Ажбекир Ромазанов → ЗАКОН FARA: УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЯ
21 ноября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента» (далее – Федеральный закон № 121-ФЗ), выделив особую группу некоммерческих организаций (далее – НКО), независимо от форм, а именно НКО, выполняющие функции иностранного агента.
Согласно фрагменту стенограммы заседания Государственной Думы от 13 июля 2012 г. № 42 входе рассмотрения одноименного законопроекта № 102766-6 во втором чтении докладчиком отмечено, что терминология проекта закона полностью созвучна с законом, который действует по сей день в США и который был взят за основу при создании законопроекта. Таким образом, речь идет о Законе о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act (FARA)) (далее – Закон FARA), принятом в 1938 году для обеспечения прозрачности сведений о лицах, действующих в интересах иностранных принципалов, как в политической, так и в квазиполитической (quasi-political) сферах.
Концепция Закона FARA была предложена специальным комитетом Конгресса по изучению антиамериканской деятельности (Special Committeeon Un-American Activities Authorized to InvestigateNazi Propaganda and Certain Other PropagandaActivities) (далее – Специальный комитет), созданного в соответствии с Актом Конгресса, известного также под названием «Комитет Маккормака-Дикштейна» (McCormack-Dickstein Committee) в честь председателя Джона Маккормакаи вице-председателя Комитета Сэмуэля Дикштейна. Специальный комитет, расследуя факты пропагандистской деятельности на территории США, в их числе и фашистской идеологии, а также коммунистических взглядов, обличал физических лиц и организации, занимающиеся негативной пропагандистской деятельностью на территории американского государства.
Закон FARA — это первый опыт регулирования лоббистской деятельности в США, закрепивший обязанность иностранных лоббистов регистрироваться и направлять информацию о своих намерениях Государственному секретарю США. Однако в 1946 году лоббистская деятельность выделяется в самостоятельную сферу регулирования принятием Закона о регистрации лоббистской деятельности (The Lobbying Registration Act).
Значительные изменения в Закон FARA были внесены в 50-60-е годы. Так, в 1966 году вступила в силу поправка, изменившая фокус общественных отношений, сместив его с борьбы с пропагандой на юридический инструмент регулирования иностранной лоббистской деятельности. Одним из аргументов в пользу изменений, по мнению членов парламента, была угроза, исходящая не только от лиц, занимающихся подрывной деятельностью, но также и от лиц, предпринимающих попытки оказать влияние на американскую, не только внешнюю, но и по некоторым аспектам внутреннюю политику, в том числе вопросы налогообложения иностранных субъектов и др.
В настоящее время ответственность за исполнение Закона FARA возложена на Министерство юстиции США или Департамент юстиции (Department of Justice), а именно в его системе Регистрационный блок Секции контрразведки и контроля экспорта (Registration Unitof the Counterintelligence and Export Control Section(CES)) Отдела национальной безопасности (NationalSecurity Division (NSD)).
Согласно Закону FARA под термином «лицо» (person) понимаются физическое лицо, партнерство, ассоциация, корпорация, организация и другие формы объединений физических лиц.
Под понятие «иностранный принципал» (foreign principal), подпадают государственные органы иностранных государств, иностранные политические партии; любое лицо, находящееся за пределами США (но за исключением американских граждан, постоянно проживающих на территории США, а также объединений лиц, созданных в соответствии с американскими законами, и имеющих главный офис на территории США); любое объединение лиц, созданное в соответствии с правом иностранного государства, или, которое имеет главный офис за пределами юрисдикции США.
