Ольга Кириллова →  «Обмани застройщика»: лотерея от мошенников-юристов

В погоне за наживой юристов-аферистов страдают и застройщики и покупатели квартир

Мошенники, обещавшие участникам ДТП выбить из страховщиков побольше денег, довели рынок автострахования до кризиса. Ситуацию спасли лишь поправки в закон об ОСАГО. Теперь аферисты, судя по всему, пришли в строительный бизнес, и даже модели обмана принесли схожие.
Простой пример из практики юридической компании Heritage Group: Анастасия Владимировна (имя изменено) купила квартиру в подмосковной новостройке. Посоветовавшись с горе-юристом, обратилась к застройщику с просьбой изменить планировку — убрать балкон, а за счет него увеличить полезную площадь комнаты. Строительная компания, желая удовлетворить «любой каприз за деньги клиента», на это согласилась. Причем никакие допсоглашения подписывать с женщиной не стали, все на словах. В момент приемки жилья выяснилось, что клиентке балкон необходим, и вообще — покупала она эту квартиру только ради него. В итоге — покупатель с застройщиком сходятся в судебной тяжбе, где, согласно закону о защите прав потребителя, компания получает штраф в 800 тысяч рублей, обязательство выплатить неустойку и компенсацию, — в общей сумме — почти полная стоимость этой самой квартиры.

И речь идет не о случаях с недобросовестными застройщиками, которые годами нарушают сроки сдачи или продают квартиру нескольким покупателям. С каждым месяцем все больше застройщиков становятся жертвами недобросовестных клиентов, желающих обогатиться на лазейках в законе.

Наиболее распространенная схема махинации: покупатель скрывается от застройщика в момент сдачи жилья. Строители по наивности (иначе не объяснить) гоняются за «уклонистом», названивают, разыскивают, но не предпринимают попыток оформить ситуацию документами: хотя бы просто выслать уведомление о сдаче объекта заказным письмом. В результате, через пару месяцев «догонялок» покупатель с адвокатом-мошенником «под ручку» идут в суд и обвиняют застройщика в нарушении сроков сдачи. Доказательств своей честности у фирмы, конечно, нет. Затем покупатель с помощью экспертов, предоставленных «заботливым» юристом, находит в купленной квартире какой-либо малозначительный дефект и возвращает жилплощадь продавцу. Сумма иска за счет штрафов и 50%-ых надбавок, положенных по закону, достигает двукратной стоимости квартиры. Такие деньги зачастую становятся непосильными для среднестатистического застройщика.

Для реализации проекта строительства используют четыре источника средств: банковские кредиты, долговые обязательства перед поставщиками, средства от долевого участия и собственные средства. Причем, последние составляют наименьшую долю. Скажем, на очереди сдачи находится среднегабаритный многоквартирный дом — сто квартир. Учитывая снизившуюся покупательскую способность, даже 2-3 суда по описанной схеме, могут вывести застройщика из состояния баланса. Учитывая задолженность перед банком и поставщиками, такая компания быстро теряет активы и вынуждена признавать себя банкротом. При этом заявитель теряет и квартиру и, вследствии банкротства застройщика, выплаты по исполнительному листу. Зато остается должен выплачивать ипотеку в течение 10-20 лет. В выигрыше, за редким исключением, только юрист, насоветовавший «прибыльное дело» — он то уже взял с клиента часть положенного гонорара.

Критическую ситуацию на рынке автомобильного страхования смогли исправить, заменив денежные выплаты «натуральными». Исполнительный директор Союза автостраховщиков Евгений Уфимцев писал, анонсируя изменения в законе: «Выгоду однозначно будут иметь потребители, потому что введение схемы по выплате на станцию подразумевает, что убираются денежные средства, — то, как раз, на чем сейчас зарабатывают преступные группы». Возможно, и закон о защите прав потребителей требует корректировки, пока пострадавших с той и с другой стороны не стало слишком много?
Пока на законодательном уровне не будут приняты необходимые меры, в первую очередь необходимо быть осторожными покупателям жилья. Именно они в этой ситуации наименее защищены. Не следует походя доверять дешевой рекламе и предложениям заработать на застройщике, — как видим, это может «выйти боком»: потеряете и деньги, и квартиру.

Нет комментариев