственной практики, нередко граждане обращаются в МФЦ в целях регистрации всех изменений по земельным отношениям и недвижимому имуществу. Всем хорошо знакомо обращение к сотруднику многофункционального центра о предоставлении выписки из ЕГРП о сведениях, касающиеся приобретения объекта недвижимости (так называемый, due diligence или проверка объекта недвижимости на юридическую чистоту, например, квартиры или коттеджа, который вы хотите приобрести в будущем).

Ключевая задача сотрудника МФЦ: занесение регистрационных данных по каждому отдельному обращению гражданина, иными словами, специалисты обязаны предоставить максимально объективную и достоверную информацию по запросам клиента и строго занести регистрационные данные в релевантную колонку, полностью соответствующая услуге, за которой пришел гражданин.

Непосредственными плюсами такой помощи является безвозмездный характер оказания услуг, возможность свободного доступа к системе «Активный гражданин», шаговая доступность от дома, возможность получения отчетности по произведенным операциям по разным сферам услуг, включая жилищно-коммунальные.
Но вместе с этим необходимо выделить и существенные недостатки: искусственное затягивание сроков по выдаче запрашиваемых документов, нивелирование индивидуального подхода и эмпатии к клиенту, за каждой операцией гражданина не закреплен индивидуальный консультант, что говорит об отсутствии оказания юридической помощи на последующих этапах. Если говорить более конкретно, сотрудники МФЦ выполняют важные для юридических и физических лиц функции регистратора, а для такой профессии должны быть четко выражены навыки администрирования. В рамках оказания консалтинговых услуг населению гражданин может получить бесплатную консультацию от сотрудника МФЦ, но ваши дальнейшие намерения в отношении госоргана (например, обжалование решения по выплате социальных пособий и формированию накопительной части пенсии, которая была неправомерно или осознанно рассчитана не по нужному коэффициенту) – не зона ответственности сотрудника – регистратора. В резонансных случаях, особенно касающихся таких коррупциогенных сфер, как ЖКХ и социальная политика, требуется высококвалифицированная помощь.

Следует полагать, что в отличие от «администраторов» и «технократов», категория консультантов предоставляет альтернативу директивному подходу по взаимодействию с гражданами (коммуникация построена по схеме: вопрос-ответ, запрос-действие) и эта альтернатива выражена в эмпатии (сочувствию) к проблеме клиента и возможность общения напрямую гражданина с управляющим партнером или генеральным директором консультативного юридического центра. Зачастую такие центры могут выступать не только в качестве объекта, предоставляющий консалтинговые услуги, но и в качестве центра по генерации идей и возможности реформирования законодательной системы в целом, возможность создавать в рамках своей практики судебные прецеденты.

Сотрудничество граждан через МФЦ по регистрации изменений состояний ВРИ (разрешение видов разрешенного использования)

Мы сотрудничали с индивидуальным предпринимателем, у которого в собственности находится участок, соответствующий правовой классификации сельскохозяйственного назначения. Ему было необходимо произвести прирезку участка, но для обеспечения правомерности данной процедуры, необходимо привести виды разрешенного использования (ВРИ) в соответствии с классификатором, то есть привести правовой статус объекта в соответствии с Приказом N 540 Минэкономразвития от 1.09.2014 года. В состав ВРИ входят объекты, которые частный предприниматель собирается возводить или уже возвел на территории своего дачного участка или площади сельскохозяйственного назначения. Но для прирезки участка с целью последующего увеличения его кадастровой стоимости, необходимо установить ВРИ (объекты, находящиеся на вашем участке земли) в соответствии с классификатором, то есть с новым приказом, где буква закона гласит совершенно иные формулировки как по услугам, так и по правовым категориям. Если до вступления приказа Минэкономразвития в законную силу один из многочисленных объектов ВРИ носил формулировку «Для дачного строительства», то в соответствии с новыми правовыми реалиями эта категория несет название «Ведение дачного хозяйства».

Для того, чтобы прирезка земельного участка одной категории была осуществлена к совершенно другой категории, для этого необходимо пойти в многофункциональный центр и грамотно ретранслировать свой запрос консультанту по установлению ВРИ в соответствии с классификатором и по внесению изменений в реестр категории земельного участка.
Иными словами, смена юридико-лингвистической категории с одной на другую может как повысить стоимость вашего участка, так и снизить ее. В любом случае, подача заявки в МФЦ на приведение объектов ВРИ вашего участка не может гарантировать вам релевантного финансового результата.

При проведении пошаговых манипуляций по земельным отношениям и корректному внесению правовых изменений в ЕГРП, вы сможете увеличить кадастровую стоимость вашего участка. Однако зачастую клиенты теряют свое время в связи с некорректным внесением специалиста-регистратора из МФЦ и земельный вопрос зачастую остается в неподвижном состоянии, дело останавливается из-за нехватки у администратора узкоспециализированных навыков.

Ведь юрист в эпоху информационных технологий, когда вся информация располагается в свободном доступе- это и управленец, и финансист, генератор законопроектов, иными словами, и «жнец, и кузнец и на дуде игрец».