Закон FARA соответственно определяет содержание понятия «агент иностранного принципала» (agent of a foreign principal) (далее – АИП), как представляется, из двух составляющих его элементов: сведения о субъекте и сведения о деятельности такого субъекта. По первому элементу, признаком АИПа может обладать лицо (А), действующее в качестве агента, представителя, работника, а также лицо (Б), действующее в любом ином качестве по приказу, просьбе или под руководством или контролем иностранного принципала или лица, какая-либо деятельность которого прямо или косвенно управляется, направляется, контролируется, финансируется полностью или частично иностранным принципалом. Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона FARA лица А/Б могут действовать как непосредственно, так и через других лиц A1/Б1. По второму элементу (сведения о деятельности), лица А/Б могут обладать признаками АИПа в случае политической деятельности на территории США от имени или в интересах иностранного принципала; осуществлении деятельности пиар-менеджера, рекламного агента, работника информационной службы или политического консультанта на территории США от имени или в интересах иностранного принципала; в случае ходатайства о предоставлении, занятии сбором или выполнении функции оператора пожертвований, займов денежных средств или иных материальных ценностей; представлении интересов иностранного принципала в органах государственной власти США.
В соответствии с положениями Закона FARA его действие не распространяется (с оговорками) на представителей дипломатического корпуса; лиц, занимающихся религиозной, научной, исследовательской или коммерческой деятельностью, юридической практикой; с оговоркой на должностных лиц органов оборонного комплекса иностранных государств; лиц, занимающееся лоббистской деятельностью, при условии, что они зарегистрированы в соответствии с Законом 1995 года о раскрытии информации о лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act); а также организации СМИ, если они — (1 условие) — созданы в соответствии с законами США, а печатные издания, зарегистрированы в отделе Почтовой службы США, (2 условие) — осуществляют свою деятельность за счет добросовестной журналистской деятельности, (3 условие) — которыми владеют и его служащими являются граждане США, (4 условие) – политика которых ни в какой мере не подвергается влиянию иностранного принципала или какого-либо АИПа.
Особо обращает внимание, что в случае, если иностранным принципалом является какое-либо объединение, то в заявлении такой АИП такого объединения обязан отразить кому принадлежит и кем контролируется такое объединение. Кроме того, также АИП обязан указать степень, в которой его иностранный принципал (объединение) управляется, направляется, принадлежит, контролируется, финансируется или субсидируется частично или полностью иностранной политической организацией или другим(!) иностранным принципалом.
Таким образом, согласно положениям Закона FARA статусу АИПа могут соответствовать не только различного вида объединения, но также и физические лица, СМИ, а при несоблюдении лицами, деятельность которых нормами ЗаконаFARA исключена из сферы его регулирования, также и такие «агенты иностранного принципала».
Согласно фрагменту стенограммы заседания Государственной Думы от 13 июля 2012 г. № 42 входе рассмотрения одноименного законопроекта № 102766-6 во втором чтении докладчиком отмечено, что терминология проекта закона полностью созвучна с законом, который действует по сей день в США и который был взят за основу при создании законопроекта. Таким образом, речь идет о Законе о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act (FARA)) (далее – Закон FARA), принятом в 1938 году для обеспечения прозрачности сведений о лицах, действующих в интересах иностранных принципалов, как в политической, так и в квазиполитической (quasi-political) сферах.
Концепция Закона FARA была предложена специальным комитетом Конгресса по изучению антиамериканской деятельности (Special Committeeon Un-American Activities Authorized to InvestigateNazi Propaganda and Certain Other PropagandaActivities) (далее – Специальный комитет), созданного в соответствии с Актом Конгресса, известного также под названием «Комитет Маккормака-Дикштейна» (McCormack-Dickstein Committee) в честь председателя Джона Маккормакаи вице-председателя Комитета Сэмуэля Дикштейна. Специальный комитет, расследуя факты пропагандистской деятельности на территории США, в их числе и фашистской идеологии, а также коммунистических взглядов, обличал физических лиц и организации, занимающиеся негативной пропагандистской деятельностью на территории американского государства.
Закон FARA — это первый опыт регулирования лоббистской деятельности в США, закрепивший обязанность иностранных лоббистов регистрироваться и направлять информацию о своих намерениях Государственному секретарю США. Однако в 1946 году лоббистская деятельность выделяется в самостоятельную сферу регулирования принятием Закона о регистрации лоббистской деятельности (The Lobbying Registration Act).