Приведем другой пример по преимуществу медиации, профессиональных лоббистов и консультантов над «администраторами» и «технократами»

Профессиональный консультант в smart regulatory (умная регуляторная политика)

Несмотря на искусственный интеллект и «нейронные сети», агрегаторы законов и судебной практики, процесс автоматизации при составлении шаблонных договоров, человеческий фактор и мыслительные процессы при выстраивании многоступенчатых переговоров (для достижения положительных результатов на стороне клиента в Арбитраже) остаются актуальны, в том числе спустя 20 лет.

Дело в том, что в условиях цифровизации экономики и автоматизации процессов нашей деловой активности, включая электронный документооборот, «облачные» технологии в государственном управлении приобретает актуализацию роль профессиональных медиаторов, отраслевых лоббистов, грамотных переговорщиков на стороне клиента. Но даже в государственном управлении сложно представить воплощение оценки регулирующего воздействия (общепринятая практика smart regulatory, принятая в странах ОЭСР по монетарной оценке законопроектов и ее влиянию на конкретную отрасль бизнеса) без профессионального лоббиста = переговорщика, представляющий интерес клиента и хорошо знакомый с конкретной отраслью бизнеса.

Сложно отдать на аутсорсинг роботам и ботам отрасли права, где мыслительный фактор человека незаменим и по-прежнему остается локомотивом принятия решений на всех уровнях. Хотя такая практика уже публикуется в странах европейского сообщества, когда деятельность одного бота приравнена к деятельности дести помощников юриста в российском штате или консалтинговом агентстве, работающих с составлением типовых договоров или исковых заявлений.

*Краткая справка: Основная роль оценки регулирующего воздействия заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования. Зачастую это осуществляется путём монетизации потенциальных издержек и выгод нового регулирования, а также оценки его сторонних эффектов. В настоящее время ОРВ понимается как часть института «умного регулирования» (smart regulation).

Несомненно, профессиональные компетенции юриста в системе аналитики нормативно-правовых актов незаменима и без человеческого фактора, эмпатии и возможности прямого канала коммуникации между клиентом и генеральным директором юридического консультативного центра.

Следовательно, необходимо сделать следующий вывод в отношении профессии юриста:

сотрудникам МФЦ в будущем потребуется повышение квалификации по части знаний переговорного процесса, экономики, финансов и основ IT-трендов, причем на уровне продвинутого пользователя.

Какие ценности отстаивает smart regulatory? (оценка регулирующего воздействия законопроектов, затрагивающих интересы бизнеса)

1. Оценка НПА законодательными и исполнительными органов власти
2. IT-решения. Публичные консультации в режиме online, вебинары.
3. Построение баз и платформ по открытым данным (Big data), как способность монетизации эффектов для бизнеса, граждан и госорганов.
4. Кооперация (согласованное межведомственное взаимодействие, которое не могут производить боты).

Так все-таки, юрист – универсал или юрист – генератор идей?
Если юрист в государственном учреждении, предоставляющий консультации на безвозмездных началах, — не закреплен за Вами и вашим делом персонально, нивелируется индивидуальный подход к вашей проблеме, зачастую ему не хватает специальных знаний в отрасли (например, при расследовании финансовых правонарушений), требующих дополнительного образования в области экономики, финансов, банкинга, то персональный консультант будет сопровождать вас на всех этапах сделки и станет вашим другом и помощником 24/7.

Получение так называемой «бесплатной» консультации (подразумевает под собой подготовку шаблонного договора и устной консультации, которую можно найти и в интернете) — экономия Вашего времени и денег, но лишь на начальном этапе судебного процесса. Для того, чтобы выиграть спор или отстоять свои интересы в переговорном процессе, машина и составление иска «по шаблону» далеко не лучший выход из положения. Ни один из уважающих себя юристов не составит шаблонный иск для своего клиента, он все сделает сам, используя творческий подход при драфте договора, опять же, используя специальные знания и техники в отрасли.

Иными словами, сопровождение клиента на стороне на всех этапах сделки, переговоры с госорганами (GR), отстаивание финансовых интересов заказчика в той или иной отрасли, будь бы это земля, строительство или недвижимость (отраслевой лоббизм) — трудоемкий мыслительный процесс, несомненно, требующий человеческого фактора, а не машины. Только тогда заключение договора пройдет для Вас на максимально выгодных условиях. МФЦ не решает вопросы бизнеса, но и проблемы граждан тоже решает слабо из-за отсутствия закрепления за каждым обращенным за помощью человеком персонального ассистента, консультанта, консалтера, к чему уже давно пришли в западных странах. Отсутствует индивидуальный подход к проблеме, не используются на практике специальные знания отрасли.

Юридический рынок трансформировался в оказание высококлассной профессиональной помощи не только по части основ гражданского и уголовного права, но и по синергии права и инженерии, права и бизнес-процессов, финансов и права.

Нет комментариев