Значительные изменения в Закон FARA были внесены в 50-60-е годы. Так, в 1966 году вступила в силу поправка, изменившая фокус общественных отношений, сместив его с борьбы с пропагандой на юридический инструмент регулирования иностранной лоббистской деятельности. Одним из аргументов в пользу изменений, по мнению членов парламента, была угроза, исходящая не только от лиц, занимающихся подрывной деятельностью, но также и от лиц, предпринимающих попытки оказать влияние на американскую, не только внешнюю, но и по некоторым аспектам внутреннюю политику, в том числе вопросы налогообложения иностранных субъектов и др.
В настоящее время ответственность за исполнение Закона FARA возложена на Министерство юстиции США или Департамент юстиции (Department of Justice), а именно в его системе Регистрационный блок Секции контрразведки и контроля экспорта (Registration Unitof the Counterintelligence and Export Control Section(CES)) Отдела национальной безопасности (NationalSecurity Division (NSD)).
Согласно Закону FARA под термином «лицо» (person) понимаются физическое лицо, партнерство, ассоциация, корпорация, организация и другие формы объединений физических лиц.
Под понятие «иностранный принципал» (foreign principal), подпадают государственные органы иностранных государств, иностранные политические партии; любое лицо, находящееся за пределами США (но за исключением американских граждан, постоянно проживающих на территории США, а также объединений лиц, созданных в соответствии с американскими законами, и имеющих главный офис на территории США); любое объединение лиц, созданное в соответствии с правом иностранного государства, или, которое имеет главный офис за пределами юрисдикции США.
Закон FARA соответственно определяет содержание понятия «агент иностранного принципала» (agent of a foreign principal) (далее – АИП), как представляется, из двух составляющих его элементов: сведения о субъекте и сведения о деятельности такого субъекта. По первому элементу, признаком АИПа может обладать лицо (А), действующее в качестве агента, представителя, работника, а также лицо (Б), действующее в любом ином качестве по приказу, просьбе или под руководством или контролем иностранного принципала или лица, какая-либо деятельность которого прямо или косвенно управляется, направляется, контролируется, финансируется полностью или частично иностранным принципалом. Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона FARA лица А/Б могут действовать как непосредственно, так и через других лиц A1/Б1. По второму элементу (сведения о деятельности), лица А/Б могут обладать признаками АИПа в случае политической деятельности на территории США от имени или в интересах иностранного принципала; осуществлении деятельности пиар-менеджера, рекламного агента, работника информационной службы или политического консультанта на территории США от имени или в интересах иностранного принципала; в случае ходатайства о предоставлении, занятии сбором или выполнении функции оператора пожертвований, займов денежных средств или иных материальных ценностей; представлении интересов иностранного принципала в органах государственной власти США.
В соответствии с положениями Закона FARA его действие не распространяется (с оговорками) на представителей дипломатического корпуса; лиц, занимающихся религиозной, научной, исследовательской или коммерческой деятельностью, юридической практикой; с оговоркой на должностных лиц органов оборонного комплекса иностранных государств; лиц, занимающееся лоббистской деятельностью, при условии, что они зарегистрированы в соответствии с Законом 1995 года о раскрытии информации о лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act); а также организации СМИ, если они — (1 условие) — созданы в соответствии с законами США, а печатные издания, зарегистрированы в отделе Почтовой службы США, (2 условие) — осуществляют свою деятельность за счет добросовестной журналистской деятельности, (3 условие) — которыми владеют и его служащими являются граждане США, (4 условие) – политика которых ни в какой мере не подвергается влиянию иностранного принципала или какого-либо АИПа.
Особо обращает внимание, что в случае, если иностранным принципалом является какое-либо объединение, то в заявлении такой АИП такого объединения обязан отразить кому принадлежит и кем контролируется такое объединение. Кроме того, также АИП обязан указать степень, в которой его иностранный принципал (объединение) управляется, направляется, принадлежит, контролируется, финансируется или субсидируется частично или полностью иностранной политической организацией или другим(!) иностранным принципалом.
Таким образом, согласно положениям Закона FARA статусу АИПа могут соответствовать не только различного вида объединения, но также и физические лица, СМИ, а при несоблюдении лицами, деятельность которых нормами ЗаконаFARA исключена из сферы его регулирования, также и такие «агенты иностранного принципала».
Нет комментариев